Решение №78/8488/21 Т02-252/21 по жалобе ООО «ТехКомплект» от 29 марта 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-252/21
24 марта 2021 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей от АО «ЦНИИМ» (далее – Организатор торгов) путем видеоконференцсвязи; в отсутствие представителей от ООО «ТехКомплект» (далее — Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и способе рассмотрения жалобы;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 12.03.2021 вх. № 8627-ЭП/21, от 19.03.2021 вх. № 9229-ЭП/21, от 23.03.2021 вх. № 9502-ЭП/21) ООО «ТехКомплект» на действия Организатора торгов АО «ЦНИИМ» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку строительных и отделочных материалов (извещение № 32110009982), заслушав пояснения,
УСТАНОВИЛА:
19 февраля 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32110009982 о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку строительных и отделочных материалов (далее – Закупка), включая извещение о Закупке (далее – Извещение).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг Государственной корпорации «Ростех» (далее – Положение о закупках) в редакции от 28.01.2021, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Извещением о Закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
2 000 000,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
19.02.2021 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
12.03.2021 в 23:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
19.03.2021 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
СПб, Парадная ул., дом № 8 |
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в следующем:
-
включении в Извещение ненадлежащего описания предмета Закупки, не соответствующего условиям ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ;
-
размещении в единой информационной системе (далее — ЕИС) ответа на запрос о разъяснении положений Извещения без указания текста самого запроса;
-
установлении в Извещении ненадлежащих требований к характеристикам поставляемых товаров, являющихся предметом Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Извещение, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
АО «ЦНИИМ» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «ТехКомплект» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/7301/21 от 17.03.2021, представлен.
Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/7301/21 от 17.03.2021, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
-
-
-
информационная открытость закупки;
-
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
-
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
-
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
-
-
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
По доводу жалобы Заявителя о включении Организатором торгов в Извещение ненадлежащего описания предмета Закупки, не соответствующего условиям ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ:
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).
В соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:
-
несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
-
закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
-
закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
-
закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Пунктом 1 информационной карты Извещения (далее — Информационная карта) определен предмет договора, право на заключение которого является предметом закупки: поставка строительных и отделочных материалов.
В соответствии с п. 11 Информационной карты требования к продукции, в том числе к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), эксплуатационными характеристиками (при необходимости) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, приведены в разд. 9.
Согласно п. 21 Информационной карты встречные предложения по условиям исполнения договора, кроме предложений о цене договора и предложения о продукции, не допускаются.
Как следует из п. 22 Информационной карты, подача альтернативных предложений не допускается.
Разделом 9 Извещения установлено, что технические требования к продукции (предмету закупки) представлены в виде отдельного файла в составе приложения №2 к извещению (файл под названием «Приложение № 2 Техническое задание» (далее — Техническое задание)).
Пунктом 1 Технического задания определены наименование и количество товара, а также установлено, что ссылки на торговые марки носят рекомендательный характер, могут быть предложены аналоги, при условии, что они равноценны (эквивалентны) требуемым характеристикам товара.
Заявитель в жалобе указывает на то, что описание предмета Закупки, указанное в п.п. 21, 22 Информационной карты и п. 1 Технического задания содержит противоречивую информацию в части возможности подачи альтернативных предложений, что не позволяет корректно сформировать заявку на участие в Закупке.
Представители Организатора торгов отметили, что в соответствии п. 10.7.5 Положения о закупках при проведении закупки способом аукцион / редукцион, запрос котировок / запрос цен подача встречных предложений по условиям проекта договора не допускается за исключением случаев, предусмотренных Положением. Таким образом, в данной закупке подача встречных предложений по условиям исполнения договора, кроме предложений о цене договора и предложения о продукции, не допускаются. В пункте 8.4.3 Положения о закупках указывается, что подача альтернативных предложений может допускаться, когда существуют различные технические, технологические, организационные или иные пути удовлетворения потребностей заказчика, который желает получить и изучить максимальное число различных предложений. Таким образом, в рассматриваемой закупке подача альтернативных предложений не предусмотрена.
Представители Организатора торгов также отметили, что при этом во исполнение требований п.п. 2, 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ и п. 10.3.5 Положения о закупках в Техническом задании имеется указание на возможность участника предоставить эквивалент товаров, по которым в техническом задании указаны торговые марки.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что описание предмета Закупки, установленное Организатором торгов в Извещении, не содержит противоречивых сведений в отношении возможности поставки эквивалентной продукции в рамках Закупки, а также позволяет участникам Закупки предложить к поставке эквивалентные товары, в отношении которых в Техническом задании содержится указание на товарный знак, что соответствует условиям ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России находит первый довод жалобы Заявителя неподтвержденным, вследствие чего по данному доводу жалобы не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
По доводу жалобы Заявителя о размещении Организатором торгов в ЕИС ответа на запрос о разъяснении положений Извещения без указания текста самого запроса:
Согласно ч. 2 ст 3.2 Закона № 223-ФЗ любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.
На основании ч. 3 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.
Заявитель в жалобе указывает на то, что 04.03.2021 Организатор торгов опубликовал в ЕИС ответ на запрос без самого текста запроса, что, по мнению Заявителя, нарушает ч. 3 ст 3.2 Закона № 223-ФЗ.
Комиссией СПб УФАС России установлено, что 04.03.2021 Организатором торгов в ЕИС размещен ответ на запрос положений Извещения следующего содержания: «В ответ на запрос на разъяснение документации от 03.03.2021 года № 164698 по извещению № 32110009982 об уточнении информации, содержащейся в Техническом задании, сообщаю, что в соответствии с Вашими замечаниями в техническое задание будут внесены изменения».
При этом согласно информации, размещенной в ЕИС в отношении запроса от 03.03.2021, тема разъяснения: «Внесение уточнений в Техническое задание».
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что текст размещенного разъяснения от 04.03.2021, а также сведения, размещенные в ЕИС в отношении указанного разъяснения, содержат указание на предмет запроса, что соответствует условиям ч. 3 ст 3.2 Закона № 223-ФЗ.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России находит второй довод жалобы Заявителя неподтвержденным, вследствие чего по данному доводу жалобы не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Извещении ненадлежащих требований к характеристикам поставляемых товаров, являющихся предметом Закупки:
Как было указано ранее, пунктом 1 Технического задания определены наименование и количество товара.
Позиции № 157 п. 1 Технического задания соответствует товар «Маркер перманентный черный 15-3мм».
Позиции № 232 п. 1 Технического задания соответствует товар «Профиль направляющий 66х30мм 3 м 05мм».
Позиции № 233 п. 1 Технического задания соответствует товар «Профиль направляющий 66х30мм 3 м 05мм».
Позиции № 337 п. 1 Технического задания соответствует товар «Труба профильная 60х60х3мм».
Заявитель в жалобе указывает на то, что В Техническом задании присутствуют позиции, не существующие в природе, что не позволяет определить потребность заказчика:
-
п. 157 «Маркер перманентный черный 15-3мм» - такого диапазона у маркеров не бывает;
-
п.п. 232, 233 «Профиль направляющий 66х30мм 3 м 05мм» - профилей указанного сечения с толщиной 5 мм промышленность не выпускает;
-
п. 337 «Труба профильная 60х60х3 мм» - не указана длина трубы, в отличие от п.п. 336, 338, 339.
Представители Организатора торгов отметили, что, по мнению Заявителя, в Техническом задании присутствуют позиции, не существующие в природе, но на участие в закупке поступило четыре заявки участников, готовых поставить продукцию, указанную в Техническом задании.
Представители Организатора торгов пояснили, что п. 157 «Маркер перманентный черный 15-3мм» имеется в предложениях поставщиков, а также на сайтах производителей данного товара в открытых источниках. В отношении п.п. 232, 233 «Профиль направляющий 66х30мм 3 м 05мм» имеет место техническая опечатка (пропущена разделительная «.»), что видно по аналогии с соседними позициями и дает основание предложить участнику, исходя из размера начальной (максимальной) цены - 221,79 рублей за штуку (указано в приложении № 4 к Информационной карте Извещения) по данной позиции, предложить продукцию за «профиль направляющий 66x30мм 3 м 0.5мм». При этом по п. 337 «Труба профильная 60х60х3 мм» пропущено указание на длину трубы. Однако, исходя из размера начальной (максимальной цены) 1 221,04 рублей за штуку (указано в приложении № 4 к Информационной карте Извещения) и предложений на рынке поставщиков в открытых источниках, цена указана за длину трубы в 3 метра.
Таким образом, Комиссией СПб УФАС России установлено, что Организатором торгов в п. 1 Технического задания в отношении позиций №№ 232, 233, 337 указаны некорректные требования к характеристикам закупаемых товаров, являющихся предметом Закупки.
Исходя из изложенного, по третьему доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по установлению в п. 1 Технического задания в отношении позиций №№ 232, 233, 337 некорректных требований к характеристикам товаров, являющихся предметом Закупки, нарушение п. 1 ч. 1, п. 1 ч. 6.1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также установлении в извещении ненадлежащего описания предмета закупки, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
Вместе с тем Комиссией СПб УФАС России учтено, что на участие в процедуре Закупки было подано 4 заявки участников, вследствие чего выявленные нарушения не повлияли на проведение процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (от 12.03.2021 вх. № 8627-ЭП/21, от 19.03.2021 вх. № 9229-ЭП/21, от 23.03.2021 вх. № 9502-ЭП/21) ООО «ТехКомплект» на действия Организатора торгов АО «ЦНИИМ» (ИНН 7842436263, ОГРН 1107847269045) при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку строительных и отделочных материалов (извещение № 32110009982) обоснованной.
2) Признать в действиях Организатора торгов АО «ЦНИИМ» (ИНН 7842436263, ОГРН 1107847269045) нарушение п. 1 ч. 1, п. 1 ч. 6.1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также установлении в извещении ненадлежащего описания предмета закупки, допущенное путем установления в п. 1 Технического задания в отношении позиций №№ 232, 233, 337 некорректных требований к характеристикам товаров, являющихся предметом Закупки.
3) Не выдавать Организатору торгов АО «ЦНИИМ» (ИНН 7842436263, ОГРН 1107847269045) обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, поскольку на участие в процедуре Закупки было подано 4 заявки участников и выявленные нарушения не повлияли на проведение процедуры Закупки.
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.