Решение №78/37580/20 Т02-907/20 по жалобе ООО «Кенотрон Содружество» от 2 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-907/20

 

27 ноября 2020 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

<...> ;

с участием представителей ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (далее – Организатор торгов) и ООО «Кенотрон Содружество» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 10.11.2020 вх. № 40686-ЭП/20) ООО «Кенотрон Содружество» на действия организатора торгов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на комплексное обслуживание систем управления с преобразователями частоты насосных станций филиала «Водоснабжение Санкт-Петербурга» (извещение №32009621606), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

27 октября 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
№ 32009621606 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на комплексное обслуживание систем управления с преобразователями частоты насосных станций филиала «Водоснабжение Санкт-Петербурга» (далее - Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (далее – Положение о закупках), версия 37 от 29.05.2020, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

 

п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

72 997 410,09 ₽

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

27.10.2020

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

30.11.2020 в 10:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и оценки заявок

(по местному времени заказчика)

02.12.2020 (МСК)

09.12.2020 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

г. Санкт-Петербург, Шпалерная ул., д. 56, литера АК, 2 этаж, Малый конференц-зал «Диалог»

 

2. Доводы жалобы:

1) Заявитель оспаривает неустановление в Документации в качестве требований к участникам закупки условий о наличии членства в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также о наличии у участника электролаборатории;

2) По мнению Заявителя в Документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок по критерию оценки «Квалификация участника конкурса», не позволяющий объективно выявить наилучшие условия исполнения договора.

Иные доводы жалобы не были поддержаны представителем ООО «Кенотрон Содружество» в ходе рассмотрения жалобы Заявителя по существу.

Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Документы, истребованные уведомлением № 78/35131/20 от 13.11.2020 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.

В заседании Комиссии по рассмотрению жалобы Заявителя объявлялся перерыв до 11:30 (МСК) 27 ноября 2020 года.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» относится к унитарным предприятиям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 8 ст. 4 Закона №223-ФЗ извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.

 

По первому доводу жалобы:

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Также п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.

В соответствии с извещением о Закупке предметом Закупки является комплексное обслуживание систем управления с преобразователями частоты насосных станций филиала ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» «Водоснабжение Санкт-Петербурга».

Также согласно извещению о Закупке количество поставляемого товара (объем выполняемой работы, оказываемой услуги) определяется в соответствии с частью III «Техническое задание» конкурсной документации.

Пунктом 1.7 Документации установлены требования к участнику закупки. Согласно п. 1.7.2.2 Документации участники должны соответствовать следующим обязательным требованиям: соответствие участника требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки, в случае если такие требования установлены в Информационной карте конкурса.

При этом информационной картой Документации требования согласно п. 1.7.2.2 не установлены.

Согласно ч. 2 ст. 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.

Исходя из определений, установленных в ст. 1 ГрК РФ:

- объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие) (пункт 10),

- строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства) (пункт 13),

- реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (пункт 14),

- капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (пункт 14.2).

В соответствии с изменением градостроительного законодательства (Федеральный закон от 03.07.2016 № 372-ФЗ) приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», ссылаясь на который заказчик приходит к выводам о необходимости членства СРО, с июля 2017 года не применяется для целей саморегулирования (Письмо Минстроя России от 17.08.2018 № 35217-АГ/08 «По вопросам членства в саморегулируемой организации»).

Согласно позиции Организатора торгов отсутствие в Документации требований к участникам о наличии у него членства в СРО обусловлено отсутствием в документации видов работ для выполнения которых требуется такое членство.

Представители Организатора торгов пояснили, что во взаимосвязи предметом Закупки (комплексное обслуживание систем управления с преобразователями частоты насосных станций) следует, что ни объекты заказчика не являются объектами капитального строительства, ни работы, выполняемые на них, не относятся к работам, требующим наличия членства СРО.

Также представители Организатора торгов указали, что действующим законодательством не предусмотрено норм, обязывающих лиц, оказывающих услуги по обслуживанию систем управления с преобразователями частоты насосных станций, обладать свидетельством о регистрации электролаборатории, выданным Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный энергетический надзор, с правом выполнения испытаний и (или) измерений электрооборудования и (или) электроустановок напряжением до 1000 В.

Представители Организатора торгов отметили, что согласно абзацу первому инструкции Информационного письма Минэнерго РФ от 13.03.2001 № 32-01-04/55 «Об Инструкции о порядке допуска в эксплуатацию электроустановок для производства испытаний (измерений) – электролабораторий» данная инструкция разработана в соответствии с п. 7 Положения о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.98 № 938, которое в свою очередь признано утратившим силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».

Таким образом Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что в Документации Организатором торгов предъявляются надлежащие требования к участникам Закупки.

На основании изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит первый довод жалобы необоснованным и по данному доводу не усматривает в действиях Организатора торгов нарушений при организации и и проведении процедуры Закупки.

 

В отношении второго довода жалобы Заявителя:

Согласно п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В разделе 11 Документации установлены критерии и порядок оценки и сопоставления заявок:

 

Номер критерия оценки

Наименование критерия оценки

Значимость критерия оценки, %

Коэффициент значимости критерия оценки

1.

Цена договора

40

0,4

2.

Квалификация участника конкурса

(Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера, выраженный в совокупной стоимости фактически оказанных услуг за период с 01.01.2017 г. по дату окончания подачи заявок на участие в настоящем конкурсе)

60

0,6

 

 

 

 

 

 

Возможность установления в документации критерия «Квалификация участника конкурса» прямо предусмотрена пунктом 30.2.4 Положения о закупках.

Пунктом 11.3.2 Документации установлен порядок оценки заявок по критерию «Квалификация участника конкурса»:

«Коэффициент значимости критерия: (0,6).

По критерию оценивается совокупная стоимость фактически оказанных услуг сопоставимого характера по надлежаще исполненным договорам (контрактам) за период с 01.01.2017 по дату окончания подачи заявок на участие в настоящем конкурсе.

Под услугами сопоставимого характера в рамках настоящей конкурсной документации подразумеваются услуги следующего вида: ремонт и(или) монтаж и(или) пусконаладка и(или) техническое обслуживание систем управления технологическими процессами и(или) систем телемеханики.

Для заказчика лучшим условием исполнения договора (контракта) по критерию оценки является наибольшее значение критеря. Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки НЦБi определяется по формуле:

НЦБi = К3 * 100 * Кi / Кmax,

где

К3 - коэффициент значимости критерия,

Кi - суммарная стоимость услуг в заявке (предложении), которая оценивается, руб.;

Кmax - максимальное предложение (суммарная стоимость услуг) из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки, руб.

Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера, выраженный в совокупной стоимости фактически оказанных услуг подтверждается формой «Сведения о совокупной стоимости фактически оказанных услуг» (по форме № 5 приложения № 2 «Образцы форм для представления во второй части заявки на участие в конкурсе» к информационной карте конкурса.).

В качестве подтверждения по данному критерию также предоставляются:

- копии договоров (контрактов), по которым участником оказаны услуги по ремонту и/или монтажу и/или пусконаладке и/или техническому обслуживанию систем управления технологическими процессами и(или) систем телемеханики в период с 01.01.2017 по дату окончания подачи заявок на участие в настоящем конкурсе с обязательным приложением всех приложений и дополнительных соглашений к таким договорам (при наличии). 

- копии подписанных актов оказанных услуг по договорам (контрактам), подтверждающие исполнение соответствующих договоров в полном объеме. Предоставленная в составе заявки информация должна содержать сведения, позволяющие идентифицировать конкретную услугу, ее состав, объем и стоимость (в случае непредставления указанных документов, заявка участника закупки отклонению не подлежит, но баллы по критерию «Квалификация участника конкурса» по указанной заявке не начисляются).

Указанные выше документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства, если такие требования предъявляются к их оформлению, в том числе должны иметь необходимые для их идентификации реквизиты (бланк отправителя, наименование документа, наименование организации, от имени которой составлен документ, исходящий номер <...> дата составления, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей и фамилий лиц, подписавших документ и их личные подписи).

При оценке заявок по данному критерию при расчете баллов комиссия не учитывает договоры (контракты): заключенные до 01.01.2017, не исполненные до даты окончания подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без приложений, без дополнительных соглашений (при наличии), без актов оказанных услуг.

В случае противоречия сведений о стоимости оказанных участником конкурса услуг, указанных в представленных в составе заявки на участие в конкурсе копиях договоров (контрактов) и копиях подписанных актов оказанных услуг по вышеуказанным договорам (контрактам), будет учитываться стоимость оказанных услуг, указанная в актах оказанных услуг».

Представители Организатора торгов пояснили, что критерий «Квалификация участника конкурса» и указанный порядок оценки определены с целью привлечения к участию в конкурсе наиболее квалифицированных исполнителей, имеющих максимальный опыт выполнения работ/оказания услуг аналогичных предмету закупки для уменьшения риска оказания некачественных услуг на объектах водоснабжения.

Согласно позиции Организатора торгов спорный критерий не является барьером для участия в закупке, поскольку за наличие или отсутствие значений по данному критерию участник не может быть отклонён, он лишь отражает одну из конкурентных характеристик организации, а субъект предпринимательской деятельности должен понимать риски конкуренции на рынке и требования потенциальных заказчиков о соответствии определённым критериям для гарантии качественного и своевременного выполнения работ (оказания услуг).

Представители Организатора торгов пояснили, что установленные критерии оценки заявок, в равной мере применяются ко всем участникам Закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей Заказчика.

С учетом особенностей порядка оценки заявок по критерию «Квалификация участника конкурса» Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает надлежащим и соответствующим предмету Закупки порядок оценки заявок по оспариваемому Заявителем критерию.

На основании изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит второй довод жалобы неподтвержденным и по данному доводу не усматривает в действиях Организатора торгов нарушений при организации и и проведении процедуры Закупки.

 

4. Рассмотрев жалобу (от 10.11.2020 вх. № 40686-ЭП/20) ООО «Кенотрон Содружество» на действия организатора торгов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на комплексное обслуживание систем управления с преобразователями частоты насосных станций филиала «Водоснабжение Санкт-Петербурга» (извещение №32009621606), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.

  На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 10.11.2020 вх. № 40686-ЭП/20) ООО «Кенотрон Содружество» на действия организатора торгов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (ИНН 7830000426, ОГРН 1027809256254) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на комплексное обслуживание систем управления с преобразователями частоты насосных станций филиала «Водоснабжение Санкт-Петербурга» (извещение №32009621606) необоснованной.

 

 

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны