Решение №78/3889/21, 78/3890/21 Т02-112/21 по жалобе ООО «Завод Автомобильных Фургонов» от 12 февраля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-112/21
10 февраля 2021 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
с участием представителей от СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Организатор торгов) и ООО «Завод Автомобильных Фургонов» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 02.02.2021 вх. № 3504-ИП/21) ООО «Завод Автомобильных Фургонов» на действия закупочной комиссии Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее — Закупочная комиссия) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку автомобиля технической помощи (извещение №32009726178), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
26 ноября 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано извещение № 32009726178 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку автомобиля технической помощи (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Извещение).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Положение о закупках) в редакции от 23.10.2020, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
5 776 666,66 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
26.11.2020 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
14.12.2020 в 11:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
15.12.2020 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
СПб, ул. Сызранская, 15 |
2. Заявитель обжалует принятое согласно протоколу № 457/2020-ЭА заседания комиссии по закупкам по подведению итогов от 29.01.2021 решение Закупочной комиссии Организатора торгов о признании процедуры Закупки несостоявшейся, а также о заключении договора с ООО «Завод Автомобильных Фургонов» по цене договора, сниженной на 5% в соответствии с п. 29 информационной карты Документации (далее — Информационная карта).
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
СПб ГУП «Горэлектротранс» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Завод Автомобильных Фургонов» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/3098/21 от 05.02.2021, представлен.
Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/3098/21 от 05.02.2021, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с протоколом № 457/2020-ЭА заседания комиссии по закупкам по рассмотрению заявок на участие в Закупке от 15.12.2020 по результатам рассмотрения заявок Закупочной комиссией было принято решение допустить к участию в процедуре Закупки 2 заявки: ООО «Техинком Питер» и ООО «Завод Автомобильных Фургонов».
В соответствии с протоколом № 457/2020-ЭА заседания комиссии по закупкам по подведению итогов от 29.01.2021 на электронную торговую площадку поступило 2 (две) заявки на участие в аукционе в электронной форме, 1 (одна) заявка – ценовое предложение не подавалось. По результатам подведения итогов Закупочной комиссией на основании абзаца 8 пункта 2.7. раздела 2 Документации принято решение признать открытый аукцион в электронной форме несостоявшимся в связи с тем, что на аукцион явился 1 (один) участник, а также заключить договор с ООО «Завод Автомобильных Фургонов» на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, по цене договора, сниженной на 5 (пять) процентов, в соответствии с пунктом 29 Информационной карты документации об аукционе, в размере 5 487 833 (Пять миллионов четыреста восемьдесят семь тысяч восемьсот тридцать три) рубля 33 копейки.
Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 7 ч. 14 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой.
На основании п. 5 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.
Согласно п. 7 Информационной карты начальная (максимальная) цена договора, (цена лота) составляет 5 776 666 (Пять миллионов семьсот семьдесят шесть тысяч шестьсот шестьдесят шесть) рублей 66 копеек, включая все налоги и сборы.
Пунктом 29 Информационной карты установлены особые условия, а именно: в случае если аукцион признан несостоявшимся вследствие поступления аукционной заявки от одного участника закупки, с таким участником при условии, что он будет допущен к участию в аукционе и его аукционная заявка соответствует требованиям, изложенным в аукционной документации, а также с единственным допущенным к аукциону участником, с участником, который один явился на аукцион, заказчик имеет право признать аукцион несостоявшимся и провести процедуру повторно или принимает решение о заключении договора с победителем (единственным участником) по НМЦД, сниженной на 5 (пять) процентов.
В соответствии с абзацем 8 п. 2.7 Документации если открытый аукцион признан несостоявшимся вследствие поступления аукционной заявки от одного участника закупки, с таким участником при условии, что он будет допущен к участию в аукционе, а также с единственным допущенным к аукциону участником, с участником, который один явился на аукцион, договор заключается на условиях документации.
Представители Организатора торгов пояснили, что в соответствии с протоколом № 457/2020-ЭА заседания комиссии по закупкам по подведению итогов от 29.01.2021 процедура Закупки была признана несостоявшейся в связи с тем, что на аукцион явился 1 (один) участник, на основании абзаца 8 п. 2.7 Документации, а также правомерно применены положения п. 29 Информационной карты, согласно которым в случае если аукцион признан несостоявшимся вследствие поступления аукционной заявки от одного участника закупки, с таким участником при условии, что он будет допущен к участию в аукционе и его аукционная заявка соответствует требованиям, изложенным в аукционной документации, а также с единственным допущенным к аукциону участником, с участником, который один явился на аукцион, заказчик имеет право признать аукцион несостоявшимся и провести процедуру повторно или принимает решение о заключении договора с победителем (единственным участником) по НМЦД, сниженной на 5 (пять) процентов.
Вместе с тем Комиссия СПб УФАС России полагает, что абзацем 8 п. 2.7 Документации установлены последствия признания процедуры Закупки несостоявшейся, а не основания для признания ее таковой.
Комиссией СПб УФАС России установлено, согласно п. 345 раздела 53 Положения о закупках организация и проведение открытого аукциона в электронной форме осуществляются в соответствии с разделами 17, 43 - 51 в части, не противоречащей настоящему разделу.
Пунктом 341 раздела 51 Положения о закупках установлено, что открытый аукцион признается несостоявшимся в случаях, если:
1) на участие в аукционе не подано ни одной аукционной заявки;
2) на участие в аукционе подана одна аукционная заявка;
3) по итогам рассмотрения аукционных заявок к участию в аукционе допущен один участник;
4) ни один из участников не допущен к участию в аукционе;
5) на открытый аукцион явился один участник (за исключением аукциона в электронной форме);
6) на открытый аукцион не явился ни один из участников (за исключением аукциона в электронной форме);
7) в ходе проведения открытого аукциона не поступили предложения о более низкой цене договора (цене лота), чем начальная (максимальная) цена договора (цена лота), шаг аукциона снижен до минимального размера и после троекратного объявления последнего предложения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) не поступило ни одного предложения с более низкой ценой договора.
При этом согласно извещению о Закупке процедура Закупки осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России полагает, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов о признании процедуры Закупки несостоявшейся принято в нарушение условий пп. 5 п. 341 раздела 51 Положения о закупках, вследствие чего положения п. 29 Информационной карты, предусматривающие возможность заключения договора с участником по начальной (максимальной) цене договора, сниженной на 5%, в случае признания процедуры Закупки несостоявшейся, не могли быть применены Закупочной комиссией при принятии решения о заключении договора с участником ООО «Завод Автомобильных Фургонов».
Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов о признании процедуры Закупки несостоявшейся, а также о заключении договора с участником ООО «Завод Автомобильных Фургонов» по цене договора, сниженной на 5%, принято в порядке, не соответствующем Документации и Положению о закупках.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов по принятию решения о признании процедуры Закупки несостоявшейся, а также о заключении договора с участником ООО «Завод Автомобильных Фургонов» по цене договора, сниженной на 5%, в порядке, не соответствующем Документации и Положению о закупках, нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3, ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, предъявлении к участникам требований, не предусмотренных документацией о закупке, а также несоблюдении порядка заключения договора, регламентированного положением о закупках, допущенное при проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (от 02.02.2021 вх. № 3504-ИП/21) ООО «Завод Автомобильных Фургонов» на действия Закупочной комиссии Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку автомобиля технической помощи (извещение №32009726178) обоснованной.
2) Признать в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку автомобиля технической помощи (извещение №32009726178) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3, ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, предъявлении к участникам требований, не предусмотренных документацией о закупке, а также несоблюдении порядка заключения договора, регламентированного положением о закупках, допущенное путем принятия решения о признании процедуры Закупки несостоявшейся, а также о заключении договора с участником ООО «Завод Автомобильных Фургонов» по цене договора, сниженной на 5%, в порядке, не соответствующем Документации и Положению о закупках.
3) Организатору торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) и его Закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку автомобиля технической помощи (извещение №32009726178), путем отмены протокола № 457/2020-ЭА заседания комиссии по закупкам по подведению итогов от 29.01.2021 и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
10 февраля 2021 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
на основании решения Комиссии от 10.02.2021 № Т02-112/21 по жалобе на действия закупочной комиссии организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку автомобиля технической помощи (извещение №32009726178, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Организатору торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) и его Закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку автомобиля технической помощи (извещение №32009726178), путем отмены протокола № 457/2020-ЭА заседания комиссии по закупкам по подведению итогов от 29.01.2021 и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим положением о закупках организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 15 марта 2021 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.