Решение №78/30466/22 Т02-640/22 по жалобе ИП Панкина Н. А. от 20 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-640/22

15 декабря 2022 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от ООО «ГЭХ Закупки» (далее – Организатор торгов) и АО «РЭПХ» (далее — Заказчик) путем видеоконференцсвязи; в отсутствие представителей от ИП Панкина Н. А. (далее — Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и способе рассмотрения жалобы;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 06.12.2022 вх. №31313-ЭП/22) ИП Панкина Н. А. на действия Организатора торгов ООО «ГЭХ Закупки» при организации и проведении конкурентного отбора КО №653/КО - Экспресс-доставка документов и грузов для нужд АО «РЭП Холдинг» (23-003) (извещение №32211890461), заслушав пояснения,

УСТАНОВИЛА:

28 ноября 2022 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано извещение № 32211890461 о проведении конкурентного отбора КО №653/КО - Экспресс-доставка документов и грузов для нужд АО «РЭП Холдинг» (23-003) (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее — Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «РЭПХ» (далее – Положение о закупках) в редакции от 20.09.2022, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

1 800 000,00 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

28.11.2022

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

06.12.2022 в 10:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

до 30.12.2022 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

http://etp.gpb.ru

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении в Документации требования к исполнителю о наличии сертификата ТАРА (Transported Asset Protection Association).

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

АО «РЭПХ» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ИП Панкина Н. А. в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/29305/22 от 09.12.2022, представлен.

Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/29305/22 от 09.12.2022, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее - информация о закупке). В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

На основании ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Согласно п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупки, а также требования к участникам такой закупки.

Как следует из п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

В соответствии с п. 1.10.3 Документации состав и содержание заявки указаны в п. 5.7.1., а также разделах 7 и 8 Документации. Заявка должна содержать всю информацию и документы, подлежащие включению в заявку согласно требованиям Документации.

Пунктом 5.7.1 Документации установлен перечень форм и документов, которые должна включать заявка на участие в Закупке.

Согласно п. 2.6.3 Документации Организатор с привлечением экспертов Заказчика в соответствии с распорядительным документом о проведении конкурентного отбора проводит анализ заявки на соответствие обязательным требованиям Документации, в том числе на наличие и надлежащее оформление документов, определенных Документацией, в том числе включая, но не ограничиваясь, документами, определенными в Документации (разделы 7, 8 и иные разделы Документации).

На основании п. 2.6.6 Документации по результатам анализа заявок и проверки информации об участниках, проведенных Организатором, комиссия вправе отклонить заявку в случае отсутствия документов, определенных Документацией, а также их ненадлежащего оформления, предусмотренного к порядку заполнения документов Заявки, указанного
в инструкциях о заполнении форм документов, определенных Документацией, а также в иных разделах Документации.

Разделом 8 Документации регламентировано техническое задание на оказание услуг по экспресс-доставке документов и грузов для нужд АО «РЭПХ» (далее — Техническое задание).

Пунктом 6.2 Технического задания установлено требование к исполнителю о наличии сертификата ТАРА (Transported Asset Protection Association).

Заявитель в жалобе указывает на то, что в соответствии с пунктом 6.2 Технического задания заказчик установил ряд требований к исполнителю, в частности: «наличие сертификата ТАРА (Transported Asset Protection Association)». Сертификат ТАРА (Transported Asset Protection Association) - это платный сертификат международного стандарта и аудита, система не обязательной, а добровольной сертификации. Данный сертификат не является обязательным в рамках законодательства РФ. Соответственно, требовать наличие данного сертификата - это явное ограничение количества участников. При этом в соответствии с пунктом 2.6.6. Документации комиссия вправе отклонить заявку в следующих случаях: – отсутствие документов, определенных Документацией, а также их ненадлежащее оформление, предусмотренное к порядку заполнения документов заявки, указанному в инструкциях о заполнении форм документов, определенных Документацией, а также в иных разделах Документации. Требуемый сертификат ТАРА (Transported Asset Protection Association) даже не входит в критерии оценки заявок участников. Вместе с тем отсутствие у участника закупки сертификатов добровольной необязательной сертификации не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам проведения закупки, что ограничивает количество участников закупки.

Представители Организатора торгов отметили, что разделом 6 Технического задания установлены требования именно к исполнителю договора, а не участнику Закупки. Условие о наличии сертификата ТАРА предусмотрены для отношений, складывающихся на этапе оказания услуг по экспресс-доставке документов и грузов в процессе исполнения заключаемого по результатам проведения КО договора. То есть, данное требование нисколько не мешает потенциальным участникам сформировать заявку для участия в закупке и направить ее. Так, Документацией КО № 653/КО не установлено требование к участникам в части предъявления сертификата ТАРА при подаче заявки. Наличие указанного сертификата не входит в перечень документов, которые обязан представить претендент для допуска к участию в закупке. Таким образом, условие о наличии сертификата не влияет на права участников закупочной процедуры, на равные условия доступа к процедуре и на конкуренцию между ними. Соответственно, возможность участия в закупочной процедуре, доступ к процедуре, круг участников и возможность участника стать его победителем не поставлены в зависимость от наличия у него сертификата ТАРА, что исключает ограничение числа потенциальных участников.

Представители Организатора торгов также отметили, что в соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации). Так, важность наличия сертификата TAPA при исполнении договора обусловлена также перечнем внутрироссийских/международных отправлений (приложение № 1 к Техническому заданию). Условия договора, заключенного по результатам закупочной процедуры, будут распространяться и на международные отношения. Сертификат TAPA во всем мире является признанным свидетельством высокого стандарта безопасности для цепей поставок и для хранения грузов. Сертификат TAPA у грузоперевозчиков подтверждает, что приняты все необходимые меры для защиты их продукции, выполняется проверка инфраструктуры обеспечения безопасности складов, обеспечивается специальная подготовка сотрудников, выявляются и оцениваются потенциальные риски на протяжении всей транспортной цепочки. При этом, согласно проекту договора, являющимся неотъемлемым приложением к Документации, установлено следующее: «п. 2.2. Исполнитель вправе: 2.2.1. При оказании услуг действовать как самостоятельно, так и с помощью привлеченных лиц, оставаясь ответственным за их действия». Таким образом, исполнитель при исполнении договора может привлекать при необходимости грузоперевозчиков, у которых есть в наличии сертификат ТАРА.

Комиссией СПб УФАС России установлено, что Документацией не предусмотрено требование к участникам Закупки о предоставлении в составе заявки на участие в Закупке сертификата ТАРА (Transported Asset Protection Association). Требование о наличии указанного сертификата, указанное в п. 6.2 Технического задания, установлено в отношении исполнителя и предъявляется на этапе исполнения обязательств по договору. Таким образом, наличие указанного сертификата не является условием допуска к участию в процедуре Закупки.

Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что требование о наличии у исполнителя сертификата ТАРА (Transported Asset Protection Association), указанное в п. 6.2 Технического задания, обусловлено потребностью заказчика, соответствует предмету проводимой процедуры Закупки, а также не выступает ограничивающим фактором участия в процедуре Закупки, поскольку отсутствие указанного сертификата на момент подачи заявки на участие в Закупке согласно условиям Документации не является основанием для отклонения заявки от участия в Закупке и, как следствие, возможность участия в Закупке, в том числе возможность стать победителем Закупки не поставлены в зависимость от наличия у потенциального участника Закупки сертификата ТАРА (Transported Asset Protection Association). При этом в соответствии с условиями Документации исполнитель может привлечь при необходимости соисполнителей, у которых есть в наличии требуемый сертификат, уже после подведения итогов Закупки.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России находит довод жалобы Заявителя неподтвержденным, вследствие чего не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 06.12.2022 вх. №31313-ЭП/22) ИП Панкина Н. А. на действия Организатора торгов ООО «ГЭХ Закупки» (ИНН: 7733667750, ОГРН: 5087746050145) при организации и проведении конкурентного отбора КО №653/КО - Экспресс-доставка документов и грузов для нужд АО «РЭП Холдинг» (23-003) (извещение №32211890461) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны