Решение №78/8646/21 Т02-258/21 по жалобе ООО «НПП «Изумруд» от 30 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе №Т02-258/21

25 марта 2021 года                                                                  Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

<...>

с участием представителей от ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Организатор торгов), от ООО «НПП «Изумруд» (далее — Заявитель) путём видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 09.03.2021 вх. №7830-ЭП/21) ООО «НПП «Изумруд» на действия ГУП «Петербургский метрополитен» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку средства дезинфицирующего (извещение №32009845742, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

24 декабря 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение №32009845742 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку средства дезинфицирующего (далее – Извещение), включая аукционную документацию (далее - Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Положение о закупках) версия 45 от 31.08.2020, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

25 000 000,00 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

24.12.2020

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

11.02.2021 в 10:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

15.02.2021, 17.02.2021 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

СПб, Лиговский пр., д.88

 

На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре №32009845742 не был заключен договор.

 

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном направлении ООО «НПП «Изумруд» проекта договора на подписание, содержащего недостоверные, по мнению Заявителя, сведения о цене за единицу товара.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства .

В соответствии с п. 4 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

ГУП «Петербургский метрополитен» относится к унитарным предприятиям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с
ч. 2 ст. 2 Закона
№ 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

 

4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласилась. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «НПП «Изумруд» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/6608/21 от 11.03.2021, представлен.

Также документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/6608/21 от 11.03.2021, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

В заседании Комиссии Санкт-Петербургским УФАС России объявлялся перерыв в рассмотрении жалобы до 25.03.2021 в 14:15.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Как следует из ч. 4 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.

Согласно ч. 15 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.

В разделе 5 тома 1 Документации содержится порядок заключения договора.

На основании п. 5.9 тома 1 Документации составленный заказчиком договор направляется победителю (единственному участнику)  с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки для подписания в течение 5 календарных дней со дня размещения в единой информационной системе протокола комиссии.

Согласно п. 5.11 тома 1 Документации договор и приложения к нему должны быть подписаны победителем (единственным участником) в соответствии с проектом договора, являющимся  неотъемлемой частью извещения и документации. Своим участием в закупке участник подтверждает свое согласие с условиями закупки. Изменение условий договора победителем (единственным участником) в одностороннем порядке не допускается.

Как следует из п. 5.12 тома 1 Документации, в случае наличия разногласий по проекту договора, направленного заказчиком, участник такой закупки составляет протокол разногласий с указанием замечаний к положениям проекта договора, не соответствующим извещению,  документации и своей заявке, с указанием соответствующих положений данных документов. Протокол разногласий направляется заказчику с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки не позднее 3 календарных дней со дня получения договора. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего договора не более чем один раз.

Заказчик рассматривает протокол разногласий в течение 3 календарных дней с даты получения  и направляет участнику такой закупки доработанный проект договора либо повторно направляет проект договора с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания.

Доработанный проект договора либо повторно направленный проект договора без изменений должен быть подписан победителем (единственным участником) в течение 5 календарных  дней  со дня его получения с обязательным предоставлением  обеспечения исполнениядоговора (в случае, если оно было установлено извещением, документацией): платежного поручения или банковской  гарантии.

В соответствии с п. 5.11 тома 1 Документации в случае наличия разногласий по проекту договора, направленного заказчиком, участник такой закупки составляет протокол разногласий с указанием замечаний к положениям проекта договора, не соответствующим извещению,  документации и своей заявке, с указанием соответствующих положений данных документов. Протокол разногласий направляется заказчику с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки не позднее 3 календарных дней со дня получения договора. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего договора не более чем один раз.

Заказчик рассматривает протокол разногласий в течение 3 календарных дней с даты получения  и направляет участнику такой закупки доработанный проект договора либо повторно направляет проект договора с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания.

Доработанный проект договора либо повторно направленный проект договора без изменений должен быть подписан победителем (единственным участником) в течение 5 календарных  дней  со дня его получения с обязательным предоставлением  обеспечения исполнения договора (в случае, если оно было установлено извещением, документацией): платежного поручения или банковской  гарантии.

Как следует из п. 5.16 тома 1 Документации, исполнение договора осуществляется на условиях, предусмотренных договором. Заказчик вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке на условиях договора.

В соответствии с п. 5.18 тома 1 Документации возможно изменение сроков поставки, а также изменение цены единицы товара, работы, услуги  при исполнении договора:

- Изменение цены единицы товара, работы, услуги в меньшую сторону.

В соответствии с п. 1.4 тома 2 Документации максимальное значение цены договора составляет 25 000 000,00 руб., в т.ч. НДС.

Общая начальная (максимальная) цена единицы товаров составляет: 420,00 руб., в т.ч. НДС.

Согласно п. 1.6.3 Документации цена предлагаемого товара должна быть указана с учетом затрат на транспортировку, упаковку, тару, страхование, уплату налогов (в том числе НДС), таможенных пошлин, сборов и других платежей, связанных с поставкой.

Как следует из п. 1.6.7 тома 2 Документации, цена каждого товара, определяется путем снижения цены единицы товара пропорционально снижению общей начальной (максимальной) цены единицы товара.

Подача ценовых предложений проводится путем снижения общей начальной (максимальной) цены единицы товара.

Стоимость единицы товара рассчитывается с применением коэффициента снижения к начальной (максимальной) стоимости единицы товара, указанной в приложении № 1 к Тому 2 аукционной документации.

Оплата поставленных товаров осуществляется по цене единицы товара исходя из объема фактически поставленных товаров, но в размере, не превышающем максимального значения цены договора, указанного в документации.

В соответствии с п. 5.2.2 тома 2 Документации в составе первой части заявки предоставляется:

- Согласие участника исполнить условия договора, указанные в извещении и документации, предоставляется по Форме №3 или предоставляется с применением программно-аппаратных средств электронной площадки.

- В случае, если участник  предлагает поставку товара, который является эквивалентным товару, указанному в документации:

- Наименование и показатели товара, заполненные в соответствии с Формой № 2 «Сведения о наименовании и конкретных показателях товара» и инструкцией по ее заполнению.

В Приложении №1 к тому 2 Документации установлена следующая начальная (максимальная) стоимость единицы товара: 

Расчет НМЦ

Номенклатурный номер

Наименование

товара

Ед. измерения

Цена с НДС в руб. за ед.

 
 

1

113011238

Средство

дезинфицирующее

Л

420,00

 

Согласно п. 1.1 тома 2 Документации предметом Закупки является поставка средства дезинфицирующего.

Поставка товара осуществляется в соответствии с техническими требованиями аукционной документации (Том 3).

В Приложении №2 к Техническим требованиям тома 3 Документации содержатся требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям, в частности:

 

№ п/п

Краткое наименование МПЗ (по системе SAP)

Товарный знак, наименование страны происхождения товара

№ показателя

Показатель (характеристика) МПЗ, ЕИ

Требования к значениям показателей (характеристик)

1

Средство дезинфицирующее

средство дезинфицирующее «УНИДЕЗ-500» или эквивалент

4

Тара (фасовка), л

5

В соответствии с Проектом договора тома 4 Документации спецификация оформляется в соответствии с предложением участника, признанного победителем торгов с указанием срока поставки (установленного документацией о закупке), номенклатурного номера товара, цены за единицу и цены договора с учетом коэффициента снижения, предложенного победителем торгов.

Cогласно итоговому протоколу по Закупке от 18.02.2021, размещенного на сайте единой информационной системы https://zakupki.gov.ru (далее — ЕИС) 20.02.2021, победителем Закупки было признано ООО «НПП «Изумруд» (участник №570217) с предложенной начальной (максимальной) ценой единицы товара 28,90 руб.

02 марта 2021 года Организатором торгов посредством функционала ЭТП был направлен в адрес Заявителя проекта договора на поставку средства дезинфицирующего для подписания победителем Закупки.

Срок для подписания договора и предоставления обеспечения исполнения договора в соответствии с Документацией — 09.03.2021.

03.03.2021 ООО «НПП «Изумруд» с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки был направлен протокол разногласий с просьбой изложить наименование столбца «Цена за единицу товара, в т.ч. НДС, руб.» Приложения № 1 (Спецификация) к проекту договора с учётом того, что ООО «НПП «Изумруд» находится на упрощённой системе налогообложения, а также с учётом того, что единицей измерения в соответствии со спецификацией является 1 литр.

04.03.2021 проект договора был повторно направлен победителю на подписание посредством функционала ЭТП.

С учетом направления протокола разногласий доработанный проект договора должен был быть подписан ООО «НПП «Изумруд» не позднее 09.03.2021. В аналогичный срок должно было быть предоставлено обеспечение исполнения договора (платежное поручение или банковская гарантия).

В тот же день, 04.03.2021, от ООО «НПП «Изумруд» поступил второй протокол разногласий со следующим замечанием: «дополнить раздел 3 проекта договора определением, которое однозначно трактует понятие «единица товара», как 1 литр, т.к. из Приложения № 1 (Спецификация) следует, что единицей товара является канистра объёмом 5 литров, что противоречит ответу на запрос на разъяснение документации от 19.01.2021, в соответствии с которым начальная максимальная цена указана за 1 литр дезинфицирующего средства. Из указанного выше следует, что предложенная ООО НПП «ИЗУМРУД» в ходе аукциона цена заказчиком в направленном на подписание проекте договора снижена в пять раз и составляет 5,78 руб. за 1 литр из-за неверной трактовки понятия «единица товара».

По состоянию на 10.03.2021 договор от имени ООО «НПП «Изумруд» подписан не был, обеспечение исполнения договора не предоставлено, в связи с чем, руководствуясь п. 5.13. Тома 1 аукционной документации и п. 2.3.3.11. Положения о закупках, ООО «НПП «Изумруд» считается уклонившимся от заключения договора и утрачивает обеспечение заявки.

Представитель Организатора торгов пояснила, что направление повторного протокола разногласий противоречило требованиям п. 5.12. Тома 1 Документации и п. 2.3.3.10. Положения о закупках, на основании чего заявленные ООО «НПП «Изумруд» во втором протоколе разногласий требования не были учтены Организатором торгов, и таким образом, не был представлен письменный ответ об отказе учесть заявленные требования.

Вместе с тем, 18.01.2021 на электронную площадку поступил запрос на разъяснение положений аукционной документации следующего содержания:

«Уважаемый Заказчик! Просим пояснить при расчете суммы предлагаемого к поставке товара, мы должны учитывать цену за 1 литр дезинфицирующего средства или за тару 5 литров?».

19.01.2021 в на Официальном сайте Организатором торгов был размещен следующий ответ на указанный запрос:

«В ответ на Ваш запрос сообщаем, что цена дезинфицирующего средства указана за литр. Так же сообщаем, что товар должен соответствовать требованиям и условиям поставки, указанным в Приложении № 1, 2 к Техническим требованиям (Том 3 аукционной документации)».

Таким образом, в Документации под единицей товара подразумевался 1 литр дезинфицирующего средства. В соответствии со Спецификацией к проекту договора, направленному на подписание в адрес ООО «НПП «Изумруд», была установлена цена за единицу товара в соответствии с ценовым предложением ООО «НПП «Изумруд» - 28,90 руб. Также, Спецификацией установлена единица измерения товара - JI (т.е. литр, в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения (ОКЕИ).

Таким образом, из Спецификации проекта договора Документации и Спецификации проекта договора, заполненного в соответствии со сведениями, представленными Заявителем в составе заявки, и направленного ООО «НПП «Изумруд» для подписания в установленный Документацией срок, однозначно следовало, что цена 28,90 руб. установлена за единицу товара, т.е. за литр, а не за тару объемом 5 литров.

Таким образом, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о том, что Организатором торгов был направлен посредством функционала ЭТП в адрес Заявителя проект договора, в котором содержались условия о цене за единицу товара, соответствующие предложению Заявителя о цене за единицу товара, а единица измерения соответствовала Приложению №1 к тому 2 Документации и Спецификации тома 2 Документации, а именно была указана цена за 1 литр дезинфицирующего средства.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при проведении процедуры Закупки в рамках процедуры заключения договора с ООО «НПП «Изумруд».

  На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 09.03.2021 вх. №7830-ЭП/21) ООО «НПП «Изумруд» на действия ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН 7830000970, ОГРН 1027810223407) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку средства дезинфицирующего (извещение №32009845742) необоснованной.

 

<...>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны