Решение №78/31126/19, 78/31127/19 Т02-570/19 по жалобе ИП Постниковой К. К. от 24 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-570/19

19 сентября 2019 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителя от СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Организатор торгов); индивидуального предпринимателя Постниковой К. К. (далее — Заявитель);

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 10.09.2019 вх. № 27237-ЭП/19) ИП Постниковой К. К. на действия СПб ГУП «Горэлектротранс» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку электрического оборудования для трамвая типа 71-931 «Витязь» (извещение № 31908157639), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

31 июля 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 31908157639 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку электрического оборудования для трамвая типа 71-931 «Витязь» (далее – Закупка), включая документацию о конкурсе (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Положение о закупках) в редакции от 18.06.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

10 538 956 ,72 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

31.07.2019

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

02.09.2019 в 09:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

06.09.2019 в 10:00 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

Санкт-Петербург, ул. Сызранская, д. 15

 

На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре № 31908157639 не был заключен договор.

2. Заявитель обжалует неправомерные действия СПб ГУП «Горэлектротранс», выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ИП Постниковой К. К. от участия в процедуре Закупки.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

СПб ГУП «Горэлектротранс» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласилась. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ИП Постниковой К. К. в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/30190/19 от 13.09.2019, представлен.

Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/30190/19 от 13.09.2019, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

      1. информационная открытость закупки;

      2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

      3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

      4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Закупке № 29-2/2019-ОК от 06.09.2019 заявка ИП Постниковой К. К. была отклонена от участия в процедуре Закупки по следующим основаниям: «Состав документов заявителя не соответствует требованиям документации, а именно: участник не предоставил годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а именно: бухгалтерский баланс и отчеты о финансовых результатах за один последний завершенный отчетный период (финансовый год), что не соответствует требованиям подпункта 8.1.8.4 подпункта 8.1.8 пункта 8.1 статьи 8 документации; участник не предоставил свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, что не соответствует требованиям подпункта 8.1.8.13 подпункта 8.1.8 пункта 8.1 статьи 8 документации».

Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

На основании п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Как следует из п. 7.5.1 Документации, конкурсные заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям, изложенным в конкурсной документации, на основании представленных в составе конкурсных заявок документов, а также иных источников информации, предусмотренных конкурсной документацией, законодательством Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов, организаций в сети Интернет.

Сведения об участнике закупки проверяются заказчиком, в том числе на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц, выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, размещенной на сайте https://egrul.nalog.ru/.

Пунктом 8.1.1 Документации установлено, что конкурсная заявка должна содержать всю требуемую в конкурсной документации информацию и документы.

В соответствии с п. 8.1.8.4 Документации в составе заявки участник должен представить годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а именно: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах за один последний завершенный отчетный период (финансовый год), по результатам которого указанная отчетность представлялась в ИФНС (с отметкой ИФНС либо с приложением почтовой квитанции о сдаче бухгалтерской отчетности, либо квитанции о приеме бухгалтерской отчетности в электронном виде, выданной ИФНС) (предоставляет каждое юридическое и\или физическое лицо, выступающее на стороне одного участника).

На основании п. 8.1.4 Документации конкурсная заявка участника, не соответствующая требованиям конкурсной документации, отклоняется.

Как следует из протокола рассмотрения заявок на участие в Закупке № 29-2/2019-ОК от 06.09.2019, одним из оснований для отклонения заявки ИП Постниковой К. К. послужило непредоставление в составе заявки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а именно: бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах за один последний завершенный отчетный период (финансовый год), по результатам которого указанная отчетность представлялась в ИФНС (с отметкой ИФНС либо с приложением почтовой квитанции о сдаче бухгалтерской отчетности, либо квитанции о приеме бухгалтерской отчетности в электронном виде, выданной ИФНС).

Вместе с тем согласно пп. 1 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ) бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом могут не вести: индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, - в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности.

Комиссией СПб УФАС России установлено, что Заявитель ИП Постникова К. К., находящаяся на упрощенной системе налогообложения, в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 6 Закона № 402-ФЗ освобождена от обязанности ведения бухгалтерского учета, вследствие чего у Заявителя отсутствовала возможность предоставления в составе заявки бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах за один последний завершенный отчетный период (финансовый год), по результатам которого указанная отчетность представлялась в ИФНС (с отметкой ИФНС либо с приложением почтовой квитанции о сдаче бухгалтерской отчетности, либо квитанции о приеме бухгалтерской отчетности в электронном виде, выданной ИФНС), требуемых по условиям п. 8.1.8.4 Документации.

На основании п. 8.1.8.13 Документации для индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных после 01.01.2004, в составе заявки должно быть представлено свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее — свидетельство о внесении записи в ЕГРИП).

Как следует из протокола рассмотрения заявок на участие в Закупке № 29-2/2019-ОК от 06.09.2019, одним из оснований для отклонения заявки ИП Постниковой К. К. послужило непредоставление в составе заявки свидетельства о внесении записи в ЕГРИП.

Вместе с тем Комиссией СПб УФАС России установлено, что согласно Приказу ФНС России от 12.09.2016 N MMB-7-14/481@ свидетельства о внесении записи в ЕГРИП в качестве документа, подтверждающего факт внесения записи в ЕГРИП, были отменены. Указанный приказ вступил в силу с 01.01.2017. Заявитель ИП Постникова К. К. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 17.08.2017, вследствие чего у Заявителя отсутствовала возможность предоставления в составе заявки свидетельства о внесении записи в ЕГРИП, требуемого по условиям п. 8.1.8.13 Документации.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что участник Закупки, располагающий всеми актуальными документами и сведениями в соответствии с действующим законодательством, но не имеющий при этом возможности предоставления в составе заявки документов, требуемых по условиям п.п. 8.1.8.4, 8.1.8.13 Документации, ограничен в своем праве участия в процедуре Закупки, что приводит к дискриминации таких участников Закупки.

Комиссией СПб УФАС России установлено, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ИП Постниковой К. К. от участия в процедуре Закупки на основании непредставления в составе заявки документов, требуемых согласно п.п. 8.1.8.4, 8.1.8.13 Документации, принято на основании условий, являющихся дискриминационными и ограничивающими конкуренцию.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по неправомерному установлению в п.п. 8.1.8.4, 8.1.8.13 Документации явившихся основаниями для отклонения заявки ИП Постниковой К. К. дискриминационных и ограничивающих конкуренцию требований к участникам Закупки о предоставлении в составе заявки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а именно: бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах за один последний завершенный отчетный период (финансовый год), по результатам которого указанная отчетность представлялась в ИФНС (с отметкой ИФНС либо с приложением почтовой квитанции о сдаче бухгалтерской отчетности, либо квитанции о приеме бухгалтерской отчетности в электронном виде, выданной ИФНС), а также свидетельства о внесении записи в ЕГРИП без возможности предоставления документов, заменяющих указанные в п.п. 8.1.8.4, 8.1.8.13 Документации в соответствии с действующим законодательством, нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в установлении ненадлежащих требований к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу (от 10.09.2019 вх. № 27237-ЭП/19) ИП Постниковой К. К. на действия СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку электрического оборудования для трамвая типа 71-931 «Витязь» (извещение № 31908157639) обоснованной.

2) Признать в действиях Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в установлении ненадлежащих требований к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, допущенное путем установления в п.п. 8.1.8.4, 8.1.8.13 Документации явившихся основаниями для отклонения заявки ИП Постниковой К. К. дискриминационных и ограничивающих конкуренцию требований к участникам Закупки о предоставлении в составе заявки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а именно: бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах за один последний завершенный отчетный период (финансовый год), по результатам которого указанная отчетность представлялась в ИФНС (с отметкой ИФНС либо с приложением почтовой квитанции о сдаче бухгалтерской отчетности, либо квитанции о приеме бухгалтерской отчетности в электронном виде, выданной ИФНС), а также свидетельства о внесении записи в ЕГРИП без возможности предоставления документов, заменяющих указанные в п.п. 8.1.8.4, 8.1.8.13 Документации в соответствии с действующим законодательством.

3) Выдать Организатору торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) и его Закупочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку электрического оборудования для трамвая типа 71-931 «Витязь» (извещение № 31908157639) путем отмены протокола рассмотрения заявок на участие в Закупке № 29-2/2019-ОК от 06.09.2019, повторного проведения этапов рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке без учета требований, изложенных в п.п. 8.1.8.4, 8.1.8.13 Документации, и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

19 сентября 2019 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

на основании решения Комиссии от 19.09.2019 № Т02-570/19 по жалобе на действия СПб ГУП «Горэлектротранс» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку электрического оборудования для трамвая типа 71-931 «Витязь» (извещение № 31908157639, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Организатору торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку электрического оборудования для трамвая типа 71-931 «Витязь» (извещение № 31908157639), путем отмены протокола рассмотрения заявок на участие в Закупке № 29-2/2019-ОК от 06.09.2019, повторного проведения этапов рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке без учета требований, изложенных в п.п. 8.1.8.4, 8.1.8.13 документации о Закупке, и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим положением о закупках организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 21 октября 2019 года с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны