Решение №78/15932/21 Т02-425/21 по жалобе СПб ГБУЗ ПНД № 5 от 3 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-425/21

 

31 мая 2021 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

<...> ;

с участием представителей ОАО «РЖД» (далее – Организатор торгов), Северо-Западного филиала АО "ФПК" (далее — Заказчик) и СПб ГБУЗ ПНД № 5 (далее – Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 20.05.2021 вх. №16723-ЭП/21) СПб ГБУЗ «ПНД №5» на действия заказчика Северо-Западного филиала АО "ФПК" при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме № 30221/ОАЭ-АО «ФПК»/2021/СПБ на право заключения договора оказания услуг по проведению обязательных психиатрических освидетельствований (включая электроэнцефалограмму) и медицинских осмотров (включающих химико-токсикологические исследования, наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов) для работников Северо-Западного филиала АО «ФПК» (извещение №32110251138), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

29 апреля 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
№32110251138 о проведении открытого аукциона в электронной форме № 30221/ОАЭ-АО «ФПК»/2021/СПБ на право заключения договора оказания услуг по проведению обязательных психиатрических освидетельствований (включая электроэнцефалограмму) и медицинских осмотров (включающих химико-токсикологические исследования, наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов) для работников Северо-Западного филиала АО «ФПК» (далее – Закупка), включая документацию о закупке (далее – Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Акционерного общества "Федеральная пассажирская компания", версия 18 от 13.04.2021 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

5 264 750,00 руб.

2.

Дата размещения извещения
(по местному времени заказчика)

29.04.2021 (МСК)

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

18.05.2021 в 12:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и оценки заявок
(по местному времени заказчика)

28.05.2021 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

https://etp.comita.ru/

 

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованно укрупнении лота Закупки путем включения в предмет проводимой процедуры Закупки таких услуг, как «обязательное психиатрическое освидетельствование» и «предварительные и периодические медицинские осмотры».

Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Документы, истребованные уведомлением №78/14631/21 от 25.05.2021 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

АО "ФПК" относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

На основании п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).

В соответствии с п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно п. 7 извещения о Закупке предметом Закупки является оказание услуг по проведению обязательных психиатрических освидетельствований (включая электроэнцефалограмму) и медицинских осмотров (включающих химико-токсикологические исследования, наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов) для работников Северо-Западного филиала АО «ФПК».

Объем оказываемых услуг указан в техническом задании, являющемся приложением к аукционной документации.

В соответствии с п. 1.2 Технического задания Документации предметом Закупки является оказание услуг по проведению обязательных психиатрических освидетельствований (включая электроэнцефалограмму) и медицинских осмотров (включающих химико-токсикологические исследования, наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов) для работников Северо-Западного филиала АО "ФПК".

Сведения о наименовании закупаемых услуг, их количестве (объеме), ценах за единицу услуги, начальной (максимальной) цене договора, расходах участника, нормативных документах, согласно которым установлены требования, технических и функциональных характеристиках услуги, требования к их безопасности, к результатам, иные требования, связанные с определением соответствия оказываемой услуги потребностям заказчика, место, условия и сроки оказания услуг, форма, сроки и порядок оплаты указываются в техническом задании, являющемся приложением № 1.1 аукционной документации.

В Приложении №1 к Техническому заданию Документации установлены требования к оказанию услуг по проведению обязательных психиатрических освидетельствований (включая электроэнцефалограмму) и медицинских осмотров (включающих химико-токсикологические исследования, наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов) для работников Северо-Западного филиала АО "ФПК", а также требования к оказанию услуг по проведению обязательных психиатрических освидетельствований (включая электроэнцефалограмму) и медицинских осмотров (включающих химико-токсикологические исследования, наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов) для работников Северо-Западного филиала АО "ФПК".

Психиатрическое освидетельствование работника проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 №695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности» (далее – Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 №695), частью 4 которого установлено, что освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, создаваемой органом управления здравоохранением (далее - комиссия).

Согласно части 3 Постановления Правительства РФ от 23.09.2002 №695 освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных перечнем.

Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 №502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (далее — Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 №502н) частью 4.5. установлено: врачебная комиссия осуществляет следующие функции по проведению экспертизы профессиональной пригодности некоторых категорий работников.

В соответствии с частью 5 раздела III Приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 №502н врачебная комиссия создается на основании приказа руководителя медицинской организации.

Частью 3 «Порядка проведения экспертизы профессиональной пригодности» (Приложение №1 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 мая 2016 г. №282н «Об утверждении Порядка проведения экспертизы профессиональной пригодности и формы медицинского заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ») установлено: экспертиза профессиональной пригодности проводится в медицинской организации или структурном подразделении медицинской организации либо иной организации независимо от организационно-правовой формы, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности по экспертизе профессиональной пригодности.

На основании части 4 Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 №302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее – Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 №302н) предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

Пунктом 38 Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 №302н установлено, что в случае выявления врачом-психиатром и (или) наркологом лиц с подозрением на наличие медицинских противопоказаний, соответствующих профилю данных специалистов, к допуску на работы с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также к работам, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, указанные лица в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, направляются для освидетельствования во врачебной комиссии, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Представители Организатора торгов пояснили, что деятельность по проведению обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников и обязательных предварительных медицинских осмотров (обследований) работников, и психиатрического освидетельствования относится к лицензируемым видам деятельности, при этом согласно Документации участник Закупки должен иметь лицензию на право осуществления медицинской деятельности в соответствии с требованиями Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, дающей право на оказание услуг по:

a) психиатрическому освидетельствованию;

b) психиатрии;

c) психиатрии-наркологии;

d) функциональной диагностике;

е)  клинической лабораторной диагностики;

Согласно позиции Организатора торгов Заказчик не возлагает на победителя Закупки требование выполнять все работы лично, а предоставляет ему право заключить договор с субподрядной организацией.

Победителем Закупки может быть как организация, включенная в Перечень медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь, для проведения обязательного психиатрического освидетельствования работников, так и организация, заключившая субподрядный договор с включенной в Перечень организацией, таким образом, такое требование в данном случае приведено не к участнику Закупки, а к исполнителю по договору.

Представители Организатора торгов отметили, что Документацией предусмотрена возможность участия в Закупке нескольких юридических лиц, выступающих на стороне одного участника процедуры. Требование об оказании всего комплекса услуг по одному адресу заказчиком не установлено. Условиями оказания услуг предусмотрено, что исполнитель может привлечь к оказанию услуг субподрядчиков (соисполнителей).

При закупке одним лотом услуг по проведению обязательных психиатрических освидетельствований (включая электроэнцефалограмму) и медицинских осмотров (включающих химико-токсикологические исследования, наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов) для работников Северо-Западного филиала АО «ФПС» соблюдается принцип эффективного расходования денежных средств компании. При формировании лота не допущено ограничение конкуренции между участниками. В один лот включены функционально связанные между собой услуги, формирование предмета закупки обусловлено необходимостью оказания комплекса услуг, что позволит сократить издержки заказчика и эффективно расходовать денежные средства.

Согласно позиции Организатора торгов при оценке Документации на предмет ее соответствия положениям Закона №223-ФЗ необходимо оценивать параметры и качественные характеристики проводимой закупки, выяснять действительную потребность в установлении заказчиком требований, учитывая заинтересованность такого лица в рациональном расходовании средств и достижении максимального результата.

Как указано в п. 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018 г. и также нашло отражение в Определении Верховного суда Российской Федерации от 27.04.2021 г. по делу № А40-312524/2019, уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу об обоснованности включения Заказчиком в предмет проводимой процедуры Закупки таких услуг, как «обязательное психиатрическое освидетельствование» и «предварительные и периодические медицинские осмотры», указанных в Документации.

 

4. Рассмотрев жалобу (от 20.05.2021 вх. №16723-ЭП/21) СПб ГБУЗ «ПНД №5» на действия заказчика Северо-Западного филиала АО "ФПК" при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме № 30221/ОАЭ-АО «ФПК»/2021/СПБ на право заключения договора оказания услуг по проведению обязательных психиатрических освидетельствований (включая электроэнцефалограмму) и медицинских осмотров (включающих химико-токсикологические исследования, наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов) для работников Северо-Западного филиала АО «ФПК» (извещение №32110251138), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора закупки, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях заказчика Северо-Западного филиала АО "ФПК" нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 20.05.2021 вх. №16723-ЭП/21) СПб ГБУЗ «ПНД №5» на действия заказчика Северо-Западного филиала АО "ФПК" (ИНН 7708709686, ОГРН 1097746772738) при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме № 30221/ОАЭ-АО «ФПК»/2021/СПБ на право заключения договора оказания услуг по проведению обязательных психиатрических освидетельствований (включая электроэнцефалограмму) и медицинских осмотров (включающих химико-токсикологические исследования, наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов) для работников Северо-Западного филиала АО «ФПК» (извещение №32110251138) необоснованной.

 

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны