Решение №78/8568/23, 78/8569/23 Т02-190/23 по жалобе ООО «ФЕНЕК» от 13 апреля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-190/23
11 апреля 2023 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей СПБ ГАУК "Музыкальный театр" (далее – Заказчик) путем видеоконференцсвязи;
в отсутствие представителей ООО «ФЕНЕК» (далее – Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 04.04.2023 вх. №8044/23) ООО «ФЕНЕК» на действия заказчика СПБ ГАУК "Музыкальный театр" при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по текущему ремонту части помещений (1 и цокольный этажи) в здании СПб ГАУК «Музыкальный театр», являющемся объектом культурного наследия федерального значения, «Дом В.Н. Карамзина (Л.Н. Коровиной)» (3 этап) по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д.55, лит. А (извещение №32312207942), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
20 марта 2023 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №32312207942 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по текущему ремонту части помещений (1 и цокольный этажи) в здании СПб ГАУК «Музыкальный театр», являющемся объектом культурного наследия федерального значения, «Дом В.Н. Карамзина (Л.Н. Коровиной)» (3 этап) по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д.55, лит. А (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Санкт-Петербургского государственного автономного учреждения культуры "Театр "Мюзик-Холл", версия 18 от 29.12.2022 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
59 958 373,87 ₽ |
2. |
Дата публикации извещения |
20.03.23 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
06.04.2023 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
10.04.2023 (МСК) 12.04.2023 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 55, литера А |
2. Доводы жалобы.
1) По мнению Заявителя в Документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок по показателю «Опыт успешной поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, связанный с предметом договора, выраженный в общем опыте участника закупки» критерия «Квалификация участников закупки», не соответствующий предмету Закупки и не способствующий выявлению наилучшего предложения;
2) Заявитель полагает, что условия оценки по показателю «Опыт успешной поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, связанный с предметом договора», предусматривающие, что участник должен проверить открытость, доступность, наличие и полноту подтверждающих документов по показателю, размещенных на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru, являются дискриминационными и фактически неисполнимыми;
3) Заявитель указывает, что Заказчиком незаконно не установлено надлежащих требований о соответствии представляемых участниками в форме «Сведения о технических характеристиках Товара, требуемого к применению при выполнении работ» товаров государственным стандартам, что не позволяет однозначно определить потребность Заказчика, а также предоставить значения по требованиям к химическому составу и (или) компонентам товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, при этом, к товарам «Трубы», «Кабели», «Антисептик», «Клей», «Смесь штукатурная» и «Трубопроводы» установлены излишние необоснованные требования, не относящиеся к характеристикам самих товаров;
4) По мнению Заявителя установленное в Документации условие, следуя которому в случае несоответствия документов требованиям Документации, в том числе невозможности открытия и чтения, документы могут быть приравнены к непредставленным, является дискриминационным по отношению к участникам, в свою очередь применение такого условия перекладывает ответственность за работоспособность программно-аппаратного комплекса Заказчика при рассмотрении заявок на участника Закупки.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы, истребованные уведомлением № 78/7635/23 от 05.04.2023 года, представлены в заседание Комиссии.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.
СПБ ГАУК "Музыкальный театр" относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
В отношении первого довода жалобы:
На основании ч. 18 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.
Согласно п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Следуя ч. 8 ст. 4 Закона №223-ФЗ, извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.
На основании п. 5 Извещения Документации для оценки заявок участников конкурса Заказчик в конкурсной документации устанавливает следующие критерии:
1) Цена договора (цена лота), сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) Квалификация участников закупки.
Таблица 1
Критерий оценки |
Значимость критерия оценки |
Цена договора (цена лота), сумма цен единиц товара, работы, услуги |
40% |
Квалификация участников закупки |
60% |
Согласно п. 5 Документации для оценки заявок по критерию «Квалификация участников закупки» каждой заявке выставляется каждым членом конкурсной комиссии значение от 0 до 100 баллов.
Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «Квалификация участников закупки», определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии, присуждаемых этой заявке по указанному критерию.
Согласно пп. 4 п. 5 Документации установлен следующий порядок оценки заявок по показателю «Опыт успешной поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, связанный с предметом договора, выраженный в общем опыте участника закупки» критерия «Квалификация участников закупки»;
Общий опыт участника закупки по работам по текущему и/или капитальному ремонту зданий, сооружений – от 0 до 10 баллов
Оценка производится в соответствии с балльной шкалой:
20 лет и более – 10 баллов;
От 16 до 19 лет – 8 баллов;
От 11 до 15 лет – 6 баллов;
От 6 до 10 лет – 4 балла;
От 1 до 5 лет – 2 балла;
Менее 1 года - 0 баллов.
Сведения, указанные по данному показателю, должны подтверждаться любыми документами по усмотрению участника (это может быть выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, копия свидетельства о регистрации и т.д.).
В случае выявления, в представленных документах, недостоверной информации, начисление баллов по данному показателю не производиться.
Не предоставление подтверждающих документов не влечет отклонение заявки участника открытого конкурса и не влияет на допуск участника к конкурсу.
Вместе с тем, из установленного Заказчиком порядка оценки по показателю «Опыт успешной поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, связанный с предметом договора, выраженный в общем опыте участника закупки» следует, что указанный порядок подразумевает лишь присвоение определенного количества баллов на основании формальной регистрации юридического лица без какой-либо связи с фактической деятельностью такой организации, предметом Закупки или иными показателями, необходимыми или имеющими значение для осуществления оказания услуг в рамках Закупки.
При этом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России установила, что приведенная балльная шкала оценки не позволяет оценить промежуточные значения, выраженные такими периодами как от 5 до 6 лет, от 10 до 11 лет и и т. д., что приводит к невозможности выставления оценки в указанных случаях.
Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о том, что установленные Заказчиком подкритерий «Опыт успешной поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, связанный с предметом договора, выраженный в общем опыте участника закупки» критерия «Квалификация участников закупки» и порядок оценки по подкритерию не соответствуют предмету Закупки, так как фактически не позволяют объективно выявить квалификацию участников закупки, вследствие чего установление указанных подкритерия и порядка оценки в рамках оценки заявок применено с нарушением ч. 18 ст. 3.2, ч. 8 ст. 4 Закона №223-ФЗ.
На основании изложенного по первому доводу жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика по неправомерному установлению в Документации подкритерия «Опыт успешной поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, связанный с предметом договора, выраженный в общем опыте участника закупки» и порядка оценки, не соответствующих предмету Закупки и не способствующих выявлению лучших условий оказания услуг, нарушений п. 2 ч. 1 ст. 3, ч.ч. 9, 18 ст. 3.2, ч. 8, п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившихся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей и ненадлежащем их соблюдении, допущенных при организации и проведении Закупки.
В отношении второго довода жалобы:
Согласно пп.пп. 1, 2 п. 5 Документации установлен порядок оценки заявок по показателям «Опыт успешной поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, связанный с предметом договора, выраженный в общей цене исполненных участником закупки договоров» и «Опыт успешной поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, связанный с предметом договора, выраженный в наибольшей цене одного из исполненных участником закупки договоров» критерия «Квалификация участников закупки».
Порядок оценки заявок по указанным подкритериям предполагает, что сведения об опыте выполнения работ подтверждаются представлением следующих документов:
- копии исполненных контрактов/договоров заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ/ Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ на выполнение работ, связанных с предметом договора за период с 01.01.2018 по дату окончания подачи заявок в настоящем конкурсе, включая все листы, с приложением копий приложений к данному контракту/договору, копий дополнительных соглашений и изменений к таким исполненным контрактам/договорам (при наличии);
- копии актов приемки выполненных работ (в т.ч. по форме КС 2), составленные при исполнении таких контрактов/договоров и подписанные обеими Сторонами.
При этом Заказчиком в отношении показателей «Опыт успешной поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, связанный с предметом договора, выраженный в общей цене исполненных участником закупки договоров» и «Опыт успешной поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, связанный с предметом договора, выраженный в наибольшей цене одного из исполненных участником закупки договоров» критерия «Квалификация участников закупки» дополнительно установлено, что в случае если контракты/договоры заключены в электронной форме, опыт может быть подтвержден размещенными на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru «Информацией о заключенном контракте (его изменении)» и «Информацией об исполнении (о расторжении) контракта» при условии предоставления в составе заявки формы 1. «Опыт успешной поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, связанный с предметом договора», содержащей данные о реестровом номере закупки, номере контракта, дате заключения, предмете, сумме контракта, дате исполнения контракта (участник должен проверить открытость, доступность, наличие и полноту подтверждающих документов по показателю размещенных на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru).
Согласно ч. 1 ст. 4.1 Закона №223-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивает ведение в единой информационной системе реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки (далее - реестр договоров). Порядок ведения указанного реестра, в том числе включаемые в него информация и документы о закупках, сроки размещения таких информации и документов в указанном реестре, устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании ч. 2 ст. 4.1 Закона №223-ФЗ в течение трех рабочих дней со дня заключения договора, в том числе договора, заключенного заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) товаров, работ, услуг, стоимость которых превышает размеры, установленные частью 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, заказчики вносят информацию и документы, установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, в реестр договоров. Если в договор были внесены изменения, заказчики вносят в реестр договоров такие информацию и документы, в отношении которых были внесены изменения. Информация о результатах исполнения договора вносится заказчиками в реестр договоров в течение десяти дней со дня исполнения, изменения или расторжения договора.
Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о том, что установленные Заказчиком условия, следуя которым участник должен проверить открытость, доступность, наличие и полноту подтверждающих документов, размещенных на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru, являются ненадлежащими, так как необоснованно возлагают обязанность обеспечения открытости, доступности, наличия и полноты представленных сведений, размещение которых не отнесено к компетенции участников ни как сторон по контрактам/договорам, ни как иным участникам правоотношений, связанных с участие в закупочных процедурах.
На основании изложенного по второму доводу жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика по неправомерному установлению в Документации ненадлежащих дискриминационных условий оценки по показателя «Опыт успешной поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, связанный с предметом договора, выраженный в общей цене исполненных участником закупки договоров» и «Опыт успешной поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, связанный с предметом договора, выраженный в наибольшей цене одного из исполненных участником закупки договоров» критерия «Квалификация участников закупки», нарушений п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, ч. 8, п. 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившихся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей и ненадлежащем их соблюдении, допущенных при организации и проведении Закупки.
В отношении третьего довода жалобы:
Согласно п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
Также в силу п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке указываются требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
На основании п. 10 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления предложения участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки.
Предметом конкурса согласно извещению о Закупке является право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту части помещений (1 и цокольный этажи) в здании СПб ГАУК «Музыкальный театр», классификация по ОКПД2 43.39.19.190 Работы завершающие и отделочные в зданиях и сооружениях, прочие, не включенные в другие группировки.
В п. 4 Документации указано, что первая часть заявки должна содержать: 1. Предложение участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки.
Предложение в отношении предмета закупки заполняется участником конкурса по форме Рекомендуемая Форма 4 «Сведения о технических характеристиках Товара, требуемого к применению при выполнении работ» приведена в Приложении № 2 к Документации о конкурсе в электронной форме с учетом Инструкции по заполнению участником закупки формы «Сведения о технических характеристиках Товара, требуемого к применению при выполнении работ» содержится в форме 4. Данная форма заполняется в соответствии с Приложением № 9 к Техническому заданию «Требования к значениям показателей (характеристик) товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям или эквивалентности предлагаемого товара».
Приложение № 9 к Техническому заданию Документации содержит установленные Заказчиком требования к значениям показателей (характеристик) товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям или эквивалентности предлагаемого товара.
При этом Приложением № 9 к Техническому заданию Документации не установлено каких-либо требований о соответствии товаров государственным стандартам, что не позволяет однозначно определить потребность Заказчика, а также предоставить значения по требованиям к химическому составу и (или) компонентам товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Кроме того, к товарам «Трубы», «Кабели», «Антисептик», «Клей», «Смесь штукатурная» и «Трубопроводы» Заказчиком установлен ряд дополнительных требований о соответствии характеристикам, связанным с различным внешним воздействием и условиями, не относящиеся к характеристикам самих товаров.
Вместе с тем, как было указано, предметом Закупки является право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту части помещений, вследствие чего предъявление заказчиком требований к предоставлению показателей и характеристик используемых товаров и материалов выходит за рамки предоставленного права установить обязанность представления предложения участника конкурентной закупки, равно как и не может быть расценено в качестве требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик, как не соответствующее предмету Закупки.
На основании изложенного по третьему доводу жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика по незаконному установлению в Документации необоснованных чрезмерных и не соответствующих предмету Закупки требований о предоставлении в первой части заявки характеристик и значений показателей в соответствии с Приложением № 9 к Техническому заданию Документации, в том числе не основанных на действующих государственных стандартах, нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, ч. 8, п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившегося в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей и ненадлежащем их соблюдении, допущенного при организации и проведении Закупки.
В отношении четвертого довода:
Согласно ч. 1 ст. 3.3 Закона №223-ФЗ при осуществлении конкурентной закупки в электронной форме направление участниками такой закупки запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении конкурентной закупки и (или) документации о конкурентной закупке, размещение в единой информационной системе таких разъяснений, подача участниками конкурентной закупки в электронной форме заявок на участие в конкурентной закупке в электронной форме, окончательных предложений, предоставление комиссии по осуществлению конкурентных закупок доступа к указанным заявкам, сопоставление ценовых предложений, дополнительных ценовых предложений участников конкурентной закупки в электронной форме, формирование проектов протоколов, составляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, обеспечиваются оператором электронной площадки на электронной площадке.
В силу ч. 2 ст. 3.3 Закона №223-ФЗ под оператором электронной площадки понимается являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью или непубличного акционерного общества, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц либо количество голосующих акций, которыми владеют указанные граждане и лица, составляет не более чем двадцать пять процентов, владеющее электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования оборудованием и программно-техническими средствами (далее также - программно-аппаратные средства электронной площадки), и обеспечивающее проведение конкурентных закупок в электронной форме в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. Функционирование электронной площадки осуществляется в соответствии с правилами, действующими на электронной площадке, и соглашением, заключенным между заказчиком и оператором электронной площадки, с учетом положений настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. 3.3 Закона №223-ФЗ обмен между участником конкурентной закупки в электронной форме, заказчиком и оператором электронной площадки информацией, связанной с получением аккредитации на электронной площадке, осуществлением конкурентной закупки в электронной форме, осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.
Форма 4 Документации содержит инструкцию по заполнению участником закупки формы «Сведения о технических характеристиках Товара, требуемого к применению при выполнении работ», следуя которой все представленные сведения должны соответствовать значениям, установленным в приложении № 9 к Техническому заданию.
При этом в инструкции Формы 4 Документации дополнительно указано, что все документы, предоставленные в составе первой части заявки, должны быть предоставлены в виде и формате, доступном для чтения, иметь четкую печать текстов и всю полную версию документа. В случае несоответствия документов указанным требованиям, в том числе невозможности открытия и чтения, документы могут быть приравнены к не предоставленным.
Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о том, что установленные Заказчиком условия предоставления формы «Сведения о технических характеристиках Товара, требуемого к применению при выполнении работ», следуя которым быть документы должны быть предоставлены в виде и формате, доступном для чтения, а в случае невозможности открытия признаются непредставленными, являются ненадлежащими и дискриминационными, так как не формируют однозначных и конкретных требований к представляемым документам, при этом ставя в зависимость непредставление требуемых документов и последующий недопуск такого участника от качества и надлежащего функционирования программно-аппаратных средств Заказчика.
На основании изложенного по четвертому доводу жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика по неправомерному установлению в Документации ненадлежащих дискриминационных условий предоставления формы «Сведения о технических характеристиках Товара, требуемого к применению при выполнении работ», следуя которым быть документы должны быть предоставлены в виде и формате, доступном для чтения, а в случае невозможности открытия признаются непредставленными, нарушений п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившихся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей и ненадлежащем их соблюдении, допущенных при организации и проведении Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (от 04.04.2023 вх. №8044/23) ООО «ФЕНЕК» на действия заказчика СПБ ГАУК "Музыкальный театр" при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по текущему ремонту части помещений (1 и цокольный этажи) в здании СПб ГАУК «Музыкальный театр», являющемся объектом культурного наследия федерального значения, «Дом В.Н. Карамзина (Л.Н. Коровиной)» (3 этап) по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д.55, лит. А (извещение №32312207942), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях СПБ ГАУК "Музыкальный театр" нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, ч.ч. 9, 18 ст. 3.2, ч. 8, п.п. 2, 3, 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу (от 04.04.2023 вх. №8044/23) ООО «ФЕНЕК» на действия заказчика СПБ ГАУК "Музыкальный театр" (ИНН 7813046420, ОГРН 1027806869771) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по текущему ремонту части помещений (1 и цокольный этажи) в здании СПб ГАУК «Музыкальный театр», являющемся объектом культурного наследия федерального значения, «Дом В.Н. Карамзина (Л.Н. Коровиной)» (3 этап) по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д.55, лит. А (извещение №32312207942) обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика СПБ ГАУК "Музыкальный театр" (ИНН 7813046420, ОГРН 1027806869771) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по текущему ремонту части помещений (1 и цокольный этажи) в здании СПб ГАУК «Музыкальный театр», являющемся объектом культурного наследия федерального значения, «Дом В.Н. Карамзина (Л.Н. Коровиной)» (3 этап) по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д.55, лит. А (извещение №32312207942) нарушения:
- п. 2 ч. 1 ст. 3, ч.ч. 9, 18 ст. 3.2, ч. 8, п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенные путем неправомерного установления в Документации ненадлежащих дискриминационных условий оценки по показателя «Опыт успешной поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, связанный с предметом договора, выраженный в общей цене исполненных участником закупки договоров» и «Опыт успешной поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, связанный с предметом договора, выраженный в наибольшей цене одного из исполненных участником закупки договоров» критерия «Квалификация участников закупки»;
- п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, ч. 8, п. 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей и ненадлежащем их соблюдении, допущенные путем неправомерного установления в Документации ненадлежащих дискриминационных условий оценки по показателя «Опыт успешной поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, связанный с предметом договора, выраженный в общей цене исполненных участником закупки договоров» и «Опыт успешной поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, связанный с предметом договора, выраженный в наибольшей цене одного из исполненных участником закупки договоров» критерия «Квалификация участников закупки»;
- п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, ч. 8, п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей и ненадлежащем их соблюдении, допущенное путем незаконного установления в Документации необоснованных чрезмерных и не соответствующих предмету Закупки требований о предоставлении в первой части заявки характеристик и значений показателей в соответствии с Приложением № 9 к Техническому заданию Документации, в том числе не основанных на действующих государственных стандартах;
- п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившеееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей и ненадлежащем их соблюдении, допущенное путем неправомерного установления в Документации ненадлежащих дискриминационных условий предоставления формы «Сведения о технических характеристиках Товара, требуемого к применению при выполнении работ», следуя которым быть документы должны быть предоставлены в виде и формате, доступном для чтения, а в случае невозможности открытия признаются непредставленными.
3. Заказчику СПБ ГАУК "Музыкальный театр" (ИНН 7813046420, ОГРН 1027806869771) выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по текущему ремонту части помещений (1 и цокольный этажи) в здании СПб ГАУК «Музыкальный театр», являющемся объектом культурного наследия федерального значения, «Дом В.Н. Карамзина (Л.Н. Коровиной)» (3 этап) по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д.55, лит. А (извещение №32312207942) путем аннулирования конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по текущему ремонту части помещений (1 и цокольный этажи) в здании СПб ГАУК «Музыкальный театр», являющемся объектом культурного наследия федерального значения, «Дом В.Н. Карамзина (Л.Н. Коровиной)» (3 этап) по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д.55, лит. А (извещение №32312207942) с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
11 апреля 2023 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...> ;
на основании решения Комиссии от 11.04.2023 № Т02-190/23 по жалобе на действия заказчика СПБ ГАУК "Музыкальный театр" при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по текущему ремонту части помещений (1 и цокольный этажи) в здании СПб ГАУК «Музыкальный театр», являющемся объектом культурного наследия федерального значения, «Дом В.Н. Карамзина (Л.Н. Коровиной)» (3 этап) по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д.55, лит. А (извещение №32312207942, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику СПБ ГАУК "Музыкальный театр" (ИНН 7813046420, ОГРН 1027806869771) совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по текущему ремонту части помещений (1 и цокольный этажи) в здании СПб ГАУК «Музыкальный театр», являющемся объектом культурного наследия федерального значения, «Дом В.Н. Карамзина (Л.Н. Коровиной)» (3 этап) по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д.55, лит. А (извещение №32312207942), путем аннулирования конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по текущему ремонту части помещений (1 и цокольный этажи) в здании СПб ГАУК «Музыкальный театр», являющемся объектом культурного наследия федерального значения, «Дом В.Н. Карамзина (Л.Н. Коровиной)» (3 этап) по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д.55, лит. А (извещение №32312207942) с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС России в срок до 10 мая 2023 года с приложением подтверждающих документов.
<...>
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.