Решение №78/29335/20 Т02-683/20 по жалобе ООО "Гелиос" от 28 сентября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-683/20
24 сентября 2020 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей ПАО «Ленэнерго» (далее – Организатор торгов) и ООО "Гелиос" (далее – Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу ООО "Гелиос" (от 16.09.2020 вх.№33937/20) на действия организатора торгов ПАО «Ленэнерго» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на модернизацию ПС-108, ПС-502, ПС-Петродворец, ПС-77, ПС-196, ПС-23, ПС-521, ПС-33, ПС-514, ПС-212, ПС-527, ПС-140, ПС-612, ПС-705, ПС-614, ПС-621, ПС-155, ПС-80, ПС-611, ПС-618, ПС-45, ПС-704, ПС-87, ПС-17, ПС-18, ПС-27, ПС-89, ПС-97, ПС-174, ПС-19, ПС-39, ПС-40, ПС-65, ПС-95, ПС-102, ПС-127, ПС-145, ПС-161, ПС-223, ПС-609 в части оборудования противопожарной защитой категорированных объектов ПАО «Ленэнерго» (Поставка оборудования, СМР, ПНР) (202003) (извещение №32009467759), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
04 сентября 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
№32009467759 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на модернизацию ПС-108, ПС-502, ПС-Петродворец, ПС-77, ПС-196, ПС-23, ПС-521, ПС-33, ПС-514, ПС-212, ПС-527, ПС-140, ПС-612, ПС-705, ПС-614, ПС-621, ПС-155, ПС-80, ПС-611, ПС-618, ПС-45, ПС-704, ПС-87, ПС-17, ПС-18, ПС-27, ПС-89, ПС-97, ПС-174, ПС-19, ПС-39, ПС-40, ПС-65, ПС-95, ПС-102, ПС-127, ПС-145, ПС-161, ПС-223, ПС-609 в части оборудования противопожарной защитой категорированных объектов ПАО «Ленэнерго» (Поставка оборудования, СМР, ПНР) (далее – Закупка), включая документацию о закупке (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Единым Стандартом закупок ПАО «Россети» (далее – Положение о закупках), версия 35 от 04.09.2020, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
186 675 912,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
04.09.2020 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
21.09.2020 в 11:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок |
25.09.2020 (МСК) 21.10.2020 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
196247, г. Санкт-Петербург, пл. Конституции, д.1 |
2. В жалобе Заявитель оспаривает действия Организатора торгов по необоснованному неразмещению в составе Документации проектной и сметной документации, являющейся обязательной к предоставлению заказчиком исполнителю при выполнении строительно-монтажных и пусконаладочных работ.
Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы, истребованные уведомлением № 78/28635/20 от 21.09.2020 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора закупки, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения.
ПАО «Ленэнерго» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с
ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
В соответствии с п.п. 1, 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, а также описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ извещение об осуществлении закупки в обязательном порядке должно содержать предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).
Согласно ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Согласно п. 3 ч. 2 Документации описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона 223-ФЗ установлено в разделе V «Техническое задание» документации о закупке.
Следуя п. 1.7 Технического задания Документации, состав и объем работ: Поставка оборудования, строительно-монтажные (СМР), пусконаладочные работы (ПНР) и сдача в эксплуатацию средств противопожарной защиты на объектах ПАО «Ленэнерго» (ПС-108, ПС-502, ПС-Петродворец, ПС-77, ПС-196, ПС-23, ПС-521, ПС-33, ПС-514, ПС-212, ПС-527, ПС-140, ПС-612, ПС-705, ПС- 614, ПС-621, ПС-155, ПС-80, ПС-611, ПС-618, ПС-45, ПС-704, ПС-87, ПС-17, ПС-18, ПС-27, ПС-89, ПС-97, ПС-174, ПС-19, ПС-39, ПС-40, ПС-65, ПС-95, ПС- 102, ПС-127, ПС-145, ПС-161, ПС-223, ПС-609) в соответствии с разработанной рабочей документацией, перечень которой указан в Приложении №1.
Приказом Минрегиона России от 9 декабря 2008 г. № 274 утвержден перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень). В соответствии с этим перечнем саморегулируемые организации (далее - СРО) в области строительства, проектирования, инженерных изысканий осуществляют допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Согласно ч. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Следуя ч. 6 ст. 52 ГрК РФ, лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией.
Согласно ч. 2 ст. 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
При этом, в составе Документации проектная и сметная документация не размещена.
Согласно позиции Организатора торгов положениями статьи 5 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» установлен исчерпывающий перечень сведений, в отношении которых осуществляющим предпринимательскую деятельность лицом не может быть установлен режим коммерческой тайны.
В соответствии с положениями пункта 30 постановления Правительства Российской Федерации от 19.09.2015 № 993 «Об утверждении требований к обеспечению безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса» информация, содержащаяся в проектной документации, в части технических и проектных решений является информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям пункта 6 статьи 8 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» любая информация, содержащаяся в паспортах безопасности, относится к категории ограниченного доступа.
Совокупность положений действующего законодательства и локальных актов ПАО «Ленэнерго» позволяют установить в отношении проектной и сметной документации по рассматриваемой закупке режим ограниченного доступа.
Также, в п. 1.2 Технического задания Документации установлен порядок ознакомления участников с проектной и сметной документацией. В частности указан адрес места ознакомления: (Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1), а также контакты ответственного должностного лица (главный специалист отдела по режиму и охране ПАО «Россети Ленэнерго» Козлов В.Е., тел.: 595-86-82, адрес электронной почты: Kozlov.VE@lenenergo.ru).
Представители Организатора торгов пояснили, что при формировании Документации проектная и сметная документация была также размещена на официальном портале ПАО «Россети». При обращении к ответственному должностному лицу каждому участнику будет предоставлен подробный порядок дистанционного ознакомления с проектной и сметной документацией, включающий в себя форму соглашения о конфиденциальности, форму акта приема-передачи информации, а также уникальную ссылку и пароль для получения доступа к запрашиваемым материалам.
Таким образом доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалобы Заявителя, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по доводам жалобы не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу ООО "Гелиос" (от 16.09.2020 вх.№33937/20) на действия организатора торгов ПАО «Ленэнерго» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на модернизацию ПС-108, ПС-502, ПС-Петродворец, ПС-77, ПС-196, ПС-23, ПС-521, ПС-33, ПС-514, ПС-212, ПС-527, ПС-140, ПС-612, ПС-705, ПС-614, ПС-621, ПС-155, ПС-80, ПС-611, ПС-618, ПС-45, ПС-704, ПС-87, ПС-17, ПС-18, ПС-27, ПС-89, ПС-97, ПС-174, ПС-19, ПС-39, ПС-40, ПС-65, ПС-95, ПС-102, ПС-127, ПС-145, ПС-161, ПС-223, ПС-609 в части оборудования противопожарной защитой категорированных объектов ПАО «Ленэнерго» (Поставка оборудования, СМР, ПНР) (202003) (извещение №32009467759), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях организатора торгов ПАО «Ленэнерго» нарушений порядка организации и проведения процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Гелиос" (от 16.09.2020 вх.№33937/20) на действия организатора торгов ПАО «Ленэнерго» (ИНН 7803002209, ОГРН 1027809170300) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на модернизацию ПС-108, ПС-502, ПС-Петродворец, ПС-77, ПС-196, ПС-23, ПС-521, ПС-33, ПС-514, ПС-212, ПС-527, ПС-140, ПС-612, ПС-705, ПС-614, ПС-621, ПС-155, ПС-80, ПС-611, ПС-618, ПС-45, ПС-704, ПС-87, ПС-17, ПС-18, ПС-27, ПС-89, ПС-97, ПС-174, ПС-19, ПС-39, ПС-40, ПС-65, ПС-95, ПС-102, ПС-127, ПС-145, ПС-161, ПС-223, ПС-609 в части оборудования противопожарной защитой категорированных объектов ПАО «Ленэнерго» (Поставка оборудования, СМР, ПНР) (202003) (извещение №32009467759) необоснованной.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.