Решение №78/2624/20 Т02-47/20 по жалобе ООО «Альянс» от 27 января 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-47/20
22 января 2020 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
с участием представителей от ГУП «ТЭК СПб» (далее – Организатор торгов); от ООО «Альянс» (далее — Заявитель);
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх. №685/19 от 13.01.2020, №628-ЭП/20 от 13.01.2020, №545-ЭП/20 от 13.01.2020) ООО «Альянс» на действия закупочной комиссии Организатора торгов ГУП «ТЭК СПб» (далее — Закупочная комиссия) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по реконструкции и строительству тепловой сети для подключения объекта по адресу: СПб, г. Кронштадт, ул. Восстания, д. 13б, лит. А (СМР и ПСИ) (извещение № 31908629674), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
06 декабря 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 31908629674 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по реконструкции и строительству тепловой сети для подключения объекта по адресу: СПб, г. Кронштадт, ул. Восстания, д. 13б, лит. А (СМР и ПСИ) (далее – Закупка), включая документацию об аукционе (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП «ТЭК СПб» (далее – Положение о закупках) в редакции от 25.04.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
22 950 046,39 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
06.12.2019 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
23.12.2019 в 12:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
24.12.2019, 10.01.2020 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
190000, г. Санкт-Петербург, Малая Морская, 12 |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре № 31908629674 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в следующем:
-
необоснованном отклонении заявки ООО «Альянс» от участия в процедуре Закупки;
-
незаконном допуске заявки ООО «НПО «ПЕРЕСВЕТ» к участию в процедуре Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ГУП «ТЭК СПб» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Альянс» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/1088/20 от 16.01.2020, представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/1088/20 от 16.01.2020, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
По доводу жалобы Заявителя о необоснованном отклонении заявки ООО «Альянс» от участия в процедуре Закупки:
В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов Закупки № 529/2 от 10.01.2020 заявка ООО «Альянс» была отклонена от участия в процедуре Закупки по следующим основаниям:
«1) Участник в составе заявки предоставил справку о кадровых ресурсах, в которой отсутствуют сведения по разделу «Специалисты (в том числе специалисты по продукции, менеджеры по закупкам, менеджеры по продажам, менеджеры по гарантийному обслуживанию, сварщики, монтажники, слесари, электрики и т. д.)
В соответствии с заявкой участника, работы будут производиться силами участника в полном объеме, таким образом, организация должна иметь все кадровые ресурсы, необходимые для выполнения работ.
2) Участник не указал срок действия заявки. В соответствии с разделом документации «Порядок подачи заявок на участие в аукционе» заявка должна быть действительна в течение срока, указанного в пункте 15 информационной карты.
3) Участник в составе заявки не предоставил приложение № 2 к Техническому заданию (Проектная документация). Требование о предоставлении участником подписанного договора со всеми приложениями указано в п. 10 Информационной карты Документации.
Заявка ООО «Альянс» отклоняется на основании пункта 1.3.2.5 Документации».
Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Согласно ч. 19 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ заявка на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения. Вторая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать сведения о данном участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям (если они установлены в документации о конкурентной закупке), об окончательном предложении участника таких конкурса, аукциона или запроса предложений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, качестве работы, услуги и об иных условиях исполнения договора.
Пунктом 7 информационной карты Документации (далее — Информационная карта) определены требования к участникам Закупки.
Требования к участникам, установленные заказчиком, предъявляются в равной мере ко всем участникам. Предъявление к участникам иных требований, за исключением требований установленных Документацией, не допускается.
Как следует из пп. 8 п. 10 Информационной карты, вторая часть заявки участника должна содержать форму № 10 «Справка о кадровых ресурсах».
Разделом «Образцы форм основных документов, включаемых в состав заявки на участие в аукционе» Документации установлена форма справки о кадровых ресурсах (далее — Форма № 10), а также инструкция по ее заполнению, из содержания которой следует, что:
-
участник указывает свое фирменное наименование (в т. ч. организационно-правовую форму) и свой адрес.
-
в таблице-1 данной справки перечисляются только те работники, которые будут непосредственно привлечены участником в ходе выполнения договора.
-
в таблице-2 данной справки указывается, в общем, штатная численность всех специалистов, находящихся в штате участника.
-
по разделу «прочий персонал» можно не заполнять данные по образованию и стажу работы (знак «х»), или же можно ограничиться указанием общего числа работников данной категории.
-
справка о кадровых ресурсах должна быть подписана и скреплена печатью.
Согласно п. 10 Информационной карты предполагается, что участник изучил все инструкции, формы, условия, технические требования и другую информацию, содержащуюся в настоящей Документации. Неполное представление документов, предоставление документов с отклонением от установленных в настоящей Документации форм, наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике или о предмете аукциона является основанием отказа в допуске участника к участию в аукционе.
На основании п. 1.3.2.5 Документации в рамках рассмотрения выполняется отклонение (не допуск) участников закупки, заявки, которых, по мнению членов комиссии, не соответствуют требованиям извещения, документации о закупке. По результатам рассмотрения заявок и проверки информации об участниках, проведенных заказчиком, комиссия вправе отклонить заявку на участие в аукционе в следующих случаях:
-
Несоответствия предмета заявки на участие в аукционе предмету закупки, указанному в Документации, в том числе по количественным показателям (несоответствие количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг; срока поставки, выполнения работ, оказания услуг и т.д.) или иным показателям поставляемого (используемого при выполнении работ, оказании услуг) товара, в случае если такие требования установлены в документации.
-
Отсутствия документов, определенных пунктом 10 информационной карты, либо наличия в таких документах недостоверных или неполных сведений об участнике или о закупаемых товарах (работах, услугах).
-
Отсутствия обеспечения заявки на участие в аукционе, если в Документации установлено данное требование.
-
Несогласия участника с условиями проекта договора, содержащегося в Документации.
-
Наличия предложения о цене договора (цене лота) (товаров, работ, услуг, являющихся предметом закупки), превышающего установленную начальную (максимальную) цену договора (лота).
-
Не представления участником заказчику письменных разъяснений положений поданной им заявки на участие в аукционе по запросу заказчика, в том числе несогласия с исправлением очевидных арифметических ошибок, расхождений между суммами, выраженными словами и цифрами, расхождений между единичной расценкой и общей суммой, полученной в результате умножения единичной расценки на количество.
-
Наличие сведений об участнике в реестрах недобросовестных поставщиков.
-
В случае выявления недостоверных сведений в представленной участником закупки заявке на участие в аукционе, несоответствия участника установленным Документацией требованиям к участникам, несоответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг требованиям, установленным Документацией к товарам, работам, услугам, являющихся предметом закупки.
В случае содержания во второй части заявки участника закупки сведений о ценовом предложении данная заявка подлежит отклонению.
Представители Организатора торгов пояснили, что из содержания представленной в составе заявки ООО «Альянс» Формы № 10 следует, что Заявитель не располагает необходимыми кадровыми ресурсами, а именно не располагает специалистами, которые могли бы быть задействованы при исполнении договора (при непосредственном выполнении работ), вследствие чего заявка ООО «Альянс» была отклонена от участия в процедуре Закупки.
Вместе с тем Комиссией СПб УФАС России установлено, что Документацией не предусмотрено квалификационное требование к участникам Закупки о наличии определенного перечня специалистов, которые должны быть привлечены к выполнению работ по договору, при этом Заявителем ООО «Альянс» в составе заявке была представлена Форма № 10, заполненная в соответствии с требованиями инструкции по заполнению Формы № 10, указанной в Документации.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ООО «Альянс» от участия в процедуре Закупки на основании неуказания в Форме № 10, представленной в составе заявки ООО «Альянс», сведений по разделу «Специалисты (в том числе специалисты по продукции, менеджеры по закупкам, менеджеры по продажам, менеджеры по гарантийному обслуживанию, сварщики, монтажники, слесари, электрики и т. д.)» с учетом отсутствия в Документации обязательного требования к участникам Закупки о наличии определенного перечня специалистов, которые должны быть привлечены к выполнению работ по договору, является неправомерным, как принятое в порядке, не соответствующем Документации.
Пунктом 15 Информационной карты установлено, что срок действия заявки 120 дней с даты рассмотрения первых частей заявок.
Представители Организатора торгов пояснили, что Заявитель ООО «Альянс» в нарушение требований п. 15 Информационной карты в составе заявки на участие в Закупке не указал срок действия заявки, вследствие чего заявка ООО «Альянс» была отклонена от участия в процедуре Закупки.
Вместе с тем Комиссией СПб УФАС России установлено, что Документацией не предусмотрено требование о необходимости указания информации о сроке действия заявки в составе заявки на участие в Закупке. Более того, Формой № 1 «Заявка на участие в аукционе», представленной в Документации, не предусмотрен раздел для заполнения соответствующей информации о сроке действия заявки на участие в Закупке.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ООО «Альянс» от участия в процедуре Закупки на основании неуказания в составе заявки информации о сроке действия заявки с учетом отсутствия в Документации требования к участникам Закупки о необходимости указания соответствующей информации в составе заявки является неправомерным, как принятое в порядке, не соответствующем Документации.
В соответствии с пп. 20 п. 10 Информационной карты в составе второй части заявки участник должен представить подписанный участником договор со всеми приложениями на условиях, содержащихся в Документации и представленной участником заявке, дополненный информацией об участнике (реквизиты и т.п), в 1 экз.
Частью 2 Документации установлено, что проект договора содержится в приложении № 1 к Документации (Договор с приложениями и ТЗ) и представлен отдельным файлом: Лот 1 Приложение 1 к Документации.zip (далее — Проект договора).
Пунктом 12 Проекта договора установлено, что к договору прилагаются и являются его неотъемлемой частью:
-
Приложение № 1 – Техническое задание;
-
Приложение № 2 – Календарный план выполнения работ;
-
Приложение № 3 – Перечень исходных данных;
-
Приложение № 4 – Спецификация стоимости лома и отходов черных (цветных) металлов.
Приложением № 1 к Проекту договора регламентировано техническое задание на выполнение строительно-монтажных работ по реконструкции и строительству тепловой сети для подключения объекта по адресу: СПб, г. Кронштадт, ул. Восстания, д. 13б, лит. А (СМР и ПСИ) (далее — Техническое задание).
Разделом 12 Технического задания предусмотрены приложения к Техническому заданию, являющиеся неотъемлемой частью Проекта договора:
-
Приложение №1. Схема тепловых сетей;
-
Приложение №2. Проектная документация;
-
Приложение №3. Требования к значениям показателей (характеристикам) товара, удовлетворяющие потребности заказчика или показатели эквивалентности товара, используемого при выполнении работ.
-
Приложение №4. Данные по инвентарным номерам
Представители Организатора торгов пояснили, что Заявитель ООО «Альянс» в составе заявки на участие в Закупке не представил приложение № 2 к Техническому заданию (Проектная документация), однако требование о предоставлении участником подписанного договора со всеми приложениями указано в пп. 20 п. 10 Информационной карты.
Комиссия СПб УФАС России, проанализировав заявку ООО «Альянс», представленную в заседание Комиссии СПб УФАС России для обозрения, установила, что Заявитель ООО «Альянс» в составе заявки на участие в Закупке не представил подписанный участником договор со всеми приложениями в соответствии с условиями пп. 20 п. 10 Информационной карты, что являлось основанием для отклонения заявки ООО «Альянс» от участия в процедуре Закупки согласно п. 1.3.2.5 Документации и п. 10 Информационной карты.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ООО «Альянс» от участия в процедуре Закупки принято в порядке, соответствующем Документации.
Исходя из изложенного, по первому доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов при проведении процедуры Закупки в части отклонения заявки ООО «Альянс» от участия в процедуре Закупки.
По доводу жалобы Заявителя о незаконном допуске заявки ООО «НПО «ПЕРЕСВЕТ» к участию в процедуре Закупки:
Согласно пп. 18 п. 10 Информационной карты участник в составе второй части заявки на участие в Закупке должен представить заверенные участником копии выписки из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации», выданная не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке (требование установлено в соответствии с ч. 4 ст. 55.17 ГрК РФ), копии аттестаций, аккредитаций, лицензий и т.п., в случае, когда их наличие обязательно для выполнения работ в соответствии с действующим законодательством РФ, копии аттестаций, аккредитаций, лицензий и т.п., в случае, когда их наличие обязательно для выполнения работ в соответствии с действующим законодательством РФ.
Заявитель в жалобе указывает на то, что победителем Закупки был признан участник ООО «НПО «ПЕРЕСВЕТ», однако согласно сведениям, размещенным в открытых источниках в сети Интернет, ООО «НПО «ПЕРЕСВЕТ» не является членом ни одной саморегулируемой организации (далее — СРО), вследствие чего заявка ООО «НПО «ПЕРЕСВЕТ» не соответствовала требованиям Документации и подлежала отклонению от участия в процедуре Закупки.
Вместе с тем представители Организатора торгов пояснили, что в составе заявки ООО «НПО «ПЕРЕСВЕТ» была представлена выписка из реестра СРО АСО «СРО Инжспецстрой-Электросетьстрой», согласно которой ООО «НПО «ПЕРЕСВЕТ» имеет статус члена СРО от 31.07.2019. Аналогичные сведения содержаться на официальном сайте АСО «СРО Инжспецстрой-Электросетьстрой».
Комиссия СПб УФАС России, проанализировав заявку ООО «НПО «ПЕРЕСВЕТ», представленную в заседание Комиссии СПб УФАС России для обозрения, установила, что участник Закупки ООО «НПО «ПЕРЕСВЕТ» в составе заявки на участие в Закупке представил документы, требуемые согласно пп. 18 п. 10 Информационной карты.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов о допуске заявки ООО «НПО «ПЕРЕСВЕТ» к участию в процедуре Закупки принято в порядке, соответствующем Документации.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России находит второй довод жалобы Заявителя неподтвержденным, вследствие чего по данному доводу жалобы не усматривает нарушений в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов в части допуска заявки ООО «НПО «ПЕРЕСВЕТ» к участию в процедуре Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (вх. №685/19 от 13.01.2020, №628-ЭП/20 от 13.01.2020, №545-ЭП/20 от 13.01.2020) ООО «Альянс» на действия Закупочной комиссии Организатора торгов ГУП «ТЭК СПб» (ИНН: 7830001028, ОГРН: 1027810310274) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по реконструкции и строительству тепловой сети для подключения объекта по адресу: СПб, г. Кронштадт, ул. Восстания, д. 13б, лит. А (СМР и ПСИ) (извещение № 31908629674) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.