Решение №78/11209/19 Т02-200/19 по жалобе Управления по СЗФО Центра охраны объект... от 4 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-200/19

01 апреля 2019 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от ПАО «ЦКБ «Айсберг» (далее – Организатор торгов); от Управления по СЗФО Центра охраны объектов промышленности (филиал) ФГУП «Охрана» Росгвардии (далее — Заявитель).

В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 21.03.2019 вх. № 8323/19) Управления по СЗФО Центра охраны объектов промышленности (филиал) ФГУП «Охрана» Росгвардии на действия Организатора торгов ПАО «ЦКБ «Айсберг» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по физической охране объекта ПАО «ЦКБ «Айсберг» по адресу: г. Санкт-Петербург, Большой проспект В.О., д. 36 (извещение № 31907640233), заслушав пояснения,

УСТАНОВИЛА:

14 марта 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 31907640233 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по физической охране объекта ПАО «ЦКБ «Айсберг» по адресу: г. Санкт-Петербург, Большой проспект В.О., д. 36 (далее – Закупка), включая документацию о конкурсе (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО «ЦКБ «Айсберг» (далее – Положение о закупках) в редакции от 14.02.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

16 039 872 ,00 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

14.03.2019

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

22.03.2019 в 09:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

25.03.2019, 27.03.2019 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

http://www.etp-ets.ru

 

На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре № 31907640233 не был заключен договор.

2. Заявитель обжалует неправомерное установление Организатором торгов в Документации требования о необходимости отнесения участников Закупки к субъектам малого и среднего предпринимательства, что, по мнению Заявителя, ограничивает круг потенциальных участников Закупки и нарушает требования Постановления Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» (далее — ПП РФ от 14.08.1992 № 587).

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

ПАО «ЦКБ «Айсберг» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу Управления по СЗФО Центра охраны объектов промышленности (филиал) ФГУП «Охрана» Росгвардии в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/9535/19 от 25.03.2019, представлен.

Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/9535/19 от 25.03.2019, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

В соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета. Такие особенности могут предусматривать обязанность отдельных заказчиков осуществлять закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — ПП РФ от 11.12.2014 № 1352) утверждено Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (далее — Положение об особенностях участия СМСП).

Согласно ч. 2 Положения об особенностях участия СМСП действие настоящего Положения распространяется в отношении:

  • юридических лиц, которые указаны в части 2 статьи 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон) и годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, составляет более 10 млрд. рублей, с 1 июля 2015 г.;

  • юридических лиц, которые указаны в части 2 статьи 1 Федерального закона и годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 2 млрд. рублей, юридических лиц, которые указаны в части 2 статьи 1 Федерального закона и являются кредитными организациями, величина активов которых, по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 2 млрд. рублей, а также государственных компаний, созданных на основании федерального закона, акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", осуществляющего деятельность в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства, с 1 января 2016 г.;

  • юридических лиц, которые указаны в части 2 статьи 1 Федерального закона и являются дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50 процентов долей принадлежит государственным компаниям, созданным на основании федерального закона, с 1 июля 2017 г.;

  • юридических лиц, которые указаны в части 2 статьи 1 Федерального закона и являются дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50 процентов долей в совокупности принадлежит указанным в абзаце четвертом настоящего пункта дочерним хозяйственным обществам, с 1 июля 2017 г.;

  • хозяйственных обществ, которые указаны в части 2 статьи 1 Федерального закона, в уставном капитале которых доля участия субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50 процентов, а также хозяйственных обществ, в уставном капитале которых совокупная доля участия Российской Федерации и субъекта Российской Федерации превышает 50 процентов и доля участия субъекта Российской Федерации превышает долю участия Российской Федерации, годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), величина активов которых (для заказчиков, являющихся кредитными организациями), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 500 млн. рублей, и при условии, что такие заказчики не соответствуют условиям, предусмотренным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", с 1 июля 2017 г.;

  • дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более 50 процентов долей в совокупности принадлежит юридическим лицам, указанным в абзаце шестом настоящего пункта, годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), величина активов которых (для заказчиков, являющихся кредитными организациями), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 500 млн. рублей, и при условии, что такие заказчики не соответствуют условиям, предусмотренным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", с 1 июля 2017 г.;

  • дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более 50 процентов долей в совокупности принадлежит дочерним хозяйственным обществам, указанным в абзаце седьмом настоящего пункта, годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), величина активов которых (для заказчиков, являющихся кредитными организациями), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 500 млн. рублей, и при условии, что такие заказчики не соответствуют условиям, предусмотренным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", с 1 июля 2017 г.;

  • юридических лиц, которые указаны в части 2 статьи 1 Федерального закона (за исключением автономных учреждений), годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышает 500 млн. рублей, юридических лиц, которые указаны в части 2 статьи 1 Федерального закона и являются кредитными организациями, величина активов которых по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год превышает 500 млн. рублей, и при условии, что такие заказчики не соответствуют условиям, предусмотренным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", с 1 января 2018 г.;

  • автономных учреждений, общая стоимость договоров, заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг за предшествующий календарный год которых превышает 250 млн. рублей, с 1 января 2018 г.

Как следует из п. «б» ч. 4 Положения об особенностях участия СМСП, закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Федеральным законом (далее - положение о закупке), торгов, иных способов закупки, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с ч. 20 Положения об особенностях участия СМСП при осуществлении закупки в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 настоящего Положения в извещении о закупке и документации о закупке указывается, что участниками такой закупки могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

На основании п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Пунктом 3.2.1.1 Положения о закупках установлено, что настоящим Положением предусмотрен конкурентный способ закупки путем проведения конкурса.

Согласно п. 1 извещения о проведении процедуры Закупки (далее — Извещение) способ осуществления закупки: конкурс в электронной форме (далее также – конкурс). Конкурс осуществляется в соответствии с особенностями, установленными статьей 3.4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Правительством Российской Федерации.

Извещением, а также информационной картой Документации (далее — Информационная карта) установлено требование о необходимости отнесения участников Закупки к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Представители Организатора торгов пояснили, что в соответствии с абз. 6 ч. 2 Положения об особенностях участия СМСП действие данного Положения распространяется в отношении ПАО «ЦКБ «Айсберг». Таким образом, включение в Документацию условия об участии в Закупке только субъектов малого и среднего предпринимательства осуществлено в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Заявитель в жалобе указывает на то, что согласно ПП РФ от 14.08.1992 № 587 частная охранная деятельность не распространяется на ПАО «ЦКБ «Айсберг». Таким образом, по мнению Заявителя, участником Закупки не может быть лицо, осуществляющее частную охранную деятельность. В случае проведения конкурентного отбора исполнителя по договору на оказание услуг охраны здания, включенного в перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, в такой закупке должны быть вправе принимать участие федеральные государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, осуществляющие ведомственную охрану. Однако участниками обжалуемой процедуры Закупки могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, что лишает возможности участия в Закупке федеральных государственных унитарных предприятий, так как они не являются субъектами малого и среднего предпринимательства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 установлен перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется (далее — Перечень объектов):

  • согласно п. 10 Перечня объектов: объекты по производству, хранению, распространению и утилизации военной техники, боевого и служебного оружия и его основных частей, патронов и боеприпасов к нему, взрывчатых веществ (средств взрывания, порохов) промышленного назначения, в том числе полученных в результате утилизации боеприпасов, и отходов их производства;

  • согласно п. 12 Перечня объектов: объекты по разработке и (или) производству средств защиты сведений, составляющих государственную тайну;

  • согласно п. 17 Перечня объектов: объекты организации, наделенной в соответствии с федеральными законами полномочиями осуществлять государственное управление использованием атомной энергии, атомные электростанции, специальные грузы, включая ядерные материалы и радиоактивные вещества (в том числе при их транспортировке), и иные ядерные и радиационные объекты на всех стадиях их существования от строительства до вывода из эксплуатации.

Также Заявитель в жалобе указывает на наличие у ПАО «ЦКБ «Айсберг» следующих лицензий, наличие которых, по мнению Заявителя, подтверждает включение ПАО «ЦКБ «Айсберг» в Перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется:

  • Лицензия от 18.08.2016 № КВ-12-0588 на осуществление деятельности по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях;

  • Лицензия от 11.08.2014 ГТ № 0067097 (регистрационный номер <...> ) на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

  • Лицензия от 04.08.2014 № 003265 ВВТ-0 на осуществление разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники.

Представители Организатора торгов пояснили, что в техническом задании, являющимся неотъемлемой частью Документации, отсутствуют объекты, в отношении которых в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 частная охранная деятельность не распространяется. Наличие лицензии на определенный вид деятельности не указывает на наличие в организации тех или иных объектов. Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).

Комиссией СПб УФАС России установлено, что охраняемый в соответствии с требованиями Документации объект ПАО «ЦКБ «Айсберг» не входит в Перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется.

Таким образом, Комиссией СПб УФАС России установлено, что выбор способа Закупки осуществлен Организатором торгов в соответствии с Положением о закупках. Требование Организатора торгов, указанное в Документации, о необходимости отнесения участников Закупки к субъектам малого и среднего предпринимательства установлено в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации во исполнение Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 и не является необоснованно ограничивающим фактором участия в процедуре Закупки.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России находит довод жалобы Заявителя неподтвержденным и не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 21.03.2019 вх. № 8323/19) Управления по СЗФО Центра охраны объектов промышленности (филиал) ФГУП «Охрана» Росгвардии на действия Организатора торгов ПАО «ЦКБ «Айсберг» (ИНН: 7801005606, ОГРН: 1037800001799) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по физической охране объекта ПАО «ЦКБ «Айсберг» по адресу: г. Санкт-Петербург, Большой проспект В.О., д. 36 (извещение № 31907640233) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны