Решение №78/20891/21 Т02-535/21 по жалобе ООО «Антарес» от 19 июля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе №Т02-535/21
14 июля 2021 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:
<...>
с участием представителей от АО «Морской порт Санкт-Петербург» (далее – Заказчик) и ООО «Антарес» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу ООО «Антарес» (вх. №21822-ЭП/21 от 05.07.2021) на действия комиссии заказчика АО «Морской порт Санкт-Петербург» при проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание комплекса услуг по обеспечению работников АО «Морской порт Санкт-Петербург» специальной одеждой, специальной обувью и иными средствами индивидуальной защиты (извещение №32110344722), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
02 июня 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение №32110344722 о проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание комплекса услуг по обеспечению работников АО «Морской порт Санкт-Петербург» специальной одеждой, специальной обувью и иными средствами индивидуальной защиты (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положение о закупке товаров, продукции, услуг для собственных нужд АО «Морской порт Санкт-Петербург», версия 17 от 26.05.2021 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
12 600 000,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
02.06.21 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
17.06.2021 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
18.06.2021 в 10:00 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
198035, г. Санкт-Петербург, Межевой канал, д. 5, литера А-А1 |
2. Заявитель обжалует неправомерные действия закупочной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО «Антарес» от участия в процедуре Закупки, обжалуя при этом установление требований п.п. 1,2 п. 16 Документации о предоставлении в составе заявки действующего свидетельства предприятия-изготовителя (дилера), копии дилерского договора, заверенных копий сертификата официального представителя (дистрибьютера) продажи СИЗ и СО, действующие на момент подачи заявки и документов, подтверждающих (договор использования и свидетельство о внесении в реестр) наличие программного обеспечения, внесенного в реестр программ для ЭВМ для автоматизации обеспечения СИЗ.
Заявитель в жалобе также указывает на то, что размещенный на Официальном сайте протокол рассмотрения заявок №203/1 СБ-АСТ от 18.06.2021 содержит сведения и подписи только двух членов закупочной комиссии Заказчика, что противоречит Положению о закупках.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
АО «Морской порт Санкт-Петербург» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Антарес» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/19769/21 от 07.07.2021, представлен.
Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/19769/21 от 07.07.2021, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
По первому доводу жалобы:
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок №203/1 СБ-АСТ от 18.06.2021 заявка ООО «Антарес» (идентификационный номер участника: 3499) была отклонена от участия в Закупке на основании пп. с) п. III D.1.12 Документации, а именно «участник в составе заявки не предоставил документы, подтверждающие наличие программного обеспечения, внесенного в реестр программ для ЭВМ для автоматизации обеспечения СИЗ. Участник предоставил свидетельство на вендинговые автоматы».
Согласно ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
В соответствии с п. 16 Документации участники закупки должны включить в состав заявки на участие в запросе предложений документы, указанные в разделе III.B.2 Документации, подтверждающие его соответствие требованиям к участникам закупки, установленные настоящей Документацией, а также следующие документы, в частности:
1) Наличие действующего свидетельства предприятия-изготовителя (дилера), копия дилерского договора, заверенные копии сертификата официального представителя (дистрибьютера) продажи СИЗ и СО, действующие на момент подачи заявки;
2) Документы подтверждающие (договор использования и свидетельство о внесении в реестр) наличие программного обеспечения, внесенного в реестр программ для ЭВМ для автоматизации обеспечения СИЗ.
Как следует из п. III.B.2.2 Документации в случае если по каким-либо причинам участник закупки не может представить требуемый документ, он должен приложить составленную в произвольной форме справку, объясняющую причину отсутствия требуемого документа, и подтверждающую соответствие Участника закупки данному требованию.
Согласно п. 12 Информационной карты Документации перечень, срок и объем поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг приведен в Техническом задании – Приложение № 3, Приложение № 14 к проекту Договору, которое является неотъемлемой частью проекта Договора, к настоящей Информационной карте запроса предложений.
В п. 3 Технического задания Документации содержатся сведения о составе и объеме работ, требования к ним.
В соответствии с пп. с) п. III.D.1.12 Документации по результатам проведения рассмотрения заявок на участие в запросе предложений и проверки информации об участниках закупки Заказчик имеет право отклонить заявки, которые поданы участниками закупки, не предоставившими документы, требуемые настоящей Документацией о запросе предложений.
Представители Заказчика пояснили, что Заявитель в подтверждение соответствия пп. 2 п. 16 Документации представил в составе заявки следующие документы:
1. Приказ Минкомсвязи России №426 от 06.09.2016 «О включении сведений о программном обеспечении в единый реестр Российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и внесении изменений в сведения о классах программного обеспечения». В данном документе предоставлен перечень программ и их разработчиков. В строке №152 указана программа «1С предприятие 8. Производственная безопасность. Охрана труда» разработчика ООО «1С-СОФТ»;
2. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2019619603 от 19.07.2019 г.
Согласно пояснениям представителей Заказчика вышеуказанные документы не отвечают функциональным требованиям и характеристикам закупаемых товаров, работ, услуг, а именно функциональные возможности программного продукта «1С предприятие 8. Производственная безопасность. Охрана труда» согласно общедоступным сведениям электронного реестра программ не позволяют выполнять полный функционал согласно п. 3 Технического задания Документации, в частности:
- обслуживание спецодежды, находящейся в носке работниками Заказчика и сдаваемой на склад б/у (чистка, ремонт). Количественный, качественный, персонифицированный учет полученной и выданной спецодежды с отражением в личных карточках учета выдачи СИЗ работников в программе для ЭВМ исполнителя;
- организация выдачи работникам согласованных Заказчиком СИЗ посредством вендинговых аппаратов. Качественный и количественный учет выдачи в соответствии с нормативной документацией Заказчика с занесением информации о выдаче в Личные карточки учета выдачи СИЗ и в Личные карточки учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств работников;
- организация и обеспечение количественного и качественного учета приема и выдачи б/у спецодежды в программе для ЭВМ Исполнителя с отражением в личных карточках учета выдачи СИЗ работников Заказчика;
- организация и обеспечение количественного и качественного учета остатков, выдачи СИЗ в программе для ЭВМ исполнителя с отражением в личных карточках учета выдачи СИЗ работников Заказчика. Исполнитель обязуется в первую очередь производить выдачу СИЗ с ответственного хранения переданных Заказчиком СИЗ.
Кроме того, как пояснили представители Заказчика, представленное Заявителем Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ №2019619603 от 19.07.2019 являлось свидетельством на вендинговые автоматы.
Таким образом, по словам представителей Заказчика, закупочная комиссия Заказчика отклонила заявку ООО «Антарес» от участия в процедуре Закупке на основании пп. с) п. III.D.1.12 Документации.
Комиссией СПб УФАС России также установлено, что Заявитель в составе заявки на участие в Закупке не представил требуемые в соответствии с пп. 2 п. 16 Документации, вследствие чего закупочная комиссия Заказчика отклонила заявку ООО «Антарес» от участия в процедуре Закупке согласно пп. с) п. III.D.1.12 Документации.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение закупочной комиссии Заказчика об отклонении заявки ООО «Антарес» от участия в процедуре Закупки принято в порядке, соответствующем Документации.
При этом, учитывая факт подачи заявки на участие в Закупке, заявителем ООО «Антарес» были приняты требования Документации, в том числе к составу заявки, а также выражено согласие с условиями участия в Закупке, которые Заявитель посчитал допустимыми и приемлемыми.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях закупочной комиссии Заказчика при проведении процедуры Закупки в части отклонения заявки ООО «Антарес».
По второму доводу жалобы:
Согласно ч. 13 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать следующие сведения:
1) дата подписания протокола;
2) количество поданных на участие в закупке (этапе закупки) заявок, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;
3) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием в том числе:
а) количества заявок на участие в закупке, которые отклонены;
б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка;
4) результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения комиссии по осуществлению закупок о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом конкурентной закупки предусмотрена оценка таких заявок);
5) причины, по которым конкурентная закупка признана несостоявшейся, в случае ее признания таковой;
6) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.
Согласно п. 12.6 Положения о закупках комиссия по осуществлению конкурентных закупок должна быть численностью не менее 3 (трёх) человек.
Протокол рассмотрения заявок №203/1 СБ-АСТ от 18.06.2021 содержит сведения о двух членах закупочной комиссии Заказчика: начальника управления производственной безопасности и ведущего специалиста группы организации закупочных процедур.
В жалобе Заявитель указывает на то, что размещенный на Официальном сайте протокол рассмотрения заявок №203/1 СБ-АСТ от 18.06.2021 содержит сведения и подписи только двух членов закупочной комиссии Заказчика, что не соответствует п. 12.6 Положения о закупках.
Представители Заказчика пояснили, что согласно п. III.D.1.7 Документации протокол рассмотрения заявок на участие в запросе предложений согласовывается и подписывается представителями Заказчика, уполномоченными принимать решение о результатах рассмотрения заявок на участие в запросе предложений, следовательно, численность представителей Заказчика не определена Документацией.
Комиссией СПб УФАС России установлено, что протокол рассмотрения заявок №203/1 СБ-АСТ от 18.06.2021 содержал сведения о наличии в составе закупочной комиссии Заказчика двух членов: начальника управления производственной безопасности и ведущего специалиста группы организации закупочных процедур и их подписей, что противоречило п. 12.6 Положения о закупках.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что рассмотрение заявок закупочной комиссией Заказчика, состоящей из двух человек, не соответствовало п. 12.6 Положения о закупках.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Заказчика по неправомерному определению состава закупочной комиссии Заказчика, включающего двух человек, и подписанию протокола рассмотрения заявок №203/1 СБ-АСТ от 18.06.2021 лишь двумя членами закупочной комиссии Заказчика нарушение ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 13 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении требований действующего Положения о закупках, а также в нарушении требований норм статей, допущенное при проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу ООО «Антарес» (вх. №21822-ЭП/21 от 05.07.2021) на действия комиссии заказчика АО «Морской порт Санкт-Петербург» (ИНН: 7805025346; ОГРН: 1027802712585) при проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание комплекса услуг по обеспечению работников АО «Морской порт Санкт-Петербург» специальной одеждой, специальной обувью и иными средствами индивидуальной защиты (извещение №32110344722) обоснованной.
2) Признать в действиях заказчика АО «Морской порт Санкт-Петербург» (ИНН: 7805025346; ОГРН: 1027802712585) нарушение ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 13 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении требований действующего Положения о закупках, а также в нарушении требований норм статей, допущенное путем неправомерного определения численности состава закупочной комиссии Заказчика на этапе проведения процедуры рассмотрения заявок в порядке, не соответствующем Положению о закупках.
3) Не выдавать Заказчику АО «Морской порт Санкт-Петербург» (ИНН: 7805025346; ОГРН: 1027802712585) обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, поскольку допущенные нарушения не повлияли на результат проведения процедуры Закупки, так как заявка ООО «Антарес» подлежала отклонению от участия в Закупке на этапе рассмотрения заявок участников согласно с) п. III.D.1.12 Документации.
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.