Решение №78/14128/19 Т02-248/19 по жалобе ООО "Специализированное тоннельное стро... от 24 апреля 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-248/19
19 апреля 2019 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
с участием представителей от ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (далее – Организатор торгов); от ООО «СТС» (далее — Заявитель).
В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 10.04.2019 вх. № 10762/19) ООО «СТС» на действия закупочной комиссии Организатора торгов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (далее — Закупочная комиссия) при проведении предварительного квалификационного отбора на тему «Выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по строительству и реконструкции водопроводных и канализационных сетей и сооружений на сетях для подключения новых абонентов к водопроводным и канализационным сетям ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» для нужд ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (извещение № 31907585222), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
27 февраля 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 31907585222 о проведении предварительного квалификационного отбора на тему «Выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по строительству и реконструкции водопроводных и канализационных сетей и сооружений на сетях для подключения новых абонентов к водопроводным и канализационным сетям ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» для нужд ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (далее – Закупка), включая документацию о предварительном квалификационном отборе (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (далее – Положение о закупках) в редакции от 29.12.2018, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
Лот № 1 - 0 ,00 руб.; Лот № 2 - 0 ,00 руб.; Лот № 3 - 0 ,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
27.02.2019 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
20.03.2019 в 13:30 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения заявок |
20.03.2019 в 14:00 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
Санкт-Петербург, 191015, Шпалерная 56, лит. АК 2 этаж (малый конференц-зал «Диалог») |
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО «СТС» от участия в процедуре Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «СТС» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/12582/19 от 15.04.2019, представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/12582/19 от 15.04.2019, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В соответствии с протоколом рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке № 31907461292-02-2 от 05.04.2019 заявка коллективного участника ООО «СТС» (идентификационный номер коллективного участника: 51) была отклонена от участия в Закупке по лоту № 2 по следующим основаниям: «Не соответствует требованиям установленным абзацем 2 подпунктом 1.2 пункта 1 части 8.1 Раздела 2 документации. Основание отклонения: подпункт 4.1 пункта 4 части 13 раздела 4 документации».
На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
Как следует из раздела 1 Документации, к видам работ относятся: «Выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по строительству и реконструкции водопроводных и канализационных сетей и сооружений на сетях для подключения новых абонентов к водопроводным и канализационным сетям ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» для нужд ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (Лот №__ наименование).
Лот №1: «Выполнение проектно-изыскательских работ по строительству и реконструкции водопроводных и канализационных сетей и сооружений на сетях для подключения новых абонентов к водопроводным и канализационным сетям ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».
Лот №2: «Выполнение строительно-монтажных работ по строительству и реконструкции водопроводных и канализационных сетей и сооружений на сетях для подключения новых абонентов к водопроводным и канализационным сетям ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».
Лот №3: «Выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по строительству и реконструкции водопроводных и канализационных сетей и сооружений на сетях для подключения новых абонентов к водопроводным и канализационным сетям ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».
Согласно разделу 2 Документации в настоящей процедуре может принять участие любое юридическое лицо, либо несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника (далее – Коллективный участник), независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, деятельность которых не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
На основании ч. 8 раздела 2 Документации (Требования к участникам) установлены обязательные требования к участникам по лотам №1-№3.
Частью 8.1 раздела 2 Документации (Требования к участникам) установлены особенности участия в предварительном квалификационном отборе коллективных участников по лотам №1-№3.
В соответствии с п. 1 ч. 8.1 раздела 2 Документации если заявка подается Коллективным участником, дополнительно к требованиям, указанным к участникам в документации, должны быть выполнены нижеприведенные требования:
1.1 Каждая организация, входящая в состав Коллективного участника, должна отвечать требованиям, установленным п. 8 документации;
1.2 Юридические лица, представляющие Коллективного участника, заключают между собой соглашение, соответствующее нормам Гражданского кодекса РФ, для иностранных лиц – соглашение, заключенное в соответствии с законодательством соответствующего государства и отвечающее следующим требованиям:
-
в соглашении должны быть четко определены права и обязанности сторон как в рамках процедуры закупки по итогам предварительного квалификационного отбора, так и в рамках исполнения предполагаемых работ;
-
в соглашении должен быть определен ведущий партнер, который в дальнейшем представляет интересы каждого партнера Коллективного участника во взаимоотношениях с заказчиком;
-
в соглашении должна быть установлена субсидиарная ответственность ведущего партнера по обязательствам, связанным с участием в закупках и заключением договора, и солидарная ответственность всех партнеров коллективного участника за своевременное и полное исполнение договора, а также гарантийных обязательств по договору;
-
соглашением должно быть предусмотрено, что все операции по выполнению договора с заказчиком, включая платежи, совершаются исключительно с ведущим партнером;
-
срок действия соглашения должен быть не менее 1 года и быть продлен, в случае если того требует, срок выполнения работ, указанный в документации о закупке по итогам проведения предварительного квалификационного отбора;
-
соглашение не должно изменяться без согласования с Заказчиком.
Согласно пп. «б» п. 2 ч. 8.1 раздела 2 Документации ведущий партнер Коллективного участника готовит заявку на участие в предварительном квалификационном отборе, которая помимо основных документов, предусмотренных п. 10 документации, должна включать оригинал или нотариально заверенную копию соглашения между партнерами Коллективного участника.
Пунктом 4.1 части 13 раздела 4 Документации установлено, что несоответствие участника обязательным требованиям является основанием для отклонения квалификационной заявки участника.
Представители Организатора торгов пояснили, что в соответствии с требованиями пп. 1.2 п. 1 ч. 8.1 раздела 2 Документации в случае, если заявка подается Коллективным участником, юридические лица, представляющие Коллективного участника, заключают между собой соглашение, соответствующее нормам Гражданского кодекса РФ (далее - Соглашение), при этом в Соглашении должна быть установлена субсидиарная ответственность ведущего партнера по обязательствам, связанным с участием в закупках и заключением договора, и солидарная ответственность всех партнеров коллективного участника за своевременное и полное исполнение договора, а также гарантийных обязательств по договору. Заявитель ООО «СТС» в составе заявки Коллективного участника Закупки по лоту № 2 представил Соглашение между партнерами Коллективного участника, которое содержало условия, не соответствующие требованиям пп. 1.2 п. 1 ч. 8.1 раздела 2 Документации, а именно: «4.7. Партнеры настоящим заявляют, что они несут субсидиарную ответственность каждого партнера Коллективного участника по обязательствам, связанным с участием в процедуре закупки по итогам предварительного квалификационного отбора и солидарную ответственность за своевременное и полное исполнение предполагаемых работ». Закупочная комиссия посчитала указанное несоответствие существенным ввиду следующего:
Согласно п. 1 ст. 323 Гражданского кодекса Российский Федерации (далее — ГК РФ) при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, при этом как полностью, так и в части долга.
В соответствии с п. 1 ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Представители Организатора торгов отметили, что в случае, если невозможно получить исполнение от основного должника, кредитор вправе обратиться с требованием к субсидиарному должнику, что в свою очередь приводит к невозможности привлечения к субсидиарной ответственности каждого из партнеров. С учетом системного толкования норм ГК РФ, а также требований Документации, пункт 4.7 Соглашения, представленного в составе заявки Коллективного участника ООО «СТС», противоречит действующему законодательству и требованиям Документации, в связи с чем заявка Коллективного участника ООО «СТС» была отклонена от участия в процедуре Закупки. Кроме того, в представленном Соглашении не предусмотрена солидарная ответственность всех партнеров коллективного участника за своевременное и полное исполнение гарантийных обязательств по договору, что также не соответствовало требованиям пп. 1.2 п. 1 ч. 8.1 раздела 2 Документации.
Комиссия СПб УФАС России, проанализировав заявку Коллективного участника ООО «СТС», представленную в заседание Комиссии СПб УФАС России для обозрения, установила, что Заявитель ООО «СТС» в составе заявки Коллективного участника Закупки по лоту № 2 представил Соглашение между партнерами Коллективного участника, которое содержало условия, не соответствующие требованиям пп. 1.2 п. 1 ч. 8.1 раздела 2 Документации, что являлось основанием для отклонения заявки Коллективного участника ООО «СТС» от участия в процедуре Закупки по лоту № 2 согласно п. 4.1 части 13 раздела 4 Документации.
В соответствии с протоколом рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке № 31907461292-02-3 от 05.04.2019 заявка Коллективного участника ЗАО «ТЕЛРОС», одним из участников которого является ООО «СТС» (идентификационный номер коллективного участника: 56), была отклонена от участия в Закупке по лоту № 3 по следующим основаниям: «Не соответствует требованиям установленным абзацем 2 подпунктом 1.2. пункта 1 части 8.1. Раздела 2 документации. Основание отклонения: подпункт 4.1. пункта 4 части 13 Раздела 4 документации. Не соответствует требованиям установленным подпунктами 5.2. пункта 5 Раздела 3 документации. Основание отклонения: подпункт 4.2. пункта 4 части 13 Раздела 4 документации».
Согласно п. 1 ч. 8 раздела 2 Документации к участникам Закупки установлено требование о соответствии участника требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом предварительного квалификационного отбора по лоту № 3:
-
Участник должен быть членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования.
Требование установлено в соответствии с частью 4 статьи 48 и частью 1 статьи 55.8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ («Российская газета», № 290, 30.12.2004, «Собрание законодательства РФ», 03.01.2005, № 1 (часть 1). Требование не распространяется на лиц, указанных в пунктах 1-4 части 4.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ («Российская газета», № 290, 30.12.2004, «Собрание законодательства РФ», 03.01.2005, № 1 (часть 1).
-
Участник должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Требование установлено частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ («Российская газета», № 290, 30.12.2004, «Собрание законодательства РФ», 03.01.2005, № 1 (часть 1). Требование не распространяется на участников, указанных в части 2.1 и пунктах 1-4 части 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ («Российская газета», № 290, 30.12.2004, «Собрание законодательства РФ», 03.01.2005, № 1 (часть 1).
Пунктом 1 части 8 раздела 2 Документации также установлено, что в случае, если заявка подается Коллективным участником, указанные требования предъявляются к ведущему партнеру Коллективного участника.
На основании п. 5.2 ч. 10 раздела 3 Документации в состав квалификационной заявки по Лотам №1-№3 должны быть включены копии документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, установленным п. 1 ч. 8 раздела 2 Документации:
Выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 № 58 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации». (для Лота 1 и Лота 3).
Выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 № 58 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации». (для Лота 2 и Лота 3)
Выписки должны быть действительны на дату окончания срока подачи заявок на участие в предварительном квалификационном отборе, который указан в извещении о предварительном квалификационном отборе. Срок действия выписок из реестра членов саморегулируемой организации в соответствии с частью 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Пунктом 4.2 части 13 раздела 4 Документации установлено, что непредставление документов, предусмотренных п.10 квалификационной документации (кроме документов, подтверждающих соответствие критериям оценки), либо несоответствие представленных документов установленным требованиям к их оформлению и срокам действия является основанием для отклонения квалификационной заявки участника.
Представители Организатора торгов пояснили, что в составе заявки Коллективного участника ЗАО «ТЕЛРОС» по лоту № 3 не была представлена выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на ведущего партнёра коллективного участника. Кроме того, в составе заявки Коллективного участника ЗАО «ТЕЛРОС» представлено Соглашение между партнерами Коллективного участника, которое содержало условия, не соответствующие требованиям пп. 1.2 п. 1 ч. 8.1 раздела 2 Документации.
Комиссией СПб УФАС России установлено, что Коллективный участник ЗАО «ТЕЛРОС» в составе заявки на участие в Закупке по лоту № 3 в нарушение требований п. 5.2 ч. 10 раздела 3 Документации не представил выписку из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на ведущего партнёра коллективного участника, что являлось основанием для отклонения заявки Коллективного участника ЗАО «ТЕЛРОС» по лоту № 3 согласно п. 4.2 части 13 раздела 4 Документации. Кроме того, в составе заявки Коллективного участника ЗАО «ТЕЛРОС» по лоту № 3 представлено Соглашение между партнерами Коллективного участника, которое содержало условия, не соответствующие требованиям пп. 1.2 п. 1 ч. 8.1 раздела 2 Документации, что являлось основанием для отклонения заявки Коллективного участника ЗАО «ТЕЛРОС» от участия в процедуре Закупки по лоту № 3 согласно п. 4.1 части 13 раздела 4 Документации.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявок Коллективного участника ООО «СТС» по лоту № 2, а также Коллективного участника ЗАО «ТЕЛРОС» по лоту № 3 принято в порядке, соответствующем Документации.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Закупочной Комиссии Организатора торгов при проведении процедуры Закупки в части отклонения заявок Коллективного участника ООО «СТС» по лоту № 2, а также Коллективного участника ЗАО «ТЕЛРОС» от участия в процедуре Закупки по лоту № 3.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 10.04.2019 вх. № 10762/19) ООО «СТС» на действия Закупочной комиссии Организатора торгов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (ИНН: 7830000426, ОГРН: 1027809256254) при проведении предварительного квалификационного отбора на тему «Выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по строительству и реконструкции водопроводных и канализационных сетей и сооружений на сетях для подключения новых абонентов к водопроводным и канализационным сетям ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» для нужд ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (извещение № 31907585222) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.