Решение №78/26422/21 Т02-664/21 по жалобе ООО «Рентранс» от 16 сентября 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-664/21
13 сентября 2021 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
с участием представителей СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Организатор торгов) и ООО «Рентранс» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 06.09.2021 вх. №28228-ЭП/21) ООО «Рентранс» на действия Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку средств индивидуальной защиты (извещение №32110586235), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
25 августа 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение № 32110586235 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку средств индивидуальной защиты (далее - Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Положение о закупках) в редакции от 15.07.2021, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
16 264 869,20 ₽ |
2. |
Дата публикации извещения |
25.08.2021 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
07.09.2021 в 11:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
10.09.2021, 14.09.2021 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
https://lot-online.ru |
2. Заявитель оспаривает установление Организатором торгов в Документации требований к характеристикам товаров, которые, по мнению Заявителя, не соответствуют применяемым ГОСТ, а также требований к описанию участниками поставляемого товара в составе заявки, которые не позволяют надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/25756/21 от 09.09.2021, представлены в заседание Комиссии.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.
СПб ГУП «Горэлектротранс» относится к унитарным предприятиям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, а также равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Как следует из п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
В соответствии с п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.
Частью 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Согласно п. 3.3.3 Документации заявку на участие в аукционе участник закупки составляет, руководствуясь данной документацией об аукционе, в соответствии с требованиями пункта 26 информационной карты открытого аукциона в электронной форме.
Пунктом 26 информационной карты Документации (далее — Информационная карта) установлено, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и сведения:
-
согласие участника аукциона на поставку товаров в объеме и на условиях, предусмотренных документацией. (в свободной форме с обязательным указанием информации по перечисленным требования);
-
наименование каждой позиции товаров с указанием страны происхождения, а также функциональные, технические и эксплуатационные характеристики товара (по форме 1), соответствующие требованиям, установленным в техническом задании.
Как следует из п. 2 Информационной карты, предметом Закупки является поставка средств индивидуальной защиты.
Согласно п. 9 Информационной карты количество и характеристики подлежащего поставке товара, определяется в соответствии с техническим заданием, которое является неотъемлемой частью документации об аукционе в электронной форме (далее — Техническое задание).
Приложением №2 к Документации установлены сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки.
Позиции № 17 приложения № 2 к документации соответствует товар «перчатки тип 3», к которому установлены в том числе следующие требования:
-
установлено требование к показателю стойкость к истиранию: должно быть более 500 циклов;
-
установлено требование к показателю сопротивление к проколу: должно быть не менее 50Н;
-
установлено требование к показателю соответствие нормативно-технической документации: должен соответствовать требованиям ТР ТС 019/2011, ГОСТ EN 388-2019, ГОСТ 12.4.252-2013;
-
установлено требование к показателю эксплуатационный уровень: не должен быть 2/1.
Позиции № 23 приложения № 2 к документации соответствует товар «перчатки тип 9», к которому установлены в том числе следующие требования:
-
установлено требование к показателю размер: должен быть 6;7;8;9;10;11;
-
установлено требование о соответствии нормативно-технической документации: ТР ТС 019/2011, ГОСТ 12.4.252-2013;
-
установлено требование к показателю длина перчатки: должна быть не менее 320 мм.
Разделом 14 Документации предусмотрена форма сведений по предлагаемым к поставке товарам (далее — Форма № 1), а также инструкция по ее заполнению (далее — Инструкция).
Заявитель в жалобе указывает на то, что по позиции № 17 «перчатки тип 3» заказчик использует нестандартные показатели для установления требований, которые, по мнению Заявителя, не соответствуют положениям ГОСТ EN 388-2019 (Таблица 1 — Эксплуатационные уровни).
Пунктом 4.1 ГОСТ EN 388-2019 установлена Таблица 1 — Эксплуатационные уровни:
Испытание |
Уровень 1 |
Уровень 2 |
Уровень 3 |
Уровень 4 |
Уровень 5 |
6.1 Стойкость к истиранию (количество циклов истирания) |
100 |
500 |
2000 |
8000 |
- |
6.2 Испытание порезом: сопротивление порезу (индекс) |
1,2 |
2,5 |
5,0 |
10,0 |
20,0 |
6.4 Сопротивление раздиру (Н) |
10 |
25 |
50 |
75 |
- |
6.5 Стойкость к проколу (Н) |
20 |
60 |
100 |
150 |
- |
Представители Организатора торгов пояснили, что по товару «Перчатки тип 3» заказчиком установлены требования соответствия нормативно-технической документации, а именно: ТР ТС 019/2011, ГОСТ EN 388-2019, ГОСТ 12.4.252-2013. В соответствии с Таблицей 1 - Эксплуатационные уровни, ГОСТ EN 388-2019, заказчиком применены следующие стандартные требования к товару «перчатки тип 3»: «стойкость к истиранию: должно быть более 500 циклов», «сопротивление раздиру должно быть ≥50 Н», «сопротивление к проколу должно быть не менее 50Н ». Также установлено требование «эксплуатационный уровень: не должен быть 2/1», таким образом, эксплуатационный уровень может быть 3. Доводы Заявителя о том, что заказчик использует в требованиях нестандартные показатели, не находят своего подтверждения, так как требования к товару «Перчатки тип 3» описаны заказчиком в соответствии с ГОСТ EN 388-2019, соответствуют установленным требованиям по эксплуатационному уровню и не вводят участников закупки в заблуждение, при этом в соответствии разделом 6.5 ГОСТ EN 388-2019 значения «стойкость к проколу» и «сопротивление проколу» являются синонимами и применяются разработчиками ГОСТ как равнозначные по смыслу, значению и терминологии, что отражено в тексте ГОСТ.
Комиссия СПб УФАС России, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что требования к характеристикам товара «Перчатки тип 3», изложенные в приложении № 2 к Техническому заданию, обусловлены потребностью заказчика, а также соответствуют положениям ГОСТ EN 388-2019, поскольку устанавливают требования к минимальным значениям показателей, не противоречащим требованиям Таблицы 1 — Эксплуатационные уровни (п. 4.1 ГОСТ EN 388-2019).
Заявитель в жалобе также указывает на то, что по позиции № 23 «перчатки тип 9» заказчик устанавливает минимальное требование к длине перчатки 320 мм, при этом требуя все размеры из таблицы (точка с запятой по инструкции перечисление). Заявитель полагает данное требование ошибочным, поскольку, по мнению Заявителя, даже если воспользоваться исключением ГОСТ (реальные размеры перчаток определяет изготовитель с учетом особенностей материала и предполагаемого назначения), самый маленький размер не может иметь значение больше на 40 мм самого большого размера, предусмотренного стандартом.
Пунктом 5.1.2 ГОСТ 12.4.252-2013 установлена Таблица 2 – Основные размеры перчаток:
Размер перчатки |
Размер кисти |
Минимальная длина перчатки |
6 |
6 |
220 |
7 |
7 |
230 |
8 |
8 |
240 |
9 |
9 |
250 |
10 |
10 |
260 |
11 |
11 |
270 |
Примечание - Реальные размеры перчаток определяет изготовитель с учетом особенностей материала и предполагаемого назначения. |
Представители Организатора торгов пояснили, что по товару «Перчатки тип 9» заказчиком предъявлено требования к размеру перчаток «размер: должен быть 6;7;8;9;10;11», в соответствии с Инструкцией «3.2 При указании Заказчиком в Документации требования к значению показателя в виде знака «;», участник закупки указывает все перечисленные варианты значений», таким образом, заказчику необходимы к поставке все размеры перчаток тип 9. В соответствии с «Таблицей 2 – Основные размеры перчаток» ГОСТ 12.4.252-2013, для размеров перчаток установлены показатели «Минимальная длина перчатки». Исходя требований ГОСТ, а также из проведенного анализа рынка в отношении перчаток данного типа заказчиком установлено требование к «перчаткам тип 9» «длина перчатки: должна быть не менее 320 мм». Таким образом, при предъявлении требований к товару «Перчатки тип 9» заказчик не нарушает требований нормативно-технической документации. Рынок товаров по данному типу перчаток не ограничивает участников в выборе.
Комиссия СПб УФАС России, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что требования к характеристикам товара «Перчатки тип 9», изложенные в приложении № 2 к Техническому заданию, обусловлены потребностью заказчика, а также не противоречат нормам ГОСТ 12.4.252-2013 (Таблица 2 – Основные размеры перчаток), содержащего указание на минимальные значения показателя длины перчаток.
Заявитель также указывает на то, что повсеместно по требованиям присутствует необходимость соответствия документу: ТР ТС 019/2011. При этом согласно инструкции «При указании Заказчиком в Документации требования к значению показателя в виде слов и символов «или», «/», «либо» без использования слов, словосочетаний и символов, перечисленных в п.1.1-1.4, участник закупки выбирает конкретное значение для показателей, в отношении которых представлены варианты значений». Таким образом, Заявитель полагает, что данное требование вводит участников в заблуждение и не способствует правильной подаче информации в заявке, поскольку в Инструкции отсутствуют какие-либо исключения и участник вынужден сделать выбор в названии стандарта.
Представители Организатора торгов пояснили, что данный нормативно-технический документ утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 878 и называется «ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ТР ТС 019/2011 О безопасности средств индивидуальной защиты». Заказчик предъявляет требование к товарам, например: по товару «Перчатки тип 13» «установлено требование о соответствии нормативно-технической документации: ТР ТС 019/2011, ГОСТ 12.4.220-2002, ГОСТ 12.4.252-2013». Заказчик считает, что не вправе изменять наименование Государственного стандарта, так как в противном случае, требования, предъявляемые к товарам, не будут соответствовать действующему утвержденному документу. Доводы Заявителя о том, что участник закупки должен предоставить показатель «либо ТР ТС 019 либо 2011 либо ТР ТС 091 либо ТР ТС 2011…», абсурдны, так как данный нормативный документ единственный в своем роде, а законодательство РФ не имеет перечисленных Заявителем документов. Требования в отношении соответствия товаров нормативно-технической документации установлены через запятую, таким образом «ТР ТС 019/2011» является неделимым значением показателя. Для всех участников закупки данное требование предельно понятно, что подтверждается данными в первых частях заявок участников, где участники верно трактовали требования и корректно установили соответствие товара нормативно-техническому документу. Что касается Инструкции, а именно, пункта «3.1 При указании Заказчиком в Документации требования к значению показателя в виде слов и символов «или», «/», «либо» без использования слов, словосочетаний и символов, перечисленных в п.1.1-1.4, участник закупки выбирает конкретное значение для показателей, в отношении которых представлены варианты значений.», в данном пункте Инструкции не содержится правила одновременного использования «,» (запятая) и символа «/». Таким образом, вступает в силу правило Инструкции – «Во всех остальных случаях, прямо не перечисленных в данной инструкции, значения показателей считать неизменяемыми».
Комиссией СПб УФАС России установлено, что положения Инструкции не содержат правила одновременного использования «,» (запятая) и символа «/». При этом согласно п. 3.3 Инструкции во всех остальных случаях, прямо не перечисленных в данной инструкции, значения показателей считать неизменяемыми.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что положения Инструкции позволяют надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке, в том числе корректно описать соответствие товаров требованиям ТР ТС 019/2011 путем указания в составе заявки наименования нормативно-технического документа в неизменном виде согласно требованиям п. 3.3 Инструкции.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России находит доводы жалобы Заявителя неподтвержденными, вследствие чего не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
4. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 06.09.2021 вх. №28228-ЭП/21) ООО «Рентранс» на действия Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН 7830001927, ОГРН 1027809259730) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку средств индивидуальной защиты (извещение №32110586235) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.