Решение №78/27076/23 Т02-549/23 по жалобе ИП Тараканова В.В. от 30 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-549/23

 

25 октября 2023 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> ;

с участием представителей ИП Тараканова В.В. (далее – Заявитель) до перерыва путем видеоконференцсвязи, ОАО "РЖД" (далее — Заказчик) после перерыва путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 09.10.2023 вх. №25517-ИП/23, от 10.10.2023 № 25748-ЭП/23) ИП Тараканова В.В. на действия закупочной комиссии ОАО «РЖД» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 1912/ОКЭ-ДЖВ/23 на право заключения договора на оказание услуг по уборке кровли и прочих конструкций от снега и наледи вокзальных комплексов (вокзалы Московский, Ладожский, Финляндский, Витебский, Балтийский, Выборг, Псков, Петрозаводск, Мурманск, Бологое-Московское, Тверь, Ленинградский) (извещение №32312765019, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

14 сентября 2023 года на сайте ЭТП ООО «РТС-тендер» в сети Интернет было опубликовано извещение №32312765019 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 1912/ОКЭ-ДЖВ/23 на право заключения договора на оказание услуг по уборке кровли и прочих конструкций от снега и наледи вокзальных комплексов (вокзалы Московский, Ладожский, Финляндский, Витебский, Балтийский, Выборг, Псков, Петрозаводск, Мурманск, Бологое-Московское, Тверь, Ленинградский), включая документацию о Закупке (далее – Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», версия 42 от 03.04.2023 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

6 057 902,40 ₽

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

14.09.2023

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

29.09.2023 в 09:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и
оценки заявок (по местному времени заказчика)

04.10.2023 (МСК)

02.11.2023 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

http://www.rts-tender.ru

 

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия закупочной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ИП Тараканова В.В. от участия в Закупке согласно протоколу подведения итогов от 04.10.2023 № 1912/ОКЭ-ДЖВ/23/1.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/25512/23 от 12 октября 2023 года, представлены в заседание Комиссии.

В заседании Комиссии объявлялся перерыв до 14-00 (МСК) 25.10.2023.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

ОАО «РЖД» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Как следует из ч. 1 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ, конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно ч. 16 ст. 4 Закона №223-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе определить:

1) конкретную закупку, сведения о которой не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе;

2) перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе;

3) перечень оснований неразмещения в единой информационной системе информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор;

4) перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются конкретными заказчиками, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 № 301 «Об основаниях неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры», а также согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 14.03.2022 № 24-03-08/18813 «О направлении информации по вопросам осуществления закупок отдельными видами юридических лиц в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 2022 г. № 301» установлено, что заказчики, в отношении которых иностранными государствами введены санкции и меры ограничительного характера, обязаны не размещать в единой информационной системе в сфере закупок сведения о закупках. Таким образом, с учетом вышеуказанных нормативных правовых актов, а также принимая во внимание тот факт, что ОАО «РЖД» является заказчиком, в отношении которого иностранными государствами введены санкции и меры ограничительного характера, информация о проводимых закупках ОАО «РЖД» в настоящее время не публикуется в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте https://zakupki.gov.ru/.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

В соответствии с протоколом подведения итогов от 04.10.2023 № 1912/ОКЭ-ДЖВ/23/1 заявка ИП Тараканова В.В. (участник № 1) отклонена от участия в Закупке на основании пункта 3.9.4.4 документации о закупке в связи с несоответствием технического предложения требованию пункта 3.20.2 документации о закупке, а именно: техническое предложение участника содержит объем услуг, указанный справочно и не подлежащий выполнению.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

В силу ч. 16 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Согласно п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).

В силу п. 3.9.4.4 Документации участник конкурса не допускается к участию в конкурсе, в том числе в связи с несоответствием конкурсной заявки требованиям конкурсной документации.

Пунктом 3.20.2 Документации установлено, что техническое предложение должно содержать все показатели и характеристики товаров, работ, услуг, условия исполнения договора, предусмотренные конкурсной документацией и необходимые для рассмотрения и оценки конкурсной заявки участника. Характеристики товаров, работ, услуг должны быть изложены таким образом, чтобы при рассмотрении и оценке заявок не допускалось их неоднозначное толкование, числовые показатели при описании характеристик товаров, работ, услуг должны быть указаны в абсолютных величинах.

В соответствии с п. 1 Технического задания Документации услуги оказываются в пределах суммы заключенного договора, согласно стоимости за единицу. Оказание услуг осуществляется по заявкам Заказчика на основании фактической потребности. Итоговая сумма договора не влечёт обязанность Заказчика по заказу услуг на всю сумму. При заказе услуг в меньшем объёме контрагент не вправе требовать от Заказчика каких-либо компенсаций, убытков, возмещений и прочих имущественных предоставлений, а также не вправе требовать пересмотра стоимости услуг по договору и/или изменения любых иных условий договора.

Представители Заказчика отметили, что в заявке ИП Тараканова В.В. Заявителем была указана следующая информация:

Московский вокзал (7 900,00 м²)

Ладожский вокзал (5 500,00 м²)

Финляндский вокзал (1 200,00 м²)

Витебский вокзал (3 100,00 м²)

Балтийский вокзал (6 000,00 м²)

Выборг вокзал (2 000,00 м²)

Псков вокзал (2 400,00 м²)

Петрозаводск вокзал (3 500,00 м²)

Мурманск вокзал (6 400,00 м²)

Бологое-Московское вокзал (2 800,00 м²)

Тверь вокзал (1 200,00 м²)

Ленинградский вокзал (13 800,00 м²)

В свою очередь в пп. «а» п. 1 технического предложения Заявителя было указано, что, участник, подавая настоящее техническое предложение, обязуется выполнить работы (оказать услуги), предусмотренные настоящим техническим предложением, в полном соответствии… и т.д.

Представители Заказчика пояснили, что таким образом из технического предложения ИП Тараканова В.В. следовало, что Заявитель обязуется оказать услуги в том объеме, который указан в техническом предложении, что в свою очередь не соответствовало условиям Технического задания Документации. Согласно позиции Заказчика предметом Закупки является уборка кровли и прочих конструкций от снега и наледи вокзальных комплексов, что в свою очередь не позволяет Заказчику указать конкретный объем оказываемых услуг, в связи с чем в Техническом задании Документации предусмотрено оказание услуг по заявкам Заказчика исходя из фактической потребности в данной услуге, вместе с тем объем, который указал Заявитель в своем техническом предложении, также указан Заказчиком в приложении № 2 к Техническому заданию в качестве справочной информации, с той целью чтобы потенциальные участники понимали, какой примерно объем услуг им необходимо будет выполнить.

При этом в сноске 1 приложения № 2 к Техническому заданию Документации указано, что объем услуг указан справочно, выполнению не подлежит. Оказание услуг осуществляется по заявке Заказчика на основании фактической потребности».

Кроме того, в соответствии с п. 2.2 проекта договора Документации оплата оказанных Исполнителем Услуг по договору осуществляется поэтапно в срок не более 7 (семи) рабочих дней со дня подписания Заказчиком акта сдачи-приемки оказанных услуг (далее – акт сдачи-приемки), путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Исполнителя, указанный в разделе 14 настоящего Договора.

В п. 2.2 проекта договора Документации также указано, что под этапом в рамках настоящего Договора понимается календарный месяц, за который производится сдача-приемка оказанных Услуг».

Представители Заказчика отметили, что, как указывалось ранее, для оказания услуг по предмету закупки Заказчик направляет победителю закупки заявку на оказание услуг по предмету закупки.

В приложении № 1 к Техническому заданию Документации установлена Форма заявки на уборку кровли и прочих конструкций от снега и наледи вокзала, в которой Заказчик обязан указать необходимый объем оказания услуг исходя из фактической потребности, соответственно, итоговой объем и итоговая стоимость оказанных услуг будет определяться исходя из фактически оказанных услуг исполнителем с последующей оплатой таких услуг.

Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России также установлено, что заявка ИП Тараканова В.В. в числе прочего содержала ненадлежащие противоречивые сведения в отношении объема оказываемых услуг, вследствие чего решение закупочной комиссии Заказчика об отклонении от участия в Закупке заявки ИП Тараканова В.В. принято в соответствии с условиями Документации.

На основании изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит доводы жалобы неподтвержденными и не усматривает нарушений в действиях Заказчика при организации и проведении процедуры Закупки.

 

4. Рассмотрев жалобу (от 09.10.2023 вх. №25517-ИП/23, от 10.10.2023 № 25748-ЭП/23) ИП Тараканова В.В. на действия закупочной комиссии ОАО «РЖД» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 1912/ОКЭ-ДЖВ/23 на право заключения договора на оказание услуг по уборке кровли и прочих конструкций от снега и наледи вокзальных комплексов (вокзалы Московский, Ладожский, Финляндский, Витебский, Балтийский, Выборг, Псков, Петрозаводск, Мурманск, Бологое-Московское, Тверь, Ленинградский) (извещение №32312765019), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях закупочной комиссии ОАО «РЖД» нарушений при проведении Закупки.

  На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 09.10.2023 вх. №25517-ИП/23, от 10.10.2023 № 25748-ЭП/23) ИП Тараканова В.В. на действия закупочной комиссии ОАО «РЖД» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 1912/ОКЭ-ДЖВ/23 на право заключения договора на оказание услуг по уборке кровли и прочих конструкций от снега и наледи вокзальных комплексов (вокзалы Московский, Ладожский, Финляндский, Витебский, Балтийский, Выборг, Псков, Петрозаводск, Мурманск, Бологое-Московское, Тверь, Ленинградский) (извещение №32312765019) необоснованной.

 

 

<...>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны