Решение №78/39879/20 Т02-963/20 по жалобе ООО «МОСПИК» от 18 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-963/20

15 декабря 2020 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Организатор торгов) и ООО «МОСПИК» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 04.12.2020 вх. №44307-ЭП/20) ООО «МОСПИК» на действия Организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку механических запчастей к подвижному составу метрополитена (извещение № 32009705623), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

20 ноября 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32009705623 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку механических запчастей к подвижному составу метрополитена (далее – Закупка), включая документацию о конкурсе (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Положение о закупках) в редакции от 31.08.2020, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

50 000 000,00 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

20.11.2020

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

07.12.2020 в 10:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

14.12.2020 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

СПб, Лиговский пр., д. 88

 

2. Заявитель обжалует включение Организатором торгов в состав Документации ненадлежащего описания предмета Закупки, не позволяющего потенциальным участникам Закупки объективно сформировать заявку на участие в Закупке.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

ГУП «Петербургский метрополитен» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «МОСПИК» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/38360/20 от 09.12.2020, представлен.

Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/38360/20 от 09.12.2020, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Как следует из п. 1.1.1 тома 2 Документации, предметом настоящего конкурса является поставка механических запчастей к подвижному составу метрополитена.

Согласно п. 1.1.2 тома 2 Документации поставка товара осуществляется в соответствии с техническими требованиями конкурсной документации (Том 3). В Томе 3 настоящей конкурсной документации указываются также следующие сведения:

  • описание предмета конкурса;

  • установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика;

  • требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик.

  • место, условия и сроки (периоды) поставки товара.

Пунктом 2.5 тома 3 Документации (Технические требования) установлены требования к техническим, функциональным и эксплуатационным характеристикам товара.

Согласно п. 2.5.1 тома 3 Документации товар должен соответствовать требованиям, указанным в приложении №№ 1, 2 к настоящим Техническим требованиям.

Технические, функциональные и качественные характеристики товара должны соответствовать требованиям технических регламентов, ГОСТов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении обозначений и терминологий, действующих на данный момент.

Применение при описании объектов закупки отмененных ГОСТов обусловлено конструкторской документацией, составленной заводом-изготовителем (разработчиком) вагонов и/или вагонного оборудования, действующей на год разработки конструкторской документации.

На основании п. 2.6 тома 3 Документации товар по позициям №1, 3 - 26 должен соответствовать чертежам (Приложение №3 к настоящим Техническим требованиям).

Разделом 8 тома 3 Документации установлен перечень приложений, являющихся неотъемлемой частью технических требований:

  • приложение №1: Спецификация;

  • приложение № 2: «Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям»;

  • приложение №3: Чертежи.

Согласно приложению № 1 «Спецификация» к тому 3 Документации позиции № 4 соответствует товар «затяжка Ж31.41.031-Б», позиции № 7 - «блок - Тормоз 560.31.45.000 СБ».

Заявитель в жалобе указывает на то, что Документация не содержит точного описания предмета Закупки, в связи с чем потенциальные участники Закупки лишены возможности подать обоснованную заявку на участие в конкурсе, а также приводит следующие замечания к Техническим требованиям Документации:

  • Поз. 4. - затяжка Ж31.41.031-Б - в состав изделия входит втулка 25x15 ГОСТ 6748-60, данный ГОСТ не действует (дата окончания действия 01.01.1976 г.) и в свободном доступе отсутствует.

  • Поз. 7. - блок - Тормоз 560.31.45.000 СБ - нет сборочного чертежа 560.31.45.110 Фланец (к документации приложены только спецификация и входящая в состав сборочного узла деталь).

Представители Организатора торгов отметили, что все необходимые сведения относительно товара по позиции № 4 затяжка ЖЗ 1.41.031-Б указаны заказчиком в Документации, в том числе:

  • п. 2.5. Тома 3 конкурсной документации содержит требования к техническим, функциональным и эксплуатационным характеристикам товара;

  • приложение № 3 к Тому 3 конкурсной документации содержит чертежи необходимого к поставке товара в полном объеме.

В соответствии с чертежом ЖЗ 1.41.031-Б «Затяжка внутренняя левая» (приложение № 3 к Тому 3 конкурсной документации), в состав товара входит, в том числе, втулка 25x15 ГОСТ 6748-60. Согласно п. 2.5.1 тома 3 Документации технические, функциональные и качественные характеристики товара должны соответствовать требованиям технических регламентов, ГОСТов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении обозначений и терминологий, действующих на данный момент. Применение при описании объектов закупки отмененных ГОСТов обусловлено конструкторской документацией, составленной заводом-изготовителем (разработчиком) вагонов и/или вагонного оборудования, действующей на год разработки конструкторской документации. Таким образом, исходя из совокупности требований, указанных в п. 2.5.1. тома 3 Документации, товар по позиции № 4 затяжка Ж31.41.031-Б должен соответствовать требованиям действующих технических регламентов, ГОСТов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий. Кроме того, в соответствии с установленными нормами Единой системы конструкторской документации и п. 4.7 правил внесения изменений в конструкторскую документацию в соответствии с ГОСТ 2.503-2013 вносить изменения в подлинники изменяемых документов имеет право только держатель подлинников этих документов. ГУП «Петербургский метрополитен» не является разработчиком и/или держателем подлинников чертежа ЖЗ 1.41.031-Б, в связи с чем внесение заказчиком изменений в указанный чертеж невозможно.

Представители Организатора торгов также отметили, что все необходимые сведения относительно товара по позиции № 7 блок-тормоз 560.31.45.000 СБ указаны заказчиком в Документации, в том числе:

  • п. 2.5. Тома 3 конкурсной документации содержит требования к техническим, функциональным и эксплуатационным характеристикам товара;

  • приложение № 3 к Тому 3 конкурсной документации содержит чертежи необходимого к поставке товара и его составных частей в объеме, достаточном для определения потребности заказчика и формирования предложения, в том числе ценового, а именно:

* Файл «поз_7_Блок-тормоз1.7г», содержащий чертежи деталей «Деталировка (гайку 31 поз)», «ДНО», «Корпус 100», «Корпус 200», «Крышка 500», «Поршень 300», «Поршень 700», «Стакан 400»;

* Файл «поз_7_Блок-тормоз2.7г», содержащий чертеж 560.31.45.000 СБ Блок-тормоз, спецификации к данному чертежу, а также ОСТ 37.001.124-75, ОСТ 24.050.34-84, ОСТ 37.001.125-81, ТУ 38.1051070-85, ТУ 2500-295-00152106-93;

* Файл «Чертежи 1.7z», содержащий, помимо прочего, ОСТ 37.001.125-81, ОСТ 24.050.34-84, ОСТ 37-001.124-75.

Представители Организатора торгов пояснили, что размещенная Документация позволяет любому профессиональному участнику рынка определить потребность заказчика и сформировать своей предложение, в том числе ценовое. Кроме того, на участие в Закупке подано две заявки: от ООО «МЕТРОПРОМ» и от ООО ФИРМА «ПАРСЕК» (от своего имени и от имени ООО «НПЦ «СИСТЕМА» и ООО «НПП «СИСТЕМА»). Таким образом, как минимум 4 участника рынка ознакомились с размещенной заказчиком технической документацией и сочли ее достаточной для формирования своего предложения, в том числе ценового, и подачи заявки на участие в Закупке.

Комиссия СПб УФАС России, сопоставив доводы, представленные в жалобе ООО «МОСПИК», а также пояснения Организатора торгов, проанализировав положения тома 3 Документации в части установленного описания предмета Закупки, полагает, что Организатором торгов размещена Документация, которая позволяет потенциальным участникам Закупки надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке. При этом размещенные в составе тома 3 Документации чертежи по позициям №№ 4, 7 спецификации, имеющие надлежащее качество, содержат необходимые сведения, позволяющие идентифицировать товар, являющийся предметом Закупки, а также определить потребность заказчика и условия исполнения обязательств по договору.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 04.12.2020 вх. №44307-ЭП/20) ООО «МОСПИК» на действия Организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН 7830000970, ОГРН 1027810223407) при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку механических запчастей к подвижному составу метрополитена (извещение № 32009705623) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны