Решение №78/7229/21 Т02-199/21 по жалобе ООО «ННК» от 16 марта 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-199/21
11 марта 2021 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
с участием представителей от АО «КБСМ» (далее – Организатор торгов) и ООО «ННК» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 24.02.2021 вх. № 6155-ЭП/21, от 02.03.2021 вх. № 7119-ЭП/21) ООО «ННК» на действия закупочной комиссии Организатора торгов АО «КБСМ» (далее — Закупочная комиссия) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку нефтепродуктов (автомобильное топливо АИ-92, АИ-95, дизельное топливо) через систему (сеть) автозаправочных станций (извещение № 32109931014), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
27 января 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32109931014 о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку нефтепродуктов (автомобильное топливо АИ-92, АИ-95, дизельное топливо) через систему (сеть) автозаправочных станций (далее – Закупка), включая извещение о Закупке (далее – Извещение).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «КБСМ» (далее – Положение о закупках) в редакции от 03.09.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Извещением о Закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
3 372 590,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
27.01.2021 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
08.02.2021 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
12.02.2021 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
СПб, пр. Обуховской Обороны, д. 120, лит. ЕЧ |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре № 32109931014 был заключен договор № 09/2021 от 24.02.2021.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО «ННК» от участия в процедуре Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
В заседании Комиссии СПб УФАС России по рассмотрению жалобы ООО «ННК» объявлялся перерыв до 11.03.2021 13:30 (МСК).
3. Проанализировав Извещение, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
АО «КБСМ» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «ННК» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/5385/21 от 01.03.2021, представлен.
Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/5385/21 от 01.03.2021, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок и подведения итогов № 2/21 процедуры № 32109931014 от 12.02.2021 заявка ООО «ННК» была отклонена от участия в Закупке по следующим основаниям: «Несоответствие заявки участника размещения заказа требованиям, установленным в закупочной документации, а именно:
-
установление факта неисполнения участником ранее заключенного договора на поставку топлива и расторжение договора заказчиком в одностороннем порядке с последующим обращением в арбитражный суд (пп. 1 п. 6.6.1 Положения о закупке;
-
нарушение требований документации к содержанию, форме и оформлению заявки (заявка участника оформлена не по установленной форме, отсутствует опись документов (пп. 2 п. 6.6.1 Положения о закупке)».
Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Как следует из п. 6 Извещения, общие требования к участникам процедуры размещения заказа, а также требования к составу документов, входящих в состав котировочной заявки, установлены в соответствии с условиями проведения процедуры размещения заказа (приложение № 1 к настоящему Извещению). Дополнительные требования к участникам данной процедуры размещения заказа не установлены.
Пунктом 2 приложения № 1 к Извещению (далее — Условия ПРЗ) установлены требования к участникам размещения заказа.
В соответствии с п. 12 Условий ПРЗ установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в запросе котировок.
Так, согласно п. 12.1 Условий ПРЗ заявка на участие в запросе котировок подается в форме электронных документов.
На основании п. 12.2 Условий ПРЗ заявка на участие в запросе котировок, подписанная ЭП (далее – Заявка), должна содержать следующие обязательные документы и сведения:
12.2.1 Документы, подтверждающие соответствие участника размещения заказа требованиям, установленным закупочной документацией. Все документы, должны быть заполнены по формам, установленным настоящими условиями (Раздел IV), должны быть подписаны уполномоченным представителем участника размещения заказа, с обязательным проставлением печати (в случае наличия):
1) Заявка на участие в запросе котировок (по форме, установленной приложением № 1 к настоящим условиям);
2) Технико-коммерческое предложение участника размещения заказа (по форме, установленной приложением № 2 к настоящим условиям);
3) Анкета участника размещения заказа (по форме, установленной приложением № 3 к настоящим условиям);
4) Опись документов (по форме, установленной приложением № 6 к настоящим условиям);
5) Сведения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства), ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ), содержащие информацию об участнике закупки, или в случае отсутствия сведений об участнике закупки, который является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом в соответствии с Законом № 209-ФЗ, в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства декларацию о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным Законом № 209-ФЗ, по форме, установленной Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
12.2.2 Сведения и документы об участнике размещения заказа, подавшем такую заявку.
Пунктом 13 Условий ПРЗ установлены требования к оформлению документов к заявке на участие в запросе котировок.
Так, согласно п. 13.1 Условий ПРЗ входящие в состав заявки на участие в запросе котировок документы должны быть предоставлены участником через ЭТП в виде скан-копий оригиналов или нотариально заверенных копий в формате pdf, jpeg (предпочтительный формат *.pdf, один файл – один документ, с разрешением не ниже 150 dpi, с распознаванием ориентации страниц, страницы документа в файле должны следовать по порядку), явно и достоверно отображающих содержащуюся в документах информацию, в том числе реквизиты, проставленные на документах печати (при наличии), подписи (в том числе электронной цифровой подписи) и отметки, в доступном для прочтения формате.
На основании п. 13.2 Условий ПРЗ все файлы документов, предоставляемых участником размещения заказа в составе заявки на участие в запросе котировок, должны иметь наименование либо комментарий, позволяющие идентифицировать содержание данного файла, с указанием наименования документа, представленного данным файлом.
Приложением № 1 к Условиям ПРЗ установлена форма заявки на участие в запросе котировок (далее — Форма заявки).
Приложением № 6 к Условиям ПРЗ установлена форма описи документов (далее — Форма описи), согласно которой участнику необходимо заполнить следующие столбцы:
№ п/п |
Наименование документа |
№ страницы |
Число страниц |
Согласно п. 18.1 Извещения комиссия рассматривает заявки на участие в запросе котировок на соответствие требованиям закупочной документации и соответствие участников размещения заказа требованиям закупочной документации.
На основании пп.пп. 1, 2 п. 6.6.1 Положения о закупках при рассмотрении заявок на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок, запросе предложений участник закупки не допускается комиссией к участию в процедуре закупки в случаях:
1) несоответствия участника закупки требованиям, установленным документацией, в том числе позволяющим убедиться в благонадежности контрагента в соответствии с требованиями экономической безопасности и проявления должной осмотрительности при проверке контрагентов;
2) несоответствия заявки участника закупки требованиям, установленным в документации, в том числе:
-
непредоставления документов и сведений, указанных в документации, в том числе необходимых для обеспечения экономической безопасности и проявления должной осмотрительности при проверке контрагентов;
-
непредоставления в составе заявки информации, обосновывающей предлагаемую участником закупки цену договора (в случае установления Заказчиком в документации антидемпинговых мер в соответствии с р. 6.15 настоящего Положения);
-
нарушения требований документации о закупке к содержанию, форме и оформлению заявки.
Представители Организатора торгов пояснили, что Закупочной комиссией был установлен факт неисполнения Заявителем ООО «ННК» ранее заключенного договора на поставку топлива и расторжения договора поставки № 16/2020 заказчиком в одностороннем порядке с последующим обращением в арбитражный суд, что послужило основанием для отклонения заявки ООО «ННК» в соответствии с пп. 1 п. 6.6.1 Положения о закупках. Также Заявителем ООО «ННК» были нарушены требования к содержанию, форме и оформлению заявки (форма заявки на участие в Закупке ООО «ННК» оформлена не по установленной Форме заявки, а также отсутствовала опись документов, что послужило основанием для отклонения заявки ООО «ННК» в соответствии с пп. 2 п. 6.6.1 Положения о закупках).
Вместе с тем Комиссия СПб УФАС России полагает, что основание для отклонения заявок участников, указанное в пп. 1 п. 6.6.1 Положения о закупках, не могло быть применено Закупочной комиссией при рассмотрении заявки ООО «ННК», поскольку Извещением не были предусмотрены соответствующие требования, позволяющие убедиться в благонадежности контрагента в соответствии с требованиями экономической безопасности и проявления должной осмотрительности при проверке контрагентов, а также порядок подтверждения участниками соответствия данным требованиям.
При этом Комиссией СПб УФАС России установлено, что Заявитель ООО «ННК» в составе заявки на участие в Закупке представил форму заявки на участие в запросе котировок, в которую была интегрирована опись представленных документов, что не соответствовало требованиям к содержанию и оформлению документов заявки, указанным в п.п. 12.2.1, 13 Условий ПРЗ, а также Форме заявки, установленной приложением № 1 к Условиям ПРЗ. Отдельным документом форма описи документов в составе заявки ООО «ННК» представлена не была. При этом опись документов, интегрированная в форму заявки на участие в запросе котировок ООО «ННК, в нарушение требований п. 12.2.1 Условий ПРЗ не соответствовала Форме описи, установленной приложением № 6 к Условиям ПРЗ, поскольку в ней отсутствовали столбцы со сведениями «№ страницы», «Число страниц». Указанные нарушения являлись основанием для отклонения заявки ООО «ННК» от участия в Закупке согласно пп. 2 п. 6.6.1 Положения о закупках.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ООО «ННК» от участия в процедуре Закупки принято в порядке, соответствующем Извещению и Положению о закупках.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов при проведении процедуры Закупки в части отклонения заявки ООО «ННК» от участия в процедуре Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 24.02.2021 вх. № 6155-ЭП/21, от 02.03.2021 вх. № 7119-ЭП/21) ООО «ННК» на действия Закупочной комиссии Организатора торгов АО «КБСМ» (ИНН: 7802205799, ОГРН: 1037804017140) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку нефтепродуктов (автомобильное топливо АИ-92, АИ-95, дизельное топливо) через систему (сеть) автозаправочных станций (извещение № 32109931014) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.