Решение №78/17951/24 принятое по жалобе физического лица от 8 июля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ,
принятое по результатам рассмотрения жалобы
Смирнова А.В.
Резолютивная часть решения оглашена «03» июля 2024
В полном объеме решение изготовлено «08» июля 2024 Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России) в составе:
<...> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
<...> – заместителя начальника отдела контроля торгов органов власти, члена Комиссии;
<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов органов власти, члена Комиссии;
В отсутствие:
<...> (далее — Заявитель); Тепловой Е.П. (далее – Организатор торгов, Финансовый управляющий), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте заседания комиссии.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), рассмотрев жалобу <...> (вх. №15921-ЭП/24 от 18.06.2024) на действия Организатора торгов – Финансового управляющего Тепловой Е.П. при организации и проведении торгов посредством прямой продажи (извещение размещено на сайте https://bankrot.fedresurs.ru/ №14574414), документы и сведения по торгам, представленные сторонами, заслушав их пояснения,
УСТАНОВИЛА:
Сообщение №14574414 о проведении торгов посредством прямой продажи размещено на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве https://bankrot.fedresurs.ru/.
Предметом торгов является:
Транспортное средство: Шкода Рапид, 2018 г.в.
Идентификационный номер VIN XW8AG2NH4KK106697
Цвет: черный
Стоимость имущества - 320 000 руб.
Заявитель в жалобе указывает на неправомерные действия Организатора торгов в части проведения торгов посредством прямой продажи.
Организатор торгов с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения.
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества должника регулируется Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о несостоятельности), а также Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 «Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 № 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России» (далее – Приказ).
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Как установлено Комиссией, определением от 17.05.2024 по делу №А56-102051/2022/полож2 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области утвердил Положение о порядке, об условиях и сроках реализации имущества должника по заявлению финансового управляющего (далее - Положение). Ни определение суда, ни Положения в установленные сроки обжалованы не были.
Согласно абзацам 1 и 2 пункта 1 статьи 213.26 Закона о несостоятельности в течение одного месяца с даты окончания проведения описи и оценки имущества гражданина финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд положение о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина с указанием начальной цены продажи имущества. Данное положение утверждается арбитражным судом и должно соответствовать правилам продажи имущества должника, установленным статьями 110, 111, 112, 139 настоящего Федерального закона.
В силу разъяснений в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» положение о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества должника - гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем и не имевшего этого статуса ранее, утверждается судом, рассматривающим дело о банкротстве, на основании соответствующего ходатайства финансового управляющего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 213.26 Закона о несостоятельности имущество гражданина, часть этого имущества подлежат реализации на торгах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, если иное не предусмотрено решением собрания кредиторов или определением арбитражного суда. Драгоценности и другие предметы роскоши, стоимость которых превышает сто тысяч рублей, и вне зависимости от стоимости недвижимое имущество подлежат реализации на открытых торгах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 3.1 Положения, утвержденного определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.05.2024 по делу №А56-102051/2022/полож2, имущество должника подлежит продаже путем проведения прямого предложения без проведения торгов на основании заявок покупателей, что не противоречит положениям действующего законодательства, позволяющего в силу пункта 3 статьи 213.26 Закона о несостоятельности предусмотреть такой порядок решением собрания кредиторов и (или) арбитражного суда.
Пунктом 3.8 Положения продажа имущества должника является открытой по форме подачи предложений на заключение договора купли-продажи.
Таким образом, процедура продажи имущества должника (сообщение на сайте ЕФРСБ №14574414 от 11.06.2024) не является конкурсной.
С учетом правовой позиции, изложенной в определении от 26.04.2022 №309-ЭС21-27706 Верховного Суда Российской Федерации, а также определении Верховного Суда РФ от 03.10.2022 №295-ПЭК22 по делу №А34-2459/2020, Санкт-Петербургское УФАС России сообщает следующее.
В определении от 26.04.2022 №309-ЭС21-27706 Верховный Суд Российской Федерации указал на отсутствие у антимонопольного органа полномочий по контролю за проведением торгов по продаже имущества должника в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве и регламентированных положениями статей 110, 139 Закона о несостоятельности (банкротстве).
Данная позиция Суда основана на пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», где указано, что антимонопольный контроль допускается в отношении процедур, обязательность проведения которых прямо предусмотрена законом и введена в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования.
В определении от 26.04.2022 №309-ЭС21-27706 Верховный Суд Российской Федерации указано, что осуществление антимонопольного контроля за торгами, проводимыми в рамках дел о банкротстве, не является безусловным и в каждом случае требует обоснования со стороны антимонопольного органа с точки зрения реализации целей Закона о защите конкуренции. Вывод о наличии оснований для антимонопольного контроля за торгами в конкретных случаях также может быть сделан по результатам проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, если они свидетельствуют о значимости исхода торгов с точки зрения предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования.
В отличие от антимонопольного контроля, целью которого является защита публичного интереса (недопущение ограничения, устранения конкуренции на рынке, обеспечение и развитие конкуренции), контроль за торгами по продаже имущества в процедурах банкротства должника преследует цель защиты частного интереса: как интереса самого должника, так и интереса его конкурсных кредиторов. При этом при проведении торгов должен обеспечиваться баланс между интересами названных лиц. Проводимые в рамках процедур банкротства (конкурсное производство, процедура реализации имущества гражданина) торги не преследуют в качестве своей основной цели обеспечение и развитие конкуренции на тех или иных товарных рынках, а произвольное вмешательство антимонопольных органов в их проведение способно негативно повлиять на возможность своевременного и максимального удовлетворения интересов кредиторов от реализации имущества, при том, что за проведением названных торгов осуществляется судебный контроль в рамках дела о банкротстве.
Рассматриваемые торги проведены с целью продажи имущества физического лица, не являющегося субъектом предпринимательской или иной экономической деятельности. Торги проводились в целях удовлетворения интересов кредиторов должника, заинтересованных в погашении своих имущественных требований.
В настоящем случае, антимонопольным органом не установлено, каким именно образом установленное обстоятельство могло сказаться на обеспечении конкуренции либо как продажа имущества должника в деле о банкротстве повлияла на развитие конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу <...> необоснованной.