Решение №78/38429/21 Т02-888/21 по жалобе ООО «МД-Консалтинг» от 30 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-888/21

30 декабря 2021 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от АО «Метрострой Северной Столицы» (далее – Организатор торгов) и ООО «МД-Консалтинг» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 23.12.2021 вх. № 40592-ЭП/21) ООО «МД-Консалтинг» на действия Организатора торгов АО «Метрострой Северной Столицы» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов АО «Метрострой Северной Столицы» (извещение №32110795775), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

08 ноября 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32110795775 о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов АО «Метрострой Северной Столицы» (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «Метрострой Северной Столицы» (далее – Положение о закупках) в редакции от 26.07.2021, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

37 523 600,00 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

08.11.2021

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

23.12.2021 в 12:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

19.11.2021 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

СПб, пл. Конституции, д. 3, к. 2А

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении в Документации ненадлежащего порядка оценки заявок по подкритерию «Опыт участника по оказанию услуг сопоставимого характера и объема - по обеспечению охраны административно-производственных объектов (за исключением линейных объектов)», который оценивается в рамках критерия «Квалификация участника процедуры закупки».

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

АО «Метрострой Северной Столицы» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

На основании ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Частью 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «МД-Консалтинг» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/37568/21 от 24.12.2021, представлен.

Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/37568/21 от 24.12.2021, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

На основании п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Пунктом 25 информационной карты Документации (далее — Информационная карта) установлены следующие критерии оценки заявок:

1) «Цена договора» – значимость критерия 70%;

2) «Квалификация участника процедуры закупки» - значимость критерия 30%:

2.1 Подкритерий (показатель) 1 «Опыт участника по оказанию услуг сопоставимого характера и объема - по обеспечению охраны административно-производственных объектов (за исключением линейных объектов)», коэффициент значимости – 0.7;

2.2 Подкритерий (показатель) 2 «Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами – обеспеченность участника транспортными средствами, необходимыми для оказания услуг», коэффициент значимости – 0.3.

Согласно пп. 2 п. 26 Информационной карты оценка заявок по критерию «Квалификация участника процедуры закупки» осуществляется следующим образом:

Подкритерий (показатель)

Баллы

2.1

Опыт участника по оказанию услуг сопоставимого характера и объема – по обеспечению охраны административно-производственных объектов (за исключением линейных объектов)

 

Расчет количества баллов по показателю 2.1 производится по следующей формуле: С1=Вi/Вmax* 0,70*100, где:

- С1 – бальная оценка для i-го участника.

- Вmax – максимальное количество объектов охраны из предложенных участниками закупки;

- Вi – количество объектов охраны представленных участником закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

0,70 – коэффициент значимости подкритерия.

По настоящему подкритерию баллы присваиваются при предоставлении участником договоров с указанием вида и количества объектов охраны, заключенных начиная с 2018 года (либо со сроком оказания услуг с 2018г.), по обеспечению охраны административно-производственных объектов (за исключением линейных объектов).

Опыт участника по показателю 2.1. подтверждается нижеперечисленными документами:

  • копия контракта/договора в полном объеме со всеми приложениями и дополнениями (изменениями) с указанием вида объектов охраны (обязательно наличие в договоре/контракте идентифицирующих признаков объекта охраны как административно-производственного объекта), количество объектов охраны, с приложением копий актов сдачи-приемки оказанных услуг по соответствующему контракту/договору или их этапам. Акты сдачи-приемки оказанных услуг должны быть последовательно приложены к каждому контракту/договору;

  • копиями документов, подтверждающих правопреемство в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.).

Договорами (контрактами), подтверждающими опыт участника по обеспечению охраны административно-производственных объектов (за исключением линейных объектов) будут считаться договоры (контракты), заключенные с 2018 года (либо со сроком оказания услуг с 2018г.) и исполненные участником закупки по день подачи заявки включительно.

Если договор (контракт) и документы, подтверждающие его исполнение, размещены в Единой информационной системе и являются доступными участникам рынка для ознакомления, участник вправе в Форме сведений о квалификации участников (Форма 4), представленной в документации, указать реестровый номер договора (контракта) в ЕИС и разместить «кликабельную» ссылку.

При этом в случае, если участником указан реестровый номер договора (контракта) в ЕИС и такой договор и документы, подтверждающие его исполнение, доступны для ознакомления, участник вправе не предоставлять в составе заявки копии договоров оказания услуг, а также копии документов, подтверждающих исполнение таких договоров (акты об оказании услуг).

В случае предоставления участником договоров/контрактов и (или) документов, подтверждающих их исполнение, подписанных электронной подписью, участник в составе заявки должен предоставить документы в неизменном виде, т.е. в том виде, в котором они были выгружены из баз данных/программ/информационных систем, с помощью которых организовано подписание документов электронной подписью. Не допускается любое изменение прилагаемых в заявке документов, наименования файлов, объединение/разделение/любые формы редактирования файлов.

Вместе с документами, подписанными электронной подписью, участник предоставляет файлы электронных подписей Сторон, подписавших электронной подписью документ, а также иные документы, необходимые для проведения проверки достоверности документов, подписанных электронной подписью.

В случае если проверка электронной подписи и документа, подписанного такой подписью, не может быть проведена средствами проверки электронной подписи на общероссийском ресурсе Электронного правительства Госуслуги в общедоступном разделе «Проверка подлинности ЭП»: https://15.gosuslugi.ru/pgu/eds, участник предоставляет развернутое описание процедуры проверки электронной подписи и документа, подписанного такой подписью, а также предоставляет ссылку на информационный ресурс, позволяющий осуществить такую проверку, учетные данные необходимые для получения доступа к ресурсу, а также иные документы/сведения и информацию, необходимые для проведения проверки (в случае если такие ссылка и данные являются необходимыми для проведения проверки).

В случае предоставления участником документов, подписанных электронной подписью, с нарушением вышеизложенных правил, в связи, с которым проверка электронной подписи и (или) документа, подписанного электронной подписью, становится невозможна, такой договор не принимается к оценке по критерию.

Участник может удалить из копии контракта/договора информацию, составляющую коммерческую тайну, в указанном случае исполнение контракта/договора подтверждается подписанным сторонами актом оказанных услуг, или иным аналогичным документом, подписанным сторонами, из которых однозначно следует информация о полном исполнении контракта/договора. Удаление сведений о сторонах контракта/договора недопустимо.

В подтверждение опыта участника по обеспечению охраны административно-производственных объектов (за исключением линейных объектов), по показателю 2.1. участник в Форме сведений о квалификации участников (Форма 4) указывает количество административно-производственных объектов (за исключением линейных объектов), за период, начиная с 2018 года, и реквизиты контрактов/договоров, где указанные объекты поименованы.

В случае непредставления договоров по обеспечению охраны административно-производственных объектов (за исключением линейных объектов) / отсутствия возможности идентифицировать объект охраны как административно-производственный объект / не указания реестрового номера договора в ЕИС, либо представления договора без актов оказанных услуг, или иных данных, необходимых для оценки, баллы по данному подкритерию критерию не начисляются, участнику присваивается 0 баллов.

Заявитель в жалобе указывает на то, что в критериях оценки рекомендуется учитывать предельные максимальные и минимальные количественные значения критерия. При этом в формуле, установленной в Документации, не отражены предельные максимальные и минимальные количественные значения критерия. Справедливым и соответствующим требованиям закона о закупках является способ оценки опыта, при котором участники закупки, у которых имеется установленный конкурсной документацией достаточный опыт для выполнения работ, должны получать одинаковое количество баллов, поскольку наличие избыточного опыта уже никак мне влияет на качество выполнения работ и не гарантирует их выполнение наилучшим образом. В этой связи все участники, достигшие определенного уровня опыта, достаточного для надлежащего выполнения работ, по мнению Заявителя, должны получать равное максимальное количество баллов. Наличие у участника избыточного опыта не является преимуществам для заказчика, но предоставляет необоснованные преимущества участнику конкурса с избыточным опытом. Таким образом, Заявитель полагает, что критерий «количество договоров» является необоснованным, чрезмерно высоким требованием, данное условие фактически сужает круг участников, ограничивая их лицами, имеющими опыт проведения работ лишь в большем количестве заключенных договоров.

Представители Организатора торгов отметили, что определение порядка оценки заявок является прерогативой заказчика и устанавливая соответствующий порядок, заказчик исходит из необходимости получения исполнителя, максимально подходящего для оказания закупаемых услуг. Положения действующего законодательства Российской Федерации не устанавливают обязательного для применения всеми заказчиками порядка проведения оценки заявок. Указанный в Документации порядок оценки по подкритерию является измеряемым, однозначно толкуемым и соразмерным. Порядком оценки установлена пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представленными к количественной оценке сведениями.

Представители Организатора торгов пояснили, что существо подкритерия (показателя) 2.1. «Опыт участника по оказанию услуг сопоставимого характера и объема» заключается в выявлении наиболее опытного участника закупки, однако установление предельного значения оцениваемого опыта ставит участников закупки на один уровень оценки опыта, что не отвечает цели самого показателя и самому определения понятия «оценки», суть которого заключается в выявлении лучших условий исполнения договора, лучшего исполнителя, а в данном конкретно случае относительно показателя опыта — наиболее опытного исполнителя. Более того, установление предельного показателя опыта однозначно не способствует выявлению наиболее опытного участника закупки, поскольку участник закупки, предоставивший 4 контракта (договора), как указано заявителем, согласно порядку оценки будет поставлен в равные условия с участником, обладающим большим опытом и предоставившим большее количество контрактов (договоров), например, 20 контрактов (договоров), при этом целью порядка оценки, очевидно, является выявление лучших условий исполнения контракта, чего при установлении предельного значения по опыту невозможно достичь, поскольку комиссии по закупкам заказчика не представится возможным выявить наиболее опытного участника. Поскольку предъявленные требования к участникам закупки являются оценочными критериями, а не условиями допуска к участию в закупке, они не ограничивают количество участников закупки.

Представители Организатора торгов также отметили, что заказчиком не заявлено к оценке количество исполненных договоров на выполнение аналогичных работ (услуг) за период не более трех лет до даты окончания приема заявок, а также не производится сопоставление с ценой договора. Согласно Документации по подкритерию (показателю) 2.1. «Опыт участника по оказанию услуг сопоставимого характера и объема - по обеспечению охраны административнопроизводственных объектов (за исключением линейных объектов)» оценивается «количество объектов охраны», сведения о которых представлены в договорах с указанием вида и количества объектов охраны, заключенных начиная с 2018 года (либо со сроком оказания услуг с 2018г.), по обеспечению охраны административно-производственных объектов (за исключением линейных объектов). Таким образом, заказчиком не установлено критерия «количество договоров», заказчиком оценивается «количество объектов охраны», соответственно, опыт оказания услуг не ограничен большим количеством заключенных договоров.

Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что порядок оценки заявок по подкритерию «Опыт участника по оказанию услуг сопоставимого характера и объема - по обеспечению охраны административно-производственных объектов (за исключением линейных объектов)», который оценивается в рамках критерия «Квалификация участника процедуры закупки», указанный в пп. 2 п. 26 Информационной карты, установлен на основании Положения о закупках, соответствует предмету и целям проводимой процедуры Закупки, является измеряемым, позволяет объективно оценить квалификацию участника Закупки, а также способствует выявлению наиболее выгодных условий исполнения договора.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России находит довод жалобы Заявителя неподтвержденным, вследствие чего не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 23.12.2021 вх. № 40592-ЭП/21) ООО «МД-Консалтинг» на действия Организатора торгов АО «Метрострой Северной Столицы» (ИНН: 7810904590, ОГРН: 1207800130560) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов АО «Метрострой Северной Столицы» (извещение №32110795775) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны