Решение №78/3438/22 Т02-84/22 по жалобе ООО "ВЭСКК" от 15 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-84/22

 

10 февраля 2022 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> ;

с участием представителей ПАО СЗ «Северная верфь» (далее – Заказчик) и ООО "ВЭСКК" (далее – Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 03.02.2022 вх. №3201-ЭП/22) ООО "ВЭСКК" на действия заказчика ПАО СЗ «Северная верфь» при организации и проведении запроса предложений на оказание услуг по ресурсосбережению, выполнение мероприятий, направленных на ресурсосбережение и повышение энергетической эффективности использования электроэнергии при эксплуатации системы общего освещения цеха 047 (п. 577 Плана закупки) (извещение №32211066275, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

25 января 2022 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №32211066275 о проведении запроса предложений на оказание услуг по ресурсосбережению, выполнение мероприятий, направленных на ресурсосбережение и повышение энергетической эффективности использования электроэнергии при эксплуатации системы общего освещения цеха 047 (п. 577 Плана закупки), включая документацию о Закупке (далее — Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупке ПАО СЗ «Северная верфь», версия 24 от 21.10.2021 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

 

п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

44 893 705,92 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

25.01.2022 (МСК)

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

04.02.2022 в 10:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и оценки заявок

(по местному времени заказчика)

01.03.2022 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

198096, г. Санкт-Петербург, ул. Корабельная, д.6, ПАО СЗ «Северная верфь»

 

2. По мнению Заявителя в п. 8 Приложения №2 к Документации предъявляются чрезмерные необоснованные требования к рабочему диапазону температур светильников, используемых для реализации объекта закупки, в пределах -40°С…+40°С, что не соответствует ГОСТ и условиям эксплуатации;

Заявитель полагает, что пп. 4.3 п. 7 Приложения №2 к Документации содержит незаконные дискриминационные требования в отношении контроллеров, устанавливаемых в автоматизированный пункт питания наружного освещения (АППНО), из совокупного толкования которых следует, что страной происхождения такого ПО должна являться исключительно Российская Федерация, а соответствующим требованиям может являться ПО единственного разработчика -  ООО «СВЕТОСЕРВИС ТМ» (Программное обеспечение АСУО «БРИЗ»);

Заявитель оспаривает неправомерное предъявление согласно п. 9 Приложения №2 к Документации требования к ПО, которое должно быть внесено в «Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных», класс ПО – «Системы мониторинга и управления», ввиду чего страной происхождения такого ПО может являться исключительно Российская Федерация.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу.

Документы, истребованные уведомлением о поступлении жалобы №78/2620/22 от 04.02.2022 года, представлены в заседание Комиссии.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

ПАО СЗ «Северная верфь» относится к автономным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В силу ч. 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Следуя п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ, в извещении об осуществлении конкурентной закупки должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).

Согласно ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

На основании п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с п. 3 извещения о Закупке предметом договора является оказание услуг по ресурсосбережению, выполнение мероприятий, направленных на ресурсосбережение и повышение энергетической эффективности использования электроэнергии при эксплуатации системы общего освещения цеха 047

В п. 5 Технического задания Документации приведена общая информация и технические характеристики Объекта, а именно:

Помещения и светильники общего внутреннего освещения производственных пролетов цеха 047, имеют следующие параметры:

1-пролет:

Длина-154 м, ширина-28 м, высота подвеса светильников -13 м, светильники с лампами ДРЛ-1000 -66 шт

2-пролет:

Длина-154 м, ширина-28 м, высота подвеса светильников -13 м, светильники с лампами ДРЛ-700-71 шт

3-пролет:

Длина-154 м, ширина-28 м, высота подвеса светильников -13 м, светильники с лампами ДРЛ-1000 -66 шт

4-пролет:

Длина-154 м, ширина-28 м, высота подвеса светильников -13 м, светильники с лампами ДРЛ-1000 -65 шт

5-пролет:

Длина-154 м, ширина-28 м, высота подвеса светильников -13 м, светильники с лампами ДРЛ-1000 -60 шт

6-пролет:

Длина-140 м, ширина-27 м, высота подвеса светильников -18 м, светильники с лампами ДРЛ-1000 -95 шт,

7-пролет:

Длина-140 м, ширина-27 м, высота подвеса светильников-18 м, светильники с лампами ДРЛ-1000 -95 шт

Продолжительность рабочего режима системы освещения:

в рабочие дни с 7 ч 45 мин до 21 ч 00 мин (13:15ч), в субботы с 7 ч 45 мин до 13 ч 45 мин (6 ч)

В состав дежурного освещения входит по 6 светильников в каждом пролете из числа общего внутреннего освещения. Время работы светильников дежурного освещения – круглосуточно, 7 дней в неделю.

Подпунктом 1 п. 8 Технического задания Документации Заказчиком определены требования к технико-эксплуатационным и конструкционным характеристикам светильников:

- энергоэффективность не менее 140 лм/Вт;

- рабочий диапазон температур -40°С…+40°С;

- класс защиты IP65;

- климатическое исполнение У1 и выше;

Материал корпуса :- анодированный алюминий или стальной с покрытием, обеспечивающим защиту от коррозии.;

Материал рассеивателя: закаленное стекло (боросиликатное стекло);

- универсальный узел крепления (возможность установки на трубу, трос, крюк, плоскую поверхность)- возможность регулировки угла установки;

- коэффициент пульсации не более 5%;

- цветовая температура не более 4000К;

- индекс цветопередачи не менее 70 Ra;

- срок службы не менее 100 000 часов;

- ремонтопригодность, возможность замены драйвера без демонтажа светильника;

- производитель светильников – Россия, срок изготовления не ранее 2021 года;

- спад светового потока светильника должен составлять не более 20% (от паспортных значений светового потока) на конец гарантийного срока;

- гарантийный срок – не менее 5 лет.

Заявителем в жалобе указано, что в соответствии с ГОСТ 15150-69. «Межгосударственный стандарт. Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды» для эксплуатации в помещениях (объемах) с искусственно регулируемыми климатическими условиями (закрытых отапливаемых или охлаждаемых и вентилируемых производственных и других помещениях (отсутствие воздействия прямого солнечного излучения, атмосферных осадков, ветра, песка и пыли наружного воздуха; отсутствие или существенное уменьшение воздействия рассеянного солнечного излучения и конденсации влаги) предусматривается рабочий диапазон температур -10°С…+40°С.

Представители Заказчика пояснили, что требование к рабочему диапазону температур светильников -40°С…+40°С обусловлено потребностью Заказчика, вызванной условиями эксплуатации и связано с технологией производства ПАО СЗ «Северная верфь», вследствие чего в Техническом задании Документации и была установлена категория размещения У1 в соответствии с ГОСТ 15150-69, которая предусматривает рабочий диапазон температур от +40°С до -40°С (см. п. 3.2. табл. 3 ГОСТ 15150-69).

В пп. 4.3 п. 7 Приложения №2 к Документации среди прочих требований к техническим решениям и их реализации Заказчиком установлено, что при проведении монтажных работ надлежит организовать управление светильниками в автоматическом режиме с использованием контроллеров, устанавливаемых в автоматизированный пункт питания наружного освещения (АППНО) посредством специального программного обеспечения, поставляемого Исполнителем. АППНО должен иметь заключение Минпромторга о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ.

Подпунктом 4.3 п. 7 Приложения №2 к Документации также предусмотрено, что контроллер должен работать с открытым стандартным протоколом обмена данными МЭК 60870-5-104. Контроллер должен иметь Свидетельство о метрологической поверке (об утверждении типа средств измерений). В  случае применения GSM-канала для обмена данными между контроллером и диспетчерским пунктом использовать закрытый формат передачи данных (по технологии APN, исключающей доступ третьих лиц к оборудованию и сети в целом) или SIM-карты со статическим IP-адресом, установленные в контроллер.

Заявителем в жалобе указано, что, исходя из данных Единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, указанным техническим требованиям соответствует единственный разработчик ООО «СВЕТОСЕРВИС ТМ» с ПО АСУО (автоматизированная система управления освещением)  «БРИЗ».

Представители Заказчика пояснили, что в Техническом задании Документации описан процесс оказания всего комплекса услуг по ресурсосбережению, выполнению мероприятий, направленных на ресурсосбережение и повышение энергетической эффективности использования электроэнергии при эксплуатации системы общего освещения цеха 047, при этом Заказчиком не устанавливались требования о предоставлении в составе заявки заключения Минпромторга о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ, равно как и документального подтверждения работы контролера с открытым стандартным протоколом обмена данными МЭК 60870-5-104 или наличия свидетельства о метрологической поверке.

Согласно возражениям на жалобу Заявителя требования к контролеру в части возможности работы с открытым стандартным протоколом обмена данными МЭК 60870-5-104 утверждены Национальным стандартом Российской Федерации и введены в действие Постановлением Госстандарта России от 9 марта 2004 г. № 89-ст. В свою очередь форма свидетельства о метрологической поверке утверждена Решением Евразийской экономической коллегией (Решение № 89 от 26.07.2016 г.), которое принято в рамках реализации подпункта 3 пункта 9 Протокола о проведении согласованной политики в области обеспечения единства измерений (приложение № 10 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) и в соответствии с пунктом 16 приложения № 2 к Регламенту работы Евразийской экономической комиссии, утвержденному Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. № 98.

Согласно п. 9 Приложения №2 к Документации в рамках организации рабочего места исполнителю надлежит предусмотреть два рабочих места (ПЭВМ) для доступа к системе управления освещением.

ПЭВМ и ПО поставляется Исполнителем, характеристики ПЭВМ должны соответствовать рекомендуемым характеристикам для ПО системы управления, установленные производителем.

ПО должно быть внесено в «Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных», класс ПО – «Системы мониторинга и управления».

Представители Заказчика пояснили, что требование согласно п. 9 Приложения №2 к Документации к организации рабочего места, а также непосредственно к программному обеспечению обусловлено потребностью Заказчика и внутренней политикой безопасности АО «Объединённая судостроительная корпорация», в которую входит ПАО СЗ «Северная верфь».

При этом со стороны Заявителя не представлено каких-либо документов или сведений, свидетельствующих о дискриминационном или ограничивающем характере установленных в Документации оспариваемых требований, невозможности соблюдения оспариваемых требований для участия в Закупке Заявителем, как потенциальным участником Закупки, или указывающих на необоснованное предоставление преимущественных условий иным потенциальным участникам Закупки.

На основании изложенного по жалобе Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит доводы жалобы неподтвержденными и не усматривает в действиях Заказчика нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.

 

4. Рассмотрев жалобу (от 03.02.2022 вх. №3201-ЭП/22) ООО "ВЭСКК" на действия заказчика ПАО СЗ «Северная верфь» при организации и проведении запроса предложений на оказание услуг по ресурсосбережению, выполнение мероприятий, направленных на ресурсосбережение и повышение энергетической эффективности использования электроэнергии при эксплуатации системы общего освещения цеха 047 (п. 577 Плана закупки) (извещение №32211066275), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях заказчика ПАО СЗ «Северная верфь» нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.

  На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 03.02.2022 вх. №3201-ЭП/22) ООО "ВЭСКК" на действия заказчика ПАО СЗ «Северная верфь» (ИНН 7805034277, ОГРН 1027802713773) при организации и проведении запроса предложений на оказание услуг по ресурсосбережению, выполнение мероприятий, направленных на ресурсосбережение и повышение энергетической эффективности использования электроэнергии при эксплуатации системы общего освещения цеха 047 (п. 577 Плана закупки) (извещение №32211066275) необоснованной.

 

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны