Решение №78/15503/20, 78/15504/20 Т02-375/20 по жалобе ООО «Техресурс» от 21 мая 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-375/20
18 мая 2020 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Организатор торгов) и ООО «Техресурс» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 06.05.2020 вх. № 15630-ЭП/20) ООО «Техресурс» на действия закупочной комиссии организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по уходу за газонами (покос травы без сбора и вывоза травы) на территориях конечных станций СПб ГУП Горэлектротранс (извещение №32009082865), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
15 апреля 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
№ 32009082865 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по уходу за газонами (покос травы без сбора и вывоза травы) на территориях конечных станций СПб ГУП Горэлектротранс (далее - Закупка), включая документацию об аукционе (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ и услуг для нужд Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия городского электрического транспорта (далее – Положение о закупках), версия 16 от 07.02.2020, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
1 198 512,00 ₽ |
2. |
Дата публикации извещения |
15.04.2020 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
23.04.2020 в 11:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и |
24.04.2020 (МСК) 28.04.2020 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
http://roseltorg.ru |
2. В жалобе Заявитель оспаривает действия закупочной комиссии Организатора торгов по отклонению заявки ООО «Техресурс» от участия в Закупке.
Заявитель указывает, что согласно Протоколу рассмотрения вторых частей заявок от 28.04.2020 № 150/2020-ЭА закупочной комиссией Организатора торгов принято решение отклонить от участия в Закупке заявку ООО «Техресурс» в связи с несоответствием представленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности требованиям пп. 17 п. 24 Информационной карты Документации, вместе с тем, Заявитель полагает принятое решение неправомерным.
Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/14208/20 от 12 мая 2020 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
СПБ ГУП «Горэлектротранс» относится к унитарным предприятиям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Согласно Протоколу рассмотрения вторых частей заявок от 28.04.2020 № 150/2020-ЭА закупочной комиссией Организатора торгов принято решение отклонить от участия в Закупке заявку ООО «Техресурс» со следующим обоснованием:
«участником предоставлена годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, а именно: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах за один последний завершенный отчетный период (финансовый год), по результатам которого указанная отчетность представлялась в ИФНС (подписанная руководителем и заверенная печатью участника без отметки ИФНС, без приложения почтовой квитанции о сдаче бухгалтерской отчетности, без извещении о вводе бухгалтерской отчетности в электронном виде, выданной ИФНС), что не соответствует подпункту 17) требований к содержанию и составу второй части заявки, указанных в пункте 24 Информационной карты документации об аукционе в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства».
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
На основании п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Согласно ч. 19 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения. Вторая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать сведения о данном участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям (если они установлены в документации о конкурентной закупке), об окончательном предложении участника таких конкурса, аукциона или запроса предложений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, качестве работы, услуги и об иных условиях исполнения договора.
В соответствии с пп. 13 п. 3.2 Документации вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать иные документы в соответствии с информационной картой аукциона в электронной форме.
Согласно п. 3.3.3 Документации заявку на участие в аукционе участник закупки составляет, руководствуясь данной документацией об аукционе, в соответствии с требованиями пункта 24 Информационной карты открытого аукциона в электронной форме.
Подпунктом 17 п. 24 Информационной карты Документации установлено, что ко второй части заявки участнику необходимо приложить годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а именно: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах за один последний завершенный отчетный период (финансовый год), по результатам которого указанная отчетность представлялась в ИФНС (подписанную руководителем и заверенную печатью участника (при ее наличии), с отметкой ИФНС либо с приложением почтовой квитанции о сдаче бухгалтерской отчетности, либо извещении о вводе бухгалтерской отчетности в электронном виде, выданной ИФНС) (предоставляет каждое юридическое лицо, выступающее на стороне одного участника). Для участников, не предоставлявших на момент подачи заявки в налоговые органы бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в связи вновь образовавшейся организацией, участник может предоставить информацию в свободной форме о сроках ведения хозяйственной деятельности.
В соответствии с пп.пп. 1, 2 п. 5.4. Документации заявка участника закупки отклоняется от участия в аукционе в случае, если не предоставлены сведения, предусмотренные пунктом 3.2 настоящей документации, или предоставлены недостоверные сведения, а также в случае, если такие сведения не соответствуют требованиям документации об аукционе.
Пунктом 5.9 Документации закреплено, что заказчик вправе допустить участника к участию в аукционе в случае, если участник или его аукционная заявка не соответствуют требованиям аукционной документации, но выявленные недостатки носят формальный характер и не влияют на содержание и условия заявки на участие в аукционе, а также на условия исполнения договора и не влекут рисков неисполнения обязательств, принятых таким участником в соответствии с его аукционной заявкой.
Представитель Организатора торгов пояснила, что в ходе рассмотрения заявки ООО «Техресурс» было выявлено, что в составе заявки ООО «Техресурс» содержалась годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, оформленная с нарушением 17 п. 24 Информационной карты Документации, а именно, без приложения почтовой квитанции о сдаче бухгалтерской отчетности, без извещении о вводе бухгалтерской отчетности в электронном виде, выданной ИФНС и содержащая нечитаемую отметку налогового органа о приеме отчетности.
Представитель Заявителя указала, что приложенная к заявке ООО «Техресурс» годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, а именно: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах за один последний завершенный отчетный период (финансовый год), подавалась в налоговый орган лично, о чем на титульном листе есть отметка налогового органа, соответственно почтовой квитанции и извещения о вводе у Заявителя не может быть.
Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России по результату изучения заявки ООО «Техресурс» выявлено, что в составе заявки ООО «Техресурс» в числе прочих документов была представлена годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, содержащая не полностью читаемую отметку налогового органа о приеме отчетности.
При этом, исходя из представленных Заявителем сведений, указанный недочет имеется на оригинале годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, вследствие чего предоставление в составе заявки ООО «Техресурс» годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей не полностью читаемую отметку налогового органа о приеме отчетности, не вызвано ненадлежащим использованием Заявителем аппаратно-программных средств при формировании электронного документа.
Также, указанный недостаток в представленном ООО «Техресурс» документе носил формальный характер и не влиял на содержание и условия заявки на участие в Закупке, а также на условия исполнения договора и не мог повлечь рисков неисполнения обязательств, принятых ООО «Техресурс» в соответствии с его заявкой.
Таким образом, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что закупочная комиссия Организатора торгов приняла необоснованное решение об отклонении от участия в Закупке заявки ООО «Техресурс» согласно Протоколу рассмотрения вторых частей заявок от 28.04.2020 № 150/2020-ЭА.
На основании изложенного по жалобе Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии Организатора торгов по необоснованному отклонению от участия в Закупке заявки ООО «Техресурс» согласно Протоколу рассмотрения вторых частей заявок от 28.04.2020 № 150/2020-ЭА в не соответствующем Документации порядке, нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении нормы статьи, допущенное при проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (от 06.05.2020 вх. № 15630-ЭП/20) ООО «Техресурс» на действия закупочной комиссии организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по уходу за газонами (покос травы без сбора и вывоза травы) на территориях конечных станций СПб ГУП Горэлектротранс (извещение №32009082865), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях закупочной комиссии СПБ ГУП «Горэлектротранс» нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, допущенное при проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу (от 06.05.2020 вх. № 15630-ЭП/20) ООО «Техресурс» на действия закупочной комиссии организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН 7830001927, ОГРН 1027809259730) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по уходу за газонами (покос травы без сбора и вывоза травы) на территориях конечных станций СПб ГУП Горэлектротранс (извещение №32009082865) обоснованной.
2. Признать в действиях закупочной комиссии СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН 7830001927, ОГРН 1027809259730) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по уходу за газонами (покос травы без сбора и вывоза травы) на территориях конечных станций СПб ГУП Горэлектротранс (извещение №32009082865) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в осуществлении оценки заявок в порядке, который не указаны в документации о закупке, допущенное путем необоснованного отклонения от участия в Закупке заявки ООО «Техресурс» согласно Протоколу рассмотрения вторых частей заявок от 28.04.2020 № 150/2020-ЭА в не соответствующем Документации порядке.
3. Организатору торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН 7830001927, ОГРН 1027809259730) и его закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по уходу за газонами (покос травы без сбора и вывоза травы) на территориях конечных станций СПб ГУП Горэлектротранс (извещение №32009082865) путем отмены Протокола рассмотрения вторых частей заявок от 28.04.2020 № 150/2020-ЭА и Итогового протокола от 28.04.2020 № 150/2020-ЭА, повторного проведения этапа рассмотрения вторых частей заявок с учетом мотивировочной части настоящего решения и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
18 мая 2020 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...> ;
на основании решения Комиссии от 18.05.2020 № Т02-375/20 по жалобе на действия закупочной комиссии организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по уходу за газонами (покос травы без сбора и вывоза травы) на территориях конечных станций СПб ГУП Горэлектротранс (извещение №32009082865, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Организатору торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН 7830001927, ОГРН 1027809259730) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по уходу за газонами (покос травы без сбора и вывоза травы) на территориях конечных станций СПб ГУП Горэлектротранс (извещение №32009082865), путем отмены Протокола рассмотрения вторых частей заявок от 28.04.2020 № 150/2020-ЭА и Итогового протокола от 28.04.2020 № 150/2020-ЭА, повторного проведения этапа рассмотрения вторых частей заявок с учетом мотивировочной части решения от 18.05.2020 № Т02-375/20 и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 18 июня 2020 года с приложением подтверждающих документов.
<...>
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.