Решение №78/10034/19, 78/10035/19 Т02-178/19 по жалобе ООО "ПромЭнерго" от 27 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-178/19

22 марта 2019 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова» (далее – Организатор торгов); от ООО «ПромЭнерго» (далее — Заявитель).

В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх. № 7447-ЭП/19 от 15.03.2019) ООО «ПромЭнерго» на действия Организатора торгов ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку строительных материалов (извещение № 31907618780), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

07 марта 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 31907618780 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку строительных материалов (далее – Закупка), включая документацию об аукционе (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова» (далее – Положение о закупках) в редакции от 29.12.2018, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

3 610 302 ,53 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

07.03.2019

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

15.03.2019 в 09:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

15.03.2019, 19.03.2019 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

198035, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7

 

На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре № 31907618780 не был заключен договор.

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в незаконном установлении в техническом задании Документации ненадлежащих требований к товару, являющемуся предметом Закупки, допущенных при описании предмета Закупки.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова» относится к бюджетным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «ПромЭнерго» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/8757/19 от 19.03.2019, представлен.

Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/8757/19 от 19.03.2019, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

      1. информационная открытость закупки;

      2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

      3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

      4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).

В соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Следуя п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с п. 2.1 раздела 2 части 1 Документации описание предмета закупки при проведении аукциона в электронной форме осуществляется в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ и раздела 6 главы II Положения о закупках.

На основании п. 11.1 раздела 2 части 1 Документации участник закупки при описании поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, и при описании выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик руководствуется требованиями, установленными в части III «Техническое задание» (далее - часть III «Техническое задание») и настоящей Документацией.

Пунктом 6 части 3 Документации (Техническое задание) установлены требования к качественным и количественным характеристикам товара, выполняемых работ, оказываемых услуг, установление которых обязательно и которые обеспечивают однозначное понимание потребности Заказчика (указаны в таблице).

Позиции № 31 и № 32 пункта 6 части 3 Документации (Техническое задание) в графе «Наименование товара» содержат указание на товарный знак «Унифлекс».

При этом в позициях № 31 и № 32 пункта 6 части 3 Документации (Техническое задание) отсутствует указание на возможность поставки аналогичного товара (эквивалента).

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России установила, что Организатором торгов при описании предмета Закупки по позициям № 31 и № 32 пункта 6 части 3 Документации (Техническое задание) установлены ненадлежащие требования к поставляемым в рамках Закупки товарам.

Позиция № 20 «Растворитель № 646» пункта 6 части 3 Документации (Техническое задание) в графе «Характеристика показателя» содержит требование о соответствии поставляемого в рамках Закупки товара требованиям ГОСТ 18188-172.

При этом согласно открытым источникам стандарта ГОСТ 18188-172 не существует, а на товар «Растворитель № 646» распространяется ГОСТ 18188-72 «Растворители марок 645, 646, 647, 648 для лакокрасочных материалов. Технические условия».

Представитель Организатора торгов пояснила, что Организатором торгов по позиции № 20 «Растворитель № 646» пункта 6 части 3 Документации (Техническое задание) в графе «Характеристика показателя» была допущена техническая ошибка и вместо необходимого ГОСТ 18188-72 был указан ГОСТ 18188-172, то есть добавлена лишняя цифра 1 в части указания года утверждения стандарта.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России установила, что Организатором торгов с учетом допущенной технической ошибки при описании предмета Закупки по позиции № 20 пункта 6 части 3 Документации (Техническое задание) установлены ненадлежащие требования к поставляемому в рамках Закупки товару, не позволяющие потенциальным участникам Закупки надлежащим образом заполнить заявку на участие в процедуре Закупке.

В соответствии с п. 21 части 2 Документации (Извещение) первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, в соответствии с требованиями Документации аукциона в электронной форме. Участник закупки заполняет первую часть заявки в виде таблицы являющейся приложением № 1 «форма первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме» к настоящему Извещению. Участник закупки заполняет все столбцы и строки таблицы в соответствии с прилагаемой к ней инструкцией и не вправе вносить изменения в форму, дополняя и изменяя её.

Приложение № 1 к извещению о проведении процедуры Закупки (далее — Извещение) содержит «форму первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме», а также инструкцию по ее заполнению.

Согласно п. 2 инструкции по заполнению «формы первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме» (далее — Инструкция) если характеристика обозначена знаком «*», то для данной характеристики необходимо указать одно из нескольких значений, указанных в техническом задании.

Позиция № 64 «Профиль угловой универсальный PL» пункта 6 части 3 Документации (Техническое задание) содержит требование к размеру товара с использованием знака «*» между числовыми значениями размеров товара: «19*24*3000мм». Аналогичное требование содержится в позициях №№ 71, 72, 78, 79, 80 пункта 6 части 3 Документации (Техническое задание).

При этом иных позиций товаров, которые содержали бы характеристики, обозначенные символом «*», в пункте 6 части 3 Документации (Техническое задание) не имеется.

Представитель Организатора торгов пояснила, что характеристика показателя «19*24*3000мм» является одним (неделимым) значением показателя «Размер», о чем свидетельствует указание единицы измерения «мм» после числового значения показателя. Таким образом, к описанию показателя «Размер» по позициям №№ 64, 71, 72, 78, 79, 80 не применим п. 2 Инструкции.

Вместе с тем Инструкция по заполнению «формы первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме» не содержит условий о неприменимости указанных в Инструкции требований к каким-либо характеристикам товаров.

Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что описание характеристик товаров по показателю «Размер» в позициях №№ 64, 71, 72, 78, 79, 80 пункта 6 части 3 Документации (Техническое задание) с использованием знака «*» между числовыми значениями размеров товара не позволяет потенциальным участникам Закупки определить характер указываемых значений при заполнении «формы первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме», установленной приложением № 1 к Извещению, в соответствии с требованиями п. 2 Инструкции.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России установила, что Организатором торгов при описании предмета Закупки по позициям №№ 64, 71, 72, 78, 79, 80 пункта 6 части 3 Документации (Техническое задание) установлены ненадлежащие требования к поставляемым в рамках Закупки товарам.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по неправомерному установлению в Документации при описании предмета Закупки ненадлежащих требований к товару, являющемуся предметом Закупки, нарушение п. 1 ч. 1, ч. 6.1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении и ненадлежащем соблюдении требований норм статей Закона № 223-ФЗ, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу (вх. № 7447-ЭП/19 от 15.03.2019) ООО «ПромЭнерго» на действия Организатора торгов ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова» (ИНН: 7805029012, ОГРН: 1037811048989) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку строительных материалов (извещение № 31907618780) обоснованной.

2) Признать в действиях Организатора торгов ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова» (ИНН: 7805029012, ОГРН: 1037811048989) нарушение п. 1 ч. 1, ч. 6.1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении и ненадлежащем соблюдении требований норм статей Закона № 223-ФЗ, допущенное путем неправомерного установления в Документации при описании предмета Закупки ненадлежащих требований к товару, являющемуся предметом Закупки.

3) Выдать Организатору торгов ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова» (ИНН: 7805029012, ОГРН: 1037811048989) обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений организации и проведения аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку строительных материалов (извещение № 31907618780) путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.

4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

22 марта 2019 года                                                                                                                            Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

на основании решения Комиссии от 22.03.2019 № Т02-178/19 по жалобе на действия организатора торгов ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку строительных материалов (извещение № 31907618780, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Организатору торгов ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова» (ИНН: 7805029012, ОГРН: 1037811048989) совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку строительных материалов (извещение № 31907618780), путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 15 апреля 2019 года с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны