Решение №02/8917/23 Т02-195/23 и Предписание №02/8918/23 по жалобе ЗАО "Латрэс" от 18 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе №Т02-195/23

 

13 апреля 2023 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

<...>

с участием представителей от ГУП «Петербургский метрополитен» (далее — Заказчик), ЗАО "Латрэс" (далее – Заявитель) путём видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 30.03.2023 вх. №7704/23) ЗАО "Латрэс" на действия комиссии заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работы по изготовлению корпусов вспомогательного ПМ 001.01.02.00 и основного ПМ 161.01.02.00 бегунков эскалаторов типа ЭТ, Е, ЛТ (извещение №32312174155, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

 

07 марта 2023 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение 32312174155 (далее — Извещение) о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работы по изготовлению корпусов вспомогательного ПМ 001.01.02.00 и основного ПМ 161.01.02.00 бегунков эскалаторов типа ЭТ, Е, ЛТ, включая аукционную документацию (далее - Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП «Петербургский метрополитен», версия 64 от 03.03.2023 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки, опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

66 300 000,00 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

07.03.23

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

23.03.2023 в 10:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

28.03.23, 30.03.2023

5.

Место рассмотрения заявок

191119, г. Санкт-Петербург,

Лиговский пр., д. 88

 

На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре №32312174155 не был заключен договор.

 

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия закупочной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ЗАО "Латрэс" (заявка №1038220) от участия в процедуре Закупки согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок по Закупке от 28.03.2023.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона №223-ФЗ.

 

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

ГУП «Петербургский метрополитен» относится к унитарным предприятиям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

 

4. Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ЗАО «Латрэс» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/7371/23 от 03.04.2023, представлен.

Также документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/7371/23 от 03.04.2023, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок по Закупке от 28.03.2023 на участие в Закупке было подано четыре заявки, включая заявку ЗАО «Латрэс» (заявка №1038220). По итогам рассмотрения первых частей заявок три заявки были отклонены закупочной комиссией Заказчика от участия в процедуре Закупки.

Как следует из протокола рассмотрения первых частей заявок по Закупке от 28.03.2023, заявка ЗАО «Латрэс» (заявка №1038220) была отклонена от участия в Закупке со следующим пояснением:

Участником при заполнении Формы №2 «Сведения о наименовании и показателях товара» неверно указано значение показателя 2.2 «цвет**», которое не может изменяться, а именно: в требованиях заказчика установлено: «требуется бесцветная или слегка желтая однородная прозрачная жидкость без мути», участником указано «бесцветная или слегка желтая однородная прозрачная жидкость без мути».

В п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ для заказчиков определен принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи.

В силу п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

В п. 2.4.4 тома 1 Документации указано, что заявка должна быть оформлена  в соответствии с требованиями аукционной документации, в том числе должны быть представлены все предусмотренные аукционной документацией  сведения (информация) и документы, составленные, оформленные и заверенные, в соответствии с требованиями аукционной документации, а также должны быть представлены все формы, составленные и  оформленные  в соответствии с требованиями документации.

Заявка участника состоит из документов и сведений, входящих в состав заявки, установленных томом 2 аукционной документацией и ценового предложения. Приложение каких-либо документов, не соответствующих заявке участника и документации,  к ценовому предложению не допускается.

Согласно п. 5.2.2 тома 2 Документации первая часть заявки должна содержать:

- Согласие участника исполнить условия договора, указанные в извещении и документации, предоставляется с применением программно-аппаратных средств электронной площадки.

-  Наименование и показатели товара, заполненные в соответствии с Формой №2 «Сведения о наименовании и показателях товара» и инструкцией по ее заполнению.

В Форме №2 содержится таблица для заполнения участником закупки:

 

«СВЕДЕНИЯ О НАИМЕНОВАНИИ И ПОКАЗАТЕЛЯХ ТОВАРА»

п/п

Наименование товара

Товарный знак (при наличии)

Наименование производителя товара

№ показателя

Показатель товара

Значения показателей товара, предлагаемого участником

Единица измерения показателя товара

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласно п. 5 Инструкции по заполнению Формы №2 Документации в столбце «Значения показателя товара, предлагаемого участником» участник закупки указывает значения показателей товара.

В соответствии с п. 8 Инструкции по заполнению Формы №2 Документации требования к описанию конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в техническом задании документации о закупке, указаны в Приложении № 1 к Техническому заданию.

В описании товара использованы следующие виды показателей:

1) показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения;

2) показатели, для которых указаны варианты значений;

3) показатели, которые определяются диапазоном значений;

4) показатели, значения которых не могут изменяться.

Во всех иных случаях, требования к показателям товаров в Приложении №1 к Техническому заданию, установлены в виде значений, которые не могут изменяться, и участник закупки представляет сведения, точно соответствующие требованиям Технического задания. В случае предоставления недостоверной информации, непредставления информации или в случае предоставления сведений, несоответствующих требованиям инструкции по заполнению заявки, такая заявка признается несоответствующей требованиям документации.

В случае, если Наименование параметра (показателя) товара сопровождается знаком  (двойная звездочка) «**» с применением слов и знаков в требуемом значении, указывающих на его диапазонность, таких как «не менее», «не более…», «не ниже…», «менее…», «более…», «выше…», «ниже…», участник обязан предоставить показатель, не исключая слова, указывающие на диапазонность показателя, с учетом требований инструкции к применяемым словам.

Вид показателя, указанный в соответствующей графе Приложения №1 к Техническому заданию не определяет порядок представления сведений о конкретных значениях показателей товаров, но при этом является классификационной моделью, выбранной Заказчиком при описании требований к товарам.

В соответствии с п. 4.2.1.1 Документации одним из оснований отклонения первых частей заявок является отсутствие или в не надлежащем виде (нечитаемом виде) или неполно оформлена какая-либо форма, предусматривающая порядок описания предлагаемых товара, работы, услуги, предусмотренная томом 2.

Представитель Заказчика пояснил, что Заявитель в составе первой части заявки представил Форму №2 «Сведения о наименовании и показателях товара», где неверно указал значение показателя №2.2 «цвет**» для товара №2, которое согласно Инструкции по заполнению Формы №2 Документации относится к значениям показателей, которые не могут изменяться, а именно: «бесцветная или слегка желтая однородная прозрачная жидкость без мути». Вместе с тем, в требованиях Приложения №1 Технического задания Документации для данного показателя установлено: «требуется бесцветная или слегка желтая однородная прозрачная жидкость без мути». Таким образом, закупочная комиссия Заказчика отклонила заявку ЗАО «Латрэс» (заявка №1038220) на основании п. 4.2.1.1 Документации согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок по Закупке от 28.03.2023.

При этом Комиссией СПб УФАС России установлено, что содержащиеся в Инструкции по заполнению Формы №2 Документации требования к описанию видов показателей товаров не содержат надлежащего конкретного порядка предоставления сведений по показателю №2.2 «цвет**» для товара №2 Приложения №1 Технического задания Документации. В свою очередь указание в заявке участника Закупки в неизменном виде значения показателя №2.2 «цвет**» «требуется бесцветная или слегка желтая однородная прозрачная жидкость без мути» с учетом требования Инструкции по заполнению Формы №2 Документации для значения показателя, которое не может изменяться, по своей сути не выражает предоставление требуемой Заказчиком характеристики, а напротив отражает потребность в данной характеристике товара для самого участника Закупки, тем самым не позволяя сделать вывод о соответствии предлагаемого к использованию материала требованиям Документации.

На основании указанного, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что исходя из установленной Заказчиком Инструкции по заполнению Формы №2 Документации, не содержащей надлежащего однозначного порядка предоставления сведений для показателя №2.2 «цвет**», а также с учетом необходимости указания значения показателя с использованием слова «требуется», решение закупочной комиссии Заказчика об отклонении заявки ЗАО «Латрэс» согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок по Закупке от 28.03.2023 было принято, основываясь на ненадлежащем положении Документации в части требования о предоставлении значения показателя №2.2 «цвет**» для товара №2.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Заказчика по неправомерному предъявлению к участникам Закупки согласно Инструкции по заполнению Формы №2 Документации ненадлежащего требования к описанию показателя №2.2 «цвет**» для товара №2 Приложения №1 Технического задания Документации нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 6 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей и ненадлежащем их соблюдении, допущенное при организации и проведении Закупки.

 

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1) Признать жалобу (от 30.03.2023 вх. №7704/23) ЗАО "Латрэс" на действия заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970; ОГРН: 1027810223407) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работы по изготовлению корпусов вспомогательного ПМ 001.01.02.00 и основного ПМ 161.01.02.00 бегунков эскалаторов типа ЭТ, Е, ЛТ (извещение №32312174155) обоснованной.

2) Признать в действиях заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970; ОГРН: 1027810223407) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работы по изготовлению корпусов вспомогательного ПМ 001.01.02.00 и основного ПМ 161.01.02.00 бегунков эскалаторов типа ЭТ, Е, ЛТ (извещение №32312174155) нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 6 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей и ненадлежащем их соблюдении, допущенное путем неправомерного предъявления к участникам Закупки согласно Инструкции по заполнению Формы №2 Документации ненадлежащего требования к описанию показателя №2.2 «цвет**» для товара №2 Приложения №1 Технического задания Документации.

 

3) Выдать Заказчику ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970; ОГРН: 1027810223407) и его закупочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений организации и проведения аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работы по изготовлению корпусов вспомогательного ПМ 001.01.02.00 и основного ПМ 161.01.02.00 бегунков эскалаторов типа ЭТ, Е, ЛТ (извещение №32312174155) путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки, возврата заявок, внесения изменений в документацию о Закупке, устраняющих выявленные согласно резолютивной части решения Комиссии от 13.04.2023 №Т02-195/23 нарушения, продления срока подачи заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим положением о закупках Заказчика и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      1. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.

 

<...>

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970; ОГРН: 1027810223407) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работы по изготовлению корпусов вспомогательного ПМ 001.01.02.00 и основного ПМ 161.01.02.00 бегунков эскалаторов типа ЭТ, Е, ЛТ (извещение №32312174155), путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки, возврата заявок, внесения изменений в документацию о Закупке, устраняющих выявленные согласно резолютивной части решения Комиссии от 13.04.2023 №Т02-195/23 нарушения, продления срока подачи заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим положением о закупках Заказчика и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС России в срок до 18 мая 2023 года с приложением подтверждающих документов.

 

 

<...>

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны