Решение №78/12827/21, 78/12828/21 Т02-357/21 по жалобе АО «Экоинжиниринг» от 30 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-357/21

27 апреля 2021 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от СПб ГУП «Пассажиравтотранс» (далее – Организатор торгов) и АО «Экоинжиниринг» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 19.04.2021 вх. №13309-ЭП/21) АО «Экоинжиниринг» на действия Организатора торгов СПб ГУП «Пассажиравтотранс» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку портальных моек и локальных очистных сооружений (извещение №32110139148), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

30 марта 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32110139148 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку портальных моек и локальных очистных сооружений (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУП «Пассажиравтотранс» (далее – Положение о закупках) в редакции от 22.01.2021, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

43 692 592,00 ₽

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

30.03.2021

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

19.04.2021 в 09:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения и оценки заявок

(по местному времени заказчика)

21.04.2021, 28.04.2021 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

СПб, пр. Полюстровский, 39

 

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в следующем:

  • необоснованном ограничении количества потенциальных участников Закупки, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее — МСП);

  • неуказании в Документации требований к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом Закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик;

  • установлении в Документации ненадлежащих сведений о предмете Закупки, не позволяющих потенциальным участникам Закупки определить требуемое количество поставляемого товара, объем выполняемых работ;

  • неуказании в Документации существенных условий договора страхования: страховая премия, страховые случаи, размер страхового возмещения, а также в пользу кого такой договор должен быть заключен.

Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/11513/21 от 22.04.2021, представлены в заседание Комиссии.

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

СПб ГУП «Пассажиравтотранс» относится к унитарным предприятиям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

      1. информационная открытость закупки;

      2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

      3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

      4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

По доводу жалобы Заявителя о необоснованном ограничении Организатором торгов количества потенциальных участников Закупки, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее — МСП):

Согласно ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

В соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета. Такие особенности могут предусматривать обязанность отдельных заказчиков осуществлять закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. N 1352
«Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» утверждено Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (далее — Положение).

Но основании п. 8 Положения для проведения торгов, иных способов закупки, предусмотренных положением о закупке, в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 настоящего Положения заказчики обязаны утвердить перечень. При этом допускается осуществление закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, у любых лиц, указанных в части 5 статьи 3 Федерального закона, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Как следует из п. 23 информационной карты Документации (далее — Информационная карта) Закупка проводится среди субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП).

Заявитель в жалобе указывает на то, что по состоянию на 16.04.2021 Организатором торгов в ЕИС не размещен перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у субъектов МСП (далее — Перечень). Последний Перечень размещен в ЕИС в редакции от 27.04.2020 со сроком действия: с 01.01.2020 по 31.12.2020. Заявитель полагает, что Организатор торгов необоснованно ограничил число потенциальных участников закупки (не могут принять участие участники не из числа СМСП).

Представители Организатора торгов пояснили, что Перечень размещен в ЕИС в порядке, установленном Положением. Данное Положение не обязывает заказчика осуществлять ежегодное обновление размещенного Перечня. На момент подачи жалобы Перечень имел статус «действующая редакция» и не был отменен заказчиком.

Представители Организатора торгов также отметили, что Заявитель АО «Экоинжиниринг» включен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Ограничения и препятствия для подачи заявки на участие в процедуре электронного аукциона отсутствовали.

Комиссией СПб УФАС России установлено, что Заявитель АО «Экоинжиниринг» включен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что Заявитель АО «Экоинжиниринг» не может являться лицом, права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, вследствие чего у Комиссии СПб УФАС России отсутствуют правовые основания для рассмотрения первого довода жалобы АО «Экоинжиниринг» по существу.

По доводу жалобы Заявителя о неуказании Организатором торгов в Документации требований к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом Закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик:

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

На основании п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

На основании п. 3.3 Документации заявка на участие в аукционе направляется участником закупки оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих сведения, предусмотренные пунктами 3.1, 3.2 настоящего раздела документации об аукционе. Указанные электронные документы подаются одновременно.

В соответствии с п. 3.3.3 Документации заявку на участие в аукционе участник закупки составляет, руководствуясь данной документацией об аукционе, в соответствии с требованиями Информационной карты открытого аукциона в электронной форме.

Пунктом 24 Информационной карты установлено, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие сведения:

1) согласие участника аукциона на поставку (выполнение, оказание) товаров (работ, услуг) в объеме и на условиях, предусмотренных документацией. Если закупка проводится среди субъектов малого и среднего предпринимательства, не допускается указание в первой части заявки на участие в конкурентной закупке сведений об участнике аукциона, и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в документации о конкурентной закупке. В случае содержания в первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме сведений об участнике аукциона, данная заявка подлежит отклонению;

2) наименование каждой позиции товаров с указанием страны происхождения, а также функциональные, технические и эксплуатационные характеристики предлагаемого к поставке товара, если такие сведения предусмотрены формой документации.

Рекомендуемая форма первой части заявки приведена в разделе 12 настоящей документации.

Как следует из раздела 12 Документации, рекомендуемая форма согласия участника на поставку товара по предмету закупки (далее — Согласие) находится в прикрепленном файле – приложение № 3.

Приложением № 3 к Документации определена форма Согласия, которая предусматривает необходимость описания участниками Закупки характеристик предлагаемого к поставке товара.

Приложением № 1 к Документации регламентировано техническое задание (далее — Техническое задание).

Согласно п. 3.4 Технического задания подробные технические характеристики и дополнительная комплектация по каждой позиции товара указаны в п. 5 настоящего Технического задания.

Пунктом 5 Технического задания установлены требования к техническим, функциональным характеристикам, (потребительским свойствам) товара, подлежащего поставке.

На основании пп. 2 п. 5.4 Документации участник закупки не допускается к участию в аукционе в случае, если сведения не соответствуют требованиям документации об аукционе.

Заявитель в жалобе указывает на то, что в Документации отсутствуют требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик. Документацией предусмотрена форма Согласия, согласно которой участнику в графе «Характеристики предлагаемого к поставке товара» необходимо указать соответствующее описание товара. Вместе с тем в Документации не указано должен ли участник в графе «Характеристики предлагаемого к поставке товара» конкретизировать показатели товара, указанные в графе «Характеристики в соответствии с п.5 Технического задания». (Например, как трактовать предлог «до» или словосочетание «не более» и тому подобное, а также каким именно образом корректно заполнить сведения о характеристиках предлагаемого к поставке товара в составе заявки).

Представители Организатора торгов пояснили, что Документацией предусмотрено требование представить в составе заявки наименование каждой позиции товаров с указанием страны происхождения, а также функциональные, технические и эксплуатационные характеристики предлагаемого к поставке товара, если такие сведения предусмотрены формой документации. Таким образом, наличие требования заказчика о предоставлении в составе первой части заявки на участие в аукционе сведений о наименовании каждой позиции товаров с указанием страны происхождения, а также функциональных, технических и эксплуатационных характеристик предлагаемого к поставке товара, с приложением рекомендуемой формы (п. 24 Информационной карты), свидетельствует о наличии в Документации требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, предусмотренных п. 3 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ.

Вместе с тем Комиссия СПб УФАС России полагает, что само по себе требование, изложенное в п. 24 Информационной карты, о предоставлении в составе первой части заявки на участие в Закупке сведений о наименовании товара и его характеристиках не является требованием к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, поскольку указанное требование не регламентирует порядок заполнения участниками Закупки сведений о предлагаемом к поставке товаре, его характеристиках в составе заявки на участие в Закупке. Из содержания Документации не представляется возможным однозначно определить каким именно образом участникам Закупки необходимо представить сведения о характеристиках товара в составе заявки на участие в Закупке.

Представители Организатора торгов в рамках заседания Комиссии СПб УФАС России отметили, что участникам Закупки в составе заявки необходимо представить сведения о товаре, опираясь на требования п. 5 Технического задания, при этом копирование сведений из п. 5 Технического задание и указание их в форме Согласия не является надлежащим представлением сведений о предлагаемом к поставке товаре в составе заявки.

Вместе с тем Документацией указанный порядок не предусмотрен, в том числе не установлены сведения о допустимости копирования и предоставления в форме Согласия значений показателей (характеристик) товара, указанных в п. 5 Технического задания, а также о необходимости конкретизации в составе заявки значений показателей (характеристик) товара, требования к которым указаны в п. 5 Технического задания.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что Организатором торгов в Документации не указаны надлежащие требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом Закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик.

Исходя из изложенного, по второму доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по неправомерному неуказанию в Документации требований к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом Закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также установлении ненадлежащих требований к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации ненадлежащих сведений о предмете Закупки, не позволяющих потенциальным участникам Закупки определить требуемое количество поставляемого товара, объем выполняемых работ:

Согласно п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).

На основании п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

  • несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

  • закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

  • закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

  • закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно п. 2 Информационной карты предметом договора является поставка портальных моек и локальных очистных сооружений» для нужд СПб ГУП «Пассажиравтотранс».

В соответствии с п. 9 Информационной карты количество и характеристики подлежащего поставке товара определяются в соответствии с Техническим заданием, которое является неотъемлемой частью документации об аукционе.

Пунктом 3.1 Технического задания установлен перечень приобретаемого товара.

Так, согласно пп. 6 п. 3.1 Технического задания к поставке требуется комплект распределительных щитов, электроарматуры, трубопроводов и кабелей (120 м) для подключения портальных моечных установок, аппаратов мойки высоким давлением, постов мойки низким давлением, пылесосов, включая комплект опорных колонн и крепежных элементов для прокладки воздушных (70 м) и настенных линий трубопроводов (460 м) и кабелей.

На основании п. 5.6 Технического задания участник должен поставить комплект распределительных щитов, электроарматуры, трубопроводов и кабелей (длина не менее 120 м) для подключения потребителей участка мойки к системам снабжения электроэнергией и водой, включая комплект опорных колонн и крепежных элементов для прокладки воздушных линий (длина воздушных линий не менее 70 м) трубопроводов и кабелей. Технологические шкафы и корпуса распределительных щитов должны быть выполнены из коррозионно-стойкой стали или иного аналогичного по прочности коррозионно-стойкого материала.

Комплект предназначен для подключения всех потребителей участка мойки к системам снабжения электроэнергией (к РЩ участка мойки) и водой. В комплект входят кабели, гибкие рукава, трубопроводы, вся необходимая запорная арматура, электроарматура, а также все необходимые крепежные элементы, включая комплект опорных колонн и лотки, необходимые для прокладки воздушных и настенных линий трубопроводов и кабелей. Комплект предусматривает наличие точек подключения для пылесосов (не менее двух) и аппаратов мойки высоким давлением (не менее четырех), не входящих в комплект поставки. Расположение точек подключения показано на схеме, приведенной в п. 7 настоящего Технического задания.

В соответствии с п. 3.6.1 проекта договора (приложение № 2 к Документации) монтаж поставляемого оборудования производится в производственном здании, на стенах которого имеются инженерные коммуникации. При необходимости переноса коммуникаций или иного воздействия на уже установленное инженерное оборудование и конструкции здания обязательно дополнительное согласование таких работ с заказчиком.

После выполнения работ по монтажу оборудования должны быть восстановлены все попадающие в зону работ конструкции и коммуникации с условием сохранения их прочности и надежности, а также восстановлено отделочное покрытие пола и стен, если оно было нарушено. Выполняемые работы не должны оказывать влияние на безопасность конструкции здания и сооружений.

Указанные работы поставщик выполняет своими силами и за свой счет.

Пунктом 3.6.7 проекта договора (приложение № 2 к Документации) установлено, что по окончании опробования поставщик проводит инструктаж персонала покупателя о правилах эксплуатации поставленного товара, после чего стороны подписывают акт ввода оборудования в эксплуатацию и акт сдачи-приемки оборудования.

Заявитель в жалобе указывает на то, что в  нарушение положений п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ в составе документации (извещении об осуществлении закупки) не указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а именно:

  • пункт 5.6 Технического задания предполагает поставку: Комплекта распределительных щитов, электроарматуры, трубопроводов и кабелей (длина не менее 120 м) для подключения потребителей участка мойки к системам снабжения электроэнергией и водой, включая комплект опорных колонн и крепежных элементов для прокладки воздушных линий (длина воздушных линий не менее 70 м) трубопроводов и кабелей. Технологические шкафы и корпуса распределительных щитов должны быть выполнены из коррозионно-стойкой стали или иного аналогичного по прочности коррозионно-стойкого материала.

При этом не указано количество таких распределительных щитов. Кроме того, предполагается поставка неких «Технологических шкафов», однако неизвестно в каком количестве и в каком ассортименте;

  • требуется выполнение работ по монтажу. В частности, п. 3.6.1 проекта договора предусматривает монтаж поставляемого оборудования, который производится в производственном здании, на стенах которого имеются инженерные коммуникации. При необходимости переноса коммуникаций или иного воздействия на уже установленное инженерное оборудование и конструкции здания обязательно дополнительное согласование таких работ с заказчиком. После выполнения работ по монтажу оборудования должны быть восстановлены все попадающие в зону работ конструкции и коммуникации с условием сохранения их прочности и надежности, а также восстановлено отделочное покрытие пола и стен, если оно было нарушено. Выполняемые работы не должны оказывать влияние на безопасность конструкции здания и сооружений.

Вместе с тем в Документации не указан объем таких коммуникаций, их состояние, характеристики, что не позволяет определить затраты на их перенос и возвращение в первоначальное состояние после проведения монтажа;

  • требуется оказание услуг. Пункт 3.6.7. проекта договора предусматривает: по окончании опробования поставщик проводит инструктаж персонала покупателя о правилах эксплуатации поставленного товара, после чего стороны подписывают акт ввода оборудования в эксплуатацию и акт сдачи-приемки оборудования.

При этом, не указан объем такого инструктажа (час, день и т.п.), а также количество инструктируемых сотрудников заказчика (1 или 100 человек).

Представители Организатора торгов в отношении доводов жалобы Заявителя пояснили следующее:

  • Количество технологических шкафов и распределительных щитов не может быть заранее известно заказчику, поскольку зависит от особенностей конструкции и схемы подключения конкретного оборудования, предлагаемого к поставке участником. Указание заказчиком точного количества технологических шкафов и распределительных щитов может привести к необоснованному ограничению конкуренции;

  • Необходимость переноса существующих коммуникаций или иного воздействия на уже установленное оборудование и конструкции здания не может быть заранее известна заказчику, поскольку зависит от особенностей конструкции и схемы подключения конкретного оборудования, предлагаемого к поставке участником. Без крайней необходимости подобные воздействия осуществляться не должны. Указание заказчиком точного объема таких работ без достаточных оснований может привести к необоснованному завышению цены договора.

  • Объем инструктажа поставщик определяет самостоятельно, исходя из особенностей конструкции, вероятных рисков и правил безопасной эксплуатации конкретного оборудования, предлагаемого к поставке, а также на основании требований к безопасным методам работы, предъявляемых производителем оборудования. Заказчик не может заранее определить объем инструктажа, поскольку до момента открытия заявок конкретная марка (модель) поставляемого оборудования заказчику не известна.

Комиссия СПб УФАС России сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав положения Документации в части установленного описания предмета Закупки, приходит к выводу о том, что установленные Организатором торгов сведения о предмете Закупки не позволяют однозначно определить: необходимое количество распределительных щитов и технологических шкафов, входящих в комплект поставки согласно требованиям пп. 6 п. 3.1, п. 5.6 Технического задания; необходимый объем выполняемых работ по монтажу поставляемого оборудования в соответствии с требованиями п. 3.6.1 проекта договора (приложение № 2 к Документации) ввиду отсутствия сведений об объеме конструкции и коммуникации, подлежащих восстановлению по окончанию работ по монтажу оборудования; а также необходимый объем инструктажа персонала покупателя о правилах эксплуатации поставленного товара в соответствии с требованиями п. 3.6.7 проекта договора (приложение № 2 к Документации), поскольку Документацией не предусмотрено количество сотрудников заказчика, инструктируемых исполнителем по договору.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России полагает, что сведения о предмете Закупки, установленные Организатором торгов в Документации, в том числе сведения о количестве поставляемого товара, объеме выполняемых работ, не позволяют потенциальным участникам Закупки объективно сформировать заявку на участие в Закупке.

Исходя из изложенного, по третьему доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по неправомерному установлению в Документации ненадлежащих сведений о предмете Закупки (количестве поставляемого товара, объеме выполняемых работ), не позволяющих потенциальным участникам Закупки объективно сформировать заявку на участие в Закупке, нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3, п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также установлении ненадлежащих сведений о предмете договора, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

По доводу жалобы Заявителя о неуказании Организатором торгов в Документации существенных условий договора страхования: страховая премия, страховые случаи, размер страхового возмещения, а также в пользу кого такой договор должен быть заключен:

Согласно п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

В соответствии с п. 7 Информационной карты начальная (максимальная) цена договора (цена лота) составляет 43 692 592,00 (сорок три миллиона шестьсот девяносто две тысячи пятьсот девяносто два рубля 00 копеек), в том числе НДС (20%).

Как следует из пп. 1, 2 п. 11 Информационной карты, начальная максимальная цена договора определена методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) на основании требований  Приказа  Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)", учитывая положение приказа генерального директора СПб ГУП "Пассажиравтотранс" от 15.01.2021 № 01-01-5.

Цена договора, предлагаемая участником должна включать:

  • стоимость товара, включая расходные материалы и технические жидкости;

  • расходы на перевозку (доставку) товара в соответствии с условиями договора;

  • выплаченные или подлежащие выплате налог на добавленную стоимость и (или) другие налоги и таможенные пошлины, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

  • расходы на страхование товара;

  • стоимость погрузо-разгрузочных работ до места поставки;

  • стоимость монтажа, подключения, опробования поставляемого товара.

На основании п. 2.1 проекта договора (приложение № 2 к Документации) в цену договора включены: расходы на доставку товара грузополучателю, расположенному по адресу, указанному в п. 3.4 настоящего договора; стоимость тары (упаковки), страхования; погрузо-разгрузочные работы, а также расходы на монтаж, подключение, настройку, опробование и ввод в эксплуатацию товара, инструктаж обслуживающего персонала «Покупателя»; все предусмотренные налоги и сборы.

Заявитель в жалобе указывает на то, что согласно условиям Документации в состав цены договора включены в том числе расходы на страхование. При этом Организатором торгов в соответствии с положениями п. 1 ст. 929 Гражданского кодекса не определены существенные условия договора страхования: страховую премию, страховые случаи, размер страхового возмещения, а также в пользу кого такой договор должен быть заключен.

Представители Организатора торгов пояснили, что информация о включении в цену договора в том числе расходов на страхование приведена в Документации в соответствии с требованиями п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ. В соответствии с п. 9.1 проекта договора, переход прав собственности па товар (в т.ч. риск случайной гибели или повреждения товара) переходит от «поставщика» к «покупателю» в момент передачи товара от поставщика к покупателю по подписанной обеими сторонами товарной накладной (УПД). Поставщик самостоятельно принимает решение о страховании товара, существенные условия договора страхования определяются взаимоотношениями участника закупки (поставщика) и страховщика и не относятся к теме аукциона.

Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что информация о расходах на страхование, указанная Организатором торгов в Документации, соответствует условиям п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ.

Исходя из изложенного, по четвертому доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

4. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу (от 19.04.2021 вх. №13309-ЭП/21) АО «Экоинжиниринг» на действия Организатора торгов СПб ГУП «Пассажиравтотранс» (ИНН 7830001758, ОГРН 1027809247300) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку портальных моек и локальных очистных сооружений (извещение №32110139148) обоснованной.

2) Признать в действиях Организатора торгов СПб ГУП «Пассажиравтотранс» (ИНН 7830001758, ОГРН 1027809247300) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку портальных моек и локальных очистных сооружений (извещение №32110139148) следующие нарушения:

  • п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также установлении ненадлежащих требований к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, допущенное путем неправомерного неуказания в Документации требований к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом Закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик;

  • п. 1 ч. 1 ст. 3, п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также установлении ненадлежащих сведений о предмете договора, допущенное путем неправомерного установления в Документации ненадлежащих сведений о предмете Закупки (количестве поставляемого товара, объеме выполняемых работ), не позволяющих потенциальным участникам Закупки объективно сформировать заявку на участие в Закупке.

3) Организатору торгов СПб ГУП «Пассажиравтотранс» (ИНН 7830001758, ОГРН 1027809247300) выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений организации и проведения аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку портальных моек и локальных очистных сооружений (извещение №32110139148) путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения Закупки.

4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

27 апреля 2021 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

на основании решения Комиссии от 27.04.2021 № Т02-357/21 по жалобе на действия организатора торгов СПб ГУП «Пассажиравтотранс» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку портальных моек и локальных очистных сооружений (извещение №32110139148, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20  ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Организатору торгов СПб ГУП «Пассажиравтотранс» (ИНН 7830001758, ОГРН 1027809247300) совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку портальных моек и локальных очистных сооружений (извещение №32110139148), путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения Закупки.

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 31 мая 2021 года с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны