Решение б/н решение по делу 078/01/17-117/2023 от 24 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

Ответчик:

Заинтересованное лицо:

РЕШЕНИЕ

по делу № 078/01/17-117/2023

 

Санкт-Петербург

Резолютивная часть решения объявлена 10 августа 2023 г.

Полный текст решения изготовлен 24 августа 2023 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Комиссия СПб УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, созданная приказом от 30.01.2023 № 12/23 в составе:

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

рассмотрев дело № 078/01/17-117/2023 по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях Администрации Приморского района Санкт-Петербурга (ИНН 7814002313, 197374, Санкт-Петербург, ул. Савушкина, д. 83), выразившихся в координации действий подведомственных учреждений Администрации при проведении открытого конкурса в электронной форме №0172200004922000090 на оказание услуг по комплексному обслуживанию систем водоподготовки бассейнов в подведомственных учреждениях администрации Приморского района Санкт-Петербурга на 2022-2023 года и укрупнении лота, что может привести к ограничению, недопущению или устранению конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

Санкт-Петербургское УФАС России приняло к рассмотрению в порядке главы 9 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) заявление Индивидуального предпринимателя, направленное в Администрацию Президента Российской Федерации и поступившее из прокуратуры Приморского района Санкт-Петербурга (вх. №27792/22 от 28.10.2022), в части признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации Приморского района Санкт-Петербурга (далее – Администрация) при проведении открытого конкурса в электронной форме №0172200004922000090 (далее – конкурс, закупка).

В ходе рассмотрения заявления установлено следующее.

Администрацией и 49 подведомственными учреждениями (школами и детскими садами) 11.05.2022 заключено «Соглашением о проведении совместного открытого конкурса в электронной форме на право заключения контрактов на оказание услуг по комплексному обслуживанию систем водоподготовки бассейнов в подведомственных учреждениях Администрации Приморского района Санкт-Петербурга на 2022-2023 года» (далее – Соглашение).

Соглашением полномочия по проведению открытого конкурса переданы Администрации, которая выступает Уполномоченным органом, организатору конкурса - Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 632 Приморского района Санкт-Петербурга (далее по тексту совместно – Заказчик).

Данное обстоятельство послужило принятием решения о проведении открытого конкурса в электронной форме №0172200004922000090.

Наименование объекта закупки - Оказание услуг по комплексному обслуживанию систем водоподготовки бассейна в подведомственных учреждениях администрации Приморского района Санкт-Петербурга на 2022-2023 года.

Начальная (максимальная) цена контракта – 39994684,23 руб. (средняя цена каждого контракта, заключаемого по результатам конкурса каждым учреждением, подведомственным Администрации, 800000,0 руб.).

Вместе с тем, до 2022 года каждое учреждение, подведомственное Администрации, самостоятельно обеспечивало свои нужды по данному вопросу и подобный конкурс в форме совместной закупки был произведен впервые.

Заявитель указал, что к участникам закупки предъявлено требование: Наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающих выполнение работ по техническому обслуживанию зданий, сооружений. Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов от НМЦК. Таким образом, в сфере комплексного обслуживания систем водоподготовки бассейнов для профильных организаций установление оценочного критерия в размере 20% от НМЦК будет составлять 7 998 936,85 рублей, что является завышенным требованием, т.к. в среднем контракт на обслуживание бассейна в одном учреждении составляет 300-400 тыс. рублей в год, таким образом, у большинства хозяйствующих субъектов, фактически осуществляющих данный вид деятельности, отсутствует запрашиваемый опыт.

С другой стороны, применение Заказчиком кода ОКПД 2 - 81.10.10.000 «Услуги по обслуживанию помещений комплексные», по мнению заявителя, может привлечь к участию в конкурсе организации, не имеющие опыта непосредственно по предмету конкурса - обслуживание бассейнов, но выполнявших работы по обслуживанию зданий/помещений. Данное обстоятельство может быть расценено как создание искусственного барьера для отсечения профессиональных участников рынка, специализирующихся исключительно на комплексном обслуживании систем водоподготовки бассейнов при невозможности представить опыт по расширенному ОКПД 2 81.10.10.000.

По мнению Администрации: «Обоснованием объединения в один лот услуг по комплексному обслуживанию систем водоподготовки бассейнов для подведомственных учреждений Администрации является одинаковый перечень оказываемых услуг с использованием одинаковых реагентов и расходных материалов для всех подведомственных учреждений, что соответствует требованиям п. 1 ст. 25 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Обоснование укрупнения закупки и объединения в один лот услуг на обслуживание бассейнов исключительно одинаковым перечнем оказываемых услуг с использованием одинаковых реагентов и расходных материалов для всех подведомственных учреждений не представляется достаточным, так как по итогам таких действий может стать ограничение, недопущение или устранение конкуренции при проведении конкурса.

Необоснованное укрупнение лота может привести к ограничению количества участников закупки, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, которые не имеют возможности участия в закупке в силу ограниченности своих ресурсов и опыта, выраженного в объеме оказанных услуг.

По данному вопросу сложилась судебная практика, подтверждающая позицию о том, что необоснованное укрупнение объекта закупки влечет ограничение количества ее участников, например Определение Верховного Суда Российской Федерации от 03.05.2017 по делу № А40-244495/2015, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.03.2017 по делу № А40-30610/2016, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2016 № 307-КГ16-16939 по делу №А56-70307/2015, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.09.2014 по делу № А40-188579/2013.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

По результатам рассмотрения заявления в действиях Администрации были выявлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в связи с чем Санкт-Петербургское УФАС России возбудило дело № 078/01/17-117/2023.

Рассмотрев нормативные акты в редакциях, действующих в период рассматриваемых правоотношений, материалы дела № 078/01/17-117/2023, заслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, в том числе мнения и пояснения относительно пояснений и доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, исследовав доказательства, Комиссия СПб УФАС России установила следующее.

При проведении конкурса Заказчиком был применен код ОКПД 2 - 81.10.10.000 «Услуги по обслуживанию помещений комплексные», при том, что раннее в закупках по аналогичному предмету использовались коды ОКПД: 2 33.12.29.900 - Услуги по ремонту и техническому обслуживанию прочего оборудования специального назначения, не включенные в другие группировки; 37.00.11.140 Услуги по очистке сточных вод (включая бытовые и промышленные сточные воды, воду из плавательных бассейнов и т.д.) с использованием физических, химических и биологических методов, таких как разжижение, просеивание, фильтрование, седиментация и аналогичные услуги.

В качестве обоснования применения в конкурсе кода ОКПД 2 - 81.10.10.000 «Услуги по обслуживанию помещений комплексные» Администрация указала на то, что в рамках Конкурса оказываются комплексные услуги по техническому обслуживанию, а, именно, системы водоснабжения, системы водоотведения, системы вентиляции, системы электроснабжения, а также их оборудования и услуги по уборке мусора в обслуживаемых бассейнах. С учетом применения комплекса услуг, предполагаемых для осуществления в рамках исполнения контракта, был выбран код ОКПД 2 по комплексному обслуживанию помещений, который включает полный перечень необходимых услуг.

В соответствии с Приложением № 3 к Извещению о проведении конкурса «Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкция по ее заполнению», вторая часть заявки должна содержать информацию и документы, в том числе: п. 1.5. Документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. В этом же пункте указано, что отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона.

Для участия в конкурсе было подано четыре заявки, по результатам рассмотрения первых и вторых частей заявок все заявки допущены до участия в конкурсе. Победителем признан участник, набравший наибольшее количество баллов, с которым заключены контракты на общую сумму 36416173,02 рублей.

В результате рассмотрения материалов дела установлено, что победителем контракта ООО «СК «Неватемп» во второй части заявки в качестве опыта были представлены два контракта на общую сумму 58 000 021,00 рублей. Оба контракта были оказаны по предмету обслуживания водоподготовки бассейнов, в том числе предоставление услуги по техническому сопровождению и контролю работы оборудования бассейнов, согласно технической документации и паспортам объектов.

Таким образом, несмотря на использование Заказчиком расширенного кода классификатора ОКПД 2 81.10.10.000 «Услуги по обслуживанию помещений комплексные», дающего возможность представления опыта участника закупки не только по основному предмету контракта, победитель конкурса представил договоры, подтверждающие опыт, связанный непосредственно с предметом проводимой закупки. Довод заявителя о применении расширенного кода ОКПД 2 как создание искусственного барьера для профессиональных участников рынка, не находит своего подтверждения и не может быть принят в качестве свидетельствующего о наличии признаков ограничения, устранения или недопущения конкуренции.

Комиссия СПб УФАС России в ходе рассмотрения настоящего дела письмом исх. № 78/8600/23 от 17.04.2023 запросила информацию у учреждений, подведомственных Администрации, для обеспечения нужд которых проводился конкурс, с требованием обоснования проведения совместной закупки при условии, что ранее каждое учреждение самостоятельно обеспечивало свои нужды.

В качестве обоснования проведения совместной закупки все учреждения указали на положения статьи 25 Закона № 44-ФЗ, регламентирующие проведение совместных торгов, на основании заключенного соглашения. В качестве цели проведения совместных торгов указали на комплексный и единообразный подход к оказанию услуг по обслуживанию бассейнов в учреждениях образования, а также минимизацию трудозатрат на проведение закупки.

Для всестороннего рассмотрения дела Комиссия СПб УФАС России также направила запрос информации (письмо исх. № 78/17767/23 от 19.07.2023) в адрес Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее – КГЗ) для разрешения вопросов целесообразности выделения предмета закупки для проведения совместных торгов, установления НМЦК, граничащей с суммой, предназначенной для передачи в КГЗ, а также обоснованности установления кода ОКПД 2.

КГЗ подтвердил полномочия Администрации и подведомственных учреждений для принятия решения о проведении совместных торгов самостоятельно, в связи с чем не усмотрел нарушения законодательства о контрактной системе. Помимо этого, КГЗ не обнаружил признаков нарушения законодательства при выборе кода ОКПД 2, сославшись на соответствие положению статьи 33 Закона № 44-ФЗ при его выборе. Также КГЗ не было обнаружено признаков совершения заказчиком действий (бездействия), направленных на уклонение от централизации при проведении конкурса.

На основании изложенного, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях Администрации Приморского района Санкт-Петербурга нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия СПб УФАС России

РЕШИЛА:

1. Прекратить рассмотрение дела №078/01/17-117/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного отношении Администрации Приморского района Санкт-Петербурга по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией СПб УФАС России действиях (бездействии) указанного лица.

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения, а также в коллегиальный орган ФАС России.

Связанные организации

Связанные организации не указаны