Решение №78/22844/23 Т02-467/23 и Предписание №78/22845/23 по жалобе ООО "Квазар" от 18 сентября 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе №Т02-467/23
13 сентября 2023 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:
<...>
с участием представителей СПб ГУП «Пассажиравтотранс» (далее — Заказчик) путём видеоконференцсвязи;
в отсутствие представителей от ООО «КВАЗАР» (далее – Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и способе рассмотрения жалобы;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 29.08.2023 вх. №22070-ЭП/23, вх. №22410/23 от 01.09.2023) ООО «КВАЗАР» на действия закупочной комиссии заказчика СПб ГУП «Пассажиравтотранс» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку оборудования, дооборудование и оказание услуг по монтажу и пуско-наладке автоматизированной системы предрейсовых медицинских осмотров (АСПО) с передачей неисключительных прав на программное обеспечение (извещение №32312647969, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
04 августа 2023 года на сайте Единой информационной системы https://zakupki.gov.ru/ в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №32312647969 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку оборудования, дооборудование и оказание услуг по монтажу и пуско-наладке автоматизированной системы предрейсовых медицинских осмотров (АСПО) с передачей неисключительных прав на программное обеспечение (далее - Извещение), включая документацию о Закупке (далее — Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупке товаров, работ, услуг СПб ГУП «Пассажиравтотранс», версия 52 от 04.08.2023 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки, опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
12 513 534,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
04.08.23 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
14.08.2023 09:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
16.08.23, 23.08.23 |
5. |
Место рассмотрения заявок |
195197, г Санкт-Петербург, пр. Полюстровский, д. 39 |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре закупки №32312647969 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия закупочной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО «КВАЗАР» (заявка №2) от участия в процедуре Закупки в порядке, не предусмотренном Документацией, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 16.08.2023 №ЭА-23/184, обжалуя при этом технические требования Документации, ставшие основаниями отклонения.
Заявитель также обжалует действия закупочной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном допуске и последующем признании победителем участника АО НПП «Системные технологии» согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок от 23.08.2023 №ЭА-23/184.2.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/21212/23 от 30 августа 2023 года, представлены в заседание Комиссии.
В заседании Комиссии объявлялся перерыв до 14:45 (МСК) 13.09.2023.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
СПб ГУП «Пассажиравтотранс» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ для заказчиков определен принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 16.08.2023 №ЭА-23/184 решением закупочной комиссии Заказчика на участие в Закупке было подано две заявки: ООО «КВАЗАР» и АО НПП «Системные технологии». По итогам рассмотрения первых частей заявок заявка ООО «КВАЗАР» (заявка №2) была отклонена от участия в процедуре Закупки со следующим пояснением:
«Не соответствует требованиям пп. 2. п. 5.4. Документации. В нарушение требований пп. 1 п. 3.1. Документации и пп. 1 п. 24 Информационной карты в первой части заявки предлагаемый к поставке товар не соответствует требованиям Технического задания в части «Максимальная занимаемая площадь терминала по полу» не более 1м2, а согласно паспорту, размещенному на сайте Росздравнадзора к Комплексу аппаратно-программному «ЭСМО – электронная система медицинских осмотров» данное оборудование занимает на полу 1.31м2. Также, предлагаемое к поставке оборудование не обладает возможностями по вычислению интегральной оценки функционального состояния в измерительной и аналитических программах АСПО (по результатам каждого осмотра - по параметрам вариабельности частоты сердечных сокращений и характеристикам пульсовой волны). В том числе оборудованием, предлагаемым к поставке, в соответствии с инструкцией производителя указанного оборудования проводится только регистрация изменений электрических потенциалов мышц, что не соответствует сути предрейсового и послерейсового осмотра».
Как следует из протокола рассмотрения вторых частей заявок от 23.08.2023 №ЭА-23/184.2, в результате подведения итогов закупочной комиссией Заказчика было принято решение заключить договор с единственным участником АО НПП «Системные технологии», соответствующим всем требованиям документации, по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену договора.
В жалобе Заявитель указывает, что заявка АО НПП «Системные технологии» была необоснованно допущена закупочной комиссией Заказчика согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 16.08.2023 №ЭА-23/184, так как в соответствии со сведениями открытого интернет-ресурса Минздрава о выданных регистрационных удостоверениях на медицинские изделия к регистрационному удостоверению АО НПП «Системные технологии» №ФСР 2010/07474 от 16.11.1022 отсутствует необходимое приложение, следовательно, невозможно определить, какие медицинские приборы входят в состав данного медицинского комплекса.
Согласно ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
На основании п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Согласно ч. 19 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ заявка на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения. Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения.
Как следует из п. 2 Информационной карты Документации, предметом Закупки является поставка оборудования, дооборудование и оказание услуг по монтажу и пуско-наладке автоматизированной системы предрейсовых медицинских осмотров (АСПО) с передачей неисключительных прав на программное обеспечение».
Согласно разделу 3 Документации заявка на участие в аукционе предоставляется одновременно в виде двух частей, подписанных ЭЦП уполномоченного представителя участника закупки.
В соответствии с пп. 1 п. 3.1 и пп. 1 п. 24 Информационной карты Документации первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать предложение участника закупки в отношении предмета такой закупки в соответствии с формой, приведенной в разделе 15. Из текста заявки должно следовать, что ее подача является принятием всех условий Заказчика, в том числе согласием исполнять обязанности участника закупки и победителя закупки.
Как следует из пп. 10 Информационной карты Документации, вторая часть заявки должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги, являющихся предметом закупки, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если требования к данным товару, работе или услуге установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и перечень таких документов предусмотрен документацией о конкурентной закупке. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В п. 9 Информационной карты Документации указано, что состав и количество поставляемого товара, оказываемых услуг определяются в соответствии с Техническим заданием, которое является неотъемлемой частью документации об аукционе.
В разделе 15 Документации содержится форма технического предложения:
№ п/п |
Наименование товара, услуги фирменное наименование (при наличии), товарный знак (при наличии). Технические и функциональные характеристики. |
Количество в единицах измерения. |
Страна происхождения товара |
|
|
|
|
В разделе 2 Технического задания Документации модержатся технические требования к товару.
В соответствии с п. 2.1.2 Технического задания Документации поставляемый товар должен соответствовать характеристикам, указанным в Приложениях 1-3 к настоящему Техническому заданию.
Согласно п. 2.1.4 Технического задания Документации с товаром поставляются паспорта, руководства пользователя, необходимые для эксплуатации, на русском языке на бумажном и/или электронном носителе, а также, для измерительных приборов - копия регистрационного удостоверения медицинского изделия и копия свидетельства об утверждении типа средств измерений.
В Приложениях №№1-3 Технического задания Документации содержатся технические требования к напольному конструктиву терминала АСПО-С, к терминалу АСПО-С и к ПО.
Согласно Приложениям №№1-2 к Техническому заданию Документации:
- максимальная занимаемая площадь терминала по полу - не более 1м2;
- сертификат об утверждении типа средств измерений — наличие;
- регистрационное удостоверения на медицинское изделие - наличие.
В соответствии с пп. 2 п. 5.4 Документации участник закупки не допускается к участию в аукционе в случае, если сведения не соответствуют требованиям документации об аукционе.
Представитель Заказчика пояснил, что Заявителем в составе первой части заявки была представлена форма технического предложения, содержащая технические характеристики предлагаемого к поставке товара: медицинского терминала АС ПФО «ЭСМО», медицинского терминала «ЭСМО» в стандартной комплектации, а также программное обеспечение. Вместе с тем, предлагаемый к поставке товар не соответствует требованиям Технического задания в части характеристики «Максимальная занимаемая площадь терминала по полу - не более 1м2», так как согласно паспорту, размещенному на сайте Росздравнадзора к Комплексу аппаратно-программному «ЭСМО – электронная система медицинских осмотров» данное оборудование занимает на полу 1.31м2. Также, предлагаемое к поставке оборудование не обладает возможностями по вычислению интегральной оценки функционального состояния в измерительной и аналитических программах АСПО (по результатам каждого осмотра - по параметрам вариабельности частоты сердечных сокращений и характеристикам пульсовой волны). Кроме того, оборудованием, предлагаемым к поставке, в соответствии с инструкцией производителя указанного оборудования проводится только регистрация изменений электрических потенциалов мышц, что не соответствует сути предрейсового и послерейсового осмотра.
Представитель Заказчика также пояснил, что закупочная комиссия СПб ГУП «Пассажиравтотранс» отклонила заявку ООО «КВАЗАР» от участия в процедуре Закупки как несоответствующую требованиям пп. 1 п. 3.1 и пп. 1 п. 24 Информационной карты Документации на основании пп. 2 п. 5.4 Документации.
По доводу Заявителя о неправомерном допуске заявки участника АО НПП «Системные технологии» представитель Заказчика пояснил следующее:
Участником АО НПП «Системные технологии» в составе заявки было представлено техническое предложение, содержащее технические характеристики предлагаемого к поставке товара, в частности 19 приборов «Анализатор паров этанола в выдыхаемом воздухе АЛКОТЕКТОР PRO-100 touch-M», имеющих регистрационное удостоверение Росздравнадзора на медицинское изделие №ФСЗ 2011/10061 от 11.01.2017. Кроме того, в техническом предложении АО НПП «Системные технологии» присутствуют необходимые компоненты, соответствующие требованиям Технического задания Документации, а именно: «сенсорный терминал в составе: корпус металлический напольный; промышленный компьютер; монитор сенсорный; видеокамера; ИБП; считыватель смарт-карт; принтер печати этикеток; кресло» в количестве 19 шт.
Таким образом, по словам представителя Заказчика, у закупочной комиссии СПб ГУП «Пассажиравтотранс» отсутствовали основания для отклонения заявки АО НПП «Системные технологии» от участия в процедуре Закупки.
Комиссия СПб УФАС России также находит довод жалобы Заявителя о допуске заявки АО НПП «Системные технологии» неподтвержденным.
Вместе с тем, по результатам изучения представленных документов и сведений Комиссией СПб УФАС России установлено, что при составлении заявки заявителем ООО «КВАЗАР» были в полной мере соблюдены требования Документации к составу первой части заявки согласно разделу 3 Документации, в свою очередь заявка ООО «КВАЗАР» содержала требуемое Заказчиком техническое предложение, заполненное в соответствии с условиями Технического задания.
Таким образом Комиссия СПб УФАС России установила, что у закупочной комиссии Заказчика не имелось законных оснований для недопуска заявки ООО «КВАЗАР» к участию в процедуре Закупки, вследствие чего решение об отклонении закупочной комиссией Заказчика заявки ООО «КВАЗАР» согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 16.08.2023 №ЭА-23/184 является неправомерным, как принятое в порядке, не соответствующем Документации.
При этом, учитывая факт подачи заявки на участие в Закупке, Заявителем были приняты требования Документации, в том числе к требованиям Технического задания Документации, а также выражено согласие с условиями участия в Закупке, которые Заявитель посчитал допустимыми и приемлемыми.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии Заказчика по неправомерному отклонению заявки ООО «КВАЗАР» от участия в процедуре Закупки в порядке, не соответствующем Документации, нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки, закупаемым товарам требований, которые не указаны в Документации о Закупке, допущенное при проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (от 29.08.2023 вх. №22070-ЭП/23, вх. №22410/23 от 01.09.2023) ООО «КВАЗАР» на действия закупочной комиссии заказчика СПб ГУП «Пассажиравтотранс» (ИНН:7830001758; ОГРН:1027809247300) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку оборудования, дооборудование и оказание услуг по монтажу и пуско-наладке автоматизированной системы предрейсовых медицинских осмотров (АСПО) с передачей неисключительных прав на программное обеспечение (извещение №32312647969), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях закупочной комиссии заказчика СПб ГУП «Пассажиравтотранс» нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, допущенное при проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (от 29.08.2023 вх. №22070-ЭП/23, вх. №22410/23 от 01.09.2023) ООО «КВАЗАР» на действия закупочной комиссии заказчика СПб ГУП «Пассажиравтотранс» (ИНН:7830001758; ОГРН:1027809247300) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку оборудования, дооборудование и оказание услуг по монтажу и пуско-наладке автоматизированной системы предрейсовых медицинских осмотров (АСПО) с передачей неисключительных прав на программное обеспечение (извещение №32312647969) обоснованной.
2) Признать в действиях закупочной комиссии заказчика СПб ГУП «Пассажиравтотранс» (ИНН:7830001758; ОГРН:1027809247300) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку оборудования, дооборудование и оказание услуг по монтажу и пуско-наладке автоматизированной системы предрейсовых медицинских осмотров (АСПО) с передачей неисключительных прав на программное обеспечение (извещение №32312647969) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в Документации о Закупке, допущенное путем неправомерного отклонения заявки ООО «КВАЗАР» от участия в Закупке в порядке, не соответствующем документации.
3) Заказчику СПб ГУП «Пассажиравтотранс» (ИНН:7830001758; ОГРН:1027809247300) и его закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку оборудования, дооборудование и оказание услуг по монтажу и пуско-наладке автоматизированной системы предрейсовых медицинских осмотров (АСПО) с передачей неисключительных прав на программное обеспечение (извещение №32312647969) путем отмены составленных протоколов, повторного рассмотрения заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Заказчика и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику СПб ГУП «Пассажиравтотранс» (ИНН:7830001758; ОГРН:1027809247300) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку оборудования, дооборудование и оказание услуг по монтажу и пуско-наладке автоматизированной системы предрейсовых медицинских осмотров (АСПО) с передачей неисключительных прав на программное обеспечение (извещение №32312647969) путем отмены составленных протоколов, повторного рассмотрения заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Заказчика и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 16 октября 2023 года с приложением подтверждающих документов.
<...>
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.