Решение №78/787/23, 78/788/23 Т02-8/23 по жалобе ООО «ПромЭнерго» от 17 января 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-8/23
12 января 2023 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
с участием представителей от СПб ГУПДО «Пригородное» (далее – Организатор торгов) и ООО «ПромЭнерго» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 29.12.2022 вх. №33882-ЭП/22, от 30.12.2022 вх. №34073-ЭП/22) ООО «ПромЭнерго» на действия Организатора торгов СПб ГУПДО «Пригородное» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку строительных, хозяйственных товаров, инструментов, оборудования для нужд СПб ГУПДО «Пригородное» (извещение №32211982987), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
22 декабря 2022 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано извещение № 32211982987 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку строительных, хозяйственных товаров, инструментов, оборудования для нужд СПб ГУПДО «Пригородное» (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее — Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУПДО «Пригородное» (далее – Положение о закупках) в редакции от 30.09.2022, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
27 768 709,88 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
22.12.2022 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
30.12.2022 в 17:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
10.01.2023, 12.01.2023 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
СПб, ул. Ординарная, 4Б |
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в следующем:
-
установлении ненадлежащего периода размещения извещения о Закупке;
-
установлении ненадлежащего срока подачи заявок на участие в Закупке после внесения в Документацию изменений.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
СПб ГУПДО «Пригородное» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «ПромЭнерго» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/36/23 от 09.01.2023, представлен.
Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/36/23 от 09.01.2023, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, а также равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее - информация о закупке). В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.
По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов ненадлежащего периода размещения извещения о Закупке:
Согласно ч. 1 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Как следует из п. 8 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки).
В соответствии с ч. 19 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении аукциона и документацию о закупке не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
На основании ч. 1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее также - конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства), осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ заказчик при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства размещает в единой информационной системе извещение о проведении аукциона в электронной форме в следующие сроки:
а) не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в случае, если начальная (максимальная) цена договора не превышает тридцать миллионов рублей;
б) не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в случае, если начальная (максимальная) цена договора превышает тридцать миллионов рублей.
Как следует из п. 1 информационной карты Документации (далее — Информационная карта) способ закупки - аукцион в электронной форме для субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с п. 41 Информационной карты, а также сведениями, размещенными в ЕИС, дата и время начала срока подачи заявок на участие в Закупке — 22.12.2022г.
На основании п. 43 Информационной карты, а также сведений, размещенный в ЕИС, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Закупке - 30.12.2022г. в 17 час 00 мин.
Заявитель в жалобе указывает на то, что согласно Документации и Положению о закупках заказчика извещение о проведении аукциона размещается не менее чем за 15 (пятнадцать) дней до проведения аукциона. В нарушение этого извещение размещено 22.12.2022, а окончание подачи заявок — 30.12.2022.
Представители Организатора торгов отметили, что подпунктом 2 пункта 2.9. раздела 2 главы 14 Особенности проведения закупок, участниками которых являются только СМСП и самозанятые Положения о закупках установлено:
«2.9. Заказчик при осуществлении конкурентной закупки с участием СМСП и самозанятых размещает в единой информационной системе извещение о проведении:
2) аукциона в электронной форме в следующие сроки:
а) не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в случае, если начальная (максимальная) цена договора не превышает тридцать миллионов рублей;
б) не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в случае, если начальная (максимальная) цена договора превышает тридцать миллионов рублей.
Представители Организатора торгов пояснили, что начальная (максимальная) цена договора по Закупке не превышает тридцать миллионов рублей, в связи с чем при размещении извещения о Закупке заказчик руководствовался положениями пп. «а» пп. 2 п. 2.9. раздела 2 главы 14 Положения о закупках.
Комиссия СПб УФАС России, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о соблюдении Организатором торгов требований к периоду размещения извещения о Закупке, установленных пп. «а» пп. 2 п. 2.9. раздела 2 главы 14 Положения о закупках, а также пп. «а» п. 2 ч. 3 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ.
Исходя из изложенного, по первому доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов ненадлежащего срока подачи заявок на участие в Закупке после внесения в Документацию изменений:
На основании ч. 11 ст. 4 Закона № 223-ФЗ изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.
В соответствии с недействующей редакцией Документации, размещенной в ЕИС 22.12.2022, дата и время начала срока подачи заявок на участие в Закупке — 22.12.2022г. дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Закупке - 30.12.2022г. в 00 час 10 мин.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, 27.12.2022 в 00:55 (МСК) Организатором торгов внесены изменения в Документацию (размещена новая (действующая) редакция Документации), а также установлены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Закупке - 30.12.2022г. в 17 час 00 мин.
Заявитель в жалобе указывает на то, что 27.12.2022 заказчик внёс изменения в документацию, вместе с тем в нарушение требований п. 7.2 раздела 7 главы 10 Положения о закупках срок подачи заявок не был продлен надлежащим образом.
Как следует из п. 7.2 раздела 7 главы 10 Положения о закупках, изменения, вносимые в извещение и/или в документацию о закупке, о проведении аукциона в электронной форме, размещаются Заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке, не позднее чем в течение 3 (трёх) дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений. При этом срок подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме должен быть продлён так, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме этот срок подачи заявок составлял не менее половины срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме.
Представители Организатора торгов отметили, что 27.12.2022 заказчиком принято решение о внесении изменений в аукционную документацию, при этом срок подачи заявок был продлен до 17 час 30.12.2022 года.
Комиссия СПб УФАС России, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что Организатором торгов надлежащим образом не соблюдены требования п. 7.2 раздела 7 главы 10 Положения о закупках, ч. 11 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в части продления срока подачи заявок на участие в Закупке после внесения изменений в Документацию, поскольку с даты размещения в ЕИС указанных изменений (27.12.2022) до даты окончания срока подачи заявок на участие в Закупке (30.12.2022) оставалось менее половины срока подачи заявок на участие в Закупке, установленного Положением о закупке для данного способа закупки.
Исходя из изложенного, по второму доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по неправомерному установлению ненадлежащего срока окончания подачи заявок на участие в Закупке после внесения изменений в Документацию, не соответствующего условиям Положения о закупках, нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 8 ч. 10, ч. 11 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также порядка продления срока подачи заявок на участие в закупке в случае внесения изменений в документацию о закупке, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
Представители Организатора торгов отметили, что 10.01.2023 года заключен договор № 2022.246172. Информация о заключенном договоре внесена в реестр договоров в ЕИС № 57825096313230000020000.
На основании ч. 19 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ в случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.
Уведомлением Санкт-Петербургского УФАС России исх. № 78/36/23 от 09.01.2023 Организатор торгов в установленном законом порядке был уведомлен о принятии к рассмотрению жалобы Заявителя.
Комиссией СПб УФАС России установлено, что договор № 2022.246172 от 10.01.2023 по результатам Закупки был заключен после получения Организатором торгов уведомления о поступлении жалобы ООО «ПромЭнерго» и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. № 78/36/23 от 09.01.2023), что не соответствует положениям ч. 19 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России признает ничтожным заключенный в рамках процедуры Закупки договор № 2022.246172 от 10.01.2023, как подписанный с нарушением положений ч. 19 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (от 29.12.2022 вх. №33882-ЭП/22, от 30.12.2022 вх. №34073-ЭП/22) ООО «ПромЭнерго» на действия Организатора торгов СПб ГУПДО «Пригородное» (ИНН: 7825096313, ОГРН: 1037843010501) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку строительных, хозяйственных товаров, инструментов, оборудования для нужд СПб ГУПДО «Пригородное» (извещение №32211982987) обоснованной.
2) Признать в действиях Организатора торгов СПб ГУПДО «Пригородное» (ИНН: 7825096313, ОГРН: 1037843010501) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку строительных, хозяйственных товаров, инструментов, оборудования для нужд СПб ГУПДО «Пригородное» (извещение №32211982987) нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 8 ч. 10, ч. 11 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также порядка продления срока подачи заявок на участие в закупке в случае внесения изменений в документацию о закупке, допущенное путем неправомерного установления ненадлежащего срока окончания подачи заявок на участие в Закупке после внесения изменений в Документацию, не соответствующего условиям Положения о закупках.
3) Организатору торгов СПб ГУПДО «Пригородное» (ИНН: 7825096313, ОГРН: 1037843010501) и его закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, допущенных при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку строительных, хозяйственных товаров, инструментов, оборудования для нужд СПб ГУПДО «Пригородное» (извещение №32211982987), путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки, возврата заявок на участие в Закупке, продления срока подачи заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
12 января 2023 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
на основании решения Комиссии от 12.01.2023 № Т02-8/23 по жалобе на действия организатора торгов СПб ГУПДО «Пригородное» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку строительных, хозяйственных товаров, инструментов, оборудования для нужд СПб ГУПДО «Пригородное» (извещение №32211982987, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Организатору торгов СПб ГУПДО «Пригородное» (ИНН: 7825096313, ОГРН: 1037843010501) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку строительных, хозяйственных товаров, инструментов, оборудования для нужд СПб ГУПДО «Пригородное» (извещение №32211982987), путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки, возврата заявок на участие в Закупке, продления срока подачи заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим положением о закупках организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 10 февраля 2023 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.