Решение №78/26422/21 Т02-664/21 по жалобе ООО «Рентранс» от 16 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-664/21

13 сентября 2021 года                                                                                             Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

с участием представителей СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Организатор торгов) и ООО «Рентранс» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 06.09.2021 вх. №28228-ЭП/21) ООО «Рентранс» на действия Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку средств индивидуальной защиты (извещение №32110586235), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

25 августа 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение № 32110586235 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку средств индивидуальной защиты (далее - Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Положение о закупках) в редакции от 15.07.2021, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

16 264 869,20 ₽

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

25.08.2021

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

07.09.2021 в 11:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения и оценки заявок

(по местному времени заказчика)

10.09.2021, 14.09.2021 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

https://lot-online.ru

2. Заявитель оспаривает установление Организатором торгов в Документации требований к характеристикам товаров, которые, по мнению Заявителя, не соответствуют применяемым ГОСТ, а также требований к описанию участниками поставляемого товара в составе заявки, которые не позволяют надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/25756/21 от 09.09.2021, представлены в заседание Комиссии.

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

СПб ГУП «Горэлектротранс» относится к унитарным предприятиям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, а также равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Как следует из п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Частью 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Согласно п. 3.3.3 Документации заявку на участие в аукционе участник закупки составляет, руководствуясь данной документацией об аукционе, в соответствии с требованиями пункта 26 информационной карты открытого аукциона в электронной форме.

Пунктом 26 информационной карты Документации (далее — Информационная карта) установлено, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и сведения:

  • согласие участника аукциона на поставку товаров в объеме и на условиях, предусмотренных документацией. (в свободной форме с обязательным указанием информации по перечисленным требования);

  • наименование каждой позиции товаров с указанием страны происхождения, а также функциональные, технические и эксплуатационные характеристики товара (по форме 1), соответствующие требованиям, установленным в техническом задании.

Как следует из п. 2 Информационной карты, предметом Закупки является поставка средств индивидуальной защиты.

Согласно п. 9 Информационной карты количество и характеристики подлежащего поставке товара, определяется в соответствии с техническим заданием, которое является неотъемлемой частью документации об аукционе в электронной форме (далее — Техническое задание).

Приложением №2 к Документации установлены сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки.

Позиции № 17 приложения № 2 к документации соответствует товар «перчатки тип 3», к которому установлены в том числе следующие требования:

  • установлено требование к показателю стойкость к истиранию: должно быть более 500 циклов;

  • установлено требование к показателю сопротивление к проколу: должно быть не менее 50Н;

  • установлено требование к показателю соответствие нормативно-технической документации: должен соответствовать требованиям ТР ТС 019/2011, ГОСТ EN 388-2019, ГОСТ 12.4.252-2013;

  • установлено требование к показателю эксплуатационный уровень: не должен быть 2/1.

Позиции № 23 приложения № 2 к документации соответствует товар «перчатки тип 9», к которому установлены в том числе следующие требования:

  • установлено требование к показателю размер: должен быть 6;7;8;9;10;11;

  • установлено требование о соответствии нормативно-технической документации: ТР ТС 019/2011, ГОСТ 12.4.252-2013;

  • установлено требование к показателю длина перчатки: должна быть не менее 320 мм.

Разделом 14 Документации предусмотрена форма сведений по предлагаемым к поставке товарам (далее — Форма № 1), а также инструкция по ее заполнению (далее — Инструкция).

Заявитель в жалобе указывает на то, что по позиции № 17 «перчатки тип 3» заказчик использует нестандартные показатели для установления требований, которые, по мнению Заявителя, не соответствуют положениям ГОСТ EN 388-2019 (Таблица 1 — Эксплуатационные уровни).

Пунктом 4.1 ГОСТ EN 388-2019 установлена Таблица 1 — Эксплуатационные уровни:

Испытание

Уровень 1

Уровень 2

Уровень 3

Уровень 4

Уровень 5

6.1 Стойкость к истиранию (количество циклов истирания)

100

500

2000

8000

-

6.2 Испытание порезом: сопротивление порезу (индекс)

1,2

2,5

5,0

10,0

20,0

6.4 Сопротивление раздиру (Н)

10

25

50

75

-

6.5 Стойкость к проколу (Н)

20

60

100

150

-

Представители Организатора торгов пояснили, что по товару «Перчатки тип 3» заказчиком установлены требования соответствия нормативно-технической документации, а именно: ТР ТС 019/2011, ГОСТ EN 388-2019, ГОСТ 12.4.252-2013. В соответствии с Таблицей 1 - Эксплуатационные уровни, ГОСТ EN 388-2019, заказчиком применены следующие стандартные требования к товару «перчатки тип 3»: «стойкость к истиранию: должно быть более 500 циклов», «сопротивление раздиру должно быть ≥50 Н», «сопротивление к проколу должно быть не менее 50Н ». Также установлено требование «эксплуатационный уровень: не должен быть 2/1», таким образом, эксплуатационный уровень может быть 3. Доводы Заявителя о том, что заказчик использует в требованиях нестандартные показатели, не находят своего подтверждения, так как требования к товару «Перчатки тип 3» описаны заказчиком в соответствии с ГОСТ EN 388-2019, соответствуют установленным требованиям по эксплуатационному уровню и не вводят участников закупки в заблуждение, при этом в соответствии разделом 6.5 ГОСТ EN 388-2019 значения «стойкость к проколу» и «сопротивление проколу» являются синонимами и применяются разработчиками ГОСТ как равнозначные по смыслу, значению и терминологии, что отражено в тексте ГОСТ.

Комиссия СПб УФАС России, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что требования к характеристикам товара «Перчатки тип 3», изложенные в приложении № 2 к Техническому заданию, обусловлены потребностью заказчика, а также соответствуют положениям ГОСТ EN 388-2019, поскольку устанавливают требования к минимальным значениям показателей, не противоречащим требованиям Таблицы 1 — Эксплуатационные уровни (п. 4.1 ГОСТ EN 388-2019).

Заявитель в жалобе также указывает на то, что по позиции № 23 «перчатки тип 9» заказчик устанавливает минимальное требование к длине перчатки 320 мм, при этом требуя все размеры из таблицы (точка с запятой по инструкции перечисление). Заявитель полагает данное требование ошибочным, поскольку, по мнению Заявителя, даже если воспользоваться исключением ГОСТ (реальные размеры перчаток определяет изготовитель с учетом особенностей материала и предполагаемого назначения), самый маленький размер не может иметь значение больше на 40 мм самого большого размера, предусмотренного стандартом.

Пунктом 5.1.2 ГОСТ 12.4.252-2013 установлена Таблица 2 – Основные размеры перчаток:

Размер перчатки

Размер кисти

Минимальная длина перчатки

6

6

220

7

7

230

8

8

240

9

9

250

10

10

260

11

11

270

Примечание - Реальные размеры перчаток определяет изготовитель с учетом особенностей материала и предполагаемого назначения.

Представители Организатора торгов пояснили, что по товару «Перчатки тип 9» заказчиком предъявлено требования к размеру перчаток «размер: должен быть 6;7;8;9;10;11», в соответствии с Инструкцией «3.2 При указании Заказчиком в Документации требования к значению показателя в виде знака «;», участник закупки указывает все перечисленные варианты значений», таким образом, заказчику необходимы к поставке все размеры перчаток тип 9. В соответствии с «Таблицей 2 – Основные размеры перчаток» ГОСТ 12.4.252-2013, для размеров перчаток установлены показатели «Минимальная длина перчатки». Исходя требований ГОСТ, а также из проведенного анализа рынка в отношении перчаток данного типа заказчиком установлено требование к «перчаткам тип 9» «длина перчатки: должна быть не менее 320 мм». Таким образом, при предъявлении требований к товару «Перчатки тип 9» заказчик не нарушает требований нормативно-технической документации. Рынок товаров по данному типу перчаток не ограничивает участников в выборе.

Комиссия СПб УФАС России, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что требования к характеристикам товара «Перчатки тип 9», изложенные в приложении № 2 к Техническому заданию, обусловлены потребностью заказчика, а также не противоречат нормам ГОСТ 12.4.252-2013 (Таблица 2 – Основные размеры перчаток), содержащего указание на минимальные значения показателя длины перчаток.

Заявитель также указывает на то, что повсеместно по требованиям присутствует необходимость соответствия документу: ТР ТС 019/2011. При этом согласно инструкции «При указании Заказчиком в Документации требования к значению показателя в виде слов и символов «или», «/», «либо» без использования слов, словосочетаний и символов, перечисленных в п.1.1-1.4, участник закупки выбирает конкретное значение для показателей, в отношении которых представлены варианты значений». Таким образом, Заявитель полагает, что данное требование вводит участников в заблуждение и не способствует правильной подаче информации в заявке, поскольку в Инструкции отсутствуют какие-либо исключения и участник вынужден сделать выбор в названии стандарта.

Представители Организатора торгов пояснили, что данный нормативно-технический документ утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 878 и называется «ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ТР ТС 019/2011 О безопасности средств индивидуальной защиты». Заказчик предъявляет требование к товарам, например: по товару «Перчатки тип 13» «установлено требование о соответствии нормативно-технической документации: ТР ТС 019/2011, ГОСТ 12.4.220-2002, ГОСТ 12.4.252-2013». Заказчик считает, что не вправе изменять наименование Государственного стандарта, так как в противном случае, требования, предъявляемые к товарам, не будут соответствовать действующему утвержденному документу. Доводы Заявителя о том, что участник закупки должен предоставить показатель «либо ТР ТС 019 либо 2011 либо ТР ТС 091 либо ТР ТС 2011…», абсурдны, так как данный нормативный документ единственный в своем роде, а законодательство РФ не имеет перечисленных Заявителем документов. Требования в отношении соответствия товаров нормативно-технической документации установлены через запятую, таким образом «ТР ТС 019/2011» является неделимым значением показателя. Для всех участников закупки данное требование предельно понятно, что подтверждается данными в первых частях заявок участников, где участники верно трактовали требования и корректно установили соответствие товара нормативно-техническому документу. Что касается Инструкции, а именно, пункта «3.1 При указании Заказчиком в Документации требования к значению показателя в виде слов и символов «или», «/», «либо» без использования слов, словосочетаний и символов, перечисленных в п.1.1-1.4, участник закупки выбирает конкретное значение для показателей, в отношении которых представлены варианты значений.», в данном пункте Инструкции не содержится правила одновременного использования «,» (запятая) и символа «/». Таким образом, вступает в силу правило Инструкции – «Во всех остальных случаях, прямо не перечисленных в данной инструкции, значения показателей считать неизменяемыми».

Комиссией СПб УФАС России установлено, что положения Инструкции не содержат правила одновременного использования «,» (запятая) и символа «/». При этом согласно п. 3.3 Инструкции во всех остальных случаях, прямо не перечисленных в данной инструкции, значения показателей считать неизменяемыми.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что положения Инструкции позволяют надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке, в том числе корректно описать соответствие товаров требованиям ТР ТС 019/2011 путем указания в составе заявки наименования нормативно-технического документа в неизменном виде согласно требованиям п. 3.3 Инструкции.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России находит доводы жалобы Заявителя неподтвержденными, вследствие чего не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

4. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 06.09.2021 вх. №28228-ЭП/21) ООО «Рентранс» на действия Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН 7830001927, ОГРН 1027809259730) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку средств индивидуальной защиты (извещение №32110586235) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны