Решение №78/43622/19, 78/43623/19 Т02-819/19 по жалобе ООО «Магистраль Импекс» от 30 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-819/19

26 декабря 2019 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Организатор торгов); от ООО «Магистраль Импекс» (далее — Заявитель);

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 16.12.2019 вх. № 38078-ЭП/19) ООО «Магистраль Импекс» на действия закупочной комиссии Организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Закупочная комиссия) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку составов многокомпонентных (извещение № 31908552582), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

21 ноября 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 31908552582 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку составов многокомпонентных (далее – Закупка), включая документацию об аукционе (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Положение о закупках) в редакции от 01.10.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

65 000 000,00 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

21.11.2019

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

09.12.2019 в 08:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

13.12.2019 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

СПб, Лиговский пр., д.88

 

На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре № 31908552582 не был заключен договор.

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО «Магистраль Импекс» от участия в процедуре Закупки.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

ГУП «Петербургский метрополитен» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Магистраль Импекс» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/42061/19 от 19.12.2019, представлен.

Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/42061/19 от 19.12.2019, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

      1. информационная открытость закупки;

      2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

      3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

      4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Закупке № 31908552582-01 от 13.12.2019 заявка ООО «Магистраль Импекс» (порядковый номер заявки: № 2) была отклонена от участия в процедуре Закупки по следующим основаниям: «Заявка не соответствует требованиям аукционной документации на основании п. 4.2.1.1.3 тома 1 аукционной документации, в связи с несоответствием заявки участника требованиям аукционной документации: в составе заявки участника предоставлена банковская гарантия, в которой указаны обязательства принципала, представить бенефициару подписанный со своей стороны договор (контракт) в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения проекта договора от бенефициара (п.1 банковской гарантии). Данные обязательства противоречат условиям п. 5.9 тома 1 аукционной документации, согласно которым договор должен быть подписан электронной подписью победителем (единственным участником) не позднее трех рабочих дней со дня получения проекта договора».

Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно ч. 25 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением проведения закупки в соответствии со статьей 3.4 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.

На основании п. 2.4.4 тома 1 Документации заявка должна быть оформлена  в соответствии с требованиями аукционной документации, в том числе должны быть представлены все предусмотренные аукционной документацией  сведения (информация) и документы, составленные, оформленные и заверенные, в соответствии с требованиями аукционной документации, а также должны быть представлены все формы, составленные и  оформленные  в соответствии с требованиями документации. Все документы должны быть представлены в полном объеме и читаемом виде. Файл электронного документа должен быть доступен для прочтения. В заявке должны отсутствовать противоречивые и недостоверные сведения.

Заявка участника состоит из документов и сведений, входящих в состав заявки, установленных томом 2 аукционной документацией и ценового предложения. Приложение каких-либо документов к ценовому предложению не допускается.

Как следует из п. 2.3.3 тома 1 Документации, участник представляет обеспечение заявки в случаях, если обеспечение заявки предусмотрено томом 2.

В соответствии с п. 4.1.14 тома 2 Документации участник должен соответствовать обязательным требованиям: Предоставление обеспечения заявки.

На основании п. 5.1 тома 2 Документации заявка, подготовленная участником, должна обязательно содержать документы и формы, предусмотренные пунктом 5 тома 2. Форма должна быть оформлена в строгом соответствии с требованиями тома 1 и тома 2.

Пунктом 5.2.2 тома 2 Документации установлено, что в составе заявки участником должна быть представлена безотзывная банковская гарантия обеспечения заявки (оформленная в соответствии с  требованиями Тома 1 аукционной документации и Формы №2, при условии выбора ими способа обеспечения заявки путем предоставления банковской гарантии).

Согласно п. 2.3.5 тома 1 Документации в случае установления аукционной документацией (по аукциону в целом или по отдельному лоту) обеспечения заявки, участие в аукционе (лоте) возможно только при наличии на счете участника на электронной площадке, на которой проводится аукцион, денежных средств в размере не менее, чем размер обеспечения заявки, предусмотренной аукционной документацией или при предоставлении в составе заявки банковской гарантии. Размер обеспечения заявки на участие в аукционе составляет от 0,5 % до 5 % от начальной (максимальной) цены договора (цены лота, максимального значения цены договора). Срок действия банковской гарантии должен составлять не менее, чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок.

В качестве обеспечения заявок принимаются только гарантии, выданные банками, которые соответствуют требованиям, установленным в Постановлении Правительства РФ от 12.04.2018 N 440. Банковская гарантия должна быть безотзывной и содержать:

  • условие о сумме гарантии;

  • перечень обязательств, исполнение которых обеспечивается;

  • условие об обязанности банка уплатить заказчику неустойку в размере 0,1% суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;

  • условие, согласно которому обязательства банка по гарантии считаются исполненными с момента фактического поступления денежных сумм на счет заказчика;

  • информацию о сроке действия банковской гарантии, срок ее действия должен составлять не менее двух месяцев с даты окончания срока подачи заявок;

  • условие о том, что если требование по банковской гарантии подписано лицом, не указанным в ЕГРЮЛ в качестве имеющего право действовать без доверенности от имени заказчика, последний одновременно с требованием должен направить банку документ (доверенность), подтверждающий полномочия указанного лица

  • условие о том, что заказчик вправе списать со счета банка денежные средства в бесспорном порядке, если банк в течение пяти рабочих дней не исполнил требование заказчика об уплате суммы по гарантии;

  • право заказчика представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование уплатить по ней денежную сумму в размере обеспечения заявки, установленном в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке.

Не допускается включать в банковскую гарантию требование о том, что заказчик должен представить банку копии судебных актов, которые подтверждают неисполнение обязательств, обеспечиваемых гарантией.

Как следует из п. 3 Формы № 2 «Обеспечение заявки (Банковская гарантия)» (далее — Форма № 2), обязательными для включения в банковскую гарантию являются следующие сведения: «Обстоятельствами, при наступлении которых ГАРАНТОМ выплачивается БЕНЕФИЦИАРУ Сумма Гарантии или ее часть, являются обстоятельства неисполнения, и (или) ненадлежащего исполнения ПРИНЦИПАЛОМ обязательств по заключению договора участником закупки, обязательств по предоставлению до заключения Договора Заказчику обеспечения исполнения договора (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке установлены требования обеспечения исполнения Договора и срок его предоставления установлен до заключения Договора)».

Пунктом 4.2.1.1.3 тома 1 Документации установлено, что заявка участника отклоняется от участия в процедуре Закупки в случае, если заявка участника не соответствует техническому заданию, заданию на проектирование, техническим требованиям, проекту договора, извещению, иным требованиям аукционной документации, либо, товары (работы, услуги) предлагаемые участником, являющиеся предметом аукциона, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, в случае если законодательством Российской Федерации установлены такие требования.

Представитель Организатора торгов пояснила, что в составе заявки ООО «Магистраль Импекс» была представлена банковская гарантия, в пункте 1 которой указаны обязательства принципала представить бенефициару подписанный со своей стороны договор в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения проекта договора от бенефициара. Изложенное в банковской гарантии обязательство принципала по предоставлению подписанного договора в течение 5 рабочих дней с даты получения проекта договора от бенефициара, исполнение которого обеспечивается гарантией, противоречит требованиям п. 5.9 тома 1 Документации, согласно которым договор должен быть подписан электронной подписью победителем (единственным участником) не позднее трех рабочих дней со дня получения проекта договора.

Представитель Организатора торгов также отметила, что в случае признания победителем процедуры Закупки ООО «Магистраль Импекс» и последующего нарушения со стороны ООО «Магистраль Импекс» порядка заключения договора по итогам Закупки, указанного в Документации, а именно предоставления подписанного проекта договора на 4-й рабочий день в нарушение требований Документации, условия, указанные в п. 1 банковской гарантии, представленной в составе заявки ООО «Магистраль Импекс», не позволяют заказчику требовать от гаранта выплату суммы гарантии, которая указана в Документации.

Пунктом 5.9 тома 1 Документации установлено, что договор должен быть подписан электронной подписью победителем (единственным участником) не позднее трех рабочих  дней со дня получения.

Вместе с тем Комиссия СПб УФАС России полагает, что требование, изложенное в п. 5.9 тома 1 Документации, регламентирует порядок действий победителя процедуры Закупки на этапе заключения договора и не устанавливает требований к содержанию банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в Закупки.

Комиссией СПб УФАС России установлено, что Документацией не предусмотрено требование по указанию в банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в Закупки, условий о сроках предоставления подписанного договора.

Комиссия СПб УФАС России, проанализировав заявку ООО «Магистраль Импекс», представленную в заседание Комиссии СПб УФАС России для обозрения, установила, что Заявитель ООО «Магистраль Импекс» в составе заявки на участие в Закупке в качестве обеспечения заявки представил банковскую гарантию № 541955 от 03.12.2019, которая содержала все сведения, обязательные для включения в данную банковскую гарантию согласно требованиям Документации, в том числе условие о том, что обстоятельствами, при наступлении которых гарантом выплачивается сумма гарантии, являются обстоятельства:

  • уклонение или отказ принципала заключить контракт по итогам Закупки;

  • непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных законом, до заключения контракта бенефициару обеспечения исполнения контракта, заключаемого по итогам Закупки (п. 4 банковской гарантии № 541955 от 03.12.2019).

Более того, Комиссия СПб УФАС России полагает, что регламент работы электронной площадки (далее — ЭТП) не подразумевает возможность подписания договора победителем Закупки в нарушение условий Документации, таким образом, в случае уклонения или отказа ООО «Магистраль Импекс» заключить договор по итогам Закупки, условия, указанные в п. 1 банковской гарантии № 541955 от 03.12.2019, не лишают заказчика возможности на требование о выплате суммы гарантии, о чем прямо указано в п. 4 банковской гарантии № 541955 от 03.12.2019, представленной в составе заявки ООО «Магистраль Импекс».

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что банковская гарантия № 541955 от 03.12.2019, представленная в составе заявки ООО «Магистраль Импекс» в качестве обеспечения заявки на участие в Закупке содержала все необходимые условия, обязательные для включения в данную банковскую гарантию согласно требованиям Документации, вследствие чего решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ООО «Магистраль Импекс» от участия в процедуре Закупки принято в порядке, не соответствующем Документации.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов по неправомерному отклонению заявки ООО «Магистраль Импекс» от участия в процедуре Закупки в порядке, не соответствующем Документации, нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в Документации о Закупке, допущенное при проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу (от 16.12.2019 вх. № 38078-ЭП/19) ООО «Магистраль Импекс» на действия Закупочной комиссии Организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку составов многокомпонентных (извещение № 31908552582) обоснованной.

2) Признать в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в Документации о Закупке, допущенное путем неправомерного отклонения заявки ООО «Магистраль Импекс» от участия в процедуре Закупки в порядке, не соответствующем Документации.

3) Выдать Организатору торгов ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407) и его Закупочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку составов многокомпонентных (извещение № 31908552582), путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки, повторного проведения этапов рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

26 декабря 2019 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

на основании решения Комиссии от 26.12.2019 № Т02-819/19 по жалобе на действия закупочной комиссии организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку составов многокомпонентных (извещение № 31908552582, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Организатору торгов ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку составов многокомпонентных (извещение № 31908552582), путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки, повторного проведения этапов рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим положением о закупках организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 31 января 2020 года с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны