Решение №78/16915/21 Т02-453/21 по жалобе ООО «СК «ПСР» от 10 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе №Т02-453/21

 

08 июня 2021 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

<...>

с участием представителей ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Организатор торгов), от ООО «СК «ПСР» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 31.05.2021 вх. №17940-ЭП/21) ООО «СК «ПСР» на действия закупочной комиссии ГУП «Петербургский метрополитен» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по капитальному ремонту вестибюля и наклонного хода станции "Озерки" (извещение №32110263053), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

07 мая 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
№32110263053 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по капитальному ремонту вестибюля и наклонного хода станции "Озерки" (далее - Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Положение о закупках) версия 48 от 24.02.2021, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

29 984 666,67 ₽

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

07.05.21

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

24.05.2021 в 10:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения заявок (по местному времени заказчика)

26.05.2021, 28.05.2021 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

СПб, Лиговский пр., д. 88

 

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО «СК «ПСР» от участия в процедуре Закупки согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок по Закупке от 26.05.2021, оспаривая, в том числе, ненадлежащее установление в Задании на проектирование Документации сведений о наименовании и конкретных показателях товара.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

 

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

ГУП «Петербургский метрополитен» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

 

4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «СК «ПСР» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/15749/21 от 02.06.2021, представлен.

Также документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/15749/21 от 02.06.2021, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

В соответствии с Приложением к протоколу рассмотрения первых частей заявок по Закупке от 26.05.2021 заявка ООО «СК «ПСР» (порядковый номер заявки - 1) была отклонена от участия в процедуре Закупки на основании п. 4.2.1.2 тома 1 Документации по причине несоответствия заданию на проектирование в части предлагаемых участником товаров.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Как следует из ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В соответствии с п. 2.4.4 Тома 1 Документации, заявка участника состоит из документов и сведений, входящих в состав заявки, установленных томом 2 аукционной документацией и ценового предложения. Приложение каких-либо документов, не соответствующих заявке участника и документации,  к ценовому предложению не допускается.

Согласно п. 1.1.2 Тома 2 Документации выполнение работ осуществляется в соответствии с требованиями задания на проектирование конкурсной документации (Том 3). В Томе 3 настоящей конкурсной документации указываются также следующие сведения:

- описание предмета конкурса;

- установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

- требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

Как следует из п. 5.2.3 Тома 2 Документации, участником в первой части заявки предоставляются наименование и показатели товара, заполненные в соответствии с Формой «Сведения о наименовании и конкретных показателях товара» и инструкцией по ее заполнению (Форма № 3).

Форма №3 Документации содержит таблицу для заполнения участником, а также Инструкция по заполнению:

п/п

Наименование товара

Товарный  знак (при наличии),

Наименование производителя  товара

 

№ показателя

Показатель товара

 Значения показателей товара, предлагаемого участником

 

Единица измерения показателя товара

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

В п. 8 Инструкции по заполнению Формы №3 указано, что требования к описанию конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в задании на проектирование документации о закупке, указаны в Приложении №3 к Заданию на проектирование.

Требования к описанию конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в задании на проектирование документации о закупке.

В описании товара использованы следующие виды показателей:

1) показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения;

2) показатели, для которых указаны варианты значений;

3) показатели, которые определяются диапазоном значений;

4) показатели, значения которых не могут изменяться.

- в случае установления в Приложении №3 Заданию на проектирование требований к товару с использованием словосочетания «максимально до» в рамках одной характеристики товара, участник закупки в заявке на участие представляет значение показателя менее установленного требованиями Задания на проектирование, без использования предлога «до».

- в случае установления в Приложении №3 к Заданию на проектирование соответствующего показателя с использованием словосочетания «наибольшее значение» участник закупки в первой части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме обязан указать значение показателя менее установленного в требованиях;

- в случае установления  требования к показателям (характеристикам), которые определяются диапазоном значений, с использованием словосочетания «от … до …», участник закупки в заявке на участие обязан указать конкретное диапазонное значение показателя товара, минимальное значение которого более установленной нижней границы диапазона, а максимальное значение которого менее верхней границы диапазона. Представленное в заявке значение не должно содержать указания на сведения относительно минимальности и максимальности его значения (словосочетания «от … до …»).

- в случае установления в Приложении №3 к Заданию на проектирование показателей (характеристик), которые определяются диапазоном значений (требование к нижней и верхней границе диапазона значений) с использованием в представленном порядке слов/словосочетаний «не менее… не менее…», «более… не менее…», «более… менее….», «не более… не менее…», «менее… менее…», «не более… не более…», «не менее… менее…», «менее… не более…», «не менее… более…», «не более… менее…», «менее… более…» - участник закупки в заявки на участие в закупке обязан указать единицу измерения показателя, диапазон конкретных значений показателя. Диапазоном конкретных значений показателя является указание на нижнюю и верхнюю границу значения показателя, которые не могут быть равны друг другу, которые должны иметь точное и конкретное числовое выражение, не могут сопровождаться вышеуказанными конструкциями слов/словосочетаний

Во всех иных случаях, требования к показателям товаров в Приложении №3 к Заданию на проектирование, установлены в виде значений, которые не могут изменяться, и участник закупки представляет сведения, точно соответствующие требованиям Задания на проектирование. В случае предоставления недостоверной информации, непредставления информации или в случае предоставления сведений, несоответствующих требованиям инструкции по заполнению заявки, такая заявка признается несоответствующей требованиям документации.

В Приложении №3 к Заданию на проектирование установлены требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, товара, используемого для выполнения работы, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям, в частности:

 

п/п

Наименование товара

№ показателя

Показатель товара

Минимальное значение показателя и/или максимальное значение показателя

Показатели (характеристики) которые определяются диапазоном значений

Показатели, (характеристики) значения которых не могут изменяться

Нижняя граница диапазона

Верхняя граница диапазона

1

2

4

5

6

8

9

10

1.

Состав для герметизации тюбинговых швов при капеже.

1.3

Плотность сухой смеси

Х

1

1,15

Х

1.5

Плотность смеси, готовой к применению

Х

1,9

2,1

Х

1.6

Начало схватывания

Х

Х

Х

не ранее 3

1.7

Конец схватывания

Х

Х

Х

не позднее 5

1.8

Температура применения:

Х

от +5

до +30

Х

1.15

Морозостойкость затвердевшего раствора:

Х

Х

Х

не менее 100

2

Состав для герметизации тюбинговых швов при интенсивных водопоступлениях.

2.2

Плотность сухой смеси:

Х

1,2

1,3

Х

2.4

Температура применения:

Х

более +2

не более +30

Х

2.5

Начало схватывания

Х

Х

Х

не ранее 1

2.6

Конец схватывания

Х

Х

Х

не позднее 3

2.13

Расход в пределах значений:

Х

1,6

1,7

Х

2.15

Морозостойкость затвердевшего раствора:

максимально до 300

Х

Х

Х

3

Состав для герметизации тюбинговых швов при водопоступлениях под давлениям

3.14

Температура хранения:

Х

от +5

до +30

Х

3.16

Наибольшее значение расхода состава:

25

Х

Х

Х

В соответствии с п. 4.2.1.2 Тома 1 Документации одним из оснований отклонения первых частей конкурсных заявок является то, что заявка участника не соответствует заданию на проектирование в части предлагаемых участником товара (работы, услуги).

Представитель Организатора торгов пояснил, что Заявитель в составе первой части заявки на участие в Закупке представил Форму 3 «Сведения о наименовании и конкретных показателях товара», где по ряду показателей товаров были указаны значения показателей, не соответствующие Приложению №3 Задания на проектирование Документации и Инструкции по заполнению Формы №3, а именно:

 

п/п

Наименование товара

№ показателя

Показатель товара

Минимальное значение показателя и/или максимальное значение показателя

Показатели (характеристики) которые определяются диапазоном значений

Показатели, (характеристики) значения которых не могут изменяться

Значение, указанное Заявителем:

Нижняя граница диапазона

Верхняя граница диапазона

1

2

4

5

6

8

9

10

1.

Состав для герметизации тюбинговых швов при капеже.

1.3

Плотность сухой смеси

Х

1

1,15

Х

1,1

1.5

Плотность смеси, готовой к применению

Х

1,9

2,1

Х

2,0

1.6

Начало схватывания

Х

Х

Х

не ранее 3

3

1.7

Конец схватывания

Х

Х

Х

не позднее 5

5

1.8

Температура применения:

Х

от +5

до +30

Х

От +5 до +30

1.15

Морозостойкость затвердевшего раствора:

Х

Х

Х

не менее 100

100

2

Состав для герметизации тюбинговых швов при интенсивных водопоступлениях.

2.2

Плотность сухой смеси:

Х

1,2

1,3

Х

1,3

2.4

Температура применения:

Х

более +2

не более +30

Х

От +5 до +30

2.5

Начало схватывания

Х

Х

Х

не ранее 1

1

2.6

Конец схватывания

Х

Х

Х

не позднее 3

3

2.13

Расход в пределах значений:

Х

1,6

1,7

Х

1,6

2.15

Морозостойкость затвердевшего раствора:

максимально до 300

Х

Х

Х

100

3

Состав для герметизации тюбинговых швов при водопоступлениях под давлениям

3.14

Температура хранения:

Х

от +5

до +30

Х

От +5 до +30

3.16

Наибольшее значение расхода состава:

25

Х

Х

Х

25

 

Таким образом, по словам представителя Организатора торгов, закупочная комиссия отклонила заявку ООО «СК «ПСР» от участия в процедуре Закупки согласно п. 4.2.1.2 Тома 1 Документации.

Комиссия СПб УФАС России, проанализировав заявки участников, также установила, что Заявитель в составе заявки на участие в Закупке предоставил Форму №3 «Сведения о наименовании и конкретных показателях товара», где указал по ряду показателей товаров значения показателей (характеристик) товаров, не соответствующие Приложения №3 к Заданию на проектирование Документации, а также п. 8 Инструкции по заполнению формы №3 Документации, вследствие чего закупочная комиссия Организатора торгов правомерно отклонила заявку ООО «СК «ПСР» на основании п. 4.2.1.2 Тома 1 Документации.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ООО «СК «ПСР» от участия в процедуре Закупки принято в порядке, соответствующем Документации.

При этом, учитывая факт подачи заявки на участие в Закупке, заявителем ООО «СК «ПСР» были приняты требования Документации, в том числе к составу заявки, а также выражено согласие с условиями участия в Закупке, которые Заявитель посчитал допустимыми и приемлемыми.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов при проведении процедуры Закупки в части отклонения заявки ООО «СК «ПСР» от участия в процедуре Закупки.

 

      1. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 31.05.2021 вх. №17940-ЭП/21) ООО «СК «ПСР» на действия закупочной комиссии ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970; ОГРН: 1027810223407) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по капитальному ремонту вестибюля и наклонного хода станции "Озерки" (извещение №32110263053) необоснованной.

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны