Решение №05/6753 Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 6 марта 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

№05/6753 от 17.05.2013

 

РЕШЕНИЕ

по делу №К05-156/12

 

                                                                                                          г. Санкт-Петербург

 

Резолютивная часть решения оглашена 26 апреля 2013 года

В полном объеме решение изготовлено 17 мая 2013 года

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Соколова И.П.- заместитель руководителя управления, Председатель                                   Комиссии;

 

Рябух Е.Л.   - начальник отдела пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, член Комиссии;

 

Чельмя А.В.     - специалист-эксперт отдела пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, член Комиссии;

 

 

рассмотрев дело № К05-156/12, возбужденное по собственной инициативе по признакам нарушения ЗАО «Северное» (Гаккелевская ул., Санкт-Петербург), ЗАО «Северное» (ул. Рихарда Зорге, Санкт-Петербург»), ООО «Митекс», ООО «Митекс-Выборгский», ООО «Митекс-Красногвардейский» части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

 

1. В Санкт-Петербургское УФАС России (далее Управление) поступило заявление гр. <…> (вх. №6254 от 27.04.12) с жалобой на действия со стороны ЗАО «Северное» и ООО «Митекс». В заявлении  указано, что ЗАО «Северное»  и ООО «Митекс» установили высокие  цены на своих автогазозаправочных (АГЗС) станциях.

В рамках рассмотрения заявления Санкт-Петербургское УФАС России (далее – Управление) не установлено, что ООО «Митекс» и ЗАО «Северное» являются доминирующими хозяйствующими субъектами на рынке реализации СУГ на АГЗС. Кроме того, не подтверждено документально о наличии признаков согласованности в действиях указанных хозяйствующих субъектов. Однако, Управлением установлены признаки нарушения части 1 статьи 14, возбуждено дело № К05-156/12 в отношении ЗАО «Северное» (Гаккелевская), ЗАО «Северное» (Р. Зорге), ООО «Митекс», ООО «Митекс-Красногвардейский», ООО «Митекс-Выборгский».

 

2. Позиция привлеченных в качестве ответчиков лиц по делу №К05-156/12 состоит в следующем.

1) Позиция группы компаний ООО «Митекс»:

Группа компаний ООО «Митекс» пояснила, что в период с 01.01.2012 по 01.11.2012 они реализовали газ в соответствии с ГОСТ 27578-87 «Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта. Технические условия»; ГОСТ Р 52087-03 «Газы углеводородные сжиженные топливные. Технические условия»; ГОСТ 20448-90 «Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления. Технические условия». Не считают, что своими действиями нарушают действующее законодательство, в т. ч антимонопольное в части 1 статьи 14. Считают, что запрет на реализацию коммунально-бытового газа на АГЗС в качестве автомобильного топлива, отсутствует. Потребитель сам должен следить за тем, какое топливо заправляет в свой автомобиль.

2) Позиция ЗАО «Северное» (ул. Рихарда Зорге) и ЗАО «Северное» (ул. Гаккелевская):

СУГ, реализуемый ЗАО «Северное» (ул. Гаккелевская) в 2012 году,  произведен в соответствии с ГОСТом 20448-90 «Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления. Технические условия» и ГОСТом Р 52087-03 «Газы углеводородные сжиженные топливные. Технические условия».

 СУГ, реализуемый ЗАО «Северное» (ул. Рихарда Зорге),  произведен в соответствии с ГОСТом 20448-90 «Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления. Технические условия».

Не считают, что своими действиями нарушают действующее законодательство, в т. ч. антимонопольное в части 1 статьи 14. Считают, что запрет на реализацию коммунально-бытового газа на АГЗС в качестве автомобильного топлива, отсутствует. Преимущества у ЗАО «Северное» (ул. Рихарда Зорге) и у ЗАО «Северное» (ул. Гаккелевская) отсутствуют.

 

 

3. Материалами дела №К05-156/12 установлено и подтверждаются следующие обстоятельства:

 

1. Сжиженные углеводородные газы подлежат обязательной сертификации и входят в «Номенклатуру продукции, в отношении которой законодательными актами РФ предусмотрена их обязательная сертификация», утвержденную Постановлением Госстандарта России от 30.07.2002 №64. Для использования СУГ в качестве моторного топлива, применяются: ГОСТ 27578-87 "Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта. Технические условия", ГОСТ Р 52087-03 "Газы углеводородные сжиженные топливные. Технические условия".      

Покупателями для заправки автомобилей в качестве моторного топлива используется сжиженный углеводородный газ. Сжиженный углеводородный газ - полученный как попутный нефтяной газ, в настоящее время является одним из самых популярных видов у потребителей СУГ в качестве моторного топлива, поскольку в отношении стоимости литра топлива к выделяемой при сжигании тепловой энергии, имеет значительное преимущество над бензиновым и дизельным топливом.

Основными потребителями СУГ в качестве моторного топлива являются физические лица, имеющие автомобили оснащенные оборудованием для использования СУГ, пищевые предприятия, предприятия общественного транспорта и предприятия, осуществляющие грузоперевозки.

Потребители автомобильного топлива (к которым относятся частные автомобилисты, грузовые, пассажирские, специализированные автотранспортные предприятия, не имеющие в составе основных фондов автозаправочных станций), приобретают автомобильное топливо по необходимости на АГЗС действующих на рынке розничных операторов. В связи с этим, в качестве товара  рассматривается газомоторное топливо вместе с услугой по заправке автотранспорта или отпуску топлива через АГЗС.

За основу определения продуктовых границ рынка положено мнение покупателей о равнозначности и взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу.

Для заправки автомобилей сжиженным углеводородным газом необходимо установить газобаллонное оборудование. Кроме того, использование СУГ в качестве моторного топлива у отдельной категории потребителей обусловлено требованиями к работе погрузочной техники в закрытых помещениях на пищевом предприятии.

Транспортные средства спроектированы и сертифицированы для работы на газовом топливе, регламентированном ГОСТ 27578-87 «Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта. Технические условия». Экологические нормы при вводе в обращение и эксплуатации транспортных средств устанавливаются с учетом показателей газового топлива для автомобильного транспорта ГОСТ 27578-87. Проверка соответствия этим нормам при сертификации автомобилей и двигателей осуществляется также с использованием этого газа. Нормы расхода газа устанавливаются для транспортных средств, работающих на газе по ГОСТ 27578-87 (письмо ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» от 17.02.2010 исх№4050-03/36).

            СУГ, произведенный в соответствии  с ГОСТ Р 52087-03 "Газы углеводородные сжиженные топливные. Технические условия", применяется в качестве топлива для коммунально-бытового потребления, моторного топлива для автомобильного транспорта, а также в промышленных целях. Разработанный ГОСТ Р 52087 предусматривает возможность использования сжиженного газа для коммунально-бытовых нужд в качестве автомобильного топлива и наоборот, обеспечивая тем самым взаимозаменяемость.

Использование сжиженного газа для коммунально-бытового потребления (ГОСТ 20448-90 «Газы углеводородные сжиженные для коммунально-бытового потребления») в качестве моторного топлива для транспортных средств не предусмотрено действующими ГОСТами, поскольку транспортные средства спроектированы и сертифицированы для работы на другом газовом топливе и риск ущерба для здоровья людей, всех видов имущества и для окружающей среды превышает допустимый.

Действующее законодательство устанавливает следующие требования  к реализации СУГ:

  1. Согласно Постановлению Правительства РФ № 317 от 17.05.2002г., коммунально-бытовой газ регламентируется как газ, идущий на бытовые нужды жилых и общественных зданий, а именно: поквартирное отопление, горячее водоснабжение и приготовление пищи.
  2. Согласно письму от 15.12.2009г. № 01-09/576 СЗМТУ Ростехурегулирования следует, что использование газа углеводородного сжиженного топливного, предназначенного для коммунально-бытового потребления, недопустимо (!) в качестве моторного топлива для автомобильного транспорта, поскольку каждый вид топлива является отдельным продуктом, изготавливаемым по соответствующему государственному стандарту. Указанные виды газов углеводородных подлежат обязательной сертификации и входят в «Номенклатуру продукции, в отношении которой законодательными актами РФ предусмотрена их обязательная сертификация», утвержденную Постановлением Госстандарта России от 30.07.2002г. №64. Организации, осуществляющие розничную продажу на АГЗС  газа углеводородного сжиженного топливного, для коммунально-бытового потребления (ГОСТ 20448-90) в качестве автомобильного моторного топлива (ГОСТ 27578-87) нарушают действующее законодательство в области технического регулирования.
  3. Согласно письму СЗМТУ Ростехрегулирования от 22.04.2010 №01-09/162, производители и поставщики газа углеводородного сжиженного, предназначенного для автомобильного транспорта, при его производстве и реализации обязаны руководствоваться ГОСТ 27578-87, либо ГОСТ Р52087-2003. Производитель, изготавливающий топливный газ углеводородный по ГОСТу 20448-90, не может получить сертификат соответствия требованиям ГОСта Р 52087-2003. АГЗС, предназначенная для заправки автомобилей, не вправе принимать на реализацию топливный газ, произведенный по ГОСТ 20448-90.
  4. ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» письмом от 17.02.2010 №4050-03/36 в адрес ФАС России сообщило, что требования ГОСТ 20448-90 «Газы углеводородные сжиженные для коммунально-­бытового потребления» распространяются только на газы для коммунально-бытовых и промышленных целей. Таким образом, такие газы не предназначены для использования в качестве моторного топлива автомобилей. Требования к фракционному составу и другим показателям сжиженного газа для автомобильного транспорта более жесткие, чем для коммунально-бытового применения, и регламентируются ГОСТ 27578-87. Конструкция газобаллонного оборудования и двигателей автомобилей проектируется с учетом свойств газов по ГОСТ 27578-87. Экологические нормы при вводе в обращение и эксплуатацию транспортных средств устанавливаются с учетом показателей газового топлива для автомобильного транспорта.

   

Таким образом, сжиженный углеводородный газ, произведенный в соответствии с ГОСТ 20448-90 «Газы углеводородные сжиженные для коммунально-бытового потребления», не является взаимозаменяемым с сжиженным углеводородным газом, произведенным в соответствии с ГОСТ 27578-87 «Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта. Технические условия». Производители и поставщики СУГ, используемого в качестве моторного топлива для автомобильного транспорта, при его производстве и реализации обязаны руководствоваться ГОСТ 27578-87, либо ГОСТ Р 52087-2003 (письмо Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.04.2010 исх№01-09/162).

            Потребители автомобильного топлива (к которым относятся физические лица, имеющие автомобили оснащенные оборудованием для использования СУГ в качестве моторного топлива, грузовые, пассажирские, специализированные автотранспортные предприятия, не имеющие в составе основных фондов автозаправочных станций), приобретают автомобильное топливо по необходимости на автогазозаправочных станциях (далее - АГЗС) и многотопливных площадках для заправки бензином и газом.

Функционирование рынка обусловлено необходимостью хранить газ, как опасный продукт, в специально оборудованных емкостях и хранилищах; осуществлять заправку автотранспорта при помощи специального устройства – топливораздаточной колонки (оборудование АГЗС). Эта технологическая особенность делает для определенного круга потребителей (в основном мелких) оптовое приобретение автомобильного топлива не только технологически сложным, но и экономически невыгодным.

АГЗС располагаются вдоль автомобильных дорог внутри населенных пунктов, а также вдоль  трасс, соединяющих населенные пункты Ленинградской области.

Услуги по заправке автомобилей газовым топливом подлежат лицензированию как эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов (Федеральный закон №128-ФЗ от 08.08.2001г «О лицензировании отдельных видов деятельности»). При строительстве и эксплуатации АГЗС, АГНКС должны быть соблюдены нормативно-технические требования к расположению, технике безопасности и т.п.

При эксплуатации автомобильных заправочных станций сжиженного газа, организации обязаны руководствоваться Правилами безопасности при эксплуатации автомобильных заправочных станций сжиженного газа, утв. Постановлением Госгортехнадзора  России от 04.03.2003 №6. Указанные Правила устанавливают требования промышленной безопасности для стационарных автомобильных газозаправочных станций, снабжающих автотранспорт сжиженными углеводородными газами (СУГ) с избыточным давлением не более 1,6 МПа, используемыми в качестве автомобильного топлива.

Ряд организаций, эксплуатирующих АГЗС, на территории АГЗС оказывают услуги по заправке баллонов сжиженным газом. Однако, согласно письму Северо-Западного управления Ростехнадзора от 21.12.2012 №13-1-23/13617, в соответствии с п.5.9.16 Правил безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы, утв. Постановлением Госгортехнадзора России №40 от 27.05.2003, размещение площадки наполнения бытовых баллонов допускается вне территории АГЗС при условии обеспечения отдельного въезда и выезда с данной площадки.

Таким образом, продуктовые границы рынка определяются как услуги по реализация на АГЗС СУГ, используемого в качестве моторного топлива (газ попутный нефтяной (пропанобутановая смесь) - топливо для двигателей внутреннего сгорания) ГОСТ 27578-87 "Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта. Технические условия" и ГОСТ Р 52087-03 "Газы углеводородные сжиженные топливные. Технические условия".

Географические границы данного рынка услуг совпадают с административными границами Санкт-Петербурга. Однако, географические границы с точки зрения конкретного потребителя могут выходить за границы СПб (конкретные районы определяются с учетом возможности и необходимости того или иного покупателя приобретать газ).

Доставка СУГ от газонаполнительных станций (далее - ГНС) до АГЗС в основном осуществляется  автомобильными цистернами (одна автомобильная цистерна в среднем вмещает 5-20 тонн сжиженного газа) или  автогазовозами вместимостью 15-20 тонн.

Расположенный на территории Ленинградской области нефтеперерабатывающий завод (далее - НПЗ) ООО «ПО «Киришинефтеоргсинтез» не производит СУГ в соответствии с ГОСТ 27578-87, либо ГОСТ Р 52087-2003, используемый в качестве моторного топлива. Предприятия, осуществляющие деятельность на оптовом рынке услуг по реализации сжиженного углеводородного газа, используемого в качестве моторного топлива, должны закупать СУГ в соответствии с ГОСТ 27578-87, либо ГОСТ Р 52087-2003 у производителей, находящихся в других регионах РФ (Западная Сибирь, Башкирия).

Оптовый рынок выходит за пределы административных границ Ленинградской области и охватывает территорию Российской Федерации (федеральный рынок).

Доставка сжиженного газа от производителей (НПЗ, крупных поставщиков РФ) до оптовых поставщиков, эксплуатирующих станции хранения газа - ГНС, расположенных на территории Санкт-Петербурга или близлежащих районах Ленинградской области, в основном осуществляется железнодорожным транспортом.

 

На рынке услуг реализации на АГЗС СУГ, используемого в качестве моторного топлива, для заправки автомобилей на территории Санкт-Петербурга действуют следующие хозяйствующие субъекты:

1)        Согласно Уставу и выписки из ЕГРЮЛ  ООО «МИТЕКС» (адрес местонахождения: Санкт-Петербург, Выборгское шоссе, д.6а лит.А.) образовано в 1996 году осуществляет эксплуатацию объектов газового хозяйства и техническое обслуживание и ремонт газового оборудования, установок СУГ, осуществляет розничную торговлю автомобильным газовым топливом.

Имеет свидетельство о регистрации Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору опасных производственных объектов, лицензия  на эксплуатацию взрывопожарных производственных объектов.

Согласно представленной ООО «МИТЕКС» информации, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ООО «МИТЕКС» входит в одну группу лиц с  ООО «Митекс-Выборгский», ООО «Митекс-Красногвардейский» ООО «МИГис» (АГЗС расположены в Ленинградской области).

Кроме того, на территории АГЗС осуществляется заправка бытовых баллонов.

На территории Санкт-Петербурга деятельность по заправке автомобилей СУГ осуществляют ООО «МИТЕКС», ООО «Митекс-Выборгский» (образовано в 2002 году) и ООО «Митекс-Красногвардейский».

 

2) Согласно Уставу и выписки из ЕГРЮЛ  ЗАО «Северное» Санкт-Петербург, ул. Гаккелевская) образовано в 1996 году, осуществляет эксплуатацию объектов газового хозяйства и техническое обслуживание и ремонт газового оборудования, установок СУГ, осуществляет розничную торговлю автомобильным газовым топливом. ЗАО Северное (Гаккелевская) осуществляет реализацию СУГ  через АГС путем заправки автомобилей и газовых баллонов.

ЗАО Северное (ул. Гаккелевская) пояснило, что эксплуатирует АГЗС согласно лицензии №ВП-19-001948 (КС) от 28.09.2009 на осуществление деятельности «Эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору».

Согласно  имеющимся в материалах дела пояснениям и документам, ЗАО «Северное» (ул. Гаккелевская) входит в одну группу лиц с ЗАО «Северное» (ул. Рихарда Зорге) в соответствии с определением, данным в статье 9 Закона о защите конкуренции , что подтверждается также письмом ЗАО «Северное» (Исх. №104).

ЗАО «Северное» (Рих. Зорге) эксплуатирует АГЗС согласно лицензии №ВП-19-001947 (КС) от 28.09.2009 и реализует СУГ по ГОСТу 20448-90 по коммерческим ценам.  Зарегистрировано в 1996 году.

ЗАО «Северное» (ул.Гаккелевская д.25-1-145) на территории Санкт-Петербурга эксплуатирует 3 АГЗС. ЗАО «Северное» (ул.Рихарда Зорге д.10) эксплуатирует 3 АГЗС.

Обе организации фактически осуществляют деятельность по заправке автомобилей СУГ в качестве моторного топлива. Кроме того, согласно пояснениям на территории АГЗС  осуществляется заправка бытовых баллонов.

 

3) ОАО «Экогазсервис» (адрес местонахождения: Санкт-Петербург, г.Колпино, Лагерное шоссе, д.75) (выписка из ЕГРЮЛ, Устав).

            ОАО «Экогазсервис» осуществляет транспортировку, прием, хранение и реализация СУГ и других нефтепродуктов; поставку СУГ на газифицированные объекты в соответствии с заключенными договорами; перевозку опасных грузов автомобильным транспортом.

В эксплуатации у ОАО «Экогазсервис»  на территории Санкт-Петербурга  в 2012 году находилось      6      АГЗС.

 

Таким образом, группа лиц в составе ЗАО «Северное» (Гаккелевская) и ЗАО «Северное» (Рих. Зорге), группа лиц в составе ООО «МИТЕКС» и ООО «Митекс-Красногвардейский» и ООО «Митекс-Выборгский», а также ООО «Экогазсервис» являются конкурентами на товарном рынке услуг реализации на АГЗС СУГ, используемого в качестве моторного топлива, для заправки автомобилей на территории Санкт-Петербурга.

 

 

2.  В соответствии с информацией, представленной участниками данного рынка услуг, в стоимость СУГ, реализуемого на АГЗС в качестве моторного топлива,  включены транспортные расходы. У большинства НПЗ транспортные расходы включены в закупочную цену. Согласно Приказу Министерства путей сообщения – возврат полученных вагонов оплачивает получатель. В цену закупки также входит доставка до места, а возврат пустых цистерн оплачивается покупателем отдельно. Так же, у предприятия есть еще транспортные расходы доставки от станции получателя до базы хранения и от базы до заправочной станции. Кроме того, СУГ, который приходит в железнодорожных цистернах, нельзя сразу же налить в автогазовозы для доставки на АГЗС. Согласно всем нормативным документам, газ необходимо слить в парк хранения (ГНС), после чего его разрешается разливать в автогазовозы для доставки на АГЗС. В связи с чем, в стоимость СУГ также могут быть включены затраты, связанные с содержанием оборудованных баз хранения - ГНС.

2. 1. Анализ документов, представленных группой лиц в составе ООО «Митекс», ООО «Митекс-Красногвардейский» и ООО «Митекс-Выборгский» (далее – группа МИТЕКС) , показывает следующее.

Согласно пояснениям, группа  МИТЕКС реализует СУГ на АГЗС в качестве моторного топлива, произведенного в соответствии с ГОСТами 20448-90, 27578-87, Р52087-2003. Группа МИТЕКС приобретает СУГ у оптовых продавцов либо напрямую с заводов. Поставки осуществляются  с заводов ООО «КИНЕФ» (ГОСТ 20448-90),  ОАО «Газпромнефть Московский», ООО «Пермьнефтегазпереработка», ОАО «Уралторгсинтез», ООО «Няганьгазпереработка», а также  друг у друга (ООО «Митекс-Красногвардейский» и ООО «Митекс-Выборгский» приобретают у ООО «МИТЕКС»).

Транспортировка СУГ от парка хранения оптового поставщика осуществляется ООО «МИТЕКС» собственным автомобильным транспортом.

Затраты группы МИТЕКС, связанные с покупкой  СУГ: стоимость газа (с тарифами жд), стоимость хранения газа, транспортные услуги. Расстояние транспортировки от завода ст. Осенцы Свердловской обл. до ГНП Малая Вишера-1708 км, от завода ООО «ПО Киришинефтеоргсинтез» до ГНП Малая Вишера составляет 40 км, от ГНП ст. Малая Вишера до  АГЗС в СПб – 230 км, от завода ООО ПО Киришинефтеоргсинтез до АГЗС – 230 км. (ответ ООО Митекс-Выборгский). МИТЕКС не являются уполномоченными организациями по продаже СУГ, предназначенного для коммунально-бытового потребления. Покупка и продажа СУГ осуществляется только по коммерческим ценам.

В 2012 году указанные компании закупали СУГ по ценам  от 15400 до 21800 рублей за 1 тонну. Реализовывался СУГ на АГЗС по ценам: 16-20 – 16-90 за 1 л.

 

По оценке ООО «Митекс», экономически  выгодно покупать СУГ с близлежащего завода (ООО «ПО Киришинефторгсинтез»). Экономические факторы покупки СУГ для продажи на АГЗС в качестве моторного топлива ГОСТа 20448-90 следующие:

- наличие свободного объема на рынке того или иного ГОСТ,

- конкурентная цена на рынке, поскольку СУГ с ближайшего НПЗ (ООО «КИНЕФ»)  должен быть дешевле: так  как стоимость нефти одинакова, транспортные составляющие должны быть минимальными.

 

Для примера приведены (ответ от 04.04.2013 Исх. №009) следующие случаи:

- Поставка с ООО «Лукойл-Пермьнефтегазпереработка» :

Стоимость газа – 15740 руб. за тонну

Транспортные расходы  от ГНС до АГЗС – 1300 руб. за тонну

 

- Поставка с ООО «ПО Киришинефторгсинтез»

Стоимость газа – 10320 руб. за тонну,

Транспортные услуги от завода до АГЗС – 1200 руб. за тонну

 

 

Технический фактор покупки СУГ для продажи на АГЗС в качестве моторного топлива ГОСТа 20448-90 состоит в том, что  все АГЗС выполнены по проектам,  которые предполагали возможность заправки баллонов и автомобилей. Однако, невозможно отпускать СУГ разных ГОСТов на АГЗС одновременно, поскольку на момент проектирования АГЗС требований по отдельному хранению не было.

Письмом от 28 декабря 2012 №671 ООО «Митекс» сообщило, что при покупке и доставке СУГ с востока России (ОАО «СИБУР», ОАО «ЛУКойл», ОАО «НОВОТЕК», ОАО «Газпром-Газэнергосеть») стоимость СУГсоставляет порядка 18000 – 25000 рублей за тонну, что дороже, чем приобретать  у ООО «КИНЕФ», у которого регулируемая и коммерческая цена на СУГ составляет от 8973 до 10320 за тонну (в отличии от других заводов стоимость СУГ по коммерческой цене). Таким образом,  разница составляет от 8000 до 15000 рублей за 1 тонну. В связи с этим ООО «Митекс» считает, что выгодно заключать прямой договор с ООО «КИНЕФ» для минимизации расходов и перехода на более дешевый СУГ.

Материалы дела свидетельствуют, что  МИТЕКС осуществляют реализацию СУГ на АГЗС в качестве автомобильного топлива по трем ГОСТам : 20448-90, 27578-87, Р52087-2003. При этом, ГОСТ 20448-90 не распространяется на автомобильное топливо.

 

2. Анализ документов, представленных группой лиц в составе ЗАО «Северное» (Гаккел.) и ЗАО «Северное» (Рих. Зорге) показывает следующее.

Согласно письму УФАС по Ленинградской области от 31.01.2013 №02/283, Распоряжением Правительства РФ от 03.07.2003 №908-р одобрена Концепция развития рынка сжиженного газа для бытовых нужд, которая предусматривает наличия  системы балансовых заданий. Механизм определения уполномоченных организаций предусмотрен в постановлении Правительства РФ от 12 января 2005 №16 «О поставках сжиженных углеводородных газов на внутренний рынок в 2005 году» и в Приказе Минпромэнерго России от 01.02.2005 №16.  В соответствии с информацией, полученной из Комитета по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области, распоряжением Правительства ЛО от 17.06.2009 №240-р в качестве уполномоченных организаций определено ЗАО «Северное».

В соответствии с действующим законодательством РФ, цена на сжиженный емкостной и баллонный газ для бытовых нужд населения, реализуемый по балансовым заданиям, регулируется государством. В соответствии с постановлением Правительства от 15.04.1995 №332 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства» (далее - Постановление) розничные цены на газ, включая сжиженный, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно «Концепции развития рынка сжиженного газа для бытовых нужд», утвержденной распоряжением Правительства РФ №908-р от 03.07.2003 «…сжиженный газ поставляется потребителям коммунально-бытового сектора, в т.ч. населению, в баллонах (индивидуальные дома и дачные постройки)…». Таким образом, действующим законодательством предусматривается государственное регулирование розничных цен на газ, отпускаемый населению. В рамках выделяемого Минэнерго РФ балансового СУГ в 2012 году было выделено 5015 тонн, в январе 2013 года – 200 тонн.

 

ЗАО «Северное» приобретает СУГ для реализации по балансовым заданиям у  ОАО «Газпромэнергосеть» (ГОСТ Р52087-2003), ООО «КИНЕФ» (ГОСТ 20448-90)  и ООО «ТНК Индастриз» (ГОСТ Р52087-2003) по соответствующим договорам . На 2012 год между ЗАО «Северное» и ООО «КИНЕФ» заключен договор №436 от 08.12.2011 на поставку СУГ  по ГОСТУ 20448-90.

 

Анализ информации, представленной  ЗАО «Северное» (Гаккелевская) и ЗАО «Северное» (Рих. Зорге) за 2012 год и за 11 месяцев 2012 года (в т.ч письмо №56 и №156) показал следующее. Поставки осуществлялись следующим образом. ЗАО «Северное» (Гаккелевская) приобретает СУГ у производителей СУГ напрямую и у оптовых поставщиков. В 2012 году СУГ приобретался у следующих поставщиков: ОАО «Газпромэнергосеть», ООО «КИНЕФ», ООО «Транс-Сервис», ООО «ТНК Индастриз»,  ООО «ТЭК Миал» ООО «Энергия РЮГС» ООО «ЛОГазинвест» ООО «ТЛК»,  ООО «Бриз».

 

                                                                                                         

Таким образом,  по балансовому заданию СУГ приобретался  за 11 месяцев 2012 года в объеме 4374 тонн, по коммерческим ценам за 11 месяцев приобретено 1555 тонн.  За 2012 год аналогичные показатели составили      4951 и  2724 тонны соответственно.

            Основной объем СУГ как по балансовому заданию (около 80%), так по общему объему поставок (около 60%) приобретался у ООО «КИНЕФ».

Реализация СУГ в качестве моторного топлива осуществлялась через АГЗС ЗАО Северное (Гаккелевская) и ЗАО «Северное» (Рих. Зорге).  Поставки на АГЗС ЗАО «Северное» (Рих. Зорге) осуществлялись по договору поставки №01/2009 от 01.01.2009 с ЗАО «Северное», в соответствии с которым СУГ поставляется марок СПБТ, ПТ (для коммунально-бытовых нужд) ГОСТ 20448-90 (письмо от 22.01.2013 №3).  Реализация СУГ по данному договору производилась по ценам от 11000 до 14135 за тонну с НДС. Стоимость доставки от ГНС до АГЗС составляла от 1060 до 1250 рублей за 1 тонну. 

Средние розничные цены на СУГ, реализуемый на АГЗС  ЗАО «Северное» (Р. Зорге) в качестве моторного топлива в 2012 году, составляли от 16-20 до 17-00, на АГЗС  ЗАО «Северное» (Гаккелевская)   от 15-80 до 17-00.

 

Исходя из документов, содержащихся в материалах дела,  и письменных пояснений,  СУГ на АГЗС ЗАО «Северное» (Рих. Зорге) по ГОСТУ 27578-87 и ГОСТу Р52087-2003 не поступал. СУГ на АГЗС ЗАО «Северное» (Рих. Зорге) продавался только по ГОСТу 20448-90.  Согласно письмам  ЗАО «Северное» (Рих. Зорге)  на АГЗС в 2012 году поступило 2460 тонн, за 11 месяцев 2012 года поступило 2130 тонн.

Таким образом, учитывая, что за 11 месяцев 2012 года по коммерческим ценам закуплено 1555 тонн (причем СУГ только  по ГОСТу  20448-90), а также то, что для реализации СУГ только на АГЗС ЗАО «Северное» (Рих. Зор.) потребовалось  2130 тонны, то можно сделать следующий вывод. Группа лиц в составе ЗАО «Северное» (Гакк.) и ЗАО «Северное» (Рих.Зорге) реализовывало на АГЗС   СУГ, который предназначался для балансового задания, произведенный в соответствии с ГОСТом  20448-90 и приобретенный у ООО «КИНЕФ».

Кроме того, СУГ реализовывался на АГЗС самого ЗАО «Северное» (Гакк.). согласно письменным пояснения ЗАО Северное (письмо от 20.06.2012 № 54).  Реализация осуществлялась по ГОСТу  Р52087-2003 и ГОСТу 20448-90.  За 2012 год на АГЗС  по коммерческим ценам было реализовано 2119 тонн. Учитывая, что СУГ по ГОСТу Р52087-2003 покупался только по балансовому заданию и в объеме 927 тонн, то можно сделать вывод о том, что ЗАО Северное реализовывала СУГ, предназначенные для балансового задания и по ГОСТу 20448-90. По данному ГОСТу СУГ по балансовым заданиям приобретается только у ООО «КИНЕФ».

Согласно имеющимся данным, транспортные расходы на доставку СУГ с завода ООО «Кинеф» меньше, чем транспортные расходы на доставку СУГ с иных Заводов.

 

 Расстояния до указанных заводов следующие:

 

От завода производителя

 

ООО «Киришинефторгсинтез» - ГНС

140 км

Сосновоборский газоперерабатывающий завод – ГНС

1700км

ЗАО Рязанская нефтеперерабатывающая компания – ГНС

1183км

 

Анализ имеющихся в материалах дела данных показывает следующее.

Стоимость СУГ для ЗАО «Северное» с завода Сосновоборский газоперерабатывающий завод  выше на 2000 рублей за 1 тонну, чем с завода ООО «КИНЕФ» за счет затрат на транспортировку с завода до  ГНС ЗАО Северное.  Стоимость транспортировки включена в стоимость СУГ. В материалах дела содержится письмо ОАО «ГАЗПРОМ Газэнергосеть» от 10.01.2013, в котором поясняется, что целевое назначение поставки в 2011 году СУГ в ООО «Митекс» – для реализации по коммерческим ценам, в ЗАО «Северное» – по ценам, установленным ФСТ. Целевое назначение поставки в 2012 году СУГ осуществлялось только   в ЗАО «Северное» – по ценам, установленным ФСТ с Сосногорского ГПЗ/Ветлосян до ГНС Семрино по стоимости 12538 рублей за тонну с доставкой, стоимость  которой  составляет 3565 рублей за 1 тонну по ж/д (28% составляет в цене, с Сургутского ЗСК стоимость  доставки доходит до 31 % в цене СУГ ).

 В материалах дела содержится письмо ОАО «ТНК-ВР Менеджмент» от 22.01.2013 №391/0008и-ТБ, которое также подтверждает данные о стоимости транспортировки газа, представленные сторонами.

Согласно письму №56 на всех АГЗС ЗАО «Северное» (Гакк.) для информирования покупателей вывешены приказы ЗАО Северное об установлении цены на СУГ с указанием ГОСТов отпускаемогого газа (ГОСТ20448-90,  ГОСТ Р52087-2003, ГОСТ 27578-87).

Таким образом, группа лиц в составе ЗАО «Северное» (Гаккелевская) и ЗАО «Северное» (Р.Зорге) реализует  на автогазозаправочных станциях в качестве моторного топлива СУГ, произведенный в соответствии с ГОСТ 20448-90, предназначенным для коммунально-бытового назначения,  и закупаемый у ООО «КИНЕФ» по балансовому заданию.

При этом, отсутствуют доказательства того, что до потребителей услуг по заправке автомобилей доводится информация о том, что заправка автомобилей на АГЗС  осуществляется в т. ч. СУГ, произведенным по  ГОСТу 20448-90 для коммунально-бытового назначения (название ГОСТа не указывается).

3. Анализ документов, представленных ООО «Экогазсервис» показывает следующее.

Согласно письменным пояснениям ОАО «Экогазсервис», на АГЗС реализуется СУГ по ГОСТу 27578-87.

За 2012 год ОАО «Экогазсервис»  закупало СУГ с НПЗ, расположенного на территории Пермского края,  ООО «Пермьнефтегазпереработка». Поставщиком СУГ ОАО «Экогазсервис» являются ЗАО «Сибур-Петрокон». 

В розницу на собственных АГЗС ОАО «Экогазсервис» в 2012 году продано 7645 тонн,  остальной объем реализовано  в качестве коммунально-бытового газа, по ценам, регулируемым Комитетом по тарифам СПб.

В настоящее время практически все АГЗС проданы, в собственности осталась одна АГЗС.

По представленным данным, стоимость закупки СУГ ГОСТ 27578-87 в 2012 году составляла около 19000 рублей за 1 тонну, в которой затраты на доставку до парка хранения составляли  2941 рублей за тонну.  Стоимость СУГ на АГЗС составляет  по 16-20 рублей за 1 литр.

 

4. В Управление представлено письмо ЗАО «Северное» (Гакклевская) от 27 декабря 2012 №129, направленное в адрес Проректора по научной работе РГУ нефти и газа имени Губкина А.В.Мурадова, в котором сообщается, что на АГЗС ЗАО «Северное» осуществляется заправка автотранспорта и газовых баллонов и просит разъяснить подходит ли СУГ ГОСТ 20448-90 и ГОСТ Р52087-2003 для заправки автотранспорта и газовых баллонов. Представлено ответ проректора А.В.Мурадова  от 28.10.2012 №003-28, адресованный ООО «Митекс», в котором указывается, что выпуск СУГ осуществляет по указанным трем стандартам. Производитель вправе осуществлять выпуск СУГ по любому из действующих стандартов. СУГ, произведенные по этим стандартам могут применяться как для целей газоснабжения, так и в качестве моторного топлива.

ЗАО «Северное» представило юридическое заключение ООО «Юридическая компания «Венида». По мнению эксперта, реализация СУГ, полученного по балансовым заданиям по свободной цене или реализация СУГ на АГЗС по ГОСТ 20448-90 не нарушает законодательство о защите конкуренции, поскольку не дает ему преимуществ.

Вместе с тем, ООО «Митекс» представило ответ ОАО «НИИАТ» от 29.12.2012, подписанный научным руководителем о том, что применение  трех ГОСТов  и их взаимозаменяемости находится в сфере компетенции органов  Ростехрегулирования России  и разработчиков Стандартов.

Письмом от 27.12.2012 №130 ЗАО Северное (Гаккелевское) сообщило, что контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов осуществляет на территории СПб СЗМТУ Ростехрегулирование, согласно типовому положению о территориальном органе Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (утв. Приказом Минпромторг России от 03.06.2009 №476).

              Кроме писем, упомянутых выше: письма от 15.12.2009г. № 01-09/576 СЗМТУ Ростехурегулирования, письма СЗМТУ Ростехрегулирования от 22.04.2010 №01-09/162, письма от 17.02.2010 №4050-03/36 ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» в адрес ФАС России в материалах дела содержатся письма следующих надзорных органов:  

 

1)  Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 21.12.2012 №13-1-23/13617, согласно которому:

1. ГОСТ 20448-90 устанавливает один способ использования топливного газа углеводородного сжиженного и не предусматривает возможность использования его в качестве газа углеводородного сжиженного для автомобильного транспорта.

2. В соответствии СП. 5.9.16 Правил безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы (ПБ 12-609-03), утв. Постановлением Госгортехнадзора России №40 от 27.05.2003, размещение площадки наполнения баллонов допускается вне территории АГЗС при условии обеспечения отдельного въезда и выезда с данной площадки.

3. При хранении и реализации газа углеводородного сжиженного для автомобильного транспорта ГОСТ 25578-87 следует руководствоваться требованиями ПБ 12-527-03 «правила безопасности при эксплуатации автомобильных заправочных станций сжиженного углеводородного газа», ПБ 12-609-03 «Правила безопасности для объектов,  использующих сжиженные углеводородные газы», ПБ 03-576-03 «Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением».

 

2)  Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) Министерства промышленности и торговли РФ от 12.11.2012 №130-53/3076, которое в рамках установленных полномочий сообщило, что ГОСТ 20448-90 не содержит положений, касающихся применения продукции в качестве газа углеводородного сжиженного для автомобильного транспорта. Сведениями о наличии нормативных правовых актов, устанавливающих разрешение на применение газа по ГОСТ 20448-90 в качестве газа для автомобильного транспорта, агентство не располагает.

3) Роспотребнадзора - письмо от 18.12.2009,в котором указано, что вопрос взаимозаменяемости сжиженных углеводородных газов не относится к сфере деятельности Федеральной службы.

 

Кроме того, в материалах дела имеется письмо от 31.01.2013 №02/283, в котором содержится позиция УФАС по Ленинградской области по данному вопросу. Распоряжением Правительства РФ от 03.07.2003 №908-р одобрена Концепция развития рынка сжиженного газа для бытовых нужд, которая предусматривает существовования системы балансовых заданий. Механизм определения уполномоченных организаций предусмотрен в Постановлении Правительства РФ от 12 января 2005 №16 «О поставках сжиженных углеводородных газов на внутренний рынок в 2005 году» и Приказе Минпромэнерго России от 01.02.2005 №16.  В соответствии с информацией, полученной из Комитета по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области, распоряжением правительства ЛО от 17.06.2009 №240-р в качестве уполномоченных организаций определено ЗАО «Северное». Данное распоряжение издавалось в целях обеспечения гарантированных поставок сжиженного газа для бытовых нужд населения ЛО. Иные цели распоряжениями не предусмотрены.

В связи с этим, по мнению УФАС  по ЛО активные действия ЗАО «Северное» по реализации СУГ, предназначенных для нужд населения, посредством сети АГЗС противоречат целям Концепции и распоряжений Правительства ЛО и могут быть направлены на получение преимуществ перед другими ХС. Реализация СУГ, предназначенного для коммунально-бытовых  нужд, в качестве моторного топлива может ввести в заблуждение потребителей таких газов – создается ложное впечатление о присутствии  определенных потребительских свойствах (газ для автомобилей), в то время как такие свойства отсутствуют.

Согласно п.9 ст.4 Федерального закона «О защите конкуренции», недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

 

Таким образом, на основании всей имеющейся в материалах дела информации, представленных документов, анализа хозяйственной деятельности предприятий, позиций надзорных и контролирующих органов по существу вопросов, можно сделать выводы о том, что  действия группы лиц  отвечают всем признакам недобросовестной  конкуренции, а именно:

- действия совершаются группой лиц при осуществлении предпринимательской деятельности

- действия направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности – реализация СУГ (остатки), приобретаемого ЗАО «Северное» (Гакк.) по балансовым заданиям (по регулируемым ценам) у  ООО «КИНЕФ» (ГОСТ 20448-90) в целях его реализации для коммунально-бытового назначения на находящихся у ЗАО «Северное» (Гакк.) в эксплуатации АГЗС в качестве автомобильного топлива, а также реализация группой лиц на АГЗС ЗАО «Северное» (Рих. Зорге) данного СУГ в качестве автомобильного топлива, ставит в преимущественное положение указанные ХС, поскольку иные участники данного рынка, соблюдающие требования действующего законодательства, вынуждены покупать СУГ на заводах, производящих СУГ соответствующих ГОСТов, но расположенных на значительном удалении от АГЗС, неся дополнительные затраты на транспортировку СУГ надлежащего ГОСта с указанных заводов. Кроме того, данные действия  противоречат  обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности и справедливости,  нарушаются положения Концепции, распоряжений Правительства ЛО.

 

В соответствии со ст.10 bis Парижской конвенции об охране промышленной собственности, актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленности и торговых делах.

 Группа лиц в составе ЗАО «Северное» (Гакк.) и ЗАО «Северное» (Р.Зорге) осуществляла реализацию сжиженного углеводородного газа, произведенного по ГОСТу 20448-90 «Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления. Технические условия» и поставленного в качестве балансового газа по регулируемым ценам ООО «Киришнефтеоргсинтез» (ООО «КИНЕФ») через АГЗС для заправки автомобилей.

Действия группы лиц в составе ЗАО «Северное» (Гакк.) и ЗАО «Северное» (Р.Зорге) могут квалифицироваться как нарушение ч.1 ст. 14 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

В материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о том, что действия  ООО «Митекс»; ООО «Митекс-Выборгский» и ООО «Митекс-Красногвардейский» направлены на преимущество. В связи с этим  в рассматриваемых действиях не установлено нарушение антимонопольного законодательства.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

РЕШИЛА:

 

           

1. Признать нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» группой лиц в составе ЗАО «Северное» (г. Санкт-Петербург, ул. Гаккелевская, д.25-1-145) и ЗАО «Северное» (г. Санкт-Петербург, ул. Рихарда Зорге, д. 10), выразившееся в  реализации сжиженного углеводородного газа, произведенного по ГОСТу 20448-90 «Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления. Технические условия» и поставленного в качестве балансового газа по регулируемым ценам ООО «Киришнефтеоргсинтез», через  АГЗС для заправки автомобилей.

2. Выдать группе лиц в составе ЗАО «Северное» (г. Санкт-Петербург, ул. Гаккелевская, д.25-1-145) и ЗАО «Северное» (г. Санкт-Петербург, ул. Рихарда Зорге, д. 10) предписание о прекращении недобросовестной конкуренции и недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

3. Прекратить рассмотрение дела в отношении ООО «Митекс»; ООО «Митекс-Выборгский» и ООО «Митекс-Красногвардейский»  в связи с отсутствием в рассматриваемых Комиссией действиях данных хозяйствующих субъектов  нарушения антимонопольного законодательства.

4. Решение и материалы дела направить в органы Федеральную службу надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии для принятия мер, направленных на предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

 

 

Председатель комиссии                                                             И.П. Соколова

 

Члены комиссии:                                                                        Е.Л. Рябух

                         

                                                                                                      А.В. Чельмя                 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны