Решение №02/4990/24 Т02-90/24 по жалобе ООО "Модульные Технологии" от 28 февраля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе №Т02-90/24
22 февраля 2024 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей ГУП «Петербургский метрополитен» (далее — Заказчик) путём видеоконференцсвязи;
в отсутствие представителей ООО "Модульные Технологии" (далее – Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу ООО "Модульные Технологии" (от 14.02.2024 вх. № 3691/24) на действия заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку систем светодиодных 1 (извещение №32413208288, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
24 января 2024 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №32413208288 (далее — Извещение) о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку систем светодиодных 1, включая документацию о Закупке (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Положение о закупках), версия 67 от 22.09.2023, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
12 000 000,00 ₽ |
2. |
Дата публикации извещения |
24.01.2024 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
09.02.2024 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
15.02.2024 19.02.2024 |
5. |
Место рассмотрения заявок |
СПб, Лиговский пр. 88 |
2. Заявитель полагает, что требования к объекту Закупки незаконно сформированы таким образом, что для надлежащего исполнения договора возможна поставка продукции единственного производителя.
Заявитель указывает, что в соответствии с п. 2.5.1 Тома 3 Документации поставляемый товар должен соответствовать требованиям, указанным в Приложениях №1,№2,№3 к настоящим техническим требованиям и нормативным актам, устанавливающим требования к товару, в том числе требования к сертификации и декларированию товара, тогда как параметры товара, приведенные в Приложении №2 к Тома 3 Документации, а также чертежи товара (Приложение №3 к Техническим требованиям), соответствуют продукции единственного производителя – АО НПО «РоСАТ», вместе с тем, Заказчиком не приведено обоснований закупки оборудования с указанными техническими характеристиками.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы, истребованные уведомлением №78/4135/24 от 19.02.2024 года, представлены в заседание Комиссии.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Как следует из п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.
ГУП «Петербургский метрополитен» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Следуя ч. 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ, для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Частью 18 статьи 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.
В силу п.п. 1, 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, а также описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.
На основании ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Также, согласно п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
В силу п. 1.1 Тома 2 Документации, п. 2.1 Технических требований (Том 3 Документации) предметом Закупки является поставка системе светодиодных.
В п. 2.5 Технических требований Документации указаны требования к техническим, функциональным и эксплуатационным характеристикам товара. Так, согласно п. 2.5.1 Технических требований Документации товар должен соответствовать требованиям, указанным в Приложениях № 1, № 2, № 3 к настоящим техническим требованиям.
В приложении № 1 к Техническим требованиям Документации содержится спецификация необходимых к поставке товаров:
№ п/п |
Номенклатурный номер |
Наименование |
ЕИ |
Срок поставки, календарных дней* |
1 |
242050325 |
система светод.светооп/алюм.гол.зел.свеч |
шт |
90 |
2 |
242050326 |
система светод. светооп/алюм. гол.желтсвеч |
шт |
90 |
3 |
242050329 |
система светод.светоол/алюм.голкраснсвеч |
шт |
90 |
В приложении № 2 к Техническим требованиям Документации содержатся требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям.
При этом, указанные требования значениям показателей (характеристик) товара содержат, в том числе, показатели с максимальными и минимальными значениями, не ограничиваясь при этом только показателями, значения которых не могут изменяться.
В составе первой части своей заявки участник Закупки согласно требованиям п. 5.2.2 Тома 2 Документации должен предоставить наименование и показатели товара, заполненные в соответствии с Формой «Сведения о наименовании и показателях товара» и инструкцией по ее заполнению содержащейся в данной форме (Форма №2).
В соответствии с требованиями инструкции по заполнению Формы № 2 установлены такие виды показателей товара:
- показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения.
По данному виду показателей участник закупки указывает конкретные значения показателей предлагаемого товара, для которых установлены минимальные и (или) максимальные значения (если установлено максимальное; и/или минимальное значение, участник должен указать одно конкретное значение, удовлетворяющее указанным условиям);
- показатели, значения которых не могут изменяться.
По данному виду показателей участник закупки указывает значение предлагаемого товара, установленное заказчиком.
Представители Заказчика, в частности, отметили, что таким образом любой потенциальный участник Закупки вправе изготовить самостоятельно или подобрать товары, не ограничиваясь только показателями, значения которых не могут изменяться, приобрести такие товары у третьих лиц и поставить их заказчику.
Согласно требованиям п.п. 3, 4 Инструкции по заполнению Формы № 2:
- в столбце № 4 «Товарный знак» участник закупки должен указать товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии) предлагаемого товара.
В случае отсутствия товарного знака участник в данном столбце может указать информацию, позволяющую однозначно идентифицировать предлагаемый товар (указывается наименование конкретного товара (материапа, оборудования), имеющегося в линейке изготовителя: фирменное (уникальное) наименование материла (при наличии) либо артикул производителя, либо модель, либо модификацию, либо торговую марку и т.п.
Отсутствие в заявке на участие в закупке товарного знака не является основанием для отклонения заявки на участие закупке,
- в столбце № 5 «Наименование производителя товара, место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара» участник закупки должен указать наименование изготовителя предлагаемого товара, место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара.
Отсутствие в заявке на участие в закупке наименования производителя товара, а также местонахождения (юридический адрес) производителя товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
При этом, Документация, в т.ч. Технические требования, Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям, Проект договора, не содержат каких-либо указаний о необходимости поставки товара с конкретными товарными знаками, знаками обслуживания, фирменными наименованиями, товара конкретных производителей и т.п.
Представители Заказчика отметили, что технические требования сформулированные к предмету Закупки (к системам светодиодным) обусловлены особенностями условий эксплуатации (тоннель, площадки электродепо), с учетом имеющихся схем включения светодиодных систем и схем контроля сигнальных огней, а также величины электропитания. В свою очередь все применяемые светодиодные системы не являются взаимозаменяемыми и имеют различия, как в схемах включения светодиодных систем, так и в схемах контроля сигнальных огней.
Представители Заказчика пояснили, что применение светодиодных систем, в том числе, зависит от схем включения сигнальных огней светофора, а также тока и напряжения контрольного реле. Принципиальным отличием является величина электропитания схемы 25-ЗОВ для ССТ-160 и 10-12В для МТ-1. Так, для установки другого типа (отличного от заявленных характеристик в технических требованиях) светодиодных систем заказчику потребуется внесение значительных изменений и переработка схем включения сигнальных огней.
Представители Заказчика отметили, что на участие в Закупке было подано 6 заявок, при этом, 4 заявки допущены к участию в аукционе по результатам рассмотрения сведений о наименовании и показателях товара (Форма № 2), предоставленных такими участниками, 2 заявки (№ 3893410218, № 564123857) были отклонены на основании п. 4.2.1.2. Тома 1 Документации ввиду указания значений показателей товаров, не соответствующих установленным Заказчиком требованиям.
При этом в заявках, допущенных к участию в аукционе участников указана следующая информация о наименовании производителя предлагаемых к поставке товаров:
- заявка № 4279784765: АО НПО "РОСАТ";
- заявка № 4256868921: информация отсутствует (отсутствие такой информации не является основанием для отклонения заявки);
- заявка № 3716122466: ООО «СПЛАВ»;
- заявка № 612476921: информация отсутствует (отсутствие такой информации не является основанием для отклонения заявки).
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России, изучив представленные документы и сведения, приходит к выводу о том, что описание предмета Закупки составлено Заказчиком надлежащим образом с соблюдением требований Закона №223-ФЗ.
На основании изложенного по жалобе Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит доводы жалобы неподтвержденными и не усматривает нарушений в действиях Заказчика при организации и проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу ООО "Модульные Технологии" (от 14.02.2024 вх. № 3691/24) на действия заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку систем светодиодных 1 (извещение №32413208288), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях ГУП «Петербургский метрополитен» нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Модульные Технологии" (от 14.02.2024 вх. № 3691/24) на действия заказчика ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН 7830000970, ОГРН 1027810223407) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку систем светодиодных 1 (извещение №32413208288) необоснованной.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.