Решение №78/26924/23, 78/26925/23 Т02-539/23 по жалобе АО «Эйч Эл Би Внешаудит» от 26 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе №Т02-539/23

 

23 октября 2023 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> ;

с участием представителей АО «Метрострой Северной Столицы» (далее – Заказчик) и АО «Эйч Эл Би Внешаудит» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ), рассмотрев жалобу АО «Эйч Эл Би Внешаудит» (от 06.10.2023 вх. №25434-ЭП/23) на действия заказчика АО «Метрострой Северной Столицы» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по по проведению финансового аудита (извещение №1200700054123000003), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

28 сентября 2023 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №1200700054123000003 о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по по проведению финансового аудита (далее – Извещение).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон №44-ФЗ), Извещением.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

3 919 066,67 ₽

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

28.09.23

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

16.10.2023 в 12:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

18.10.2023

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

АО «ЕЭТП»

 

Доводы жалобы:

1) По мнению Заявителя Заказчиком необоснованно установлено предельное максимальное значение по детализирующему показателю «Наибольшая цена одного из исполненных договоров» показателя «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта»;

2) Заявитель полагает, что установленные Заказчиком предельные значения по детализирующему показателю «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» определены незаконно, так как носят произвольный и немотивированный характер, что позволяет сделать вывод о предоставлении неконкурентных преимуществ;

3) По мнению Заявителя Заказчиком для оценки финансовых ресурсов участников неправомерно используется детализирующий показатель «Размер выручки за предыдущий календарный год», содержащий в числе прочего необоснованное предельное значение данного показателя.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №02/25172/23 от 10 октября 2023 года, представлены в заседание Комиссии.

В заседании Комиссии объявлялся перерыв до 14-30 (МСК) 23.10.2023.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 99 Закона №44-ФЗ в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок

На основании ч. 2 ст. 99 Закона №44-ФЗ контроль в сфере закупок органами контроля, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций при осуществлении такими банками, корпорацией, гарантийными организациями действий, предусмотренных настоящим Федеральным законом (далее - субъекты контроля), в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации. Такой порядок предусматривает, в частности:

1) порядок организации, предмет, форму, сроки, периодичность проведения проверок, порядок оформления результатов таких проверок. При этом при организации и осуществлении проверок учитывается отнесение субъекта контроля к определенной категории риска с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих требований, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок;

2) критерии отнесения субъекта контроля к определенной категории риска;

3) порядок, сроки направления и исполнения предписаний контрольных органов в сфере закупок;

4) перечень должностных лиц, уполномоченных на проведение проверок, их права, обязанности и ответственность;

5) порядок действий контрольных органов в сфере закупок, их должностных лиц при неисполнении субъектами контроля предписаний таких органов контроля, а также при получении информации о совершении субъектами контроля действий (бездействия), содержащих признаки административного правонарушения или уголовного преступления;

6) порядок использования единой информационной системы, а также ведения документооборота в единой информационной системе при осуществлении контроля.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 49 Закона №44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 6 Закона №44-ФЗ гласит о том, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Частью 2 ст. 8 Закона №44-ФЗ закреплено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

На основании ч. 1 ст. 12 Закона №44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 1 ст. 16 Закона №44-ФЗ предусмотрено, что планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

Согласно ч. 8 ст. 16 Закона №44-ФЗ планы-графики подлежат изменению при необходимости:

1) приведения их в соответствие в связи с изменением установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов;

2) приведения их в соответствие в связи с изменением доведенного до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, изменением показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности государственных, муниципальных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий, изменением соответствующих решений и (или) соглашений о предоставлении субсидий;

3) реализации решения, принятого заказчиком по итогам общественного обсуждения закупки в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона;

4) использования в соответствии с законодательством Российской Федерации экономии, полученной при осуществлении закупки;

5) в иных случаях, установленных порядком, предусмотренным пунктом 2 части 3 настоящей статьи.

Частью 2 ст. 15 Закона №44-ФЗ предусмотрено, что при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Федерального закона и правового акта закупки:

1) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования), по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

3) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

АО «Метрострой Северной Столицы» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ) установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В свою очередь согласно п. 3 ч. 4 ст. 1 Закона №223-ФЗ настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 №307-03 «Об аудиторской деятельности» договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятии заключается по результатам проведения электронного конкурса в порядке, установленном ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 

По первому доводу жалобы:

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона №44-ФЗ для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Частью 4 ст. 32 Закона №44-ФЗ предусмотрено, что в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

На основании ч. 4 ст. 24 Закона №44-ФЗ победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

В силу п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона №44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Частью 8 ст. 32 Закона №44-ФЗ предусмотрено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Согласно ч. 9 ст. 32 Закона №44-ФЗ не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 (ред. от 31.10.2022) "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение об оценке).

Согласно п. 24 Положения об оценке для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

На основании п. 28 Положения об оценке в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:

а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

общая цена исполненных участником закупки договоров;

общее количество исполненных участником закупки договоров;

наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;

б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается; (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946)

в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:

устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);

может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);

г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;

д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;

 

е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.

Разделом II порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе Извещения предусмотрено, что оценка заявок по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (контракта), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» составляет 60%. По данному показателю применяются 3 показателя оценки.

1) Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта (удельный вес 30,00);

2) Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (удельный вес 30,00);

3) Наличие у участников закупки финансовых ресурсов (удельный вес 40,00).

Согласно разд. II порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе Извещения единственный детализирующий показатель показателя «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» - Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров (подтверждающих проведение обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, подготовленной в соответствии с РСБУ).

Оценка заявок осуществляется по формуле в порядке, установленном подпунктом «е» пункта 20 Положения:

 

БXi = (Xi – Xmin) * 100 / (Xпредmax – Xmin)

 

где:

Xпредmax - предельное максимальное значение детализирующего показателя, установленное заказчиком: предельно необходимая цена контракта (договора) – 20 млн. рублей;

Xi - значение детализирующего показателя, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом № 44-ФЗ оценке по критерию оценки;

Xmin - минимальное значение детализирующего показателя, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом № 44-ФЗ оценке по критерию оценки.

Лучшим является наибольшее значение квалификации участника закупки (наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров).

Пунктом 2.1 разд. III порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе Извещения предусмотрено, что предметом контрактов, оцениваемых по данному детализирующему показателю, могут являться только услуги по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, подготовленной в соответствии с РСБУ.

Для оценки по настоящему показателю в качестве документального подтверждения участник конкурса представляет электронные образы:

1) страниц контракта, содержащих информацию о заказчике и исполнителе по контракту, сведения о предмете контракта, стоимости, реквизиты и подписи сторон. К зачету принимаются контракты, соответствующие следующим требованиям:

- предмет контракта: услуги по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, подготовленной в соответствии с РСБУ;

2) актов сдачи-приемки оказанных услуг по соответствующему контракту или их этапам. Последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;

3) отчетности по РСБУ за проверяемые периоды, содержащей аудиторские заключения, или ссылок на официальные сайты компаний, в отношении которых проводился аудит (на разделы со скан-образами соответствующей отчетности с аудиторскими заключениями).

Заказчик оценивает предложение участника закупки на основании подтверждающих указанную информацию сведений и документов.

В случае если участником закупки не предоставлены соответствующие документы, оценка по показателю не производится.

К оценке, в соответствии с пп. «д» п. 28 Положения об оценке, принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом № 44-ФЗ (непредставление указанных сведений не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе. В случае отсутствия в составе заявки подтверждающей информации и документов, по данному показателю, либо выявления несоответствий в представленной участником закупки информации, участнику закупки присваивается ноль баллов).

В свою очередь Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что согласно Извещению начальная (максимальная) цена Закупки составляет 3 919 066,67 рублей, таким образом предельное максимальное значение детализирующего показателя в пятикратно превышает начальную (максимальную) цену Закупки, тогда как наличие у участника закупки большего опыта, кратно превышающего начальную (максимальную) цену Закупки, не может являться условием оценки для выявления лучшего предложения, поскольку не свидетельствует об очевидном и объективном преимуществе такого участника.

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о том, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок по показателю «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» критерия ««Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (контракта), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» не отвечает принципам открытости и добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, как определенный в отсутствие объективных на то оснований с применением излишне конкретизированных условий оценки заявок, не соответствующих объему поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в рамках Закупки.

На основании изложенного по первому доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Заказчика по неправомерному установлению ненадлежащего, излишне конкретизированного и не отвечающего требованиям Положения об оценке порядка оценки по показателю «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (контракта), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» нарушение ч. 8 ст. 32, п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона №44-ФЗ, выразившееся в ненадлежащем соблюдении требований норм статей, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

 

В отношении второго довода жалобы:

Из п. 30 Положения об оценке следует, что в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением № 1 к настоящему Положению, устанавливаются:

а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;

б) перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:

трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;

информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Согласно разд. II порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе Извещения единственный детализирующий показатель показателя «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» - Количество аудиторов, находящихся в трудовых отношениях с участником закупки.

Оценка заявок по показателю «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» осуществляется по формуле в порядке, установленном подпунктом «е» пункта 20 Положения:

 

БXi = (XiXпредmin) * 100 / (XпредmaxXпредmin)

 

где:

Xпредmax - предельное максимальное значение детализирующего показателя (количества аудиторов), подлежащих оценке по детализирующему показателю оценки – 100 аудиторов;

Xi - значение детализирующего показателя (количества аудиторов), содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит оценке по детализирующему показателю оценки;

Xпредmin - предельное минимальное значение детализирующего показателя (количества аудиторов), оцениваемых по детализирующему показателю оценки – 30 аудиторов.

Пунктом 2.2 разд. III порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе Извещения предусмотрено, что по показателю «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» оценивается количество аудиторов, находящихся в трудовых отношениях с участником закупки, обладающих квалификационным аттестатом аудитора, выданным СРО аудиторов в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

К оценке принимаются документы в случае их представления в заявке в полном объеме.

Документы, подтверждающие наличие у участника закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации:

- «Справка о наличии специалистов, обладающих квалификационным аттестатом аудитора, выданным СРО аудиторов в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

- документы, подтверждающие трудовые отношения между специалистом и участником закупки (такими документами могут быть: трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации);

- копии документов, подтверждающих квалификацию аудиторов, а именно копии квалификационных аттестатов аудиторов, выданных СРО аудиторов в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.

Заказчик оценивает предложение участника закупки на основании подтверждающих указанную информацию сведений и документов.

В случае если участником закупки не предоставлены соответствующие документы, оценка по показателю не производится.

Таким образом, Заказчиком установлены предельные значения количества аудиторов – минимальное количество 30 аудиторов, максимальное количество 100 аудиторов.

В свою очередь Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о том, что определенные Заказчиком предельные значения количества аудиторов, работающих в аудиторской организации, в отсутствие взаимосвязи с объемом поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в рамках Закупки, не могут быть применены законным образом для показателя опыта и квалификации участника Закупки, вследствие чего установленный Заказчиком порядок оценки заявок по показателю «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» критерия ««Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (контракта), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» не отвечает принципам открытости и добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, как определенный в отсутствие объективных на то оснований с применением излишне конкретизированных условий оценки, не соответствующих объему поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в рамках Закупки.

На основании изложенного по второму доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Заказчика по неправомерному установлению ненадлежащего, безосновательного, излишне конкретизированного и не отвечающего требованиям Положения об оценке порядка оценки по показателю «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (контракта), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» нарушение ч. 8 ст. 32, п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона №44-ФЗ, выразившееся в ненадлежащем соблюдении требований норм статей, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

 

В отношении третьего довода жалобы:

Согласно разд. II порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе Извещения единственный детализирующий показатель показателя «Наличие у участников закупки финансовых ресурсов» - Размер выручки участника от оказания услуг за предыдущий календарный год.

Оценка заявок по показателю «Наличие у участников закупки финансовых ресурсов» осуществляется по формуле в порядке, установленном подпунктом «е» пункта 20 Положения:

 

БXi = (Xi – Xmin) * 100 / (Xпредmax – Xmin)

 

Xi - значение детализирующего показателя (размер выручки участника от оказания услуг за предыдущий календарный год), содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит оценке по детализирующему показателю оценки;

Xпредmax - предельное максимальное значение детализирующего показателя (размер выручки участника от оказания услуг за предыдущий календарный год), подлежащих оценке по детализирующему показателю оценки – 2 млрд рублей;

Xmin – минимальное значение детализирующего показателя (размер выручки участника от оказания услуг за предыдущий календарный год), содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит оценке по детализирующему показателю оценки.

Пунктом 2.3 разд. III порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе Извещения предусмотрено, что по показателю «Наличие у участников закупки финансовых ресурсов» оценивается значение размера выручки участника от оказания услуг за предыдущий календарный год (2022 год)». К оценке принимается копия отчета о финансовых результатах за 2022 год (форма №2), с подтверждением отправки в налоговый орган.

В соответствии Международным стандартом финансовой отчетности (IAS) 18 «Выручка» (введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н) выручка определяется, как доходы, которые возникают в ходе обычной деятельности организации и могут обозначаться различными терминами, такими как: выручка от продаж, вознаграждение, проценты, дивиденды и роялти.

Пунктом 7 Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 18 «Выручка» определено, что выручка - валовое поступление экономических выгод в течение определенного периода, возникающее в ходе обычной деятельности организации, если оно приводит к увеличению собственного капитала, не связанному со взносами участников капитала.

В силу п. 19 Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 18 «Выручка» выручка и расходы, относящиеся к одной и той же операции или другому событию, признаются одновременно; этот процесс обычно называется соотнесением доходов и расходов. Расходы, в том числе затраты по гарантиям и другие затраты, которые предполагается понести после отгрузки товаров, обычно могут быть надежно оценены, когда все другие условия для признания выручки уже выполнены. Однако выручка не может быть признана, когда эти расходы не могут быть надежно оценены. В таких ситуациях любое уже полученное за продажу товара возмещение признается в качестве обязательства.

Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о том, что выручка организации без учета понесенных ею расходов в отчетном периоде, не может быть объективным показателем обеспеченности организации финансовыми ресурсами, вследствие чего установленный Заказчиком порядок оценки заявок по показателю «Наличие у участников закупки финансовых ресурсов» критерия ««Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (контракта), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» не отвечает принципам открытости и добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, как определенный произвольно в отсутствие объективных на то оснований, а также в отсутствие взаимосвязи с объемом поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в рамках Закупки.

На основании изложенного по третьему доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Заказчика по неправомерному установлению ненадлежащего, безосновательного и не отвечающего требованиям Положения об оценке порядка оценки по показателю «Наличие у участников закупки финансовых ресурсов» критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (контракта), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» нарушение ч. 8 ст. 32, п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона №44-ФЗ, выразившееся в ненадлежащем соблюдении требований норм статей, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

 

4. Рассмотрев жалобу АО «Эйч Эл Би Внешаудит» (от 06.10.2023 вх. №25434-ЭП/23) на действия заказчика АО «Метрострой Северной Столицы» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по по проведению финансового аудита (извещение №1200700054123000003), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях АО «Метрострой Северной Столицы» нарушения ч. 8 ст. 32, п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона №44-ФЗ, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 99 Закона №44-ФЗ, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу АО «Эйч Эл Би Внешаудит» (от 06.10.2023 вх. №25434-ЭП/23) на действия заказчика АО «Метрострой Северной Столицы» (ИНН 7810904590, ОГРН 1207800130560) при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по по проведению финансового аудита (извещение №1200700054123000003) обоснованной.

 

2. Признать в действиях заказчика АО «Метрострой Северной Столицы» (ИНН 7810904590, ОГРН 1207800130560) при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по по проведению финансового аудита (извещение №1200700054123000003) нарушения:

- ч. 8 ст. 32, п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона №44-ФЗ, выразившееся в ненадлежащем соблюдении требований норм статей, допущенное путем неправомерного установления ненадлежащего, излишне конкретизированного и не отвечающего требованиям Положения об оценке порядка оценки по показателю «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (контракта), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»;

- ч. 8 ст. 32, п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона №44-ФЗ, выразившееся в ненадлежащем соблюдении требований норм статей, допущенное путем неправомерного установления ненадлежащего, безосновательного, излишне конкретизированного и не отвечающего требованиям Положения об оценке порядка оценки по показателю «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (контракта), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»;

- ч. 8 ст. 32, п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона №44-ФЗ, выразившееся в ненадлежащем соблюдении требований норм статей, допущенное путем неправомерного установления ненадлежащего, безосновательного и не отвечающего требованиям Положения об оценке порядка оценки по показателю «Наличие у участников закупки финансовых ресурсов» критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (контракта), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

 

3. Заказчику АО «Метрострой Северной Столицы» (ИНН 7810904590, ОГРН 1207800130560) выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по по проведению финансового аудита (извещение №1200700054123000003) путем аннулирования открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по по проведению финансового аудита (извещение №1200700054123000003) с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.

 

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

 

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

23 октября 2023 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> ;

на основании решения Комиссии от 23.10.2023 № Т02-539/23 по жалобе на действия заказчика АО «Метрострой Северной Столицы» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по по проведению финансового аудита (извещение №1200700054123000003, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20  ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику АО «Метрострой Северной Столицы» (ИНН 7810904590, ОГРН 1207800130560) совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по по проведению финансового аудита (извещение №1200700054123000003), путем аннулирования открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по по проведению финансового аудита (извещение №1200700054123000003) с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.


 

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС России в срок до 22 ноября 2023 года с приложением подтверждающих документов.

 

 

 

<...>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны