Решение №78/787/23, 78/788/23 Т02-8/23 по жалобе ООО «ПромЭнерго» от 17 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-8/23

12 января 2023 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от СПб ГУПДО «Пригородное» (далее – Организатор торгов) и ООО «ПромЭнерго» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 29.12.2022 вх. №33882-ЭП/22, от 30.12.2022 вх. №34073-ЭП/22) ООО «ПромЭнерго» на действия Организатора торгов СПб ГУПДО «Пригородное» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку строительных, хозяйственных товаров, инструментов, оборудования для нужд СПб ГУПДО «Пригородное» (извещение №32211982987), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

22 декабря 2022 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано извещение № 32211982987 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку строительных, хозяйственных товаров, инструментов, оборудования для нужд СПб ГУПДО «Пригородное» (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее — Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУПДО «Пригородное» (далее – Положение о закупках) в редакции от 30.09.2022, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

27 768 709,88 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

22.12.2022

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

30.12.2022 в 17:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

10.01.2023, 12.01.2023 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

СПб, ул. Ординарная, 4Б

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в следующем:

  • установлении ненадлежащего периода размещения извещения о Закупке;

  • установлении ненадлежащего срока подачи заявок на участие в Закупке после внесения в Документацию изменений.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

СПб ГУПДО «Пригородное» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «ПромЭнерго» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/36/23 от 09.01.2023, представлен.

Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/36/23 от 09.01.2023, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, а также равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее - информация о закупке). В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов ненадлежащего периода размещения извещения о Закупке:

Согласно ч. 1 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Как следует из п. 8 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки).

В соответствии с ч. 19 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении аукциона и документацию о закупке не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

На основании ч. 1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее также - конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства), осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ заказчик при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства размещает в единой информационной системе извещение о проведении аукциона в электронной форме в следующие сроки:

а) не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в случае, если начальная (максимальная) цена договора не превышает тридцать миллионов рублей;

б) не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в случае, если начальная (максимальная) цена договора превышает тридцать миллионов рублей.

Как следует из п. 1 информационной карты Документации (далее — Информационная карта) способ закупки - аукцион в электронной форме для субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с п. 41 Информационной карты, а также сведениями, размещенными в ЕИС, дата и время начала срока подачи заявок на участие в Закупке — 22.12.2022г.

На основании п. 43 Информационной карты, а также сведений, размещенный в ЕИС, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Закупке - 30.12.2022г. в 17 час 00 мин.

Заявитель в жалобе указывает на то, что согласно Документации и Положению о закупках заказчика извещение о проведении аукциона размещается не менее чем за 15 (пятнадцать) дней до проведения аукциона. В нарушение этого извещение размещено 22.12.2022, а окончание подачи заявок — 30.12.2022.

Представители Организатора торгов отметили, что подпунктом 2 пункта 2.9. раздела 2 главы 14 Особенности проведения закупок, участниками которых являются только СМСП и самозанятые Положения о закупках установлено:

«2.9. Заказчик при осуществлении конкурентной закупки с участием СМСП и самозанятых размещает в единой информационной системе извещение о проведении:

2) аукциона в электронной форме в следующие сроки:

а) не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в случае, если начальная (максимальная) цена договора не превышает тридцать миллионов рублей;

б) не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в случае, если начальная (максимальная) цена договора превышает тридцать миллионов рублей.

Представители Организатора торгов пояснили, что начальная (максимальная) цена договора по Закупке не превышает тридцать миллионов рублей, в связи с чем при размещении извещения о Закупке заказчик руководствовался положениями пп. «а» пп. 2 п. 2.9. раздела 2 главы 14 Положения о закупках.

Комиссия СПб УФАС России, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о соблюдении Организатором торгов требований к периоду размещения извещения о Закупке, установленных пп. «а» пп. 2 п. 2.9. раздела 2 главы 14 Положения о закупках, а также пп. «а» п. 2 ч. 3 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ.

Исходя из изложенного, по первому доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов ненадлежащего срока подачи заявок на участие в Закупке после внесения в Документацию изменений:

На основании ч. 11 ст. 4 Закона № 223-ФЗ изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

В соответствии с недействующей редакцией Документации, размещенной в ЕИС 22.12.2022, дата и время начала срока подачи заявок на участие в Закупке — 22.12.2022г. дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Закупке - 30.12.2022г. в 00 час 10 мин.

Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, 27.12.2022 в 00:55 (МСК) Организатором торгов внесены изменения в Документацию (размещена новая (действующая) редакция Документации), а также установлены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Закупке - 30.12.2022г. в 17 час 00 мин.

Заявитель в жалобе указывает на то, что 27.12.2022 заказчик внёс изменения в документацию, вместе с тем в нарушение требований п. 7.2 раздела 7 главы 10 Положения о закупках срок подачи заявок не был продлен надлежащим образом.

Как следует из п. 7.2 раздела 7 главы 10 Положения о закупках, изменения, вносимые в извещение и/или в документацию о закупке, о проведении аукциона в электронной форме, размещаются Заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке, не позднее чем в течение 3 (трёх) дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений. При этом срок подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме должен быть продлён так, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме этот срок подачи заявок составлял не менее половины срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме.

Представители Организатора торгов отметили, что 27.12.2022 заказчиком принято решение о внесении изменений в аукционную документацию, при этом срок подачи заявок был продлен до 17 час 30.12.2022 года.

Комиссия СПб УФАС России, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что Организатором торгов надлежащим образом не соблюдены требования п. 7.2 раздела 7 главы 10 Положения о закупках, ч. 11 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в части продления срока подачи заявок на участие в Закупке после внесения изменений в Документацию, поскольку с даты размещения в ЕИС указанных изменений (27.12.2022) до даты окончания срока подачи заявок на участие в Закупке (30.12.2022) оставалось менее половины срока подачи заявок на участие в Закупке, установленного Положением о закупке для данного способа закупки.

Исходя из изложенного, по второму доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по неправомерному установлению ненадлежащего срока окончания подачи заявок на участие в Закупке после внесения изменений в Документацию, не соответствующего условиям Положения о закупках, нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 8 ч. 10, ч. 11 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также порядка продления срока подачи заявок на участие в закупке в случае внесения изменений в документацию о закупке, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

Представители Организатора торгов отметили, что 10.01.2023 года заключен договор № 2022.246172. Информация о заключенном договоре внесена в реестр договоров в ЕИС № 57825096313230000020000.

На основании ч. 19 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ в случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

Уведомлением Санкт-Петербургского УФАС России исх. № 78/36/23 от 09.01.2023 Организатор торгов в установленном законом порядке был уведомлен о принятии к рассмотрению жалобы Заявителя.

Комиссией СПб УФАС России установлено, что договор № 2022.246172 от 10.01.2023 по результатам Закупки был заключен после получения Организатором торгов уведомления о поступлении жалобы ООО «ПромЭнерго» и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. № 78/36/23 от 09.01.2023), что не соответствует положениям ч. 19 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России признает ничтожным заключенный в рамках процедуры Закупки договор № 2022.246172 от 10.01.2023, как подписанный с нарушением положений ч. 19 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу (от 29.12.2022 вх. №33882-ЭП/22, от 30.12.2022 вх. №34073-ЭП/22) ООО «ПромЭнерго» на действия Организатора торгов СПб ГУПДО «Пригородное» (ИНН: 7825096313, ОГРН: 1037843010501) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку строительных, хозяйственных товаров, инструментов, оборудования для нужд СПб ГУПДО «Пригородное» (извещение №32211982987) обоснованной.

2) Признать в действиях Организатора торгов СПб ГУПДО «Пригородное» (ИНН: 7825096313, ОГРН: 1037843010501) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку строительных, хозяйственных товаров, инструментов, оборудования для нужд СПб ГУПДО «Пригородное» (извещение №32211982987) нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 8 ч. 10, ч. 11 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также порядка продления срока подачи заявок на участие в закупке в случае внесения изменений в документацию о закупке, допущенное путем неправомерного установления ненадлежащего срока окончания подачи заявок на участие в Закупке после внесения изменений в Документацию, не соответствующего условиям Положения о закупках.

3) Организатору торгов СПб ГУПДО «Пригородное» (ИНН: 7825096313, ОГРН: 1037843010501) и его закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, допущенных при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку строительных, хозяйственных товаров, инструментов, оборудования для нужд СПб ГУПДО «Пригородное» (извещение №32211982987), путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки, возврата заявок на участие в Закупке, продления срока подачи заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

12 января 2023 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

на основании решения Комиссии от 12.01.2023 № Т02-8/23 по жалобе на действия организатора торгов СПб ГУПДО «Пригородное» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку строительных, хозяйственных товаров, инструментов, оборудования для нужд СПб ГУПДО «Пригородное» (извещение №32211982987, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Организатору торгов СПб ГУПДО «Пригородное» (ИНН: 7825096313, ОГРН: 1037843010501) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку строительных, хозяйственных товаров, инструментов, оборудования для нужд СПб ГУПДО «Пригородное» (извещение №32211982987), путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки, возврата заявок на участие в Закупке, продления срока подачи заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим положением о закупках организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 10 февраля 2023 года с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны