Решение №78/249/20 Т02-824/19 по жалобе ООО «НевахимС» от 9 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-824/19

 

27 декабря 2019 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

<...> ;

с участием представителей

ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (далее - Организатор торгов) <...>;

ООО «НевахимС» (далее — Заявитель) <...>;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 18.12.2019 вх.№38533-ЭП/19) ООО «НевахимС» на действия организатора торгов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку комплекса основных реагентов для очистки вод и обработки осадков (извещение №31908623381, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

05 декабря 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №31908623381 о проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку комплекса основных реагентов для очистки вод и обработки осадков, включая документацию на проведение открытого конкурса (далее — Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (далее – Положение о закупках), версия 29 от 31.10.2019, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

788 466 897,89 ₽

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

05.12.2019

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

23.12.2019 в 10:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и оценки заявок
(по местному времени заказчика)

23.12.2019 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

г. Санкт-Петербург, Шпалерная ул., д. 56, литера АК, 2 этаж, Малый конференц-зал «Диалог»

 

2. Доводы жалобы:

1) По мнению Заявителя Организатором торгов необоснованно объединены в один лот Закупки услуги по поставке различных видов реагентов, что приводит к значительному укрупнению лота Закупки и, как следствие, ограничивает количество потенциальных участников Закупки;

2) Заявитель полагает незаконным одновременное проведение Организатором торгов иной закупочной процедуры на поставку гелеобразного компонента "Модификатор", включенного в предмет оспариваемой процедуры Закупки;

3) Заявителем оспаривается установление в Документации нерелевантного, по мнению Заявителя, критерия оценки «Обеспеченность ресурсами для поставки продукции»;

4) По мнению Заявителя Организатором торгов необоснованно осуществлен выбор способом проведения Закупки формы торгов в виде открытого конкурса.

Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Оригиналы документов по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/42507/19 от 23 декабря 2019 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.

Письменные пояснения по жалобе ООО «НевахимС» представлены также со стороны заинтересованного лица ООО «НПО «Завод Химических Реагентов».

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения.

ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» относится к унитарным предприятиям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

По первому доводу жалобы:

В соответствии с п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).

Согласно п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 извещения о Закупке определено, что предметом Закупки является право заключения договора на тему: «Поставка комплекса основных реагентов для очистки вод и обработки осадков» для нужд ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».

Согласно п. 3 извещения о Закупке количество поставляемого товара установлено в Техническом задании (Том 3 Конкурсной документации).

Пунктом 8 Технического задания Документации регламентируется, что поставка товара производится в количестве и ассортименте, указанном в Приложении № 1 к настоящему Техническому заданию (том 3 конкурсной документации), по заявкам – в пределах общего объёма товара, то есть в пределах:

- 64 097,00 т сульфата алюминия (водный раствор);

- 42,102 т полиакриламида катионного (для филиала «Водоснабжение Санкт-Петербурга»);

- 294,00 т полиакриламида катионного (для филиала «Водоотведение Санкт-Петербурга»);

- 216,00 т полиакриламида неионогенного;

- 130,24 т N,N'-БИС (диметиламинометил) мочевины.

Согласно позиции Организатора торгов для повышения надежности технологических процессов и тем самым обеспечения требуемого качества услуг, как по водоснабжению, так и по водоотведению, ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» было принято решение объединить в один лот реагенты, которые имеют наибольшее значение для процессов водоснабжения и водоотведения. По мнению ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» это позволяет выделить на рынке наиболее надежного поставщика с повышенной гражданской ответственностью и держать под особым повышенным контролем наиболее значимые в технологических процессах реагенты.

Представители Организатора торгов отметили, что все товары, входящие в предмет Закупки являются химическими реагентами и относятся к одной группе кодов по Общероссийскому классификатору по видам экономической деятельности (ОКПД2) 20 - Вещества химические и продукты химические. Таким образом указанные товары представлены на одном товарном рынке, на котором имеется круг потенциальных участников торгов, готовых поставить такие товары.

Нормами действующего законодательства, а также условиями Документации не регламентировано обязательное предъявление к поставщикам тех или иных специальных или дополнительных требований или разрешений на право поставки какого-либо одного из видов товара, входящих в предмет Закупки.

Законом № 223-ФЗ также не определяется порядок или алгоритм объединения товаров, работ или услуг в один лот, при этом, заказчик закупочной процедуры наделен правом самостоятельного выделения лотов.

Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает надлежащим включение Организатором торгов в один лот Закупки перечня товаров, указанных в п. 8 Технического задания Документации.

На основании изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит первый довод жалобы Заявителя неподтвержденным и по данному доводу жалобы не усматривает нарушений в действиях организатора торгов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в рамках организации и проведения процедуры Закупки.

По второму доводу жалобы:

21.11.2019 ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» было размещено в ЕИС извещение № 31908553014 о проведении закупки в виде открытого аукциона в электронной форме по теме: «Поставка гелеобразного компонента «Модификатор». Начальная (максимальная) цена договора 26 606 127,89 руб. (далее - аукцион).

Частью 5 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ определено, что заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.

Аналогичные положения содержатся в пункте 14.5 Положения о закупках.

Решением от 18.12.2019 аукцион на поставку гелеобразного компонента «Модификатор» отменен.

Представители Организатора торгов отметили, что предметы данных закупочных процедур не аналогичны, более того такой способ проведения как конкурс предполагает более широкий круг участников по сравнению с отмененным аукционом.

Кроме того, нормами Закона № 223-ФЗ не установлено запрета на возможное одновременное проведение закупочных процедур, имеющих идентичные или аналогичные предметы договора, при соблюдении порядка проведения торгов и при наличии такой потребности заказчика.

На основании изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит второй довод жалобы Заявителя безосновательным и по данному доводу жалобы не усматривает нарушений в действиях организатора торгов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в рамках организации и проведения процедуры Закупки.

По третьему доводу жалобы:

Согласно п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Пунктом 17.2.2 Положения о закупках установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе. К таким критериям отнесена квалификация участника закупки, в том числе оснащение материально-техническими, трудовыми (квалификация персонала участника, включая наличие ученых степеней), финансовыми ресурсами, необходимыми для поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг); аналогичный опыт поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) с обязательным пояснением, какой именно опыт признается аналогичным.

В соответствии с п. 12 тома 2 Документации для оценки заявок участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

 

  Таблица № 1.

Номер

критерия оценки заявок

Наименование критерия оценки заявок

Значимость критерия оценки, %

Коэффициент значимости критерия

1.

Цена договора 

60

0,6

2.

Обеспеченность ресурсами для поставки продукции

40

0,4

 

Согласно п. 12.2.2 тома 2 Документации установлен следующий порядок оценки заявок по критерию оценки «Обеспеченность ресурсами для поставки продукции»:

В случае наличия у участника собственного производства, участник предоставляет в составе заявки:

- сведения об обеспеченности ресурсами для собственного производства реагентов (по форме приложения № 3 к тому 2);

- гарантийное письмо о том, что он является производителем данных реагентов и готов произвести поставку реагентов в том объеме и в те сроки, которые указаны в конкурсной документации.

В случае если участник закупки не является производителем реагентов, участник предоставляет в составе заявки:

- сведения об обеспеченности ресурсами для производства реагентов (по форме приложения № 4 к тому 2);

- гарантийные письма производителей (производителя) и/или копий договоров и/или предварительных договоров с производителями (производителем) реагентов, подтверждающие возможность для участника закупки поставить реагенты в том объеме и в те сроки, которые указаны в конкурсной документации.

В случае если участник закупки является производителем одного или нескольких реагентов, участник предоставляет в составе заявки:

- сведения о об обеспеченности ресурсами для собственного производства реагентов (по форме приложения № 3 к тому 2) по реагентам (реагенту) по которым является производителем;

- гарантийное письмо о том, что он является производителем данных реагентов (реагента) и готов произвести поставку реагентов (реагента) в том объеме и в те сроки, которые указаны в конкурсной документации

-  сведения об обеспеченности ресурсами для производства реагентов (по форме приложения № 4 к тому 2) по реагентам, по которым не является производителем;

-  гарантийные письма производителей (производителя) и/или копий договоров и/или предварительных договоров с производителями (производителем) реагентов, подтверждающие возможность для участника закупки поставить реагенты в том объеме и в те сроки, которые указаны в конкурсной документации.

Гарантийные письма, копий договоров, предварительных договоров с производителями (производителем) реагентов предоставляемые участниками закупки должны содержать сведения об объемах реагентов, предлагаемых к поставке, о функциональных характеристиках (потребительских свойствах), технических, качественных, эксплуатационных характеристиках реагентов, позволяющие оценить соответствие предлагаемых реагентов требованиям конкурсной документации.

Значимость критерия составляет 40% (коэффициент значимости критерия - 0,4).

Значение критерия: подтверждение возможности поставки требуемых реагентов в соответствии с условиями Технического задания (том 3 конкурсной документации).

В рамках данного критерия Участник может получить от 0 до 100 баллов:

-  0 баллов - присваивается Участнику при отсутствии подтверждения по одному или нескольким реагентам, указанным в Техническом задании (том 3 конкурсной документации);

-  100 баллов - присваивается Участнику, при наличии подтверждения по всем реагентам, указанным в Техническом задании (том 3 конкурсной документации).

В случае отсутствия у Участника документального подтверждения возможности поставки требуемых реагентов в необходимом объеме в соответствии с условиями Технического задания {том 3 конкурсной документации) участнику конкурса присваивается количество баллов равное 0, при этом участник конкурса не подлежит отклонению.

Количество баллов OPt, присуждаемых по критерию «Обеспеченность ресурсами для поставки продукции» определяется наличием документов от производителей (производителя) подтверждающих возможность для участника поставку реагентов, соответствующих предмету конкурса, в объеме в соответствии с условиями Технического задания (том 3 конкурсной документации) с учетом коэффициента значимости критерия по формуле:

 

ОР, = КЗ X кк1

где:

КЗ - коэффициент значимости критерия;

KKt - количество баллов, присуждаемых участнику в рамках оценки критерия.

В рамках данного критерия Участник предоставляет гарантийные письма от производителей, гарантирующие Заказчику возможность поставка реагентов, соответствующих предмету конкурса, в полном объеме, указанном в Техническом задании (Том 3 конкурсной документации).

Представители Организатора торгов отметили, что порядок оценки заявок по критерию «Обеспеченность ресурсами для поставки продукции» отвечает потребностям Организатора торгов и не умаляет равенства участников закупки. Более того, в целях расширения круга участников закупки (не только производителей реагентов, но и их поставщиков) Организатором торгов были указаны документы, входящие в состав заявок в зависимости от вида участника.

Представители Организатора торгов указали, что в данном случае критерий оценки заявок участников «цена договора» является определяющим критерием при оценке и сопоставлении заявок участников, поскольку составляет 60%. Установленный Организатором торгов в Документации порядок оценки по неценовому критерию не является условием допуска к конкурсу и не ограничивают количество участников закупки.

На основании изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит третий довод жалобы Заявителя неподтвержденным и по данному доводу жалобы не усматривает нарушений в действиях организатора торгов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в рамках организации и проведения процедуры Закупки.

По четвертому доводу жалобы:

Согласно п. 1 ч. 3.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ конкурентные закупки осуществляются в том числе путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион). Таким образом как аукцион, так и конкурс, являются конкурентными процедурами, отвечающими требованиям Закона № 223-ФЗ к таким видам закупок.

Частью 16 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ закреплено, что под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Разделом III Положения о закупках установлены способы закупок, в том числе открытой конкурс в электронной форме.

Согласно пункту 16.10 Положения о закупках заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения конкурса в случае, когда в процессе закупки первоочередное значение придается оценке квалификации и опыта поставщиков (исполнителей, подрядчиков) либо условиям поставки товаров (работ, услуг), условиям исполнения договора, а также при закупке узкоспециализированных товаров (работ, услуг), продукции высоких технологий, сложной техники, сложных или дорогостоящих товаров (работ, услуг).

Заказчик самостоятельного определяет способ закупки исходя из своих нужд и руководствуясь нормами Закона №223-ФЗ и соответствующими требованиями Положения о закупках.

Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает, что Организатором торгов при организации процедуры Закупки правомерно выбрана форма открытого конкурса.

На основании изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит четвертый довод жалобы Заявителя безосновательным и по данному доводу жалобы не усматривает нарушений в действиях организатора торгов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в рамках организации и проведения процедуры Закупки.

 

4. Рассмотрев жалобу (от 18.12.2019 вх.№38533-ЭП/19) ООО «НевахимС» на действия организатора торгов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку комплекса основных реагентов для очистки вод и обработки осадков (извещение №31908623381), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» нарушений при проведении процедуры Закупки.

  На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 18.12.2019 вх.№38533-ЭП/19) ООО «НевахимС» на действия организатора торгов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (ИНН 7830000426, ОГРН 1027809256254) при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку комплекса основных реагентов для очистки вод и обработки осадков (извещение №31908623381) необоснованной.

 

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны