Решение №78/8488/21 Т02-252/21 по жалобе ООО «ТехКомплект» от 29 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-252/21

24 марта 2021 года                                                                  Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

<...> ;

с участием представителей от АО «ЦНИИМ» (далее – Организатор торгов) путем видеоконференцсвязи; в отсутствие представителей от ООО «ТехКомплект» (далее — Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и способе рассмотрения жалобы;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 12.03.2021 вх. № 8627-ЭП/21, от 19.03.2021 вх. № 9229-ЭП/21, от 23.03.2021 вх. № 9502-ЭП/21) ООО «ТехКомплект» на действия Организатора торгов АО «ЦНИИМ» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку строительных и отделочных материалов (извещение № 32110009982), заслушав пояснения,

 

УСТАНОВИЛА:

 

19 февраля 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32110009982 о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку строительных и отделочных материалов (далее – Закупка), включая извещение о Закупке (далее – Извещение).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг Государственной корпорации «Ростех» (далее – Положение о закупках) в редакции от 28.01.2021, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Извещением о Закупке.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

2 000 000,00 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

19.02.2021

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

12.03.2021 в 23:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

19.03.2021 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

СПб, Парадная ул., дом № 8

 

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в следующем:

  • включении в Извещение ненадлежащего описания предмета Закупки, не соответствующего условиям ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ;

  • размещении в единой информационной системе (далее — ЕИС) ответа на запрос о разъяснении положений Извещения без указания текста самого запроса;

  • установлении в Извещении ненадлежащих требований к характеристикам поставляемых товаров, являющихся предметом Закупки.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

 

3. Проанализировав Извещение, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

АО «ЦНИИМ» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

 

 

4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «ТехКомплект» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/7301/21 от 17.03.2021, представлен.

Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/7301/21 от 17.03.2021, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

      1. информационная открытость закупки;

      2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

      3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

      4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

По доводу жалобы Заявителя о включении Организатором торгов в Извещение ненадлежащего описания предмета Закупки, не соответствующего условиям ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ:

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

На основании п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).

В соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

  • несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

  • закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

  • закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

  • закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Пунктом 1 информационной карты Извещения (далее — Информационная карта) определен предмет договора, право на заключение которого является предметом закупки: поставка строительных и отделочных материалов.

В соответствии с п. 11 Информационной карты требования к продукции, в том числе к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), эксплуатационными характеристиками (при необходимости) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, приведены в разд. 9.

Согласно п. 21 Информационной карты встречные предложения по условиям исполнения договора, кроме предложений о цене договора и предложения о продукции, не допускаются.

Как следует из п. 22 Информационной карты, подача альтернативных предложений не допускается.

Разделом 9 Извещения установлено, что технические требования к продукции (предмету закупки) представлены в виде отдельного файла в составе приложения №2 к извещению (файл под названием «Приложение № 2 Техническое задание» (далее — Техническое задание)).

Пунктом 1 Технического задания определены наименование и количество товара, а также установлено, что ссылки на торговые марки носят рекомендательный характер, могут быть предложены аналоги, при условии, что они равноценны (эквивалентны) требуемым характеристикам товара.

Заявитель в жалобе указывает на то, что описание предмета Закупки, указанное в п.п. 21, 22 Информационной карты и п. 1 Технического задания содержит противоречивую информацию в части возможности подачи альтернативных предложений, что не позволяет корректно сформировать заявку на участие в Закупке.

Представители Организатора торгов отметили, что в соответствии п. 10.7.5 Положения о закупках при проведении закупки способом аукцион / редукцион, запрос котировок / запрос цен подача встречных предложений по условиям проекта договора не допускается за исключением случаев, предусмотренных Положением. Таким образом, в данной закупке подача встречных предложений по условиям исполнения договора, кроме предложений о цене договора и предложения о продукции, не допускаются. В пункте 8.4.3 Положения о закупках указывается, что подача альтернативных предложений может допускаться, когда существуют различные технические, технологические, организационные или иные пути удовлетворения потребностей заказчика, который желает получить и изучить максимальное число различных предложений. Таким образом, в рассматриваемой закупке подача альтернативных предложений не предусмотрена.

Представители Организатора торгов также отметили, что при этом во исполнение требований п.п. 2, 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ и п. 10.3.5 Положения о закупках в Техническом задании имеется указание на возможность участника предоставить эквивалент товаров, по которым в техническом задании указаны торговые марки.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что описание предмета Закупки, установленное Организатором торгов в Извещении, не содержит противоречивых сведений в отношении возможности поставки эквивалентной продукции в рамках Закупки, а также позволяет участникам Закупки предложить к поставке эквивалентные товары, в отношении которых в Техническом задании содержится указание на товарный знак, что соответствует условиям ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России находит первый довод жалобы Заявителя неподтвержденным, вследствие чего по данному доводу жалобы не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

По доводу жалобы Заявителя о размещении Организатором торгов в ЕИС ответа на запрос о разъяснении положений Извещения без указания текста самого запроса:

Согласно ч. 2 ст 3.2 Закона № 223-ФЗ любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

На основании ч. 3 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Заявитель в жалобе указывает на то, что 04.03.2021 Организатор торгов опубликовал в ЕИС ответ на запрос без самого текста запроса, что, по мнению Заявителя, нарушает ч. 3 ст 3.2 Закона № 223-ФЗ.

Комиссией СПб УФАС России установлено, что 04.03.2021 Организатором торгов в ЕИС размещен ответ на запрос положений Извещения следующего содержания: «В ответ на запрос на разъяснение документации от 03.03.2021 года № 164698 по извещению № 32110009982 об уточнении информации, содержащейся в Техническом задании, сообщаю, что в соответствии с Вашими замечаниями в техническое задание будут внесены изменения».

При этом согласно информации, размещенной в ЕИС в отношении запроса от 03.03.2021, тема разъяснения: «Внесение уточнений в Техническое задание».

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что текст размещенного разъяснения от 04.03.2021, а также сведения, размещенные в ЕИС в отношении указанного разъяснения, содержат указание на предмет запроса, что соответствует условиям ч. 3 ст 3.2 Закона № 223-ФЗ.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России находит второй довод жалобы Заявителя неподтвержденным, вследствие чего по данному доводу жалобы не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Извещении ненадлежащих требований к характеристикам поставляемых товаров, являющихся предметом Закупки:

Как было указано ранее, пунктом 1 Технического задания определены наименование и количество товара.

Позиции № 157 п. 1 Технического задания соответствует товар «Маркер перманентный черный 15-3мм».

Позиции № 232 п. 1 Технического задания соответствует товар «Профиль направляющий 66х30мм 3 м 05мм».

Позиции № 233 п. 1 Технического задания соответствует товар «Профиль направляющий 66х30мм 3 м 05мм».

Позиции № 337 п. 1 Технического задания соответствует товар «Труба профильная 60х60х3мм».

Заявитель в жалобе указывает на то, что В Техническом задании присутствуют позиции, не существующие в природе, что не позволяет определить потребность заказчика:

  • п. 157 «Маркер перманентный черный 15-3мм» - такого диапазона у маркеров не бывает;

  • п.п. 232, 233 «Профиль направляющий 66х30мм 3 м 05мм» - профилей указанного сечения с толщиной 5 мм промышленность не выпускает;

  • п. 337 «Труба профильная 60х60х3 мм» - не указана длина трубы, в отличие от п.п. 336, 338, 339.

Представители Организатора торгов отметили, что, по мнению Заявителя, в Техническом задании присутствуют позиции, не существующие в природе, но на участие в закупке поступило четыре заявки участников, готовых поставить продукцию, указанную в Техническом задании.

Представители Организатора торгов пояснили, что п. 157 «Маркер перманентный черный 15-3мм» имеется в предложениях поставщиков, а также на сайтах производителей данного товара в открытых источниках. В отношении п.п. 232, 233 «Профиль направляющий 66х30мм 3 м 05мм» имеет место техническая опечатка (пропущена разделительная «.»), что видно по аналогии с соседними позициями и дает основание предложить участнику, исходя из размера начальной (максимальной) цены - 221,79 рублей за штуку (указано в приложении № 4 к Информационной карте Извещения) по данной позиции, предложить продукцию за «профиль направляющий 66x30мм 3 м 0.5мм». При этом по п. 337 «Труба профильная 60х60х3 мм» пропущено указание на длину трубы. Однако, исходя из размера начальной (максимальной цены) 1 221,04 рублей за штуку (указано в приложении № 4 к Информационной карте Извещения) и предложений на рынке поставщиков в открытых источниках, цена указана за длину трубы в 3 метра.

Таким образом, Комиссией СПб УФАС России установлено, что Организатором торгов в п. 1 Технического задания в отношении позиций №№ 232, 233, 337 указаны некорректные требования к характеристикам закупаемых товаров, являющихся предметом Закупки.

Исходя из изложенного, по третьему доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по установлению в п. 1 Технического задания в отношении позиций №№ 232, 233, 337 некорректных требований к характеристикам товаров, являющихся предметом Закупки, нарушение п. 1 ч. 1, п. 1 ч. 6.1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также установлении в извещении ненадлежащего описания предмета закупки, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

Вместе с тем Комиссией СПб УФАС России учтено, что на участие в процедуре Закупки было подано 4 заявки участников, вследствие чего выявленные нарушения не повлияли на проведение процедуры Закупки.

 

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1) Признать жалобу (от 12.03.2021 вх. № 8627-ЭП/21, от 19.03.2021 вх. № 9229-ЭП/21, от 23.03.2021 вх. № 9502-ЭП/21) ООО «ТехКомплект» на действия Организатора торгов АО «ЦНИИМ» (ИНН 7842436263, ОГРН 1107847269045) при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку строительных и отделочных материалов (извещение № 32110009982) обоснованной.

2) Признать в действиях Организатора торгов АО «ЦНИИМ» (ИНН 7842436263, ОГРН 1107847269045) нарушение п. 1 ч. 1, п. 1 ч. 6.1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также установлении в извещении ненадлежащего описания предмета закупки, допущенное путем установления в п. 1 Технического задания в отношении позиций №№ 232, 233, 337 некорректных требований к характеристикам товаров, являющихся предметом Закупки.

3) Не выдавать Организатору торгов АО «ЦНИИМ» (ИНН 7842436263, ОГРН 1107847269045) обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, поскольку на участие в процедуре Закупки было подано 4 заявки участников и выявленные нарушения не повлияли на проведение процедуры Закупки.

4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

 

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны