Решение №78/17226/21 Т02-456/21 по жалобе ООО «ТрансЭнергоАльянс» от 11 июня 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе №Т02-456/21
08 июня 2021 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
с участием представителей от АО «Биржа «Санкт-Петербург» (далее – Организатор торгов) и ООО «ТрансЭнергоАльянс» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 27.05.2021 вх. №17703-ЭП/21, от 02.06.2021 вх. №18406-ЭП/21) ООО «ТрансЭнергоАльянс» на действия Организатора торгов АО «Биржа «Санкт-Петербург» при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку электротехнической продукции (АПС) (извещение №32110202996), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
16 апреля 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение № 32110202996 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку электротехнической продукции (АПС) (далее - Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть» (далее – Положение о закупках) в редакции от 15.04.2021, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
62 852 400,00 ₽ |
2. |
Дата публикации извещения |
16.04.2021 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
14.05.2021 в 11:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
21.05.2021 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
https://etp.spbex.ru |
2. В жалобе Заявитель указывает на наличие у ООО «ТрансЭнергоАльянс» опасения, что ПАО «Транснефть» может проигнорировать решение комиссии Московского УФАС России № 077/07/00-7043/2021 от 28.04.2021, которым признано решение о прекращении процедуры закупки (извещение №32109934853) без заключения договора незаконным, и приобрести товары в рамках проводимой процедуры Закупки (извещение №32110202996), что может нарушить права Заявителя, как победителя предыдущего конкурса (извещение №32109934853).
Заявитель полагает, что аукцион в электронной форме на право заключения договора на поставку электротехнической продукции (АПС) (извещение №32110202996) необходимо отменить, руководствуясь Положением о закупках.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
Заказчики относятся к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/15579/21 от 01.06.2021, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Заявитель в жалобе указывает на то, что 28.01.2021 ПАО «Транснефть» был объявлен конкурс в электронной форме 0001-202-К-05-03861-2021 «Электротехническая продукция (АПС)» (извещение № 32109934853), который был признан несостоявшимся по причине уклонения победителя торгов от заключения договора. Заявитель являлся следующим победителем данного конкурса, однако с ним заключен договор не был. В связи с чем Заявитель обратился в УФАС г. Москвы с жалобой на действия комиссии по осуществлению закупок. 27.04.2021 УФАС г. Москвы жалоба Заявителя признана обоснованной, в действиях ПАО «Транснефть» установлено нарушение закупочной документации, выдано обязательное предписание об устранении выявленных нарушений. 28.04.2021 УФАС по г. Москве выдано предписание о завершении проведения закупки в соответствии с закупочной документацией, то есть о заключении договора с его победителем – Заявителем. Таким образом, решение ПАО «Транснефть» о завершении торгов без заключения договора признано незаконным и отменено. Вместе с тем 16.04.2021 ПАО «Транснефть» объявило о проведении аукциона в электронной форме (извещение №32110202996), в рамках которого осуществляется закупка идентичных товаров. 29.04.2021 после удовлетворения жалобы и признания решения конкурсной комиссии ПАО «Транснефть» незаконным, Заявитель обратился с письмом к ПАО «Транснефть» с просьбой выйти на переговоры для заключения договора. Однако на данный момент никакого ответа получено не было. Таким образом, у Заявителя имеются опасения, что ПАО «Транснефть» может проигнорировать решение УФАС г. Москвы, которым признано решение о прекращении закупки (извещение № 32109934853) без заключения договора незаконным, и приобрести товары в рамках данного аукциона (извещение №32110202996), что может нарушить права Заявителя, как победителя предыдущего конкурса.
Заявитель также отметил, что согласно п. 3.28 Положения о закупках заказчик, организатор закупки при необходимости отменяет конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке. По истечении срока отмены конкурентной закупки и до заключения договора заказчик, организатор закупки отменяет определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
Датой окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме на право заключения договора на поставку электротехнической продукции (АПС) (извещение №32110202996) является 14.05.2021.
Таким образом, Заявитель полагает, что ПАО «Транснефть», руководствуясь п. 3.28 Положения о закупках, могло и должно было отменить проводимую процедуру Закупки (извещение №32110202996) до 14.05.2021.
Представители Организатора торгов АО «Биржа «Санкт-Петербург» отметили, что доводы, изложенные в жалобе Заявителя, свидетельствуют о разногласиях, возникших между сторонами относительно не порядка проведения торгов, а необходимости заключения договора, к тому же в рамках иной закупки, что, в свою очередь, не входит в компетенцию антимонопольного органа. Кроме того, исходя из доводов жалобы, на дату объявления заказчиками процедуры Закупки (извещение №32110202996) у заказчиков отсутствовали обстоятельства, препятствующие возможности её проведения, учитывая, что решение Московского УФАС России вынесено 28.04.2021 по другой закупке (извещение № 32109934853) и в отношении лица (ПАО «Транснефть»), которое не участвует в настоящем деле и не является организатором проводимой процедуры Закупки (извещение №32110202996).
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействия) юридического лица (заказчика), организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
Частью 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
Пунктом 4 ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что жалоба на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии (далее - жалоба) подается в письменной форме в антимонопольный орган и должна содержать, в числе прочего, указание на обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, соответствующие доводы.
Согласно определениям Верховного Суда Российской Федерации (далее — ВС РФ) от 11.04.2017, от 27.06.2017 по делу № 304-КГ16-17592 часть 10 статьи 3 Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействий) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, в связи с чем, положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учётом части 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.
К основаниям для подачи жалобы в антимонопольный орган, указанным в части 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, относятся:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2) утратил силу. - Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Также согласно письму ФАС России от 30.08.2017 №ИА/59767/17, учитывая позицию ВС РФ, жалобы, на действия (бездействие) субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ, не содержащие основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, не подлежат рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав представленные документы, полагает, что доводы жалобы Заявителя не содержат указаний на обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в части ссылок на возможные нарушения организатором торгов каких-либо обязывающих норм Закона № 223-ФЗ, в том числе приведенных согласно нормам части 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для рассмотрения жалобы Заявителя в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Прекратить рассмотрение жалобы (от 27.05.2021 вх. №17703-ЭП/21, от 02.06.2021 вх. №18406-ЭП/21) ООО «ТрансЭнергоАльянс» на действия Организатора торгов АО «Биржа «Санкт-Петербург» (ИНН 7801012233, ОГРН 1027800556046) при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку электротехнической продукции (АПС) (извещение №32110202996) в связи с отсутствием правовых оснований для рассмотрения жалобы в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.