Решение №78/17226/21 Т02-456/21 по жалобе ООО «ТрансЭнергоАльянс» от 11 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе №Т02-456/21

08 июня 2021 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от АО «Биржа «Санкт-Петербург» (далее – Организатор торгов) и ООО «ТрансЭнергоАльянс» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 27.05.2021 вх. №17703-ЭП/21, от 02.06.2021 вх. №18406-ЭП/21) ООО «ТрансЭнергоАльянс» на действия Организатора торгов АО «Биржа «Санкт-Петербург» при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку электротехнической продукции (АПС) (извещение №32110202996), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

16 апреля 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение № 32110202996 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку электротехнической продукции (АПС) (далее - Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть» (далее – Положение о закупках) в редакции от 15.04.2021, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

62 852 400,00 ₽

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

16.04.2021

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

14.05.2021 в 11:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения и оценки заявок

(по местному времени заказчика)

21.05.2021 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

https://etp.spbex.ru

2. В жалобе Заявитель указывает на наличие у ООО «ТрансЭнергоАльянс» опасения, что ПАО «Транснефть» может проигнорировать решение комиссии Московского УФАС России № 077/07/00-7043/2021 от 28.04.2021, которым признано решение о прекращении процедуры закупки (извещение №32109934853) без заключения договора незаконным, и приобрести товары в рамках проводимой процедуры Закупки (извещение №32110202996), что может нарушить права Заявителя, как победителя предыдущего конкурса (извещение №32109934853).

Заявитель полагает, что аукцион в электронной форме на право заключения договора на поставку электротехнической продукции (АПС) (извещение №32110202996) необходимо отменить, руководствуясь Положением о закупках.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

Заказчики относятся к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/15579/21 от 01.06.2021, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Заявитель в жалобе указывает на то, что 28.01.2021 ПАО «Транснефть» был объявлен конкурс в электронной форме 0001-202-К-05-03861-2021 «Электротехническая продукция (АПС)» (извещение № 32109934853), который был признан несостоявшимся по причине уклонения победителя торгов от заключения договора. Заявитель являлся следующим победителем данного конкурса, однако с ним заключен договор не был. В связи с чем Заявитель обратился в УФАС г. Москвы с жалобой на действия комиссии по осуществлению закупок. 27.04.2021 УФАС г. Москвы жалоба Заявителя признана обоснованной, в действиях ПАО «Транснефть» установлено нарушение закупочной документации, выдано обязательное предписание об устранении выявленных нарушений. 28.04.2021 УФАС по г. Москве выдано предписание о завершении проведения закупки в соответствии с закупочной документацией, то есть о заключении договора с его победителем – Заявителем. Таким образом, решение ПАО «Транснефть» о завершении торгов без заключения договора признано незаконным и отменено. Вместе с тем 16.04.2021 ПАО «Транснефть» объявило о проведении аукциона в электронной форме (извещение №32110202996), в рамках которого осуществляется закупка идентичных товаров. 29.04.2021 после удовлетворения жалобы и признания решения конкурсной комиссии ПАО «Транснефть» незаконным, Заявитель обратился с письмом к ПАО «Транснефть» с просьбой выйти на переговоры для заключения договора. Однако на данный момент никакого ответа получено не было. Таким образом, у Заявителя имеются опасения, что ПАО «Транснефть» может проигнорировать решение УФАС г. Москвы, которым признано решение о прекращении закупки (извещение № 32109934853) без заключения договора незаконным, и приобрести товары в рамках данного аукциона (извещение №32110202996), что может нарушить права Заявителя, как победителя предыдущего конкурса.

Заявитель также отметил, что согласно п. 3.28 Положения о закупках заказчик, организатор закупки при необходимости отменяет конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке. По истечении срока отмены конкурентной закупки и до заключения договора заказчик, организатор закупки отменяет определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.

Датой окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме на право заключения договора на поставку электротехнической продукции (АПС) (извещение №32110202996) является 14.05.2021.

Таким образом, Заявитель полагает, что ПАО «Транснефть», руководствуясь п. 3.28 Положения о закупках, могло и должно было отменить проводимую процедуру Закупки (извещение №32110202996) до 14.05.2021.

Представители Организатора торгов АО «Биржа «Санкт-Петербург» отметили, что доводы, изложенные в жалобе Заявителя, свидетельствуют о разногласиях, возникших между сторонами относительно не порядка проведения торгов, а необходимости заключения договора, к тому же в рамках иной закупки, что, в свою очередь, не входит в компетенцию антимонопольного органа. Кроме того, исходя из доводов жалобы, на дату объявления заказчиками процедуры Закупки (извещение №32110202996) у заказчиков отсутствовали обстоятельства, препятствующие возможности её проведения, учитывая, что решение Московского УФАС России вынесено 28.04.2021 по другой закупке (извещение № 32109934853) и в отношении лица (ПАО «Транснефть»), которое не участвует в настоящем деле и не является организатором проводимой процедуры Закупки (извещение №32110202996).

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействия) юридического лица (заказчика), организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Частью 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Пунктом 4 ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что жалоба на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии (далее - жалоба) подается в письменной форме в антимонопольный орган и должна содержать, в числе прочего, указание на обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, соответствующие доводы.

Согласно определениям Верховного Суда Российской Федерации (далее — ВС РФ) от 11.04.2017, от 27.06.2017 по делу № 304-КГ16-17592 часть 10 статьи 3 Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействий) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, в связи с чем, положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учётом части 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

К основаниям для подачи жалобы в антимонопольный орган, указанным в части 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, относятся:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) утратил силу. - Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Также согласно письму ФАС России от 30.08.2017 №ИА/59767/17, учитывая позицию ВС РФ, жалобы, на действия (бездействие) субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ, не содержащие основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, не подлежат рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав представленные документы, полагает, что доводы жалобы Заявителя не содержат указаний на обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в части ссылок на возможные нарушения организатором торгов каких-либо обязывающих норм Закона № 223-ФЗ, в том числе приведенных согласно нормам части 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для рассмотрения жалобы Заявителя в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение жалобы (от 27.05.2021 вх. №17703-ЭП/21, от 02.06.2021 вх. №18406-ЭП/21) ООО «ТрансЭнергоАльянс» на действия Организатора торгов АО «Биржа «Санкт-Петербург» (ИНН 7801012233, ОГРН 1027800556046) при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку электротехнической продукции (АПС) (извещение №32110202996) в связи с отсутствием правовых оснований для рассмотрения жалобы в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны