Решение №02/8917/23 Т02-195/23 и Предписание №02/8918/23 по жалобе ЗАО "Латрэс" от 18 апреля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе №Т02-195/23
13 апреля 2023 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:
<...>
с участием представителей от ГУП «Петербургский метрополитен» (далее — Заказчик), ЗАО "Латрэс" (далее – Заявитель) путём видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 30.03.2023 вх. №7704/23) ЗАО "Латрэс" на действия комиссии заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работы по изготовлению корпусов вспомогательного ПМ 001.01.02.00 и основного ПМ 161.01.02.00 бегунков эскалаторов типа ЭТ, Е, ЛТ (извещение №32312174155, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
07 марта 2023 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №32312174155 (далее — Извещение) о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работы по изготовлению корпусов вспомогательного ПМ 001.01.02.00 и основного ПМ 161.01.02.00 бегунков эскалаторов типа ЭТ, Е, ЛТ, включая аукционную документацию (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП «Петербургский метрополитен», версия 64 от 03.03.2023 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки, опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
66 300 000,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
07.03.23 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
23.03.2023 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
28.03.23, 30.03.2023 |
5. |
Место рассмотрения заявок |
191119, г. Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 88 |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре №32312174155 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия закупочной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ЗАО "Латрэс" (заявка №1038220) от участия в процедуре Закупки согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок по Закупке от 28.03.2023.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона №223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ГУП «Петербургский метрополитен» относится к унитарным предприятиям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ЗАО «Латрэс» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/7371/23 от 03.04.2023, представлен.
Также документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/7371/23 от 03.04.2023, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок по Закупке от 28.03.2023 на участие в Закупке было подано четыре заявки, включая заявку ЗАО «Латрэс» (заявка №1038220). По итогам рассмотрения первых частей заявок три заявки были отклонены закупочной комиссией Заказчика от участия в процедуре Закупки.
Как следует из протокола рассмотрения первых частей заявок по Закупке от 28.03.2023, заявка ЗАО «Латрэс» (заявка №1038220) была отклонена от участия в Закупке со следующим пояснением:
Участником при заполнении Формы №2 «Сведения о наименовании и показателях товара» неверно указано значение показателя 2.2 «цвет**», которое не может изменяться, а именно: в требованиях заказчика установлено: «требуется бесцветная или слегка желтая однородная прозрачная жидкость без мути», участником указано «бесцветная или слегка желтая однородная прозрачная жидкость без мути».
В п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ для заказчиков определен принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи.
В силу п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В п. 2.4.4 тома 1 Документации указано, что заявка должна быть оформлена в соответствии с требованиями аукционной документации, в том числе должны быть представлены все предусмотренные аукционной документацией сведения (информация) и документы, составленные, оформленные и заверенные, в соответствии с требованиями аукционной документации, а также должны быть представлены все формы, составленные и оформленные в соответствии с требованиями документации.
Заявка участника состоит из документов и сведений, входящих в состав заявки, установленных томом 2 аукционной документацией и ценового предложения. Приложение каких-либо документов, не соответствующих заявке участника и документации, к ценовому предложению не допускается.
Согласно п. 5.2.2 тома 2 Документации первая часть заявки должна содержать:
- Согласие участника исполнить условия договора, указанные в извещении и документации, предоставляется с применением программно-аппаратных средств электронной площадки.
- Наименование и показатели товара, заполненные в соответствии с Формой №2 «Сведения о наименовании и показателях товара» и инструкцией по ее заполнению.
В Форме №2 содержится таблица для заполнения участником закупки:
«СВЕДЕНИЯ О НАИМЕНОВАНИИ И ПОКАЗАТЕЛЯХ ТОВАРА»
№ п/п |
Наименование товара |
Товарный знак (при наличии) |
Наименование производителя товара |
№ показателя |
Показатель товара |
Значения показателей товара, предлагаемого участником |
Единица измерения показателя товара |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Согласно п. 5 Инструкции по заполнению Формы №2 Документации в столбце «Значения показателя товара, предлагаемого участником» участник закупки указывает значения показателей товара.
В соответствии с п. 8 Инструкции по заполнению Формы №2 Документации требования к описанию конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в техническом задании документации о закупке, указаны в Приложении № 1 к Техническому заданию.
В описании товара использованы следующие виды показателей:
1) показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения;
2) показатели, для которых указаны варианты значений;
3) показатели, которые определяются диапазоном значений;
4) показатели, значения которых не могут изменяться.
Во всех иных случаях, требования к показателям товаров в Приложении №1 к Техническому заданию, установлены в виде значений, которые не могут изменяться, и участник закупки представляет сведения, точно соответствующие требованиям Технического задания. В случае предоставления недостоверной информации, непредставления информации или в случае предоставления сведений, несоответствующих требованиям инструкции по заполнению заявки, такая заявка признается несоответствующей требованиям документации.
В случае, если Наименование параметра (показателя) товара сопровождается знаком (двойная звездочка) «**» с применением слов и знаков в требуемом значении, указывающих на его диапазонность, таких как «не менее», «не более…», «не ниже…», «менее…», «более…», «выше…», «ниже…», участник обязан предоставить показатель, не исключая слова, указывающие на диапазонность показателя, с учетом требований инструкции к применяемым словам.
Вид показателя, указанный в соответствующей графе Приложения №1 к Техническому заданию не определяет порядок представления сведений о конкретных значениях показателей товаров, но при этом является классификационной моделью, выбранной Заказчиком при описании требований к товарам.
В соответствии с п. 4.2.1.1 Документации одним из оснований отклонения первых частей заявок является отсутствие или в не надлежащем виде (нечитаемом виде) или неполно оформлена какая-либо форма, предусматривающая порядок описания предлагаемых товара, работы, услуги, предусмотренная томом 2.
Представитель Заказчика пояснил, что Заявитель в составе первой части заявки представил Форму №2 «Сведения о наименовании и показателях товара», где неверно указал значение показателя №2.2 «цвет**» для товара №2, которое согласно Инструкции по заполнению Формы №2 Документации относится к значениям показателей, которые не могут изменяться, а именно: «бесцветная или слегка желтая однородная прозрачная жидкость без мути». Вместе с тем, в требованиях Приложения №1 Технического задания Документации для данного показателя установлено: «требуется бесцветная или слегка желтая однородная прозрачная жидкость без мути». Таким образом, закупочная комиссия Заказчика отклонила заявку ЗАО «Латрэс» (заявка №1038220) на основании п. 4.2.1.1 Документации согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок по Закупке от 28.03.2023.
При этом Комиссией СПб УФАС России установлено, что содержащиеся в Инструкции по заполнению Формы №2 Документации требования к описанию видов показателей товаров не содержат надлежащего конкретного порядка предоставления сведений по показателю №2.2 «цвет**» для товара №2 Приложения №1 Технического задания Документации. В свою очередь указание в заявке участника Закупки в неизменном виде значения показателя №2.2 «цвет**» «требуется бесцветная или слегка желтая однородная прозрачная жидкость без мути» с учетом требования Инструкции по заполнению Формы №2 Документации для значения показателя, которое не может изменяться, по своей сути не выражает предоставление требуемой Заказчиком характеристики, а напротив отражает потребность в данной характеристике товара для самого участника Закупки, тем самым не позволяя сделать вывод о соответствии предлагаемого к использованию материала требованиям Документации.
На основании указанного, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что исходя из установленной Заказчиком Инструкции по заполнению Формы №2 Документации, не содержащей надлежащего однозначного порядка предоставления сведений для показателя №2.2 «цвет**», а также с учетом необходимости указания значения показателя с использованием слова «требуется», решение закупочной комиссии Заказчика об отклонении заявки ЗАО «Латрэс» согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок по Закупке от 28.03.2023 было принято, основываясь на ненадлежащем положении Документации в части требования о предоставлении значения показателя №2.2 «цвет**» для товара №2.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Заказчика по неправомерному предъявлению к участникам Закупки согласно Инструкции по заполнению Формы №2 Документации ненадлежащего требования к описанию показателя №2.2 «цвет**» для товара №2 Приложения №1 Технического задания Документации нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 6 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей и ненадлежащем их соблюдении, допущенное при организации и проведении Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (от 30.03.2023 вх. №7704/23) ЗАО "Латрэс" на действия заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970; ОГРН: 1027810223407) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работы по изготовлению корпусов вспомогательного ПМ 001.01.02.00 и основного ПМ 161.01.02.00 бегунков эскалаторов типа ЭТ, Е, ЛТ (извещение №32312174155) обоснованной.
2) Признать в действиях заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970; ОГРН: 1027810223407) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работы по изготовлению корпусов вспомогательного ПМ 001.01.02.00 и основного ПМ 161.01.02.00 бегунков эскалаторов типа ЭТ, Е, ЛТ (извещение №32312174155) нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 6 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей и ненадлежащем их соблюдении, допущенное путем неправомерного предъявления к участникам Закупки согласно Инструкции по заполнению Формы №2 Документации ненадлежащего требования к описанию показателя №2.2 «цвет**» для товара №2 Приложения №1 Технического задания Документации.
3) Выдать Заказчику ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970; ОГРН: 1027810223407) и его закупочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений организации и проведения аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работы по изготовлению корпусов вспомогательного ПМ 001.01.02.00 и основного ПМ 161.01.02.00 бегунков эскалаторов типа ЭТ, Е, ЛТ (извещение №32312174155) путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки, возврата заявок, внесения изменений в документацию о Закупке, устраняющих выявленные согласно резолютивной части решения Комиссии от 13.04.2023 №Т02-195/23 нарушения, продления срока подачи заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим положением о закупках Заказчика и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
-
-
-
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
-
-
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970; ОГРН: 1027810223407) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работы по изготовлению корпусов вспомогательного ПМ 001.01.02.00 и основного ПМ 161.01.02.00 бегунков эскалаторов типа ЭТ, Е, ЛТ (извещение №32312174155), путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки, возврата заявок, внесения изменений в документацию о Закупке, устраняющих выявленные согласно резолютивной части решения Комиссии от 13.04.2023 №Т02-195/23 нарушения, продления срока подачи заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим положением о закупках Заказчика и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС России в срок до 18 мая 2023 года с приложением подтверждающих документов.
<...>
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.