Решение №78/19288/22 Т02-413/22 по жалобе ООО «ОтделСтрой» от 19 августа 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе №Т02-413/22
16 августа 2022 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...>
с участием представителей РГПУ им. А.И. Герцена (далее – Заказчик) и ООО «ОтделСтрой» (далее – Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 10.08.2022 вх. №20475-ЭП/22) ООО «ОтделСтрой» на действия заказчика РГПУ им. А.И. Герцена при организации и проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонту помещений 2 этажа здания по адресу: г. Санкт-Петербург, Казанская ул., д. 6 (извещение №32211576457, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
26 июля 2022 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
№32211576457 (далее — Извещение) о проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонту помещений 2 этажа здания по адресу: г. Санкт-Петербург, Казанская ул., д. 6, участок 54", включая документацию о Закупке (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг РГПУ им. А.И. Герцена (далее – Положение о закупках), версия 19 от 10.02.2022, на момент размещения закупки опубликованным на Официальном сайте в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
5 971 788,29 руб. |
2. |
Дата размещения извещения |
26.07.22 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
11.08.2022 в 09:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок |
12.08.2022 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
ko@rts-tender.ru |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре №32211576457 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся в установлении ненадлежащего порядка предоставления обеспечения заявки на участие в Закупке посредством функционала электронной-торговой площадки РТС-тендер (далее — ЭТП).
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и неразмещении в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения.
РГПУ им. А.И. Герцена относится к бюджетным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «ОтделСтрой» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/20475/22 от 10.08.2022, представлен.
Также документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/20475/22 от 10.08.2022, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с ч. 18 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину. В случае, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. В этом случае победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Согласно ч. 25 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ Заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением случая проведения закупки в соответствии со статьей 3.4 настоящего Федерального закона, при котором обеспечение заявки на участие в такой закупке предоставляется в соответствии с частью 12 статьи 3.4 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.
Как следует из пп. 17 п 7.11 Положения о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны размер обеспечения заявки и условия безотзывной банковской гарантии (при установлении требования).
Согласно п. 14.1 Положения о закупках при осуществлении конкурентной закупки заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке, извещении о проведении запроса котировок требование обеспечения заявок в случае, если НМЦД превышает 5 млн рублей.
В п. 14.2 Положения о закупках указано, что обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств на счет, указанный в документации о закупке, извещении о проведении запроса котировок, или предоставления безотзывной банковской гарантии.
В соответствии с п. 28 Информационной карты Документации размер обеспечения заявки – 5%, что составляет – 298 589 (двести девяносто восемь тысяч пятьсот восемьдесят девять) рублей 41 коп.
Обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств на счет, указанный в документации о закупке, или предоставления безотзывной банковской гарантии.
Согласно п. 21 Информационной карты Документации аукцион в электронной форме проводится в соответствии с датой и временем, указанными в извещении о проведении аукциона в электронной форме, а также в соответствии с регламентом работы и инструкциями ЭТП, с помощью программных средств оператора ЭТП.
Как следует из п. 38 Информационной карты Документации участник закупки формирует заявку на участие в закупке в соответствии с регламентом электронной площадки, на которой будет проводиться закупка, требованиями Федерального закона, а также требованиями настоящей документации.
В жалобе Заявитель указывает, что функционалом ЭТП предусмотрено предоставление обеспечения заявки исключительно путем внесения денежных средств, что противоречит условию п. 28 Информационной карты Документации.
Представитель Заказчика пояснил, что при размещении информации о Закупке на сайте https://www.rts-tender.ru/ РГПУ им. А.И. Герцена была допущена техническая ошибка в части предоставления выбора способа обеспечения заявки для участников, а именно Заказчиком не был выставлен параметр, предусматривающий внесение обеспечения в форме банковской гарантии. Вместе с тем, Заявитель был наделен правом подать запрос на разъяснение положений документации, тем самым уведомив Заказчика о данной ошибке, однако запросов о выборе способа обеспечения не поступало.
Кроме того, представитель Заказчика отметил, что согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 11.08.2022 на момент окончания срока подачи заявок на участие в Закупке было подано 2 заявки, которые впоследствии приняли участие в аукционе и были признаны соответствующими Документации по итогам рассмотрения вторых частей заявок. Так ценовое предложение участника №1 составило 4 180 251,89 руб. (с НДС), а участника №2 - 4 210 110,83 руб. (с НДС). Победителем Закупки был признан участник №1 со снижением цены договора на 20% от начальной (максимальной) цены.
По словам представителя РГПУ им. А.И. Герцена, техническая ошибка Заказчика не создала препятствий для участников Закупки в части предоставления обеспечения заявки на ЭТП.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о том, Заказчиком нарушены требования ч. 25 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ в части ненадлежащего соблюдения обязанности по предоставлению выбора способа обеспечения заявки для участников закупки.
При этом Комиссией СПб УФАС России учтено, что в соответствии с протоколом подведения итогов от 12.08.2022 на участие в процедуре Закупки было подано 2 заявки от участников, которые согласились со всеми условиями Документации, а также были допущены к участию в Закупке. По результатам проведения процедуры Закупки было принято решение заключить договор с участником, предложившим цену договора 4 180 251,89 руб. (с НДС). Таким образом, общее снижение цены договора в рамках аукционного торга составило 20% от начальной (максимальной) цены договора.
На основании изложенного по доводам жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика по ненадлежащему соблюдению обязанности по по предоставлению выбора способа обеспечения заявки для участников закупки нарушения п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3, ч. 25 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ, выразившегося в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении требований норм статей и ненадлежащем их соблюдении, допущенного при организации и проведении Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу (от 10.08.2022 вх. №20475-ЭП/22) ООО «ОтделСтрой» на действия заказчика РГПУ им. А.И. Герцена (ИНН: 7808027849; ОГРН: 1027809233429) при организации и проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонту помещений 2 этажа здания по адресу: г. Санкт-Петербург, Казанская ул., д. 6 (извещение №32211576457) обоснованной.
2. Признать в действиях организатора торгов РГПУ им. А.И. Герцена (ИНН: 7808027849; ОГРН: 1027809233429) при организации и проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонту помещений 2 этажа здания по адресу: г. Санкт-Петербург, Казанская ул., д. 6 (извещение №32211576457) нарушения п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3, ч. 25 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенных путем ненадлежащего установления порядка предоставления обеспечения заявки участником Закупки, не соответствующего условиям Документации и Положения о закупках.
3. Не выдавать закупочной комиссии РГПУ им. А.И. Герцена (ИНН: 7808027849; ОГРН: 1027809233429) предписание об устранении выявленных нарушений, поскольку к участию в процедуре Закупки было допущено 2 заявки участников, при этом общее снижение цены договора в рамках аукционного торга составило 20% от начальной (максимальной) цены договора.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.