Решение №78/8695/24 Т02-167/24 по жалобе ООО "АЛТИ ГРУПП" от 4 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-167/24

 

01 апреля 2024 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> ;

с участием представителей ГУП «Петербургский метрополитен» (далее — Заказчик) и ООО "АЛТИ ГРУПП" (далее – Заявитель) путём видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу ООО "АЛТИ ГРУПП" (от 21.03.2024 вх. № 7294-ЭП/24, от 25.03.2024 вх. № 7606-ЭП/24) на действия заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по оснащению арочными металлодетекторами входной зоны вестибюля станции «Удельная» с оснащением ограждающими конструкциями (извещение №32413386570, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

14 марта 2024 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №32413386570 (далее — Извещение) о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по оснащению арочными металлодетекторами входной зоны вестибюля станции «Удельная» с оснащением ограждающими конструкциями, включая документацию о Закупке (далее – Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Положение о закупках), версия 68 от 02.02.2024, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

6 248 270,64 ₽

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

14.03.2024

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

22.03.2024 в 10:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

26.03.2024

28.03.2024

5.

Место рассмотрения заявок

СПб, Лиговский пр. 88

 

2. Заявитель полагает, что в Документации содержатся необоснованно ограничивающие конкуренцию требования к закупаемому товару, в силу которых возможна поставка продукции единственного производителя.

Заявитель указывает, что совокупность характеристик, установленных в Техническом задании Документации свидетельствует о том, что Заказчиком к приобретению планируется исключительно металлодетектор SmartScan C18, при этом, указание Заказчиком о возможности поставки эквивалента носит лишь формальный характер и не соответствует действительности.

Заявитель отмечает, что в Документации установлено требование о наличии сертификата соответствия требованиям ПП РФ № 969, при этом данный сертификат имеется только у двух производителей арочных металлодетекторов: Смартскан и RADARPLUS, однако, такой параметр как «Наличие клавиатуры, позволяющей осуществлять настройку металлодетектора и диагностику неисправностей» присутствует только у металлодетектора Смартскан.

Заявитель также указывает, что им 19.03.2024 через функционал электронной площадки был направлен запрос на разъяснение аукционной документации, оставленный Заказчиком без ответа.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Документы, истребованные уведомлением №78/7719/24 от 26.03.2024 года, представлены в заседание Комиссии.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Как следует из п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

ГУП «Петербургский метрополитен» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Следуя ч. 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ, для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Частью 18 статьи 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

В силу п.п. 1, 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, а также описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

На основании ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Также, согласно п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В силу п. 1.1 Тома 2 Документации и п. 1.1 Технического задания Документации предметом аукциона является выполнение работ по оснащению арочными металлодетекторами входной зоны вестибюля станции «Удельная» с оснащением ограждающими конструкциями.

В приложении № 1 к Техническому заданию Документации установлены требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, товара используемого для выполнения работы, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям.

При этом, указанные требования значениям показателей (характеристик) товара содержат, в том числе, показатели с максимальными и минимальными значениями, не ограничиваясь при этом только показателями, значения которых не могут изменяться. Кроме того, в столбце «Товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара» приложения № 1 к Техническому заданию Документации по п. 1 Заказчиком указано «SmartScan С18 (или эквивалент)».

Согласно требованиям п. 5.2.2 Тома 2 Документации, в составе первой части своей заявки участник закупки должен был предоставить на товар, указанный в извещении с товарным знаком со словами «или эквивалент» в случае, если участник предлагает поставку товара, который является эквивалентным товару, указанному в документации: Наименование и показатели товара, заполненные в соответствии с Формой «Сведения о наименовании и показателях товара» и инструкцией по ее заполнению (Форма № 2).

В соответствии с требованиями инструкции по заполнению Формы № 2 Документации для данного товара установлены следующие виды показателей:

- Показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения;

- Показатели, которые определяются диапазоном значений;

- Показатели, значения которых не могут изменяться.

Кроме того, требованиями п.п. 2, 3 инструкции по заполнению Формы №2 предусмотрено следующее:

- в столбце «Товарный знак» участник закупки может указать товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии) предлагаемого товара.

В случае отсутствия товарного знака участник в данном столбце может указать информацию, позволяющую однозначно идентифицировать предлагаемый товар (указывается наименование конкретного товара (материала, оборудования), имеющегося в линейке изготовителя). С целью идентификации товара в указанном столбце должна быть указана следующая информация: фирменное (уникальное) наименование материла (при наличии) либо артикул производителя, либо модель, либо модификацию, либо торговую марку и т.п.

Отсутствие в заявке на участие в закупке товарного знака не является основанием для отклонения заявки на участие закупке.

- в столбце «Наименование производителя товара» участник закупки указывает наименование изготовителя предлагаемого товара, место нахождения (юридический адрес) производителя товара.

Отсутствие в заявке на участие в закупке наименования производителя товара, а также местонахождения (юридический адрес) производителя товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.

Представители Заказчика отметили, что Документация, в т.ч. Техническое задание, требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, товара используемого для выполнения работы, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям, Проект договора не содержат каких-либо указаний о необходимости поставки исключительно товара «SmartScan С18». Наоборот, приложение № 1 к Техническому заданию Документации, а также требования п. 5.2.2 Тома 2 Документации однозначно свидетельствуют о возможности поставки товаров с другими товарными знаками, товаров других производителей и т.д., при условии их соответствия установленным Заказчиком требованиям.

В соответствии с требованиями федерального законодательства о транспортной безопасности (Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и постановление Правительства РФ от 08.10.2020 № 1641 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов)») ГУП «Петербургский метрополитен», как субъект транспортной инфраструктуры, обязан обеспечить бесперебойную работу технических средств обеспечения транспортной безопасности, в частности, стационарных арочных металлодетекторов (далее - АМД).

Согласно позиции Заказчика требование о наличии клавиатуры, позволяющей осуществить настройку металлодетектора и диагностику неисправностей, установлено Заказчиком ввиду следующих обстоятельств:

- использование АМД с кнопочной клавиатурой по причине возможности дальнейшей эксплуатации в случае выхода из строя части кнопок клавиатуры управления, а также стойкость кнопочной клавиатуры к воздействию агрессивных сред в процессе эксплуатации в условиях действующего метрополитена;

- высокая стоимость ремонта АМД при неисправности сенсорного экрана в сравнении с кнопочной клавиатурой;

- простой АМД в нарушение требований федерального законодательства о транспортной безопасности в результате выхода из строя сенсорного экрана вследствие негативного воздействия агрессивных сред на сенсорный экран, а именно металлизированной пыли, изменения температурного режима (от -5 до +30 °С) с высоким уровнем влажности образовывающейся в условиях действующего метрополитена.

Представители Заказчика отметили, что помимо приведённых в жалобе марок стационарных арочных металлодетекторов, существуют и другие металлодетекторы (Гаррет PD 65001, НЕВОД-ТБ, B2scan SD1000, МТД-КА, Гаррет MZ 6100), обладающие сертификатом соответствия требованиям постановления Правительства РФ от 26.09.2016 № 969 и обладающие клавиатурой, позволяющей осуществлять настройку и диагностику неисправностей АМД. Таким образом стационарный арочный металлодетектор «SmartScanC18» не является единственным возможным оборудованием, которое может быть использовано при выполнении работ.

Представители Заказчика пояснили, что применение светодиодных систем, в том числе, зависит от схем включения сигнальных огней светофора, а также тока и напряжения контрольного реле. Принципиальным отличием является величина электропитания схемы 25-ЗОВ для ССТ-160 и 10-12В для МТ-1. Так, для установки другого типа (отличного от заявленных характеристик в технических требованиях) светодиодных систем заказчику потребуется внесение значительных изменений и переработка схем включения сигнальных огней.

Представители Заказчика отметили, что на участие в Закупке было подано три заявки, соответствующие требованиям Документации, все три участника Закупки приняли участие в торгах.

Согласно ч. 2 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

В соответствии с ч. 3 ст. 3.2 Закона № 223-Ф3 в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Согласно п. 1.4.1 Тома 1 Документации каждый участник вправе направить в адрес электронной площадки, на которой проводится аукцион, в сроки, установленные аукционной документацией, запрос о разъяснении положений извещения и документации.

Пункт 1.4.4 Тома 1 Документации предусматривает, что запросы о разъяснении положений документации, поступившие позднее, чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок, указанного в извещении, не рассматриваются.

При этом, в п.п. 1.4.5, 1.4.6 Тома 1 Документации установлены даты начала и окончания срока подачи участниками запросов на разъяснения:

1.4.5. Дата начала срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке: «14» марта 2024 года.

1.4.6. Дата окончания срока подачи участниками запросов на разъяснения: «18» марта 2024 года.

Также, в п. 9.3 Тома 2 Документации установлены дата и время окончания срока подачи заявки на участие в аукционе: «22» марта 2024 года «10» час. «00» мин.

Представители Заказчика пояснили, что запросы на разъяснение положений аукционной документации были направлены 19.03.2024, т.е. уже после установленного срока подачи запросов на разъяснение. В свою очередь, исходя из положений ч. 3 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ, п. 1.4.4 Тома 1 Документации, Заказчик был вправе не осуществлять разъяснение положений аукционной документации по таким запросам.

На основании изложенного по жалобе Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит доводы жалобы неподтвержденными и не усматривает нарушений в действиях Заказчика при организации и проведении процедуры Закупки.

 

4. Рассмотрев жалобу ООО "АЛТИ ГРУПП" (от 21.03.2024 вх. № 7294-ЭП/24, от 25.03.2024 вх. № 7606-ЭП/24) на действия заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по оснащению арочными металлодетекторами входной зоны вестибюля станции «Удельная» с оснащением ограждающими конструкциями (извещение №32413386570), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях ГУП «Петербургский метрополитен» нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.

  На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО "АЛТИ ГРУПП" (от 21.03.2024 вх. № 7294-ЭП/24, от 25.03.2024 вх. № 7606-ЭП/24) на действия заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН 7830000970, ОГРН 1027810223407) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по оснащению арочными металлодетекторами входной зоны вестибюля станции «Удельная» с оснащением ограждающими конструкциями (извещение №32413386570) необоснованной.

 

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны