Решение №78/23695/21, 78/23696/21 Т02-593/21 по жалобе ООО "Кратер от 17 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-593/21

 

12 августа 2021 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> ;

с участием представителей ООО "Кратер" (далее — Заявитель) и СПб ГУДП «Центр» (далее – Заказчик) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 03.08.2021 вх. №24757-ЭП/21) ООО "Кратер" на действия заказчика СПб ГУДП «Центр» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку горюче - смазочных материалов и технических жидкостей для нужд СПБ ГУДП "Центр" по заявкам Заказчика (извещение № 32110500581), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

30 апреля 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
№ 32110500581 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку горюче - смазочных материалов и технических жидкостей для нужд СПБ ГУДП "Центр" по заявкам Заказчика (далее - Закупка), включая аукционную документацию (далее – Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупке СПб ГУДП «Центр» (далее – Положение о закупках), версия 46 от 07.06.2021, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

25 000 000,00 ₽

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

26.07.2021

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

03.08.2021 в 09:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и оценки заявок

(по местному времени заказчика)

05.08.2021 (МСК)

09.08.2021 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

191167, Санкт-Петербург,

ул. Кременчугская, д.27

 

2. Доводы жалобы.

1) Заявитель оспаривает установление в Техническом задании Документации требований к конкретным показателям товаров по позициям 1, 12, которые не могут быть известны на момент подачи заявки, не в соответствии с нормативно-технической документацией, не нормирующихся рядом производителей;

2) По мнению Заявителя в Техническом задании Документации в отношении товара №16 предъявляется требование, не соответствующее действующим на территории РФ ТР ТС 030/2021, распространяющимся на указанный товар;

3) Заявитель указывает на несоответствие установленного в Документации порядка предоставления приоритета товаров российского производства требованиям Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. № 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" (далее — Постановление №925);

4) По мнению Заявителя п. 9.5 Проект договора в составе Документации незаконно наделяет покупателя правом расторгнуть Договор в одностороннем порядке, письменно уведомив Поставщика за 20 (двадцать) календарных дней, что дает возможность Заказчику немотивированно отказаться от договора, что существенно нарушает баланс интересов сторон и ставит их в неравное положение.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/22613/21 от 05 августа 2021 года, представлены в заседание Комиссии.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

СПб ГУДП «Центр» относится к унитарным предприятиям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

На основании ч. 8 ст. 4 Закона №223-ФЗ извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.

Согласно ч. 18 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее - "шаг аукциона"). В случае, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. В этом случае победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор.

 

По первому доводу жалобы:

В соответствии с п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Частью 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

На основании пп. 1 п. 13.1.3 тома I Документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:

1) при заключении договора на поставку товара:

а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации об аукционе, в техническом задании, содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в техническом задании, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным в техническом задании;

б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в техническом задании, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в техническом задании указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Согласно Приложению №1 к тому I Документации товары и требования к товарам, для которых установлены требования к значениям показателей (характеристик) товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям или эквивалентности товара, предлагаемого к использованию при выполнении работ, предоставление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме, установлены в Приложениях № 1, № 2 к Техническому заданию.

В Приложении № 2 к Техническому заданию Документации позиции 1 соответствует товар «масло моторное тип1», в отношении которого в числе прочего установлено требование к показателю «щелочное число» - «не меньше 6 мг КОН на 1 г масла».

Также в Приложении № 2 к Техническому заданию Документации в отношении товара №12 «масло гидравлическое тип 6» в числе прочего установлено требование к значению для показателя «плотность- при температуре 20оС» в виде «не более 895 кг/см3».

Инструкция по предоставлению сведений о характеристике товара в составе заявки участника приведена в Приложении № 3 к Техническому заданию (далее - Инструкция).

В соответствии с положениями Инструкции для показателя (характеристики) товара установленного заказчиком в виде «щелочное число» участник закупки указывает значение в своей заявке в виде конкретного (не интервального) значения показателя (характеристики) товара с указанием на минимальность в соответствии с требованиями документации о закупке и нормативно – технической документации на товар, данное положение имеет приоритет по отношению к другим положениям настоящей инструкции.

  Таким образом в первой части заявки участник Закупки по показателю «щелочное число» для товара № 1 должен указать неконкретное значение в виде «не меньше 6 мг КОН на 1 г масла».

Также согласно Инструкции для показателя (характеристики) товара установленного заказчиком в виде «плотность-…» участник закупки указывает значение в своей заявке в виде конкретного (не интервального) значения показателя (характеристики) товара с указанием на максимальность в соответствии с требованиями документации о закупке и нормативно – технической документации на товар, данное положение имеет приоритет по отношению к другим положениям настоящей инструкции.», «Указания на максимальность или минимальность значения показателя (характеристики) товара осуществляется с использованием общепринятых выражений, слов, символов.»

Таким образом в первой части заявки участник Закупки по показателю «плотность- при температуре 20оС» для товара № 12 должен указать неконкретное значение вида «не более 895  кг/см3» или «не больше 890 кг/см3».

На основании изложенного первый довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения в ходе заседания Комиссии по рассмотрению жалобы Заявителя.

 

В отношении второго довода жалобы:

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В Приложении № 2 к Техническому заданию Документации позиции 16 соответствует товар «антифриз тип 1», в отношении которого в числе прочего установлено требование к показателю «водородный показатель (рН) не более 11».

На основании п.п. 1-3 ч. 1 ст. 51 Договора о Евразийском экономическом союзе" (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 01.10.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2021) техническое регулирование в рамках Союза осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) установление обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

2) установление единых обязательных требований в технических регламентах Союза или национальных обязательных требований в законодательстве государств-членов к продукции, включенной в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Союза (далее - единый перечень);

3) применение и исполнение технических регламентов Союза в государствах-членах без изъятий.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 года N 59 принят ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ТР ТС 030/2012 «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям».

Согласно п. 3.1 ТР ТС 030/2012 продукция, выпускаемая в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, должна соответствовать требованиям настоящего технического регламента, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.

При этом в Приложении №1 к ТР ТС 030/2012 для специальных жидкостей установлено требование к водородному показателю от 6 до 10.

Таким образом комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу, что требование к показателю «водородный показатель (рН) не более 11» в отношении товара №16 «антифриз тип 1» Приложения № 2 к Техническому заданию Документации определено не в соответствии с действующим ТР ТС 030/2012 на указанную продукцию.

На основании изложенного по второму доводу жалобы комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Заказчика по незаконному предъявлению требования к показателю «водородный показатель (рН) не более 11» в отношении товара №16 «антифриз тип 1» Приложения № 2 к Техническому заданию Документации не в соответствии с действующим ТР ТС 030/2012 на указанную продукцию нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное при организации и проведении Закупки.

 

В отношении третьего довода жалобы:

Согласно п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона №223-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Пунктом 1 Постановления №925 закреплено, что в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Правительство Российской Федерации постановило установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами (далее - приоритет).

Согласно п. 2 Постановления №925 при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

В соответствии с п. 5 Постановления №925 условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке следующих сведений, определенных положением о закупке:

а) требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров;

б) положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке;

в) сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки;

г) условие о том, что отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров;

д) условие о том, что для целей установления соотношения цены предлагаемых к поставке товаров российского и иностранного происхождения, цены выполнения работ, оказания услуг российскими и иностранными лицами в случаях, предусмотренных подпунктами "г" и "д" пункта 6 настоящего постановления, цена единицы каждого товара, работы, услуги определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы товара, работы, услуги, указанной в документации о закупке в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, на коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора по результатам проведения закупки, определяемый как результат деления цены договора, по которой заключается договор, на начальную (максимальную) цену договора;

е) условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);

ж) указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, представленной участником закупки, с которым заключается договор;

з) положение о заключении договора с участником закупки, который предложил такие же, как и победитель закупки, условия исполнения договора или предложение которого содержит лучшие условия исполнения договора, следующие после условий, предложенных победителем закупки, который признан уклонившемся от заключения договора;

и) условие о том, что при исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлен приоритет в соответствии с настоящим постановлением, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре.

Согласно п. 7.5 тома I Документации указано, что в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 "О ПРИОРИТЕТЕ ТОВАРОВ РОССИЙСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, РАБОТ, УСЛУГ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ, ОКАЗЫВАЕМЫХ РОССИЙСКИМИ ЛИЦАМИ, ПО ОТНОШЕНИЮ К ТОВАРАМ, ПРОИСХОДЯЩИМ ИЗ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА, РАБОТАМ, УСЛУГАМ, ВЫПОЛНЯЕМЫМ, ОКАЗЫВАЕМЫМ ИНОСТРАННЫМИ ЛИЦАМИ" установлен приоритет товара российского происхождения: при осуществлении закупок товаров путем проведения аукциона, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, в случае, если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной им цены договора.

При этом п. 7.5 тома I Документации гласит, что подтверждением страны происхождения товаров является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.

Таким образом комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком при формировании в п. 7.5 тома I Документации определены не соответствующие положениям п. 5 Постановления №925 условия предоставления приоритета, в свою очередь требования Постановления №925 в Документации надлежащим образом не соблюдены.

На основании изложенного по третьему доводу жалобы комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Заказчика по ненадлежащему соблюдению положений п. 5 Постановления №925 при формировании условий предоставления приоритета в п. 7.5 тома I Документации нарушение ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в нарушении требований нормы статьи, а также в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное при организации и проведении Закупки.

 

В отношении четвертого довода жалобы:

В соответствии с п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Согласно п. 9 Проект договора в составе Документации приведен порядок изменения и расторжения договора, а именно:

9.1. Изменение и расторжение Договора осуществляется в порядке, по основаниям и в соответствии с действующим законодательством и настоящим Договором.

9.2. Изменение существенных условий Договора не допускается за исключением изменения условий Договора при его исполнении по соглашению сторон в следующих случаях:

1) при изменении количества (объема) закупаемых товаров, без изменения цены единицы Товара.

2) при снижении цены Договора без изменения предусмотренных Договором количества Товара, качества поставляемого Товара;

3) при изменении в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары.

4) при изменении технических, эксплуатационных характеристик товара, обусловленных повышением качества Товара, без изменения цены Товара.

9.3. Расторжение Договора допускается по соглашению сторон, по решению суда.

9.4. Поставщик не вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Договора.

9.5. Покупатель вправе расторгнуть Договор в одностороннем порядке, письменно уведомив Поставщика за 20 (двадцать) календарных дней.

Согласно ч. 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Частью 4 ст. 450 ГК РФ установлено, что сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами или договором предоставлено право на одностороннее изменение договора, должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Вместе с тем, Проектом договора в составе Документации не установлено иных пределов, в рамках которых Покупатель обязан действовать добросовестно и разумно, кроме обязанности письменно уведомить Поставщика о расторжении договора за 20 (двадцать) календарных дней.

Таким образом комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу, что условие п. 9.5 Проекта договора в составе Документации о наделении покупателя правом расторгнуть Договор в одностороннем порядке, письменно уведомив Поставщика за 20 (двадцать) календарных дней, противоречит принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, и существенно нарушает баланс интересов сторон, ставя их в неравное положение.

На основании изложенного по четвертому доводу жалобы комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Заказчика по незаконному установлению в п. 9.5 Проекта договора в составе Документации ненадлежащего дискриминационного условия о наделении покупателя правом расторгнуть Договор в одностороннем порядке нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статей, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.

 

4. Рассмотрев жалобу (от 03.08.2021 вх. №24757-ЭП/21) ООО "Кратер" на действия заказчика СПб ГУДП «Центр» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку горюче - смазочных материалов и технических жидкостей для нужд СПБ ГУДП "Центр" по заявкам Заказчика (извещение № 32110500581), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях заказчика СПб ГУДП «Центр» нарушения ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 4, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.

  На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу (от 03.08.2021 вх. №24757-ЭП/21) ООО "Кратер" на действия заказчика СПб ГУДП «Центр» (ИНН 7812021254, ОГРН 1037843063708) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку горюче - смазочных материалов и технических жидкостей для нужд СПБ ГУДП "Центр" по заявкам Заказчика (извещение № 32110500581) обоснованной.

 

2. Признать в действиях заказчика СПб ГУДП «Центр» (ИНН 7812021254, ОГРН 1037843063708) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку горюче - смазочных материалов и технических жидкостей для нужд СПБ ГУДП "Центр" по заявкам Заказчика (извещение № 32110500581) нарушения:

- п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное путем незаконного предъявления требования к показателю «водородный показатель (рН) не более 11» в отношении товара №16 «антифриз тип 1» Приложения № 2 к Техническому заданию Документации не в соответствии с действующим ТР ТС 030/2012 на указанную продукцию;

- ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в нарушении требований нормы статьи, а также в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное вследствие ненадлежащего соблюдения положений п. 5 Постановления №925 при формировании условий предоставления приоритета в п. 7.5 тома I Документации;

- п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статей, допущенное путем незаконного установления в п. 9.5 Проекта договора в составе Документации ненадлежащего дискриминационного условия о наделении покупателя правом расторгнуть Договор в одностороннем порядке нарушение

 

3. Заказчику СПб ГУДП «Центр» (ИНН 7812021254, ОГРН 1037843063708) выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений организации и проведения аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку горюче - смазочных материалов и технических жидкостей для нужд СПБ ГУДП "Центр" по заявкам Заказчика (извещение № 32110500581) путем отмены протоколов, возврата заявок, внесения изменений в документацию о Закупке, устраняющих выявленные согласно резолютивной части настоящего решения нарушения (а именно, приведения требования к показателю «водородный показатель (рН) не более 11» в отношении товара №16 «антифриз тип 1» Приложения № 2 к Техническому заданию Документации в соответствии с действующим ТР ТС 030/2012, формирования условий предоставления приоритета в п. 7.5 тома I Документации в строгом соответствии с п. 5 Постановления №925, устранения п. 9.5 Проекта договора в составе Документации), возобновления срока подачи заявок на участие в Закупке, проведения и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документаций о Закупке, действующим Положением о закупках СПб ГУДП «Центр» и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

 

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.


 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

 

12 августа 2021 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> ;

на основании решения Комиссии от 12.08.2021 №Т02-593/21 по жалобе на действия заказчика СПб ГУДП «Центр» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку горюче - смазочных материалов и технических жидкостей для нужд СПБ ГУДП "Центр" по заявкам Заказчика (извещение № 32110500581, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20  ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»


 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 1. Заказчику СПб ГУДП «Центр» (ИНН 7812021254, ОГРН 1037843063708) совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведения аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку горюче - смазочных материалов и технических жидкостей для нужд СПБ ГУДП "Центр" по заявкам Заказчика (извещение № 32110500581) путем отмены протоколов, возврата заявок, внесения изменений в документацию о Закупке, устраняющих выявленные согласно резолютивной части решения от 12.08.2021 №Т02-593/21 нарушения (а именно, приведения требования к показателю «водородный показатель (рН) не более 11» в отношении товара №16 «антифриз тип 1» Приложения № 2 к Техническому заданию документации о Закупке в соответствии с действующим ТР ТС 030/2012, формирования условий предоставления приоритета в п. 7.5 тома I документации о Закупке в строгом соответствии с п. 5 Постановления №925, устранения п. 9.5 Проекта договора в составе документации о Закупке), возобновления срока подачи заявок на участие в Закупке, проведения и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документаций о Закупке, действующим Положением о закупках СПб ГУДП «Центр» и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.


 

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС России в срок до 13 сентября 2021 года с приложением подтверждающих документов.

 

 

<...>

 

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Связанные организации

Связанные организации не указаны