Предупреждение №78/7352/19 Предупреждение в отношении Правительства СПб от 6 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),
КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Санкт-Петербургское УФАС России в связи с осуществлением контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в ходе рассмотрения на соответствие антимонопольному законодательству актов и действий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга по наделению без проведения конкурсных (конкурентных) процедур АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» статусом специализированной организации по выполнению функций продавца имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, по организации и проведению приватизации имущества Санкт-Петербурга в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 10.03.2005 № 59-15 (ред. от 09.06.2016) «О приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга» (далее - Закон СПб № 59-15) выявило акты Правительства Санкт-Петербурга, противоречащие федеральному и региональному законодательству о приватизации:

-распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2003 № 33-рп (ред. от 23.06.2014) «О продаже на торгах зданий и земельных участков, на которых они расположены»;

-постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11.07.2005 № 1002 (ред. от 16.09.2015) «О создании открытого акционерного общества «Фонд имущества Санкт-Петербурга»;

-постановление Правительства Санкт-Петербурга от 05.05.2004 № 723 (ред. от 07.06.2006) «О некоторых вопросах продажи приватизируемого имущества Санкт-Петербурга»;

-постановление Правительства Санкт-Петербурга от 07.06.2006 № 655 «О видах затрат на подготовку и проведение приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга»;

- постановление Правительства Санкт-Петербурга от 12.07.2006 № 880 (ред. от 07.09.2015) «Об утверждении Положения о порядке подведения итогов продажи государственного имущества Санкт-Петербурга без объявления цены и заключения договоров купли-продажи»;

-постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24.08.2006 № 1034 (ред. от 07.09.2015) «Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения условий конкурса по продаже государственного имущества Санкт-Петербурга, контроля за их исполнением и подтверждения победителем конкурса исполнения указанных условий»;

-постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.10.2007 № 1369 (ред. от 07.09.2015) «О порядке планирования приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга и порядке разработки программы приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга»,

применение которых приводит (может привести) к нарушению части 1, части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

 

Закон СПб № 59-15 регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга, а также связанные с ними отношения в сфере управления государственным имуществом Санкт-Петербурга.

Законом Санкт-Петербурга от 19.02.2019 № 52-9 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и приспособления для современного использования», Закон Санкт-Петербурга «О приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга» и Закон Санкт-Петербурга «О предоставлении имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга или в муниципальной собственности в Санкт-Петербурге, субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге» в статью 2 Закона СПб № 59-15 внесены изменения, абзац первый пункта 3 статьи 2 изложен в следующей редакции:

«3. По решению Правительства Санкт-Петербурга функции по подготовке имущества Санкт-Петербурга к приватизации и исполнению решений об условиях приватизации имущества Санкт-Петербурга могут осуществляться специализированной организацией, определяемой в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации о приватизации (далее - специализированная организация).»

Таким образом, Закон СПб № 59-15 не содержит указания на то, что организацией, уполномоченной на осуществление функции по продаже приватизируемого имущества Санкт-Петербурга, является АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» / специализированная организация, единственным учредителем (участником) которой является Санкт-Петербург.

 

Фактически, вышеуказанные акты Правительства Санкт-Петербурга наделяют АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» функциями специализированной организации, а именно:

Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2003 № 33-рп (ред. от 23.06.2014) «О продаже на торгах зданий и земельных участков, на которых они расположены» утвержден План мероприятий по организации работы исполнительных органов государственной власти, государственного учреждения и государственного унитарного предприятия при подготовке документации для проведения торгов по продаже зданий и земельных участков, на которых они расположены, в соответствии с которым Фонд имущества от имени Санкт-Петербурга уполномочен на осуществление действий по формированию документов, необходимых для проведения торгов по продаже зданий и земельных участков, на которых они расположены, а также зданий, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и земельных участков, на которых они расположены.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 05.05.2004 № 723 (ред. от 07.06.2006) «О некоторых вопросах продажи приватизируемого имущества Санкт-Петербурга» государственное учреждение по совершению сделок с имуществом «Фонд имущества Санкт-Петербурга» (ныне АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга) уполномочено осуществлять функции по продаже приватизируемого имущества Санкт-Петербурга на основании специальных поручений Комитета по управлению городским имуществом (ныне Комитет имущественых отношений Санкит-Петербурга). Этим же постановлением установлен порядок возмещения расходов Фонда имущества и их размер.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11.07.2005 № 1002 (ред. от 16.09.2015) «О создании открытого акционерного общества «Фонд имущества Санкт-Петербурга» ОАО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» уполномочено осуществлять от имени Санкт-Петербурга функции по подготовке имущества Санкт-Петербурга к приватизации, исполнению решений об условиях приватизации имущества Санкт-Петербурга и осуществлению контроля за соблюдением (выполнением) условий сделок, совершенных в процессе приватизации имущества Санкт-Петербурга на основании и в соответствии с актами губернатора Санкт-Петербурга, изданными до вступления в силу Закона Санкт-Петербурга от 08.10.2003 № 578-85 «О внесении изменений и дополнений в Устав Санкт-Петербурга», распоряжениями и постановлениями Правительства Санкт-Петербурга, распоряжениями Комитета по управлению городским имуществом, Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.06.2006 № 655 «О видах затрат на подготовку и проведение приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга» утверждены виды затрат на подготовку государственного имущества Санкт-Петербурга к приватизации и виды затрат на исполнение решений об условиях приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга, включающие вознаграждение специализированной организации, единственным учредителем (участником) которой является Санкт-Петербург, осуществляющей функции по подготовке имущества Санкт-Петербурга к приватизации, исполнению решений об условиях приватизации имущества Санкт-Петербурга и осуществлению контроля за приватизацией имущества Санкт-Петербурга при продаже имущества Санкт-Петербурга, а также премию специализированной организации за превышение цены продажи имущества Санкт-Петербурга над его начальной ценой.

Применительно к приведенной норме постановления Правительства Санкт-Петербурга от 07.06.2006 № 655, поименованной в ней специализированной организацией является АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга, созданное постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11.07.2005 № 1002 «О создании открытого акционерного общества «Фонд имущества Санкт-Петербурга» (100% акций АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» находятся в государственной собственности Санкт-Петербурга).

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 12.07.2006 № 880 (ред. от 07.09.2015) утверждено Положение о порядке подведения итогов продажи государственного имущества Санкт-Петербурга без объявления цены и заключения договоров купли-продажи, которым специализированная организация, единственным учредителем (участником) которой является Санкт-Петербург, которая на основании специального поручения Правительства Санкт-Петербурга осуществляет функции по подготовке имущества Санкт-Петербурга к приватизации, исполнению решений об условиях приватизации имущества Санкт-Петербурга и осуществлению контроля за приватизацией имущества Санкт-Петербурга (АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга») наделена функциями продавца и уполномочена на проведение продажи имущества, прием, отклонение и оценки заявок и подведение итогов продажи имущества Санкт-Петербурга.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.08.2006 № 1034 (ред. от 07.09.2015) утверждено Положение о порядке разработки и утверждения условий конкурса по продаже государственного имущества Санкт-Петербурга, контроля за их исполнением и подтверждения победителем конкурса исполнения указанных условий, в соответствии с которым специализированная организация, единственным учредителем (участником) которой является Санкт-Петербург, которая на основании специального поручения Правительства Санкт-Петербурга осуществляет функции по подготовке имущества Санкт-Петербурга к приватизации, исполнению решений об условиях приватизации имущества Санкт-Петербурга и осуществлению контроля за приватизацией имущества Санкт-Петербурга (АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга») может участвовать в определении условий конкурса, а также наделена полномочиями по контролю за исполнением условий конкурса и осуществлению проверки фактического исполнения условий конкурса.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.10.2007 № 1369 (ред. от 07.09.2015) утверждено Положение о порядке планирования приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга и порядке разработки программы приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга, которым специализированная организация по подготовке имущества Санкт-Петербурга к приватизации, исполнению решений об условиях приватизации имущества Санкт-Петербурга и осуществлению контроля за соблюдением (выполнением) условий сделок, совершенных в процессе приватизации имущества Санкт-Петербурга (АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга») наделена полномочиями по подготовке предложений о приватизации имущества Санкт-Петербурга и разработке программы приватизации.

 

В результате анализа выявлено противоречие приведенных постановлений Правительства Санкт-Петербурга, Федеральному закону от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 31.05.2018) «О приватизации государственного и муниципального имущества», нормативным правовым актам Российской Федерации - постановлениям Правительства РФ от 12.08.2002 № 585 (ред. от 26.09.2017), от 22.07.2002 № 549 (ред. от 26.09.2017), устанавливающим необходимость проведения конкурсных процедур для заключения с юридическими лицами договоров на осуществление функций продавца при продаже имущества / акций, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации, а также Закону СПб № 59-15, в котором отсутствует указание на то, что функции по подготовке имущества Санкт-Петербурга к приватизации и исполнению решений об условиях приватизации имущества Санкт-Петербурга осуществляются исключительно АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» / специализированной организацией, единственным учредителем (участником) которой является Санкт-Петербург.

 

В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещено наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.

 

Проанализировав приведенные постановления Правительства Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургское УФАС России выявило:

- необоснованное препятствование осуществлению деятельности по продаже государственного имущества Санкт-Петербурга (подготовка имущества к приватизации, организация и проведение торгов, заключение договоров купли-продажи за вознаграждение, исполнение условия приватизации) иными хозяйствующими субъектами, поскольку участие хозяйствующих субъектов кроме АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» в продаже имущества Санкт-Петербурга, в силу прямого указания на АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» в приведенных постановлениях, не предусмотрено (нарушение п.2 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции);

- введение ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу товаров (услуг) по подготовке, организации и проведению торгов, заключению договоров купли-продажи от имени Санкт-Петербурга, поскольку иные хозяйствующие субъекты лишены возможности конкурировать за право выполнения функции по продаже приватизируемого имущества Санкт-Петербурга (нарушение п.3 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции);

- создание дискриминационных условий доступа на товарный рынок, при которых хозяйствующий субъект - АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» поставлен в неравное (преимущественное) положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, которые в силу требования федерального законодательства для осуществления деятельности должны участвовать в конкурсных процедурах за право выполнения функций продавца федерального имущества, а также имущества, находящегося в собственности иных субъектов РФ (нарушение п.8 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции);

- создание преимущественных условий деятельности АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» путем использования неконкурентного способа определения хозяйствующего субъекта – АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» для исполнения на возмездной основе (за счет вознаграждения) функций по продаже приватизируемого имущества Санкт-Петербурга, осуществляемых на конкурентном товарном рынке, приводит к недопущению конкуренции путем воспрепятствования осуществлению аналогичной деятельности иными хозяйствующими субъектами (нарушение ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции);

- наделение хозяйствующего субъекта АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» функциями и правами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению контроля за приватизацией имущества Санкт-Петербурга, подготовке предложений о приватизации имущества Санкт-Петербурга и разработке программы приватизации, по контролю за исполнением условий приватизации и осуществлению проверки фактического исполнения условий приватизации (нарушение ч.3 ст.15 Закона о защите конкуренции).

 

В соответствии со статьей 39.1 Федерального закона о защите конкуренции, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает … органу государственной власти субъекта Российской Федерации … предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

 

Санкт-Петербургское УФАС России на основании изложенного и руководствуясь статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает Правительство Санкт-Петербурга о необходимости в срок до 15 мая 2019 года изменения актов, нарушающих антимонопольное законодательство:

-распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2003 № 33-рп (ред. от 23.06.2014) «О продаже на торгах зданий и земельных участков, на которых они расположены»;

-постановления Правительства Санкт-Петербурга от 11.07.2005 № 1002 (ред. от 16.09.2015) «О создании открытого акционерного общества «Фонд имущества Санкт-Петербурга»;

-постановления Правительства Санкт-Петербурга от 05.05.2004 № 723 (ред. от 07.06.2006) «О некоторых вопросах продажи приватизируемого имущества Санкт-Петербурга»;

-постановления Правительства Санкт-Петербурга от 07.06.2006 № 655 «О видах затрат на подготовку и проведение приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга»;

- постановления Правительства Санкт-Петербурга от 12.07.2006 № 880 (ред. от 07.09.2015) «Об утверждении Положения о порядке подведения итогов продажи государственного имущества Санкт-Петербурга без объявления цены и заключения договоров купли-продажи»;

-постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24.08.2006 № 1034 (ред. от 07.09.2015) «Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения условий конкурса по продаже государственного имущества Санкт-Петербурга, контроля за их исполнением и подтверждения победителем конкурса исполнения указанных условий»;

-постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.10.2007 № 1369 (ред. от 07.09.2015) «О порядке планирования приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга и порядке разработки программы приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга»,

для чего из текса указанных постановлений (с учетом мотивировочной части настоящего предупреждения) исключить все указания на конкретную специализированную организацию АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» и/или специализированную организацию, единственным учредителем (участником) которой является Санкт-Петербург), и принять меры по устранению последствий такого нарушения путем внесения в указанные постановления нормы о выборе специализированной организации по результатам торгов и исключения норм, наделяющих специализированную организацию функциями и правами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 

О выполнении предупреждения сообщить в Санкт-Петербургское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8, статьи 39.1 Закона о конкуренции  в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны