Решение №78/3438/22 Т02-84/22 по жалобе ООО "ВЭСКК" от 15 февраля 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-84/22
10 февраля 2022 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей ПАО СЗ «Северная верфь» (далее – Заказчик) и ООО "ВЭСКК" (далее – Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 03.02.2022 вх. №3201-ЭП/22) ООО "ВЭСКК" на действия заказчика ПАО СЗ «Северная верфь» при организации и проведении запроса предложений на оказание услуг по ресурсосбережению, выполнение мероприятий, направленных на ресурсосбережение и повышение энергетической эффективности использования электроэнергии при эксплуатации системы общего освещения цеха 047 (п. 577 Плана закупки) (извещение №32211066275, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
25 января 2022 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №32211066275 о проведении запроса предложений на оказание услуг по ресурсосбережению, выполнение мероприятий, направленных на ресурсосбережение и повышение энергетической эффективности использования электроэнергии при эксплуатации системы общего освещения цеха 047 (п. 577 Плана закупки), включая документацию о Закупке (далее — Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупке ПАО СЗ «Северная верфь», версия 24 от 21.10.2021 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
44 893 705,92 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
25.01.2022 (МСК) |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
04.02.2022 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
01.03.2022 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
198096, г. Санкт-Петербург, ул. Корабельная, д.6, ПАО СЗ «Северная верфь» |
2. По мнению Заявителя в п. 8 Приложения №2 к Документации предъявляются чрезмерные необоснованные требования к рабочему диапазону температур светильников, используемых для реализации объекта закупки, в пределах -40°С…+40°С, что не соответствует ГОСТ и условиям эксплуатации;
Заявитель полагает, что пп. 4.3 п. 7 Приложения №2 к Документации содержит незаконные дискриминационные требования в отношении контроллеров, устанавливаемых в автоматизированный пункт питания наружного освещения (АППНО), из совокупного толкования которых следует, что страной происхождения такого ПО должна являться исключительно Российская Федерация, а соответствующим требованиям может являться ПО единственного разработчика - ООО «СВЕТОСЕРВИС ТМ» (Программное обеспечение АСУО «БРИЗ»);
Заявитель оспаривает неправомерное предъявление согласно п. 9 Приложения №2 к Документации требования к ПО, которое должно быть внесено в «Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных», класс ПО – «Системы мониторинга и управления», ввиду чего страной происхождения такого ПО может являться исключительно Российская Федерация.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу.
Документы, истребованные уведомлением о поступлении жалобы №78/2620/22 от 04.02.2022 года, представлены в заседание Комиссии.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.
ПАО СЗ «Северная верфь» относится к автономным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В силу ч. 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Следуя п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ, в извещении об осуществлении конкурентной закупки должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).
Согласно ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
На основании п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с п. 3 извещения о Закупке предметом договора является оказание услуг по ресурсосбережению, выполнение мероприятий, направленных на ресурсосбережение и повышение энергетической эффективности использования электроэнергии при эксплуатации системы общего освещения цеха 047
В п. 5 Технического задания Документации приведена общая информация и технические характеристики Объекта, а именно:
Помещения и светильники общего внутреннего освещения производственных пролетов цеха 047, имеют следующие параметры:
1-пролет:
Длина-154 м, ширина-28 м, высота подвеса светильников -13 м, светильники с лампами ДРЛ-1000 -66 шт
2-пролет:
Длина-154 м, ширина-28 м, высота подвеса светильников -13 м, светильники с лампами ДРЛ-700-71 шт
3-пролет:
Длина-154 м, ширина-28 м, высота подвеса светильников -13 м, светильники с лампами ДРЛ-1000 -66 шт
4-пролет:
Длина-154 м, ширина-28 м, высота подвеса светильников -13 м, светильники с лампами ДРЛ-1000 -65 шт
5-пролет:
Длина-154 м, ширина-28 м, высота подвеса светильников -13 м, светильники с лампами ДРЛ-1000 -60 шт
6-пролет:
Длина-140 м, ширина-27 м, высота подвеса светильников -18 м, светильники с лампами ДРЛ-1000 -95 шт,
7-пролет:
Длина-140 м, ширина-27 м, высота подвеса светильников-18 м, светильники с лампами ДРЛ-1000 -95 шт
Продолжительность рабочего режима системы освещения:
в рабочие дни с 7 ч 45 мин до 21 ч 00 мин (13:15ч), в субботы с 7 ч 45 мин до 13 ч 45 мин (6 ч)
В состав дежурного освещения входит по 6 светильников в каждом пролете из числа общего внутреннего освещения. Время работы светильников дежурного освещения – круглосуточно, 7 дней в неделю.
Подпунктом 1 п. 8 Технического задания Документации Заказчиком определены требования к технико-эксплуатационным и конструкционным характеристикам светильников:
- энергоэффективность не менее 140 лм/Вт;
- рабочий диапазон температур -40°С…+40°С;
- класс защиты IP65;
- климатическое исполнение У1 и выше;
Материал корпуса :- анодированный алюминий или стальной с покрытием, обеспечивающим защиту от коррозии.;
Материал рассеивателя: закаленное стекло (боросиликатное стекло);
- универсальный узел крепления (возможность установки на трубу, трос, крюк, плоскую поверхность)- возможность регулировки угла установки;
- коэффициент пульсации не более 5%;
- цветовая температура не более 4000К;
- индекс цветопередачи не менее 70 Ra;
- срок службы не менее 100 000 часов;
- ремонтопригодность, возможность замены драйвера без демонтажа светильника;
- производитель светильников – Россия, срок изготовления не ранее 2021 года;
- спад светового потока светильника должен составлять не более 20% (от паспортных значений светового потока) на конец гарантийного срока;
- гарантийный срок – не менее 5 лет.
Заявителем в жалобе указано, что в соответствии с ГОСТ 15150-69. «Межгосударственный стандарт. Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды» для эксплуатации в помещениях (объемах) с искусственно регулируемыми климатическими условиями (закрытых отапливаемых или охлаждаемых и вентилируемых производственных и других помещениях (отсутствие воздействия прямого солнечного излучения, атмосферных осадков, ветра, песка и пыли наружного воздуха; отсутствие или существенное уменьшение воздействия рассеянного солнечного излучения и конденсации влаги) предусматривается рабочий диапазон температур -10°С…+40°С.
Представители Заказчика пояснили, что требование к рабочему диапазону температур светильников -40°С…+40°С обусловлено потребностью Заказчика, вызванной условиями эксплуатации и связано с технологией производства ПАО СЗ «Северная верфь», вследствие чего в Техническом задании Документации и была установлена категория размещения У1 в соответствии с ГОСТ 15150-69, которая предусматривает рабочий диапазон температур от +40°С до -40°С (см. п. 3.2. табл. 3 ГОСТ 15150-69).
В пп. 4.3 п. 7 Приложения №2 к Документации среди прочих требований к техническим решениям и их реализации Заказчиком установлено, что при проведении монтажных работ надлежит организовать управление светильниками в автоматическом режиме с использованием контроллеров, устанавливаемых в автоматизированный пункт питания наружного освещения (АППНО) посредством специального программного обеспечения, поставляемого Исполнителем. АППНО должен иметь заключение Минпромторга о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ.
Подпунктом 4.3 п. 7 Приложения №2 к Документации также предусмотрено, что контроллер должен работать с открытым стандартным протоколом обмена данными МЭК 60870-5-104. Контроллер должен иметь Свидетельство о метрологической поверке (об утверждении типа средств измерений). В случае применения GSM-канала для обмена данными между контроллером и диспетчерским пунктом использовать закрытый формат передачи данных (по технологии APN, исключающей доступ третьих лиц к оборудованию и сети в целом) или SIM-карты со статическим IP-адресом, установленные в контроллер.
Заявителем в жалобе указано, что, исходя из данных Единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, указанным техническим требованиям соответствует единственный разработчик ООО «СВЕТОСЕРВИС ТМ» с ПО АСУО (автоматизированная система управления освещением) «БРИЗ».
Представители Заказчика пояснили, что в Техническом задании Документации описан процесс оказания всего комплекса услуг по ресурсосбережению, выполнению мероприятий, направленных на ресурсосбережение и повышение энергетической эффективности использования электроэнергии при эксплуатации системы общего освещения цеха 047, при этом Заказчиком не устанавливались требования о предоставлении в составе заявки заключения Минпромторга о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ, равно как и документального подтверждения работы контролера с открытым стандартным протоколом обмена данными МЭК 60870-5-104 или наличия свидетельства о метрологической поверке.
Согласно возражениям на жалобу Заявителя требования к контролеру в части возможности работы с открытым стандартным протоколом обмена данными МЭК 60870-5-104 утверждены Национальным стандартом Российской Федерации и введены в действие Постановлением Госстандарта России от 9 марта 2004 г. № 89-ст. В свою очередь форма свидетельства о метрологической поверке утверждена Решением Евразийской экономической коллегией (Решение № 89 от 26.07.2016 г.), которое принято в рамках реализации подпункта 3 пункта 9 Протокола о проведении согласованной политики в области обеспечения единства измерений (приложение № 10 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) и в соответствии с пунктом 16 приложения № 2 к Регламенту работы Евразийской экономической комиссии, утвержденному Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. № 98.
Согласно п. 9 Приложения №2 к Документации в рамках организации рабочего места исполнителю надлежит предусмотреть два рабочих места (ПЭВМ) для доступа к системе управления освещением.
ПЭВМ и ПО поставляется Исполнителем, характеристики ПЭВМ должны соответствовать рекомендуемым характеристикам для ПО системы управления, установленные производителем.
ПО должно быть внесено в «Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных», класс ПО – «Системы мониторинга и управления».
Представители Заказчика пояснили, что требование согласно п. 9 Приложения №2 к Документации к организации рабочего места, а также непосредственно к программному обеспечению обусловлено потребностью Заказчика и внутренней политикой безопасности АО «Объединённая судостроительная корпорация», в которую входит ПАО СЗ «Северная верфь».
При этом со стороны Заявителя не представлено каких-либо документов или сведений, свидетельствующих о дискриминационном или ограничивающем характере установленных в Документации оспариваемых требований, невозможности соблюдения оспариваемых требований для участия в Закупке Заявителем, как потенциальным участником Закупки, или указывающих на необоснованное предоставление преимущественных условий иным потенциальным участникам Закупки.
На основании изложенного по жалобе Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит доводы жалобы неподтвержденными и не усматривает в действиях Заказчика нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (от 03.02.2022 вх. №3201-ЭП/22) ООО "ВЭСКК" на действия заказчика ПАО СЗ «Северная верфь» при организации и проведении запроса предложений на оказание услуг по ресурсосбережению, выполнение мероприятий, направленных на ресурсосбережение и повышение энергетической эффективности использования электроэнергии при эксплуатации системы общего освещения цеха 047 (п. 577 Плана закупки) (извещение №32211066275), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях заказчика ПАО СЗ «Северная верфь» нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 03.02.2022 вх. №3201-ЭП/22) ООО "ВЭСКК" на действия заказчика ПАО СЗ «Северная верфь» (ИНН 7805034277, ОГРН 1027802713773) при организации и проведении запроса предложений на оказание услуг по ресурсосбережению, выполнение мероприятий, направленных на ресурсосбережение и повышение энергетической эффективности использования электроэнергии при эксплуатации системы общего освещения цеха 047 (п. 577 Плана закупки) (извещение №32211066275) необоснованной.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.