Решение №78/36699/21 Т02-848/21 по жалобе СПб ГБУЗ «ПНД №5» от 17 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-848/21

 

14 декабря 2021 года                                                                  Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

<...> ;

с участием представителей АО «Балтийский Балкерный Терминал» (далее - Заказчик) и СПб ГБУЗ «ПНД №5» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 06.12.2021 вх. №38025-ЭП/21) СПб ГБУЗ «ПНД №5» на действия заказчика АО «Балтийский Балкерный Терминал» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание медицинских услуг (извещение №32110865026), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

25 ноября 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №32110865026 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание медицинских услуг (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «Балтийский Балкерный Терминал», версия 17 от 29.06.2021 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

1 227 260,00 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

25.11.2021

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

10.12.2021 в 10:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

13.12.2021 (МСК)

14.12.2021 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

198096, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ПЛОЩАДКА ЭЛЕВАТОРНАЯ (УГОЛЬНАЯ ГАВАНЬ), ДОМ 28, ЛИТЕРА АС, ОКАТО: 40276564000

 

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованно укрупнении лота Закупки путем включения в предмет проводимой процедуры Закупки таких услуг, как «психиатрическое освидетельствование» и «медицинские осмотры».

Также, по мнению Заявителя, не допускается передача исполнения договора третьим лицам, коллективное исполнение услуг по обязательному психиатрическому освидетельствованию будет противоречить законодательству.

Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/35187/21 от 08.12.2021 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.

 

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

АО «Балтийский Балкерный Терминал» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Следуя ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

На основании п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).

В соответствии с п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В соответствии с извещением о Закупке предметом закупки является право на заключение договора на оказание медицинских услуг.

Перечень медицинских услуг приведен в п. 1.1. проекта договора (Приложение №1 к Документации:

- периодический медицинский осмотр работников Заказчика, включая экспертизу профессиональной пригодности;

- досрочный медицинский осмотр работников Заказчика, включая экспертизу профессиональной пригодности;

- внеочередной медицинский осмотр работников Заказчика, включая экспертизу профессиональной пригодности;

- предварительный медицинский осмотр работников Заказчика, включая экспертизу профессиональной пригодности;

- периодический медицинский осмотр работников Заказчика, связанных с движением поездов, включая экспертизу профессиональной пригодности, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме работника наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов;

- предварительный медицинский осмотр работников Заказчика, связанных с движением поездов, включая экспертизу профессиональной пригодности, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме работника наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов;

- ежегодный медицинский осмотр, предусмотренный статьей 12.3 Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме работника наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов;

- предварительное обязательное психиатрическое освидетельствование работников Заказчика;

- периодическое обязательное психиатрическое освидетельствование работников Заказчика, оказывает медицинские услуги;

- периодический медицинский осмотр работников Заказчика в центре профпатологии, включая экспертизу профессиональной пригодности;

- периодический медицинский осмотр работников Заказчика, связанных с движением поездов в центре профпатологии, включая экспертизу профессиональной пригодности, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме работника наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов;

- вакцинацию против дифтерии, кори, столбняка, краснухи, брюшного тифа, гепатитов А и В работникам, занятым на работах, при выполнении которых обязательно проведение периодических медицинских осмотров (обследований), в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Психиатрическое освидетельствование работника проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 №695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности» (далее – Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 №695), частью 4 которого установлено, что освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, создаваемой органом управления здравоохранением (далее - комиссия).

Согласно части 3 Постановления Правительства РФ от 23.09.2002 №695 освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных перечнем.

Частью 4.5 Приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 №502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (далее — Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 №502н) частью 4.5. установлено, что врачебная комиссия осуществляет функции по проведению экспертизы профессиональной пригодности некоторых категорий работников.

В соответствии с частью 5 раздела III Приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 №502н врачебная комиссия создается на основании приказа руководителя медицинской организации.

Частью 3 «Порядка проведения экспертизы профессиональной пригодности» (Приложение №1 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 мая 2016 г. №282н «Об утверждении Порядка проведения экспертизы профессиональной пригодности и формы медицинского заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ») установлено: экспертиза профессиональной пригодности проводится в медицинской организации или структурном подразделении медицинской организации либо иной организации независимо от организационно-правовой формы, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности по экспертизе профессиональной пригодности.

Услуги на проведение ПМО оказываются в соответствии с Приказом Минздрава России от 28.01.2021 г. № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных ч. 4 ст. 213 Трудового кодекса РФ, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры» (далее - Приказ № 29н).

Согласно п. 4 Приказа № 29н предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой организационно-правовой формы, имеющими право на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров.

В п. 41 Приказа № 29н указано, что в случае выявления врачом-психиатром и (или) наркологом лиц с подозрением на наличие медицинских противопоказаний, соответствующих профилю данных специалистов, к допуску на работы с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также к работам, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, указанные лица в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, направляются для освидетельствования во врачебной комиссии, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Исходя из принципов, определенных статьей 213 ТК РФ, до момента заключения трудового договора с работником, чья трудовая деятельность будет связана с вредными работами и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, обязательные предварительные (при поступлении на работу) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний, являются обязательными. При этом в ряде случаев, а именно: при осуществлении отдельных видов деятельности, в том числе связанных с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работах в условиях повышенной опасности, помимо обязательного предварительного медицинского осмотра, необходимо обязательное психиатрическое освидетельствование.

В абз. 13 ст. 212 ТК РФ установлена обязанность Работодателя обеспечить проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров.

Представители Заказчика пояснили, что закупка комплекса необходимых медицинских услуг в объеме технического задания позволяет значительно снизить общие затраты, так как в этом случае все анализы и обследования проводятся в день обращения по утвержденному и согласованному сторонами графику. Заключая один договор, а не несколько отдельных на каждый вид осмотров (обследований), Заказчик тем самым обеспечивает оперативное исполнение услуг по договору (быстрое и оперативное обследование вновь нанятого персонала), а также уменьшает начальную (максимальную) цену договора (снижаются расходы на фонд оплаты труда, сокращаются транспортные расходы). Все это позволяет минимизировать временные и материальные затраты с обеспечением непрерывности производственно-технологических циклов.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу об обоснованности включения Заказчиком в предмет проводимой процедуры Закупки таких услуг, как «психиатрическое освидетельствование» и «медицинские осмотры», указанных в Документации.

На основании изложенного по жалобе Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит первый довод жалобы неподтвержденным и не усматривает в действиях Заказчика нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.

 

По второму доводу жалобы:

На основании ч. 5 ст. 3 Закона №223-ФЗ участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Согласно п. 16.10.3 Документации участником дополнительно предоставляется и является условием допуска до участия в закупке:

- копия письма с указанием данных о наличии у Участника в собственности либо на основании иных гражданско-правовых договоров передвижной флюорографической установки или гарантийного письма, которым Участник гарантирует приобретение передвижной флюорографической установки на праве собственности или ином законном праве до даты начала исполнения договора;

- копия лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей право Претендента на оказание услуг, являющихся предметом договора, включая предварительные и периодические осмотры, экспертизу профессиональной пригодности, психиатрические освидетельствования, психиатрию, профпатологию, ультразвуковую диагностику, клиническую лабораторную диагностику, рентгенологию, вакцинацию;

- копия договора на проведение обязательного психиатрического освидетельствования (ОПО) с государственным учреждением здравоохранения, в котором создана комиссия для проведения ОПО (согласно п. 4 Правил прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 695);

- копия лицензии на проведение ОПО у государственного учреждения здравоохранения, с которым заключен договор на проведение ОПО;

- копия договора с центром профпатологии (медицинской организацией) имеющей лицензию на оказание медицинской помощи, включая работы и услуги по специальностям «профпатология», «экспертиза связи заболевания с профессией», «экспертиза профессиональной пригодности».

Представители Заказчика пояснили, что указанные требования позволяют оценить фактическую возможность участников оказать необходимые заказчику медицинские услуги при условии минимального отвлечения работников заказчика от выполнения трудовых функций.

При этом согласно позиции Заказчика требования являются необходимыми, но не избыточными, поскольку согласно п. 1.8 проекта договора (Приложение 1 к Документации), исполнитель вправе привлечь к исполнению договора соисполнителей.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу об обоснованности установления Заказчика в Документации условий коллективного участия и возможности привлечения субподрядной организации для оказания услуг в рамках Закупки.

На основании изложенного по жалобе Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит второй довод жалобы неподтвержденным и не усматривает в действиях Заказчика нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.

 

4. Рассмотрев жалобу (от 06.12.2021 вх. №38025-ЭП/21) СПб ГБУЗ «ПНД №5» на действия заказчика АО «Балтийский Балкерный Терминал» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание медицинских услуг (извещение №32110865026), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях заказчика АО «Балтийский Балкерный Терминал» нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 06.12.2021 вх. №38025-ЭП/21) СПб ГБУЗ «ПНД №5» на действия заказчика АО «Балтийский Балкерный Терминал» (ИНН 7805164692, ОГРН 1027802730031) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание медицинских услуг (извещение №32110865026) необоснованной.

 

 

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны