Решение №78/16107/22, 78/16108/22 Т02-342/22 по жалобе ООО «Строительный многофункциональный с... от 7 июля 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-342/22
04 июля 2022 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
с участием представителей от ООО «ЖКС №3 Центрального района» (далее – Организатор торгов) и ООО «СМС» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 23.06.2022 вх. № 16661-ЭП/22) ООО «СМС» на действия закупочной комиссии Организатора торгов ООО «ЖКС №3 Центрального района» (далее – Закупочная комиссия) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту фасадов зданий (извещение №32211461010), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
09 июня 2022 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано извещение № 32211461010 о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту фасадов зданий (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ООО «ЖКС №3 Центрального района» (далее – Положение о закупках) в редакции от 05.10.2021, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
4 169 644,80 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
09.06.2022 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
20.06.2022 в 17:30 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
21.06.2022 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
https://lot-online.ru |
2. Заявитель обжалует неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в осуществлении оценки заявки ООО «Айтейк.Про» по критерию «Отсрочка платежа» в порядке, не соответствующем Документации.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ООО «ЖКС №3 Центрального района» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «СМС» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/15120/22 от 27.06.2022, представлен.
Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/15120/22 от 27.06.2022, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
-
-
-
информационная открытость закупки;
-
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
-
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
-
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
-
-
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с протоколом № 32211461010-3 подведения итогов Закупки от 21.06.2022 к участию в процедуре Закупки были допущены две заявки: ООО «СМС» и ООО «Айтейк.Про». По результатам оценки заявок Закупочной комиссией было принято решение присвоить заявке ООО «Айтейк.Про» 100 баллов по критерию «Отсрочка платежа».
Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
Как следует из п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Пунктом 25 раздела 2 Документации (далее — Информационная карта) установлены следующие критерии оценки и сопоставления заявок участников:
1) «Цена договора» - 0,2;
2) «Отсрочка платежа» - 0,5;
3) «Квалификация участника» - 0,3.
Как следует из пп. 2 п. 26 Информационной карты, оценка заявок по критерию «Отсрочка платежа» осуществляется следующим образом:
Значимость критерия – 50 %;
Коэффициент значимости критерия (КЗ) – 0,5.
Значение показателя определяется по формуле:
Fik = КЗk * (Ki / Kmax) * 100, где:
КЗk - коэффициент значимости показателя (КЗ=0,5).
Ki - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается.
Kmax - максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки.
Разделом 3 Документации предусмотрены образцы форм для заполнения участниками, в том числе форма №3.1 заявка на участие в Закупке (далее — Форма №3.1).
Согласно пп. 2 п. 2 Формы №3.1 участники предоставляют в том числе следующие сведения:
№ |
Условия исполнения договора, являющиеся критерием оценки заявок |
Данные участника размещения заказа |
Примечание |
2 |
Предоставление дополнительной отсрочки платежа |
Указать итоговое кол-во календарных дней отсрочки платежа |
Участник предоставляет Гарантийное письмо в произвольной форме. |
Заявитель в жалобе указывает на то, что ООО «СМС» согласно заявке предоставлена отсрочка платежа в виде 60 (шестидесяти дней). Также в составе заявки ООО «СМС» предоставлено гарантийное письмо согласно требованию заказчика. Тем самым гарантировав дополнительную отсрочку платежа. Вместе с тем согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок у участника ООО «Айтейк.Про» в составе заявки отсутствует требуемое заказчиком гарантийное письмо. Следовательно, ООО «Айтейк.Про» не предоставило гарантии и не гарантировало дополнительную отсрочку платежа и не подлежит оценке по данному критерию. Согласно итоговому протоколу комиссия заказчика неверно присвоило заявке ООО «Айтейк.Про» значение «100» по критерию «Отсрочка платежа». А заявке участника ООО «СМС» значение «46,67». В связи с чем Заявитель полагает, что комиссия заказчика провела неверный расчёт итогового рейтинга заявок по всем критериям.
Представители Организатора торгов отметили, что в составе заявки ООО «Айтейк.Про» действительно отсутствовало гарантийное письмо в произвольной форме, однако информация о количестве дней отсрочки платежа была указана в составе заявки ООО «Айтейк.Про», а именно, 180 календарных дней, вследствие чего заявке ООО «Айтейк.Про» было присвоено 100 баллов по критерию «Отсрочка платежа».
Вместе с тем согласно условиям Документации для предоставления сведений о дополнительной отсрочке платежа участникам в составе заявки необходимо представить гарантийное письмо в произвольной форме.
При этом Комиссией СПб УФАС России установлено, что в составе заявки ООО «Айтейк.Про» указанное гарантийное письмо в произвольной форме представлено не было, что не соответствовало требованиям пп. 2 п. 2 Формы №3.1.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что оценка заявки ООО «Айтейк.Про» по критерию «Отсрочка платежа» осуществлена Закупочной комиссией Организатора торгов в порядке, не соответствующем Документации.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов по неправомерному осуществлению оценки заявки ООО «Айтейк.Про» по критерию «Отсрочка платежа» в порядке, не соответствующем Документации, нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в осуществлении оценки по условиям и в порядке, которые не указаны в документации о Закупке, допущенное при проведении процедуры Закупки.
Кроме того, на основании п. 14.3 Положения
об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Положение) при осуществлении закупки в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 настоящего Положения срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого и среднего предпринимательства, должен составлять не более 7 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по договору (отдельному этапу договора).
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России полагает, что установленный в пп. 2 п. 25 Информационной карты критерий оценки заявок «Отсрочка платежа» является ненадлежащим, поскольку не соответствует условиям п. 14.3 Положения.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по неправомерному установлению в пп. 2 п. 25 Информационной карты критерия оценки заявок «Отсрочка платежа», не соответствующего условиям п. 14.3 Положения, нарушение ч. 9 ст. 3.2, п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, п. 14.3 Положения, выразившееся в несоблюдении требований статей Закона № 223-ФЗ, а также установлении ненадлежащего критерия оценки и сопоставления заявок участников, допущенное при проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (от 23.06.2022 вх. № 16661-ЭП/22) ООО «СМС» на действия Закупочной комиссии Организатора торгов ООО «ЖКС №3 Центрального района» (ИНН: 7842384671, ОГРН: 1089847185746) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту фасадов зданий (извещение №32211461010) обоснованной.
2) Признать в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов ООО «ЖКС №3 Центрального района» (ИНН: 7842384671, ОГРН: 1089847185746) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту фасадов зданий (извещение №32211461010) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в осуществлении оценки по условиям и в порядке, которые не указаны в документации о Закупке, допущенное путем неправомерного осуществления оценки заявки ООО «Айтейк.Про» по критерию «Отсрочка платежа» в порядке, не соответствующем Документации.
Также признать в действиях Организатора торгов ООО «ЖКС №3 Центрального района» (ИНН: 7842384671, ОГРН: 1089847185746) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту фасадов зданий (извещение №32211461010) нарушение ч. 9 ст. 3.2, п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, п. 14.3 Положения, выразившееся в несоблюдении требований статей Закона № 223-ФЗ, а также установлении ненадлежащего критерия оценки и сопоставления заявок участников, допущенное путем неправомерного установления в пп. 2 п. 25 Информационной карты критерия оценки заявок «Отсрочка платежа», не соответствующего условиям п. 14.3 Положения.
3) Организатору торгов ООО «ЖКС №3 Центрального района» (ИНН: 7842384671, ОГРН: 1089847185746) и его Закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту фасадов зданий (извещение №32211461010), путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
04 июля 2022 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
на основании решения Комиссии от 04.07.2022 № Т02-342/22 по жалобе на действия закупочной комиссии организатора торгов ООО «ЖКС №3 Центрального района» при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту фасадов зданий (извещение №32211461010, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Организатору торгов ООО «ЖКС №3 Центрального района» (ИНН: 7842384671, ОГРН: 1089847185746) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту фасадов зданий (извещение №32211461010), путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 01 августа 2022 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.