Решение №78/734/23 решение о прекращении по делу № 078/01/11-1309/2022, возбужд... от 17 января 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFНовосибирская транспортная прокуратура
630132, Новосибирск, ул. 1905 года, д.2
АО «НССА» (ИНН 7810705019)
196210, Санкт-Петербург, ул. Пилотов, д.56, лит.А, пом.112
ООО «Хели-драйв Северо-Запад» (ИНН 7807127784)
196210, Санкт-Петербург, ул. Пилотов, д.56, лит.А, пом.112
РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №078/01/11-1309/2022
Санкт-Петербург
Резолютивная часть решения оглашена 28 декабря 2022 года
В полном объеме решение изготовлено 17 января 2023 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<…> – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, Председатель Комиссии;
<…> – начальник отдела по борьбе с картелями Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, член Комиссии;
<…> – главный государственный инспектор отдела по борьбе с картелями Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, член Комиссии;
рассмотрев дело № 078/01/11-1309/2022, возбужденное по признакам нарушения АО «Национальная служба санитарной авиации» (ИНН 7810705019), ООО «Хели-Драйв Северо-Запад» (ИНН 7807127784) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
в присутствии представителей:
-от Новосибирской транспортной прокуратуры <…> старшего помощника Новосибирского транспортного прокурора;
-от АО «НССА» <…> по доверенности №53/2022 от 12.09.2022;
-от ООО «Хели-Драйв Северо-Запад» <…> по доверенности б/н от 14.12.2020,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление) поступило заявление Новосибирской транспортной прокуратуры, направленное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (вх.18189/22 от 12.07.2022), по вопросу возможного наличия нарушений антимонопольного законодательства в действиях АО «НССА» (ИНН 7810705019) и ООО «Хели-драйв Северо-Запад» (ИНН 7807127784) при участии в электронных торгах на выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи.
На основании указанных материалов приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10.02.2022 №20/22 возбуждено дело по признакам нарушения АО «Национальная служба санитарной авиации» (ИНН 7810705019), ООО «Хели-Драйв Северо-Запад» (ИНН 7807127784) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при участии в электронных торгах №№0361200015022000683, 0133200001722000256.
В связи с этим был принят Приказ №133/22 от 12.10.2022 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела № 078/01/11-1309/2022 по признакам нарушения АО «Национальная служба санитарной авиации» (ИНН 7810705019), ООО «Хели-Драйв Северо-Запад» (ИНН 7807127784) пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Определением от 24.10.2022 № 78/24450/22 дело №078/01/11-1309/2022 было назначено к рассмотрению на 01.12.2022.
По результатам проведения анализа состояния конкуренции Санкт-Петербургским УФАС России составлен аналитический отчёт в соответствии с требованиями пункта 10.10 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 (далее – Порядок). В данном отчёте отражены все необходимые сведения, предусмотренные Порядком.
В ходе рассмотрения дела проведен анализ сведений, содержащихся на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС), информации и сведений с электронных торговых площадок, исследована информация Федеральной налоговой службы России, в том числе с официального общедоступного сайта ФНС России http://www.nalog.ru об участниках Обществ, сведений операторов сотовой связи, управляющих центров по регистрации ЭЦП, интернет-провайдеров.
В ходе проведения анализа поведения хозяйствующих субъектов-ответчиков установлено следующее.
Организация |
Генеральный директор/ управляющий |
Учредители |
ООО «Хели-Драйв Северо-Запад» |
<…> |
<…> – 100% |
АО «Национальная служба санитарной авиации» |
<…> |
Госкорпорация «Ростех» - 50,1%; ООО «Риалинвестмент» - 23%; Фонд развития санитарной авиации-26,9% |
Следует отметить, что до 09.07.2019, согласно информации, представленной АО «РТ-регистратор» (вх.19234/22 от 26.07.2022), Фонд развития санитарной авиации (ИНН 7802290321) распоряжался 520 обыкновенными акциями АО «НССА», что составляло 52% от уставного капитала. При этом президентом Фонда развития санитарной авиации является <…>. То есть до 09.07.2019 АО «НССА» и ООО «Хели-драйв Северо-Запад» были подконтрольны одному и тому же физическому лицу.
С 09.07.2019 по настоящее время ни одним из хозяйствующих субъектов не установлен контроль над другими применительно к положению ч. 8 ст. 11 Закона о защите конкуренции, таким образом, условия о допустимости антиконкурентных соглашений не распространяются на совместные действия АО «НССА» и ООО «Хели-драйв Северо-Запад» в указанный период.
Согласно информации, представленной электронными торговыми площадками, общества совместно участвовали в следующих торгах:
Номер торгов |
дата публикации |
НМЦК |
организатор |
участник |
Дата заявки(уч-к) |
IP заявки(уч-к) |
IP подачи ЦП(уч-к) |
% снижения |
0361200015022000683 |
02.03.2022 |
250001600 |
Государственное Казенное Учреждение "Центр Государственных Закупок Сахалинской Области" |
ООО "ХЕЛИ-ДРАЙВ С-З" |
16.03.2022 10:57 |
178.16.146.214 |
178.16.146.214 |
|
АО "НССА" |
15.03.2022 10:54 |
178.16.146.214 |
178.16.146.214 |
0,17% |
||||
0133200001722000256 |
17.02.2022 |
41 615 700,00 |
Департамент Конкурсов И Аукционов Ивановской Области |
АО "НССА" |
24.02.2022 15:32 |
178.16.146.214 |
178.16.146.214 |
0,50% |
ООО "ХЕЛИ-ДРАЙВ С-З" |
25.02.2022 19:50 |
178.16.146.214 |
В то же время, несмотря на подачу заявок с одного IP-адреса, время подачи заявок существенно разнится (заявки поданы с разницей более суток).
В соответствии с данными, представленными ООО «Обит» (вх.19950-ЭП/22 от 03.08.2022) IP-адрес 178.16.146.214 выдан в пользование <….>, ИП, адрес предоставления услуги: Санкт-Петербург, ул. Пилотов, 56, лит.А, пом.112.
АО «НССА» арендует помещения у ИП <…>. по адресам: Санкт-Петербург, ул. Пилотов, д.56, лит. А; ул. Пилотов, д.56, стр.2, (лит. А, В). ООО «Хели-драйв Северо-Запад» арендует помещения у ИП <…>. по адресам: Санкт-Петербург, ул. Пилотов, д.56, лит. А; ул. Пилотов, д.56, лит. В.
По адресу Санкт-Петербург, ул. Пилотов, д.56 расположена охраняемая вертолетная площадка, соответствующая требованиям приказа Минтранса РФ от 04.03.2011 № 69, требованиям авиационной и транспортной безопасности, а также имеются помещения для хранения вертолетной техники и оборудования.
Использование данной площадки обеспечивает максимально оперативную подачу воздушного судна (в пределах 15 минут) как в интересах Санкт-Петербурга (при ДТП на КАД), так и Ленинградской области (при перевозке в ЛОКБ).
Возможность оперативного реагирования из аэропорта Пулково отсутствует, поскольку там введен иной пропускной режим, а также режим взлетов и посадок, отдающий приоритет на использование воздушного пространства пассажирским авиалайнерам, а не санитарным вертолетам, а также требуется большое количество времени на получение разрешения.
Кроме того, посадочная площадка, где расположены ответчики, является единственной посадочной площадкой в г. Санкт-Петербург, имеющей инфраструктуру и территориальное расположение, позволяющие оперативно доставлять пациентов, прилетающих на самолете или на тяжелом вертолете Ми-8 из других регионов, в медицинский центр Алмазова (на площадке производится пересадка, поскольку Алмазова не имеет технической возможности принять Ми-8 на свою посадочную площадку).
Альтернативной посадочной площадки, которая могла бы предоставить схожие условия для работы санитарной авиации в интересах города и области, в регионе не имеется.
Таким образом, местонахождение ответчиков на ул. Пилотов, д. 56 обусловлено практическими соображениями удобства выполнения полетов в интересах пациентов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Кроме посадочной площадки по адресу регистрации АО «НССА» и ООО «Хели-Драйв Северо-Запад» располагается большое двухэтажное нежилое здание, на территории которого находятся и другие компании.
Услуги интернет-провайдера, согласно представленной обществами информации, входят в договоры аренды и предоставляются арендодателем.
Согласно пояснениям ИП <..> (от 27.12.2022), здания по указанным адресам находятся на удалении от основных объектов городской инфраструктуры, в связи с чем для обеспечения устойчивой связи необходима прокладка оптоволоконного кабеля, что является дорогостоящей услугой. ИП <..> заключен договор на предоставление услуг с ООО «ОБИТ», осуществлено присоединение оптоволоконного кабеля и организовано подключение постоянного доступа в интернет по внешнему IP 178.16.146.214.
ИП <..> обеспечил наличие подключения услуги постоянного доступа в интернет для помещений, находящихся в собственности. В связи с чем заключение иных договоров с другими поставщиками аналогичных услуг не планируется.
Следует также отметить, что на территории всего комплекса зданий и сооружений вертолетного центра «Хели-драйв» действует специальный режим безопасности, в том числе, информационной безопасности. Все полеты воздушных судов с посадочной площадки «Хели-драйв» и на нее осуществляются по согласованию с диспетчерской службой аэропорта «Пулково», связь с которой осуществляется по специальным защищенным каналам, согласованным с различными службами, в том числе, в государственными правоохранительными службами. Внедрение в существующую систему коммуникационной связи дополнительных внешних объектов является нежелательным.
Использование единой инфраструктуры является следствием того факта, что здание, в котором располагаются компании, принадлежит одному лицу, который как собственник обеспечивает интернет, единую компьютерную сеть и прочие услуги.
Согласно информации ПАО «Мегафон» (вх.19790-ЭП/22 от 02.08.2022, 19735-ЭП/22 от 02.08.2022) номер телефона, который обе компании указывают в качестве контактного на электронных торговых площадках, +7812-610-30-30 с 26.10.2016 выделен ООО «Хели-Драйв» (ИНН 7817322015).
Также АО «НССА» в качестве контактного телефона на торговых площадках указывает номер: +79218560068, выделенный <…> (ПАО «Мегафон» вх.19790-ЭП/22 от 02.08.2022).
По данным, представленным электронными торговыми площадками, в качестве контактного адреса электронной почты АО «НССА» и ООО «Хели-Драйв Северо-Запад» указывают один адрес электронной почты: <…>.
Согласно информации, предоставленной удостоверяющим центром АО «ЕЭТП» (вх.20381-ЭП/22 от 09.08.2022):
ООО «Хели-драйв Северо-Запад» были выданы доверенности от 30.10.2017 , 23.10.2018 на предоставление документов в удостоверяющий центр, а также получение сертификата проверки ключа электронной подписи на имя <…>.
Также АО «НССА» на имя <…> были выданы доверенности от 15.05.2018, 04.07.2019, 17.04.2020 на предоставление документов в удостоверяющий центр, а также получение сертификата проверки ключа электронной подписи.
<…> – помощник контрактного управляющего АО «НССА» (согласно представленной штатной расстановке АО «НССА»), должностное лицо АО «НССА», подающее заявки для участия в торгах (вх.24823-ЭП/22 от 26.09.2022).
В соответствии с пояснениями ответчиков, электронная почта <…> принадлежит <…>, который до 01.02.2019 был сотрудником ООО «Хели-Драйв Северо-Запад», далее перешел на работу в АО «НССА», как более динамически развивающееся предприятие.
В должностные обязанности <...>. входила, в том числе, работа с электронными торговыми площадками, чем объясняется использование адреса его личной почты в обеих компаниях.
В настоящее время ООО «Хели-Драйв Северо-Запад» перешло на использование другой контактной почты, зарегистрированной в домене helidrive.com.
Пересечения по выданным доверенностям также попадают под период развития АО «НССА», когда оба общества были подконтрольны одному и тому же физическому лицу (до 09.07.2019).
Согласно информации, представленной МИФНС №22 (вх. 21851-ДСП/22 от 25.08.2022) по Санкт-Петербургу между ООО «Хели-драйв Северо-Запад» и АО «НССА» ведется активная финансовая деятельность по оплате различных услуг и товаров, требующихся обществам в ходе осуществления хозяйственной деятельности (оплата топлива, аренды, авиационных работ, базирования и пр.).
Также ООО «Хели-Драйв Северо-Запад» осуществляло выдачу займов АО «НССА» (договор займа №3-8/2018 от 23.08.2018 г).
Вышеуказанные данные подтверждают устоявшиеся связи между ООО «Хели-драйв Северо-Запад» и АО «НССА» по участию обществ в выполнении обязательств по заключенным договорам.
По пояснениям АО «НССА» и ООО «Хели-Драйв Северо-Запад», АО «НССА» было образовано в 2017 году по инициативе группы компаний «Хели-драйв» государственной корпорации «Ростех» с целью создания «гарантирующего поставщика» санитарной авиации на всей территории страны.
С момента перехода контрольного пакета акций АО «НССА» к госкорпорации «Ростех» ООО «Хели-Драйв Северо-Запад» постепенно сокращало свою долю участия в исполнении государственных контрактов по выполнению авиационных работ с целью оказания медицинской помощи, так как основной парк воздушных судов ООО «Хели-драйв Северо-Запад» составляют воздушные суда иностранного производства, в то время как для исполнения государственных контрактов необходимо привлечение воздушных судов отечественного производства.
По итогам разделения обществ, ООО «Хели-драйв Северо-Запад», а также другие хозяйствующие субъекты, входящие в одну группу лиц с обществом, преимущественно специализируются на оказании услуг по поставке авиационного топлива, заправке воздушных судов, ремонту и техническому обслуживанию воздушных судов, строительству и обслуживанию посадочных площадок для вертолетов, а также оказанием сопутствующих услуг.
Также между компаниями были отмечены пересечения штатной расстановки:
ФИО |
Должность АО «НССА» |
Должность ООО «Х-Д С-З» |
<...> |
Директор финансово-экономической службы |
Финансовый директор (до 30.07.2021) |
<...> |
Главный экономист |
Экономист (до 31.07.2021) |
<...> |
Водитель, на 22г. – региональный представитель по Новгородской области |
Курьер (до 31.07.2022) |
<...> |
Специалист по эксплуатации медицинского оборудования |
Специалист по эксплуатации медицинского оборудования (до 31.07.2022) |
<...> |
Специалист по эксплуатации медицинского оборудования (на 31.12.2021, 30.09.2022) |
Специалист по эксплуатации медицинского оборудования (04.12.2020-07.04.2022) |
<...> |
Менеджер по развитию |
Заместитель ген. Дир. По инженерно-авиационной службе с 01.10.2019 |
<...> |
Начальник отдела информационных технологий |
Технический директор (с16.07.2019) |
<...> |
Заместитель генерального директора по оперативному управлению |
Начальник производственно-диспетчерской службы с 19.05.2021 |
Следует также отметить, что контрактный управляющий АО «НССА» - <..> – одновременно является начальником службы санитарной авиации ООО «Хели-драйв Северо-Запад», согласно информации, имеющейся на официальном сайте группы компаний «Хели-Драйв» в сети Интернет: helidrive.com. Также на указанном сайте размещен контактный адрес электронной почты медицинского диспетчера: <...>, который, согласно ответу ООО «ВК» (вх.21757/22 от 24.08.2022), принадлежит <...>.
Согласно пояснениям ответчиков, сайт группы компаний «Хели-Драйв» является совместным для всех компаний, осуществляющих деятельность с использованием посадочной площадки по адресу Санкт-Петербург, ул. Пилотов, д.56, и отождествляется с крупнейшим вертолетным центром в Северо-Западном федеральном округе, предоставляющим большой спектр услуг: базирование, сервис и техническое обслуживание, авиационные работы (в том числе, санитарная авиация), запчасти, тюнинг, заправка, продажа воздушных судов.
Согласно информации, предоставленной ООО «Хели-Драйв Северо-Запад» и АО «НССА», пересечения штатной расстановки объясняется узкой специализацией хозяйственной деятельности. Учитывая территориальную близость Ответчиков, целесообразность в найме разных сотрудников на аналогичные должности не имеет смысла.
Данный подход отвечает интересам работников (работа в нескольких местах позволяет получать больше денег) и работодателей, поскольку нет необходимости проводить подбор персонала и имеется лицо, в полном объеме владеющее необходимыми сведениями и имеющее возможность наиболее оперативно сориентироваться в ситуации.
Стоит отметить, что в компаниях не пересекаются должности работников, в чью компетенцию входят вопросы об участии в закупках и об определении размера ценового снижения на торгах.
Использование единой инфраструктуры является следствием того факта, что здание, в котором располагаются компании, принадлежит одному лицу, который как собственник обеспечивает интернет, единую компьютерную сеть и прочее, в связи с чем обусловлено привлечение одного IT-специалиста (<...>.) на работу в обе компании.
Аналогичным образом объясняется одновременное трудоустройство лица, отвечающего за диспетчерское сопровождение (<...>). В рамках зданий по ул. Пилотов, д. 56 диспетчерский центр один, ввиду чего у него один руководитель.
Работа <...> и <...>. в штате ООО «Хели-драйв Северо-Запад» прекращена еще в 2021 году и никак не могла повлиять на поведение ООО «Хели-драйв Северо-Запад» в рамках рассматриваемых закупок.
Оставшиеся работники, несмотря на трудоустройство по совмещению (подтверждается табелями рабочего времени, представленными ответчиками) на дату проведения закупок, не имеют компетенции определять поведение АО «НССА» или ООО «Хели-Драйв Северо-Запад» при участии в конкурентных закупках.
Следует отметить, что незначительное снижение в ходе торгов является характерным показателем данного товарного рынка и большая часть торгов на выполнение авиационных работ с целью оказания медицинской помощи проходило с минимальным снижением от величины НМЦК.
Заказчик |
Номер закупки |
Количество участников |
Размер снижения |
|
1 |
«ГБУЗ ВО "Областная Клиническая Больница"» (закупка состоялась в 2021 году) |
0128200000121006319 |
1. АО "НССА"; 2. АО "РВС" |
1,00% |
2 |
Государственное казённое учреждение Республики Марий Эл «Территориальный центр медицины катастроф» (закупка состоялась в 2021 году) |
0308200024421000003 |
1. АО "НССА"; 2. АО "АК "БАРГУЗИН" |
1,00% |
3 |
Бюджетное Учреждение Здравоохранения Удмуртской Республики ''Первая Республиканская Клиническая Больница Министерства Здравоохранения Удмуртской Республики'' (закупка состоялась в 2022 году) |
0813500000122017043 |
2 |
0,5% |
4 |
Московская область (закупка состоялась в 2022 году) |
0348200077522000012 |
3 |
1% |
5 |
Адыгея (закупка состоялась в 2022 году) |
0176200005522001313 |
2 |
0,5% |
6 |
Тюменская область (закупка состоялась в 2021 году) |
0167200003421007181 |
1.АО «НССА», 2. АО «Ютэйр-вертолетные услуги» |
1% |
7 |
Волгоградская область (закупка состоялась в 2021 году) |
0129200005321002541 |
2 |
0,5% |
8 |
Республика Коми (закупка состоялась в 2020 году) |
0307200030620000325 |
2. ООО «Авиакомпания СКОЛ» |
1% |
9 |
Ненецкий автономный округ (закупка состоялась в 2020 году) |
0184200000620000554 |
2. АО «Нарьян-Марский ОАО» |
2,5% |
10 |
«ГБУЗ Псковской Области "Псковская ОКБ"» (закупка состоялась в 2022 году) |
0157200000322000071 |
2 |
1,50% |
Таким образом, достигнутый уровень снижения цены является обычным для данного типа торгов.
Следует также отметить, что каждый из ответчиков имеет свою стратегию поведения при участии в торгах.
Так, ООО «Хели-Драйв Северо-Запад» в большей части торгов, в которых принимало участие, отказывается от дальнейшей борьбы за право заключение государственного контракта при наличии других участников, что было подтверждено анализом торговых процедур (25 процедур за 2020-2022гг), в которых общество принимало участие за 2020-2022гг.
Номер закупки |
Дата размещения |
НМЦК |
Предмет торгов |
Результат торгов |
0162200011820001455 |
31.07.2020 |
473 408 008,32 |
Авиационные работы для оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи |
Единственная заявка |
0307200030620002548 |
23.11.2020 |
240 998 700,00 |
Выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации (N1). |
3 участника, ООО «Хели-Драйв Северо-Запад» ценовые предложения не подавало |
0122200002520007083 |
26.11.2020 |
189 992 677,86 |
Выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи (скорой специализированной медицинской помощи), с применением авиации |
3 участника, ООО «Х-Д С-З» подано 1 предложение со снижением 1,5%. Снижение победителя – 25% |
0348200077521000025 |
13.12.2021 |
49 817 615,00 |
Выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи |
2 участника, ООО «Хели-Драйв Северо-Запад» ценовые предложения не подавало |
32110410765 |
01.07.2021 |
35 467 667,29 |
Авиационные работы в целях оказания медицинской помощи |
Единственная заявка |
0163200000322000555 |
01.03.2022 |
47 275 126,74 |
0067-аэф/р Выполнение авиационных работ для оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации |
3 участника, ООО «Хели-Драйв Северо-Запад» ценовые предложения не подавало |
АО «НССА» ввиду государственного участия, а также статуса «гарантирующего поставщика» санитарной авиации в 2018-2021гг. участвует практически во всех проводимых торгах на территории Российской Федерации на выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи.
Таким образом, АО «НССА» и ООО «Хели-Драйв Северо-Запад» имеют разные стратегии участия в торгах на выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи, объясняющие поведение ответчиков в ходе рассматриваемых торгов. Доказательств единой стратегии, применяемой обществами, в ходе рассмотрения дела не выявлено.
Все вышеизложенное не свидетельствует о согласованном и скоординированном участии в торгах, ответчики подавали заявки на торги согласно собственных стратегий.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле № 078/01/11-1309/2022 о нарушении антимонопольного законодательства, исследовав материалы дела, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу пришла к следующим выводам.
По смыслу ст.11 Закона о защите конкуренции антиконкурентное соглашение не предполагает обязательное согласование его участниками конкретных торгов, участие в которых предполагается, обязательную определенность относительно их формы (способа проведения торгов), количества, места и времени их проведения, а также выбор заранее той или иной стратегии поведения. Общая противоправная цель картельного соглашения не исключает относительно «спонтанную» реакцию на объявленные торги, «от случая к случаю», на неопределенном отрезке времени.
Антиконкурентное соглашение при необязательности письменной формы допускает устную согласованность действий его участников по факту оценки конкретной ситуации на торгах, конкретного состава участников, который заранее не известен никому.
В соответствии с Разъяснениями №3 Президиума Федеральной антимонопольной службы «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах» (утв. протоколом Президиума Федеральной антимонопольной службы от 17 февраля 2016 г. № 3) при доказывании антиконкурентных соглашений и согласованных действий могут использоваться прямые и косвенные доказательства.
Прямыми доказательствами наличия антиконкурентного соглашения могут быть письменные доказательства, содержащие волю лиц, направленную на достижение соглашения: непосредственно соглашения; договоры в письменной форме; протоколы совещаний (собраний); переписка участников соглашения, в том числе в электронном виде.
К косвенным доказательствам относят: использование участниками торгов одного и того же IP-адреса (учетной записи) при подаче заявок и участии в электронных торгах, фактическое расположение участников соглашения по одному и тому же адресу, формирование документов для участия в торгах разных хозяйствующих субъектов одним и тем же лицом, оформление сертификатов электронных цифровых подписей на одно и то же физическое лицо и любые иные сведения, позволяющие сделать предположительный вывод о наличии или отсутствии соглашения между лицами.
В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 04.03.2021 №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», с учетом публичного характера антимонопольных запретов и презумпции добросовестности участников гражданского оборота обязанность установить, что между хозяйственными субъектами имеется соглашение, которое нарушает статью 11 Закона, возлагается на антимонопольный орган.
Вместе с тем, схожесть поведения нескольких хозяйствующих субъектов сама по себе не является основанием для вывода о наличии между ними ограничивающего конкуренцию соглашения.
По результатам рассмотрения дела Управлением не выявлены отклонения от обычного поведения хозяйствующих субъектов в рамках участия в торгах на выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи, свидетельствующие об использовании ответчиками единой стратегии. Использование единой инфраструктуры и некоторые пересечения штатной расстановки обусловлены узкой специализацией хозяйственной деятельности обществ.
Таким образом, Комиссия Управления, исследовав материалы дела, заслушав пояснения ответчиков, на основании имеющихся в деле доказательств, с учетом презумпции добросовестности участников гражданского оборота установила отсутствие нарушения АО «Национальная служба санитарной авиации» (ИНН 7810705019), ООО «Хели-Драйв Северо-Запад» (ИНН 7807127784) пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции при участии в электронных торгах №№0361200015022000683, 0133200001722000256
Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
прекратить рассмотрение дела №078/01/11-1309/2022, поскольку в рассматриваемых Комиссией действиях АО «Национальная служба санитарной авиации» (ИНН 7810705019), ООО «Хели-Драйв Северо-Запад» (ИНН 7807127784) при участии в электронных торгах №№0361200015022000683, 0133200001722000256 нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» отсутствует.
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии <...>
<...>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.