Решение №78/6438/23, 78/6437/23 Т02-141/23 по жалобе ООО «Строй-Поставка СПб» от 23 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-141/23

20 марта 2023 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Организатор торгов) путем видеоконференцсвязи; в отсутствие представителей от ООО «Строй-Поставка СПб» (далее — Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и способе рассмотрения жалобы;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 09.03.2023 вх. №5556-ИП/23) ООО «Строй-Поставка СПб» на действия Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку подшипников (извещение №32312038307), заслушав пояснения,

УСТАНОВИЛА:

17 января 2023 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано извещение № 32312038307 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку подшипников (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее — Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Положение о закупках) в редакции от 30.12.2022, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

96 682 064,49 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

17.01.2023

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

20.03.2023 в 08:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

21.03.2023, 24.03.2023

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

https://lot-online.ru

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в следующем:

  • установлении в Документации описания предмета Закупки, которое с учетом требований к описанию участниками поставляемого товара в составе заявки не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке, а также содержит избыточные и не соответствующие действующим нормативно-правовым документам требования к характеристикам поставляемого товара в формате, не позволяющем производить поиск и копирование произвольного фрагмента текста;

  • установлении ненадлежащего срока подачи заявок на участие в Закупке после внесения изменений в Документацию.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

СПб ГУП «Горэлектротранс» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Строй-Поставка СПб» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/5118/23 от 10.03.2023, представлен.

Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/5118/23 от 10.03.2023, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, а также равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее - информация о закупке). В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации описания предмета Закупки, которое с учетом требований к описанию участниками поставляемого товара в составе заявки не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке, а также содержит избыточные и не соответствующие действующим нормативно-правовым документам требования к характеристикам поставляемого товара в формате, не позволяющем производить поиск и копирование произвольного фрагмента текста:

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Как следует из ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Частью 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Как следует из п. 3.1 Документации, первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и сведения:

1) согласие участника аукциона на поставку (выполнение, оказание) товаров (работ, услуг) в объеме и на условиях, предусмотренных документацией. Не допускается указание в первой части заявки на участие в конкурентной закупке сведений об участнике аукциона, сведений о ценовом предложении участника. В случае содержания в первой части заявки сведений об участнике, сведений о ценовом предложении участника, такая заявка подлежит отклонению;

2) наименование каждой позиции товаров с указанием страны происхождения, а также функциональные, технические и эксплуатационные характеристики предлагаемого к поставке товара, соответствующие требованиям, установленным в техническом задании, иные документы и сведения в случае, если таковые предусмотрены документацией аукциона в электронной форме.

Характеристики товаров, работ, услуг должны быть изложены таким образом, чтобы при рассмотрении заявок не допускалось их неоднозначное толкование, числовые показатели при описании характеристик товаров, работ, услуг должны быть указаны в абсолютных величинах.

Форма представления сведений по предлагаемым к поставке товарам и порядок ее заполнения приведены в разделе 14 настоящей документации.

Согласно п. 3.3.3 Документации заявку на участие в аукционе участник закупки составляет, руководствуясь данной документацией об аукционе, в соответствии с требованиями пункта 26 информационной карты открытого аукциона в электронной форме.

На основании п. 26 информационной карты Документации (далее — Информационная карта) первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и сведения:

1) согласие участника аукциона на поставку товара в количестве и на условиях, предусмотренных документацией (в свободной форме);

2) наименование каждой позиции товаров с указанием страны происхождения, а также функциональные, технические и эксплуатационные характеристики товара (по рекомендуемой форме 1), соответствующие требованиям, установленным в техническом задании .

Разделом 14 Документации предусмотрена рекомендуемая форма представления сведений «Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках товара» (далее — Форма № 1), а также инструкция по ее заполнению (далее — Инструкция).

Как следует из Инструкции, участник закупки при заполнении первой части заявки использует требования к конкретным показателям товаров. Первая часть заявки должна содержать сведения, установленные настоящей Инструкцией. В первой части заявки на участие в электронном аукционе участник закупки должен предоставить следующие сведения: - конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Конкретный показатель – предоставляемые участником закупки сведения, содержащие наименование показателя товара, в отношении которого участником закупки в первой части заявки указываются конкретные значения показателя товара, наименование товара, в отношении которого указываются конкретные значения указанного показателя и конкретное значение показателя товара (либо конкретное диапазонное значение товара).

Согласно п. 3.4 Инструкции участник обязан представить значения в неизменном виде, если указан диапазон при описании погрешности, точности (отклонения), временной диапазон, температурный диапазон, процент значения показателя и установлен диапазон применения товара или конкретное значение применения товара, но необходимо гарантировать соответствие показателя требованиям заказчика, установленным в диапазоне и предоставить при описании погрешности, точности (отклонения), временной диапазон, температурный диапазон и установленных диапазонов применения товара или конкретное значение применения товара, с использованием знаков «+…», «-…» и «±…». В остальных случаях использование данных знаков считается предоставлением неконкретного показателя.

Значение, предоставляемое участником закупки, не должно допускать разночтения или двусмысленное толкование и содержать в т.ч. уточняющие слова (с учетом всех форм слов): «не более», «не менее», «менее», «более», «превышает», «не превышает», «больше», «не больше», «меньше», «не меньше», «свыше», «св.», «выше», «не выше», «ниже», «не ниже», «от» (в отношении числовых показателей), «до» (в отношении числовых показателей), «другое », «прочее», «>» , «<», «≤» , «≥», «или», «должен», «быть», «требуется», «необходимо», «эквивалент», «аналог», «допускается», то есть должны быть конкретными, за исключением случаев, когда значение показателя не может иметь конкретное значение в соответствие с инструкцией.

Числовое значение показателя, предоставляемое участником закупки, должно быть указано без изменения в отношении количества знаков разряда, установленных в Документации.

Участник закупки при заполнении заявки также должен руководствоваться следующими правилами:

  • показатель состоит из наименования показателя и значения показателя. Требование к наименованию показателя отделяется от требования к значению показателя символом «:»;

  • наименование показателя товара должно быть передано участником закупки без искажений, в строгом соответствии с наименованием, установленном в Документации;

  • в случае, если требования к значению показателя включают в себя числовое значение и единицу измерения, то в первой части заявки недопустимо не указывать или менять единицу измерения числового значения показателя, установленную в Документации;

  • наименование товара должно быть передано участником закупки без искажений, в строгом соответствии с наименованием, установленном в Документации.

Пунктом 9 Информационной карты установлено, что количество и технические характеристики поставляемого товара определяются в соответствии с техническим заданием, которое является неотъемлемой частью документации об аукционе в электронной форме.

Разделом 11 Документации регламентировано техническое задание на поставку подшипников (далее — Техническое задание).

Приложением № 2 к Техническому заданию установлены сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках товара.

Заявитель в жалобе указывает на то, что приложением №2 к техническому заданию электронного аукциона установлены «Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках Товара» (далее – Приложение №2 к ТЗ), где содержаться требования к товарам, не позволяющие потенциальным участникам представить в первой части заявки конкретные характеристики товара:

1) В требованиях к показателям товаров изложенным в Приложении № 2 по всему тексту в значениях показателей 20 раз присутствует знак «?», при том инструкция не содержит правил применения данного знака.

Например: «Для товара подшипник тип 7 установлено требование к показателю статическая грузоподъемность: ? 10000 Н.», «Для товара подшипник тип 7 установлено требование к показателю масса подшипника: ? 0.200 кг», «Для товара подшипник тип 7 установлено требование к показателю динамическая грузоподъемность: ? 19500 Н», «Для товара подшипник тип 16 установлено требование к показателю масса подшипника: до 2.543 кг ? 2.098 кг». «Для товара подшипник тип 78 установлено требование к показателю диаметр отверстия: ? 70». И так далее по всему Приложению №2».

Если теоретически считать показатели с данным знаком - неизменными показатели, то как для товара подшипник тип 16 – предоставить значение массы?. И как для товара подшипник тип 78 предоставить значение диаметр отверстия, даже без единиц измерения.

Таким образом, все показатели с данным знаком не могут считаться неизменным и заказчиком совершена техническая ошибка, которая не позволяет участникам подготовить первую часть заявки.

2) Для товара подшипник тип 78 в Приложении №2 заказчиком установлены 2 различных значения показателя «ширины наружного кольца».

«Для товара подшипник тип 78 установлено требование к показателю ширина наружного кольца: требуется 57 мм».

«Для товара подшипник тип 78 установлено требование к показателю ширина наружного кольца: не более 35 мм».

Что не позволяет установить, какой подшипник требуется заказчику и представить корректные значения показателей по товару.

3) Для товара подшипник тип 61 в Приложении №2 заказчиком установлены 2 различных значения показателя «диаметр упорного борта наружного кольца».

«Для товара подшипник тип 61 установлено требование к показателю диаметр упорного борта наружного кольца: не более 26 мм».

«Для товара подшипник тип 61 установлено требование к показателю диаметр упорного борта наружного кольца: ≥130 мм».

Что не позволяет установить, какой подшипник требуется заказчику и представить корректные значения показателей по товару.

4) «Для товара подшипник тип 78 установлено требование к показателю отклонение среднего диаметра отверстия в единичной плоскости: не более 15 мкм». В соответствии с ГОСТ 520-2011 отклонение среднего диаметра отверстия в единичной плоскости для 70 мм установлено в диапазоне от 0 до -15 мкм (минус15).

Пункт инструкции касательно «точности (отклонения)» не дает возможности участнику предоставить неизменный вид показателя и гарантировать соответствие показателя требованиям заказчика, т.к. у заказчика указано положительное значение, а по ГОСТ это отрицательное значение. Считаем, что в документации заказчика указана некорректная информация, призванная ввести участников в заблуждение, т.к. документацией установлено положительное единичное значение 15, не предусмотренное ГОСТ.

Также необходимо обратить внимание на то, что на момент подачи заявки у потенциальных участников отсутствует товар в наличии. Установленное заказчиком требование о предоставлении «отклонения среднего диаметра отверстия в единичной плоскости» становится известным после производства определенной партии подшипников на предприятии изготовителе и является одним из методов контроля на производстве, о чем также указано в ГОСТ 520-2011. Ни один паспорт или технический лист не содержит таких данных. Для каждого единичного подшипника этот показатель будет разным в диапазоне от 0 до -15 мкм, поэтому указать конкретное значение невозможно.

5) Для товара подшипник тип 44 в наименовании показателя заказчиком установлены задвоенные наименования показателя: «Для товара подшипник тип 44 установлено требование к показателю динамическая грузоподъемность динамическая грузоподъемность: св. 3800 Н.», «Для товара подшипник тип 44 установлено требование к показателю масса подшипника масса подшипника: не ниже 0.034 кг.», «Для товара подшипник тип 44 установлено требование к показателю номинальный наружный диаметр наружного кольца номинальный наружный диаметр наружного кольца: ≥30 мм.», «Для товара подшипник тип 44 установлено требование к показателю номинальный диаметр отверстия внутреннего кольца номинальный диаметр отверстия внутреннего кольца: <12 мм.», «Для товара подшипник тип 44 установлено требование к показателю номинальная ширина подшипника номинальная ширина подшипника: ≥ 9 мм.». Данное требование к товару является избыточным.

6) «Для товара подшипник тип 61 установлено требование к показателю ширина (монтажная высота) роликового конического подшипника выше 36 мм.». В соответствии с инструкцией «Требование к наименованию показателя отделяется от требования к значению показателя символом «:»», в данном случае нет двоеточия между значением и наименованием показателя, поэтому невозможно представить в первой части заявки конкретный показатель ширины (монтажной высоты) который для данного подшипника равен 37 мм.

7) «Для товара подшипник тип 30 установлено требование к показателю номинальная монтажная высота подшипника: от 48.50 мм до 54 мм», и др. В соответствии с инструкцией «Числовое значение показателя, предоставляемое участником закупки, должно быть указано без изменения в отношении количества знаков разряда, установленных в Документации» в вышеуказанном требовании к товару разряды к первому показателю диапазона указаны с 2-мя числами после запятой (от 48.50 мм), второе значение в диапазоне – целое, без знаков после запятой (до 54 мм). В данном случае заказчик вводит участников в заблуждение, т.к. количество знаков разряда установлено заказчиком не одинаковым. Также по товару «Для товара подшипник тип 41 установлено требование к показателю координата монтажной фаски: от 2.5 мм ≤4 мм».

8) По всему тексту Приложения №2 в формате PDF невозможно производить поиск произвольного фрагмента текста. Например: По товару подшипник тип 1 и подшипник тип 4 – невозможно произвести поиск по словам «подшипник тип 1», «подшипник тип 4», «подшипник тип 68», «подшипник тип 120» и др. При поиске по документу отдельной фразы например «подшипник тип 1» выдает результат 10 показателей, а на самом деле в документе их 12 показателей.

В соответствии с пунктом 3 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.11.2009 №470 информация в виде текста должна размещаться на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра.

В данном случае невозможно произвести поиск, а тем более копирование текста, т.к. текст помещен в разные ячейки таблицы на разные страницы.

При подготовке первой части заявки критерий поиска и копирования фрагментов текста становится ключевым для участников, т.к. все показатели по товарам в трех группах перемешаны между собой без какой-либо системы и логической связи. При этом, заказчиком после каждого внесения изменений в документацию, в каждой новой редакции документации все требования к показателям в каждой из групп «перемешиваются» в новом порядке. Таким образом, заказчик намерено создает сложности для заполнения заявки участника, провоцируя на совершения ошибки. Документация заказчика, составленная таким образом, противоречит положениям ст.10 ГК РФ, ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

Представители Организатора торгов в отношении доводов жалобы Заявителя пояснили следующее:

Доводы №№ 1, 2:

Данная жалоба относится к недействующей версии документации (от 07.03.2023). Действующая версия документации от 10.03.2023. По данным доводам был получен запрос о разъяснении положений документации от 03.03.2023 г. На основании полученного запроса в документацию были внесены изменения в документацию об электронном аукционе 07.03.2023 г. и размещено извещение о закупке в редакции № 5. Знак «?» образовался в результате технического сбоя программно-аппаратных средств приложения Adobe Acrobat Reader. Данная информация была размещена в ответе на запрос.

По второму доводу жалобы так же были даны разъяснения в ответе на запрос, размещенном 07.03.2023:

«В связи с поступившим запросом № 229842 от 03.03.2023 13:12 MCK сообщаем следующее:

ВОПРОС:

1. По товару подшипник тип 1 и подшипник тип 4 — невозможно произвести поиск по словам «подшипник тип 1» и «подшипник тип 4» и др. При поиске по документу отдельной фразы «подшипник тип 1» выдает результат 10 показателей, а на самом деле в документе их 12 показателей.

В соответствии с пунктом 3 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.11.2009 №470 информация в виде текста должна размещаться на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра.

Просим внести изменения.

2. По всему тексту Приложения №2 присутствует знак «?» в значениях показателей, что это обозначает? Например: «Для товара подшипник тип 7 установлено требование к показателю статическая грузоподъемность: ? 10000 Н.», «Для товара подшипник тип 7 установлено требование к показателю масса подшипника: ? 0.200 кг», «Для товара подшипник тип 7 установлено требование к показателю динамическая грузоподъемность: ? 19500 Н», «Для товара подшипник тип 16 установлено требование к показателю масса подшипника: до 2.543 кг ? 2.098 кг». И так далее по всему Приложению №2». Если это неизменный показатель, то как для товара подшипник тип 16 — предоставить значение массы?. Просим внести изменения.

3. «Для товара подшипник тип 78 установлено требование к показателю ширина наружного кольца: требуется 57 мм»

«Для товара подшипник тип 78 установлено требование к показателю ширина наружного кольца: не более 35 мм»

Как для одного типа подшипника может быть 2 различных значения показателя «ширины наружного кольца»? Какая ширина наружного кольца требуется?

ОТВЕТ:

Добрый день!

Ответ на вопрос №1: Отсутствие поиска по товарам «подшипник тип 1» и «подшипник тип 4» является техническим сбоем программно-аппаратных средств приложения Adobe Acrobat Reader. Файл будет заменен. В документацию будут внесены изменения.

Ответ на вопрос №2: знак «?» является техническим сбоем программно-аппаратных средств приложения Adobe Acrobat Reader. Файл будет заменен. В документацию будут внесены изменения.

Ответ на вопрос №3: По товару подшипник тип 78 требуется ширина наружного кольца со следующим значением показателя:«Для товара подшипник тип 78 установлено требование к показателю ширина наружного кольца: требуется 57 мм». В документацию будут внесены изменения».

В связи с тем, что в документацию были внесены изменения на основании поступившего запроса, Организатор торгов просит считать довод 1 и довод 2 необоснованными.

Довод № 3:

Оба значения показателя относятся к параметрам упорного борта наружного кольца. Для товара подшипник тип 61 установлены следующие требования при описании предмета закупки:

«Для товара подшипник тип 61 установлено требование к показателю диаметр отверстия: < 65 мм.

Для товара подшипник тип 61 установлено требование к показателю ширина внутреннего кольца: должно быть 33.5 мм

Для товара подшипник тип 61 установлено требование к показателю диаметр упорного борта наружного кольца: не более 26 мм.

Для товара подшипник тип 61 установлено требование к показателю диаметр упорного борта наружного кольца: > 130 мм.

Для товара подшипник тип 61 установлено требование к показателю ширина (монтажная высота) роликового конического подшипника выше 36 мм.

Для товара подшипник тип 61 установлено требование к показателю соответствие НТД: должен соответствовать ГОСТ 520-2011.»

Исходя из совокупности всех параметров данного подшипника, а также общих требований установленных ГОСТом, исходя из схематического изображения подшипника п. 4.2. и 4.4 ГОСТ у участника есть все данные чтобы определить и предоставить конкретные значения показателей. По данной неточности описания каких-либо запросов не поступало. Значение показателя «не более 26 мм» относится к упорному борту наружного кольца, но относится к значению «С1» - «ширина упорного борта наружного кольца». Следовательно, данная неточность позволяет, все равно, определить тип подшипника. Данная неточность не будет являться критерием для допуска или отклонения заявки.

Довод № 4:

Для товара подшипник тип 78 установлено требование о соответствии ГОСТ 520-2011. Согласно ГОСТ 520-2011, данный стандарт устанавливает допуски на основные размеры (за исключением размеров фасок), точность вращения подшипников и другие технические требования, приемку, методы контроля, маркировку, упаковку, транспортирование, хранение, указания по применению и эксплуатации, гарантии изготовителя.

ГОСТ 520-2011 устанавливает следующие требования:

Пункт 7.2 «В зависимости от класса точности подшипника значения предельных отклонений размеров, формы, взаимного положения поверхностей подшипников и точности вращения должны соответствовать требованиям раздела 6».

Пункт 6.1 Классы точности подшипников:

«В зависимости от допустимых предельных отклонений размеров и допусков формы, взаимного положения поверхностей подшипников, точности вращения установлены следующие классы точности подшипников, указанные в порядке повышения точности».

Пункт 10.2 «Для всех подшипников, кроме конических, для обозначения нормального класса точности применяют знак «0». Для конических подшипников для обозначения нулевого класса точности применяют знак «0». нормального класса точности применяют знак «N», класса точности 6Х применяют знак «X»».

Следовательно, на маркировке производителя присутствует класс точности, который должен соответствовать всем допустимым погрешностям с предельными отклонениями. Также ГОСТ устанавливает именно предельные значения отклонений к каждому классу точности. В документации так же установлены предельные значения отклонений в соответствии с ГОСТ. Согласно положениям инструкции, при указании параметров точности (отклонения), участник предоставляет значение показателя с использованием знаков «+...», «-...» и «±...» и необходимо гарантировать соответствие показателя требованиям заказчика. В соответствии с инструкцией участник вправе предоставить как положительные, так и отрицательные значения с использованием знаков «+...», «-...» и «±...».

Довод № 5:

Заявителем не представлено каких-либо подтверждающих фактов того, что задвоение наименований показателей по товару подшипник тип 44 нарушают пункты 1, 2 ч. 1 ст. 3 и ч. 6.1. ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ. Также не представлено каких-либо уточнений о том, что данная неточность не позволяет участнику сформировать предложение о поставке товара. Организатор торгов просит признать данный довод необоснованным, т.к. выявленная неточность в описании не нарушает права участников при подготовке первой части заявки и не вводит участников в заблуждение.

Довод № 6:

Символ «:», разделяющий наименование показателя от значения показателя для товара подшипник тип 61 в документации присутствует.

Довод № 7:

Инструкция содержит требование о том, что числовое значение показателя, предоставляемое участником закупки, должно быть указано без изменения в отношении количества знаков разряда, установленных в Документации. Заявитель указывает, что в данном доводе установлены требования к диапазонным значениям показателей, что абсолютно неверно. При заполнении данных показателей необходимо руководствоваться пунктами 1.15 - 1.18 инструкции, которые устанавливают требования к конкретным значениям, не диапазону. Следовательно, участнику по данным показателям необходимо предоставить в заявке одно конкретное значение показателя, а не диапазон. Согласно инструкции, заказчиком установлены требования к конкретному показателю как к целому числу и с точностью до сотых. Таким образом, исходя из буквального прочтения требований инструкции, в заявке по данным показателям указывается одно конкретное значение в виде целого числа или с точностью до сотых. Для товара подшипник тип 30 установлено требование к показателю номинальная монтажная высота и для товара подшипник тип 41 установлено требование к показателю координата монтажной фаски и участнику необходимо предоставить конкретное значение показателя, а не диапазонное. Следовательно, данное требование не может вводить участников в заблуждение, т.к. по инструкции в вышеуказанных показателях требуется предоставить одно конкретное значение с точностью целого числа или с точностью до сотых. Таким образом, в данном случае к участникам закупки нет требований к указанию нижних и верхних границ диапазона с разной точностью числового значения, как указано в жалобе.

Довод № 8:

На основании полученного запроса в документацию об электронном аукционе были внесены изменения 07.03.2023 г. и размещено извещение о закупке в редакции № 5. Данный сбой образовался в результате технической ошибки программно-аппаратных средств приложения Adobe Acrobat Reader. Данная информация была размещена в ответе на запрос. В текущей версии Приложения № 2 к техническому заданию поиск работает корректно. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.11.2009 №470 утратил силу в соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 15 ноября 2022 г. N 624 "Об утверждении Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций". В соответствии с п. 3 Приказа Министерства экономического развития РФ от 15 ноября 2022 г. N 624, средства пользования официальными сайтами в сети "Интернет" должны обеспечивать доступ к информации, размещаемой на официальных сайтах в сети "Интернет", без необходимости установки специального программного обеспечения для доступа к такой информации, предусматривающего взимание платы с пользователей информации за пользования таким программным обеспечением. В случае если в целях обеспечения информационной безопасности средства пользования официальными сайтами в сети "Интернет" обеспечивают доступ к информации, размещаемой на официальном сайте в сети "Интернет", с использованием специального программного обеспечения для доступа к такой информации, установка которого не предусматривает взимания платы с пользователей информации за пользование таким программным обеспечением, на официальном сайте в сети "Интернет" должно размещаться описание такого программного обеспечения с указанием целей его использования, а также предоставляться возможность загрузки на устройство пользователя информации с официального сайта в сети "Интернет" или иного сайта в сети "Интернет". Ссылка для скачивания специального программного обеспечения на устройства пользователей информацией должна размещаться в описании к специальному программному обеспечению. Следовательно, заказчиком размещена вся необходимая и требуемая информация согласно действующим нормативно-правовым актам.

Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что описание предмета Закупки, изложенное в приложении № 2 к Техническому заданию в редакции Документации от 10.03.2023, является ненадлежащим и содержит признаки ограничения конкуренции в рамках Закупки, поскольку:

  • в отношении товара «подшипник тип 61» содержит некорректное требование по показателю «диаметр упорного борта наружного кольца: не более 26 мм», относящееся в соответствии с условиями ГОСТ к иному виду показателя - «ширина упорного борта наружного кольца», что не позволяет однозначно определить потребность заказчика, а также надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке;

  • в отношении товара «подшипник тип 44» содержит требования, включающие повторяющиеся наименования показателей, что с учетом положений Инструкции, обязывающих участников указывать наименование показателей товаров в составе заявки без изменений, не способствует надлежащему формированию заявки на участие в Закупке и создает необоснованные условия для отклонения заявки от участия в Закупке в случае неуказания повторяющихся наименований показателей;

  • в отношении товара «подшипник тип 30» по показателю «номинальная монтажная высота подшипника: от 48.50 мм до 54 мм» и товара «подшипник тип 41» по показателю «координата монтажной фаски: от 2.5 мм ≤4 мм» содержит требования к значениям показателей, включающим разное количество знаков разряда, что не позволяет сформировать заявку в соответствии с требованиями Инструкции, обязывающими участников представить конкретное числовое значение показателя без изменений в отношении количества знаков разряда, установленных в Документации.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России полагает, что описание предмета Закупки, изложенное в приложении № 2 к Техническому заданию в отношении товаров «подшипник тип 61», «подшипник тип 44», «подшипник тип 30» и «подшипник тип 41», в совокупности с положениями Инструкции не соответствует условиям ч. 6.1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, содержит признаки ограничения конкуренции, а также не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке.

Исходя из изложенного, по первому доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по неправомерному установлению в приложении № 2 к Техническому заданию в отношении товаров «подшипник тип 61», «подшипник тип 44», «подшипник тип 30» и «подшипник тип 41» описания предмета Закупки, которое содержит в себе признаки ограничения конкуренции и с учетом положений Инструкции не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке, нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6.1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п.п. 1, 3, 15 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также установлении ненадлежащего описания предмета закупки и требований к описанию участниками поставляемого товара в составе заявки, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов ненадлежащего срока подачи заявок на участие в Закупке после внесения изменений в Документацию:

На основании ч. 11 ст. 4 Закона № 223-ФЗ изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

В соответствии с пп. «б» п. 2 ч. 3 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ заказчик при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства размещает в единой информационной системе извещение о проведении аукциона в электронной форме не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в случае, если начальная (максимальная) цена договора превышает тридцать миллионов рублей.

Заявитель в жалобе указывает на то, что заказчиком 28.02.2023 была размещена документация редакция №4, в п. 21 Информационной карты документации установлена дата окончания подачи заявок «09» марта 2023 года в 08 часов 00 минут (по московскому времени). Далее, 07.03.2023г в 21ч 24мин заказчиком размещена новая документация редакция №5 и в п. 21 Информационной карте указана дата окончания подачи заявок «17» марта 2023 года в 08 часов 00 минут (по московскому времени), но заказчик установил в ЕИС срок окончания подачи заявок 07.03.2023г и перевел закупку в статус «работа комиссии», тем самым не продлил срок подачи заявок, грубо нарушив требования ч. 11 ст. 4 Закона № 223-ФЗ.

Представители Организатора торгов отметили, что 07.03.2023 в 21ч 24мин в результате внесения изменений в документацию произошел сбой системы площадки АО ЭТП РАД и площадка позволила выставить дату и время завершения закупки 07.03.2023 в 08:00. Данную ошибку заметили 09.03.2023 и сразу же направили запрос на площадку. Площадка в кратчайшие сроки исправила ошибку и позволила продлить закупку. В связи с ошибкой закупка была продлена до 20.03.2023.

Комиссией СПб УФАС России установлено, что 10.03.2023 в 11:46 (МСК) в ЕИС Организатором торгов размещена новая (действующая) редакция Документации. Согласно п. 21 Информационной карты Документации, размещенной в ЕИС от 10.03.2023, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме - «20» марта 2023 года в 08 часов 00 минут (по московскому времени). При этом согласно извещению о Закупке, размещенному в ЕИС, дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) - 20.03.2023 в 08:00 (МСК), что соответствует сведениям п. 21 Информационной карты.

Таким образом, Комиссией УФАС России установлено, что на момент рассмотрения жалобы по существу Организатором торгов после внесения изменений в Документацию от 10.03.2023 продлен срок подачи заявок на участие в Закупке до 08:00 (МСК) 20.03.2023 в соответствии с условиями ч. 11 ст. 4 Закона № 223-ФЗ.

При этом сведения о сроке окончания подачи заявок на участие в Закупке установлены в извещении о Закупке, размещенном в ЕИС, и Документации (п. 21 Информационной карты), а также не противоречат друг другу.

Исходя из изложенного, второй довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения, вследствие чего Комиссия СПб УФАС России по данному доводу жалобы не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу (от 09.03.2023 вх. №5556-ИП/23) ООО «Строй-Поставка СПб» на действия Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку подшипников (извещение №32312038307) обоснованной.

2) Признать в действиях Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку подшипников (извещение №32312038307) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6.1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п.п. 1, 3, 15 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также установлении ненадлежащего описания предмета закупки и требований к описанию участниками поставляемого товара в составе заявки, допущенное путем неправомерного установления в приложении № 2 к Техническому заданию в отношении товаров «подшипник тип 61», «подшипник тип 44», «подшипник тип 30» и «подшипник тип 41» описания предмета Закупки, которое содержит в себе признаки ограничения конкуренции и с учетом положений Инструкции не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке.

3) Организатору торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) и его закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, допущенных при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку подшипников (извещение №32312038307), путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки, возврата заявок на участие в Закупке, внесения изменений в Документацию, устраняющих выявленные нарушения согласно резолютивной части решения, продления срока подачи заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

20 марта 2023 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

на основании решения Комиссии от 20.03.2023 № Т02-141/23 по жалобе на действия организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку подшипников (извещение №32312038307, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Организатору торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку подшипников (извещение №32312038307), путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки, возврата заявок на участие в Закупке, внесения изменений в документацию, устраняющих выявленные нарушения согласно резолютивной части решения, продления срока подачи заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим положением о закупках организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 17 апреля 2023 года с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны