Решение №78/18205/19 Т02-320/19 по жалобе НКО «ФИНЧЕР» (ООО) от 29 мая 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-320/19
27 мая 2019 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителя ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Организатор торгов) <...>;
в отсутствие представителей НКО «ФИНЧЕР» (ООО) (далее – Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № (от 16.05.2019 вх. №14734-ЭП/19) НКО «ФИНЧЕР» (ООО) на действия организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по инкассации денежных средств (извещение № 31907830641), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
29 апреля 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №31907830641 о проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по инкассации денежных средств, включая документацию на проведение открытого аукциона (далее — Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Положение о закупках), версия 38 от 13.03.2019, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
75 509 431,20 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
29.04.2019 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
17.05.2019 в 08:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок |
23.05.2019 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
СПб, Лиговский пр., д.88 |
2. В жалобе Заявитель оспаривает действия Организатора торгов по незаконному установлению в п.п. 2.8.2, 2.8.3 тома 3 Документации дискриминационных требований к исполнителю по договору в рамках Закупки, необоснованно ограничивающих конкуренцию.
Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Оригиналы документов по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/16829/19 от 21 мая 2019 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства .
В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
ГУП «Петербургский метрополитен» относится к унитарным предприятиям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с
ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с п. 1.2 тома II Документации оказание услуг осуществляется в соответствии с техническим заданием аукционной документации (Том 3). В Томе 3 настоящей аукционной документации указываются также следующие сведения:
– описание предмета аукциона;
– установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
– требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
– место, условия и сроки (периоды) оказания услуг.
Согласно п. 2.8.2 тома III Документации в рамках оказания услуг по договору необходимо наличие у кредитной организации собственных средств (капитала) в размере не менее 50 млрд рублей, рассчитываемом по методике Центрального банка Российской Федерации, на день проверки соответствия кредитной организации критериям.
Также, п. 2.8.3 тома III Документации необходимо наличие у исполнителя-кредитной организации хотя бы одного рейтинга долгосрочной кредитоспособности по обязательствам в валюте Российской Федерации или в иностранной валюте по классификации рейтинговых агентств "Фитч Рейтингс" (Fitch Ratings), "Стандарт энд Пурс" (Standard & Poor's), "Мудис Инвесторс Сервис" (Moody's Investors Service) на уровне не ниже суверенного рейтинга Российской Федерации в соответствующей валюте, присвоенного соответствующим рейтинговым агентством, сниженного на три категории (ступени), или по классификации Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства (Акционерное общество) (АКРА АО) на уровне не ниже "A-(RU)" по национальной рейтинговой шкале.
Для кредитных организаций, присвоение и подтверждение рейтинга долгосрочной кредитоспособности которых приостановлено международным рейтинговым агентством по причинам, не связанным с несоответствием критериям присвоения и подтверждения рейтинга, в отношении которых или в отношении лиц, под контролем либо значительным влиянием которых находится кредитная организация, по состоянию на 01.01.2015 действовали международные санкции, условием соблюдения критерия, указанного в настоящем пункте, является заключение между государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" и кредитной организацией договора субординированного займа и предоставления облигаций федерального займа либо заключение договора о приобретении привилегированных акций кредитной организации и оплата таких акций облигациями федерального займа в рамках мер по повышению капитализации, предусмотренных статьями 3 и 3.2 Федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Положением о закупках утверждена форма Технического задания на оказание услуг (приложение №5), содержащая в том числе указание на возможность предъявления дополнительных требований к исполнителям.
С целью снижения финансовых рисков отдельных видов юридических лиц Санкт-Петербурга при закупке у кредитных организаций финансовых услуг, Комитетом финансов Санкт-Петербургу распоряжением от 19.08.2015 № 49-р были утверждены Рекомендации по снижению финансовых рисков отдельных видов юридических лиц Санкт-Петербурга при закупке у кредитных организаций финансовых услуг (далее - Рекомендации).
Согласно п. 1.1. Рекомендаций их действие распространяется, в том числе, на государственные унитарные предприятия Санкт-Петербурга.
В соответствии с п. 1.3. Рекомендаций, сферой их применения является, в том числе, осуществление расчетно-кассового обслуживания Заказчиков (открытие и ведение счета, осуществление переводов, кассовое обслуживание, инкассация и другие).
Пунктом 1.5. Рекомендаций установлено, что они не преследуют цели ограничения конкуренции, в том числе на рынке финансовых услуг.
Также в соответствии с п. 1.6. Рекомендаций, Заказчикам рекомендуется привести все действующие договорные отношения по закупке у кредитных организаций финансовых услуг в соответствие с Рекомендациями.
Представитель Организатора торгов указала, что ГУП «Петербургский метрополитен» является государственным унитарным предприятием Санкт-Петербурга, при этом, Санкт-Петербург является собственником имущества, находящегося в хозяйственном ведении Санкт-Петербурга, в связи с чем ГУП «Петербургский метрополитен» фактически обязано исполнять все издаваемые Правительством Санкт-Петербурга правовые акты.
Представитель Организатора торгов пояснила, что ГУП «Петербургский метрополитен» реализует проездные билеты для метрополитена в своих кассах, в том числе, за наличный расчет, в связи с чем полученные наличные денежные средства необходимо передавать в банк для внесения их на расчетный счет, при этом, ГУП «Петербургский метрополитен» реализует также проездные билеты для наземного транспорта на основании государственного контракта с СПб ГКУ «Организатор перевозок» от 21.12.2018 № 1113373, а денежные средства, полученные от такой реализации переводит на расчетный счет СПб ГКУ «Организатор перевозок», таким образом, инкассируемые денежные средства принадлежат не только ГУП «Петербургский метрополитен», но и СПб ГКУ «Организатор перевозок».
Таким образом, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу, что требования п.п. 2.8.2, 2.8.3 тома III Документации обоснованно установлены в соответствии с Положением о закупках Организатора торгов.
На основании изложенного по жалобе Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит доводы жалобы неподтвержденными и не усматривает нарушений в действиях закупочной комиссии Организатора торгов при проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (от 16.05.2019 вх. №14734-ЭП/19) НКО «ФИНЧЕР» (ООО) на действия организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по инкассации денежных средств (извещение № 31907830641), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях закупочной комиссии организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» нарушений, допущенных при проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 16.05.2019 вх. №14734-ЭП/19) НКО «ФИНЧЕР» (ООО) на действия организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН 7830000970, ОГРН 1027810223407) при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по инкассации денежных средств (извещение № 31907830641) необоснованной.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.