Решение №78/10034/19, 78/10035/19 Т02-178/19 по жалобе ООО "ПромЭнерго" от 27 марта 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-178/19
22 марта 2019 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
с участием представителей от ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова» (далее – Организатор торгов); от ООО «ПромЭнерго» (далее — Заявитель).
В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх. № 7447-ЭП/19 от 15.03.2019) ООО «ПромЭнерго» на действия Организатора торгов ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку строительных материалов (извещение № 31907618780), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
07 марта 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 31907618780 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку строительных материалов (далее – Закупка), включая документацию об аукционе (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова» (далее – Положение о закупках) в редакции от 29.12.2018, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
3 610 302 ,53 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
07.03.2019 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
15.03.2019 в 09:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения заявок |
15.03.2019, 19.03.2019 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
198035, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7 |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре № 31907618780 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в незаконном установлении в техническом задании Документации ненадлежащих требований к товару, являющемуся предметом Закупки, допущенных при описании предмета Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова» относится к бюджетным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «ПромЭнерго» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/8757/19 от 19.03.2019, представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/8757/19 от 19.03.2019, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
-
-
-
информационная открытость закупки;
-
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
-
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
-
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
-
-
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).
В соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Следуя п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с п. 2.1 раздела 2 части 1 Документации описание предмета закупки при проведении аукциона в электронной форме осуществляется в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ и раздела 6 главы II Положения о закупках.
На основании п. 11.1 раздела 2 части 1 Документации участник закупки при описании поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, и при описании выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик руководствуется требованиями, установленными в части III «Техническое задание» (далее - часть III «Техническое задание») и настоящей Документацией.
Пунктом 6 части 3 Документации (Техническое задание) установлены требования к качественным и количественным характеристикам товара, выполняемых работ, оказываемых услуг, установление которых обязательно и которые обеспечивают однозначное понимание потребности Заказчика (указаны в таблице).
Позиции № 31 и № 32 пункта 6 части 3 Документации (Техническое задание) в графе «Наименование товара» содержат указание на товарный знак «Унифлекс».
При этом в позициях № 31 и № 32 пункта 6 части 3 Документации (Техническое задание) отсутствует указание на возможность поставки аналогичного товара (эквивалента).
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России установила, что Организатором торгов при описании предмета Закупки по позициям № 31 и № 32 пункта 6 части 3 Документации (Техническое задание) установлены ненадлежащие требования к поставляемым в рамках Закупки товарам.
Позиция № 20 «Растворитель № 646» пункта 6 части 3 Документации (Техническое задание) в графе «Характеристика показателя» содержит требование о соответствии поставляемого в рамках Закупки товара требованиям ГОСТ 18188-172.
При этом согласно открытым источникам стандарта ГОСТ 18188-172 не существует, а на товар «Растворитель № 646» распространяется ГОСТ 18188-72 «Растворители марок 645, 646, 647, 648 для лакокрасочных материалов. Технические условия».
Представитель Организатора торгов пояснила, что Организатором торгов по позиции № 20 «Растворитель № 646» пункта 6 части 3 Документации (Техническое задание) в графе «Характеристика показателя» была допущена техническая ошибка и вместо необходимого ГОСТ 18188-72 был указан ГОСТ 18188-172, то есть добавлена лишняя цифра 1 в части указания года утверждения стандарта.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России установила, что Организатором торгов с учетом допущенной технической ошибки при описании предмета Закупки по позиции № 20 пункта 6 части 3 Документации (Техническое задание) установлены ненадлежащие требования к поставляемому в рамках Закупки товару, не позволяющие потенциальным участникам Закупки надлежащим образом заполнить заявку на участие в процедуре Закупке.
В соответствии с п. 21 части 2 Документации (Извещение) первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, в соответствии с требованиями Документации аукциона в электронной форме. Участник закупки заполняет первую часть заявки в виде таблицы являющейся приложением № 1 «форма первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме» к настоящему Извещению. Участник закупки заполняет все столбцы и строки таблицы в соответствии с прилагаемой к ней инструкцией и не вправе вносить изменения в форму, дополняя и изменяя её.
Приложение № 1 к извещению о проведении процедуры Закупки (далее — Извещение) содержит «форму первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме», а также инструкцию по ее заполнению.
Согласно п. 2 инструкции по заполнению «формы первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме» (далее — Инструкция) если характеристика обозначена знаком «*», то для данной характеристики необходимо указать одно из нескольких значений, указанных в техническом задании.
Позиция № 64 «Профиль угловой универсальный PL» пункта 6 части 3 Документации (Техническое задание) содержит требование к размеру товара с использованием знака «*» между числовыми значениями размеров товара: «19*24*3000мм». Аналогичное требование содержится в позициях №№ 71, 72, 78, 79, 80 пункта 6 части 3 Документации (Техническое задание).
При этом иных позиций товаров, которые содержали бы характеристики, обозначенные символом «*», в пункте 6 части 3 Документации (Техническое задание) не имеется.
Представитель Организатора торгов пояснила, что характеристика показателя «19*24*3000мм» является одним (неделимым) значением показателя «Размер», о чем свидетельствует указание единицы измерения «мм» после числового значения показателя. Таким образом, к описанию показателя «Размер» по позициям №№ 64, 71, 72, 78, 79, 80 не применим п. 2 Инструкции.
Вместе с тем Инструкция по заполнению «формы первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме» не содержит условий о неприменимости указанных в Инструкции требований к каким-либо характеристикам товаров.
Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что описание характеристик товаров по показателю «Размер» в позициях №№ 64, 71, 72, 78, 79, 80 пункта 6 части 3 Документации (Техническое задание) с использованием знака «*» между числовыми значениями размеров товара не позволяет потенциальным участникам Закупки определить характер указываемых значений при заполнении «формы первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме», установленной приложением № 1 к Извещению, в соответствии с требованиями п. 2 Инструкции.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России установила, что Организатором торгов при описании предмета Закупки по позициям №№ 64, 71, 72, 78, 79, 80 пункта 6 части 3 Документации (Техническое задание) установлены ненадлежащие требования к поставляемым в рамках Закупки товарам.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по неправомерному установлению в Документации при описании предмета Закупки ненадлежащих требований к товару, являющемуся предметом Закупки, нарушение п. 1 ч. 1, ч. 6.1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении и ненадлежащем соблюдении требований норм статей Закона № 223-ФЗ, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (вх. № 7447-ЭП/19 от 15.03.2019) ООО «ПромЭнерго» на действия Организатора торгов ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова» (ИНН: 7805029012, ОГРН: 1037811048989) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку строительных материалов (извещение № 31907618780) обоснованной.
2) Признать в действиях Организатора торгов ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова» (ИНН: 7805029012, ОГРН: 1037811048989) нарушение п. 1 ч. 1, ч. 6.1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении и ненадлежащем соблюдении требований норм статей Закона № 223-ФЗ, допущенное путем неправомерного установления в Документации при описании предмета Закупки ненадлежащих требований к товару, являющемуся предметом Закупки.
3) Выдать Организатору торгов ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова» (ИНН: 7805029012, ОГРН: 1037811048989) обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений организации и проведения аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку строительных материалов (извещение № 31907618780) путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
22 марта 2019 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
на основании решения Комиссии от 22.03.2019 № Т02-178/19 по жалобе на действия организатора торгов ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку строительных материалов (извещение № 31907618780, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Организатору торгов ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова» (ИНН: 7805029012, ОГРН: 1037811048989) совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку строительных материалов (извещение № 31907618780), путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 15 апреля 2019 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.