Постановление №78/7703/19 Постановление в отношении генерального директора ООО «Стопэк... от 11 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

78/7703/19 от 11.03.2019

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания по делу №4-14.33-94/78-01-19

 

«11» марта 2019 года

Санкт-Петербург

 

Временно исполняющий обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Санкт-Петербургское УФАС России, управление) Никитина Марина Феликсовна, рассмотрев протокол от 25.02.2019 №01/6196/19 и другие материалы дела об административном правонарушении №4-14.33-94/78-01-19, возбужденного в отношении генерального директора ООО «Стопэкспресс» (паспорт гражданина России <…>, <…> г.р., уроженец <…>, проживает по адресу: <…>) по части 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ),

 

УСТАНОВИЛА:

1. Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России рассмотрела дело № 1-14.6-229/78-01-18. В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

В Санкт-Петербургское УФАС России из ООО «АИС» поступила информация (вх.№14800-ЭП/18 от 08.06.2018) относительно того, что на странице сайта stopexpress.ru, https://stopexpress.ru/special_offers/zapravsya-k-mundialyu/ (далее —  страница сайта) размещена информация о проведении маркетинговой акции с названием «Заправься к Мундиалю!» (далее — маркетинговая акция). На странице сайта изображены товарные знаки по свидетельствам №№ 600424 и 604446, а также обозначение которое сходно до степени смешения с товарным знаком по свидетельству №600425. В названии маркетинговой акции использовано словесное обозначение «Мундиаль», которое сходно до степени смешения с одним из официальных наименований чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 обозначением «Mundial» (пп. б. п. 19 ст. 2 Федерального закона от 7 июня 2013 года № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу ФИФА 2018, Кубка конфедераций ФИФА 2017 и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 108-ФЗ)).

Из открытых источников следует, что администратором сайта stopexpress.ru является ООО «Стопэкспресс», в свою очередь обществу принадлежит сеть магазинов «СТОПЭКСПРЕСС» которые расположены на территории субъектов Российской Федерации.

В рамках маркетинговой акции ООО «Стопэкспресс» предложило неограниченному кругу лиц в период с 1 июня по 30 июня заправиться на автозаправочных станциях «ГАЗПРОМНЕФТЬ» любым топливом на 45 литров и более или купить любые товары магазина «СТОПЭКСПРЕСС» на сумму от 300 рублей, после этого обменять чеки на скретч-карты и получить моментальную скидку на один любой кофе или на один любой сувенир с символикой чемпионата мира по футболу. На скретч-картах под защитным слоем содержалась информация о размере скидки на один любой кофе или на один любой сувенир с символикой чемпионата мира по футболу 2018 года (далее — условие акции).

Информация о проведении маркетинговой акции размещена на странице сайта, информационных баннерах и скретч-картах, которые расположены и выдаются в торговых точках сети магазинов «СТОПЭКСПРЕСС» на территории субъектов Российской Федерации. При этом в информации о проведении маркетинговой акции изображены товарные знаки по свидетельствам №№ 600424 и 604446, а также обозначение которое сходно до степени смешения с товарным знаком по свидетельству №600425.

Товарный знак по свидетельству №600424 является комбинированным обозначением, которое состоит из изображения Кубка Мира и словесного элемента «Russia 2018». Дата государственной регистрации — 28.12.2016.

Товарный знак по свидетельству №604446 представляет собой изображение

волка-забивака темно-серого цвета в одежде бело-сине-красного цвета с логотипом RUSSIA 2018. Дата государственной регистрации — 03.02.2017.

Товарный знак по свидетельству №600425 является словесным обозначением «ZABIVAKA». Дата государственной регистрации — 28.12.2016.

Статьей 19 Закона № 108-ФЗ устанавливаются запреты на использование  символики чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и символики Кубка конфедераций ФИФА 2017 года с нарушением требований настоящей статьи:

1. Использование символики чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, включая обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в том числе без ограничений в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, в составе доменных имен и иным способом), если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к ФИФА или мероприятиям, об одобрении ФИФА и (или) Оргкомитетом "Россия-2018" товаров, работ, услуг и (или) указывает каким-либо образом на связь указанных лиц и (или) товаров, работ, услуг с ФИФА или мероприятиями, допускается только при условии заключения соответствующего договора с ФИФА или уполномоченными организациями ФИФА, подлежащего в установленных федеральным законом случаях государственной регистрации. Использование символики чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года, Кубка конфедераций ФИФА 2017 года, которая является объектом интеллектуальной собственности и на которую ФИФА обладает исключительными правами, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона действие исключительных прав на средства индивидуализации юридических лиц (за исключением FIFA), товаров, работ, услуг, получившие правовую охрану в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и содержащие символику спортивных соревнований, исключительные права на которую принадлежат ФИФА на момент регистрации указанных средств индивидуализации, приостанавливается до 31 декабря 2018 года.

3. Юридическое лицо, фирменное наименование которого тождественно символике чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года, Кубка конфедераций ФИФА 2017 года или сходно с ней до степени смешения, по требованию ФИФА обязано прекратить использование этого фирменного наименования.

4. Не допускаются производство, продажа, распространение, ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации товаров, содержащих символику чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, использование этих товаров иными способами в целях извлечения прибыли или других материальных благ без заключения соответствующего договора с ФИФА или уполномоченными организациями ФИФА.

5. Использование символики чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года, Кубка конфедераций ФИФА 2017 года с нарушением требований настоящей статьи признается незаконным и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ФИФА владеет комплексом имущественных прав, связанных с осуществлением мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года. Полный перечень имущественных прав ФИФА, связанных с проведением Чемпионата, приведен в ст. 17  Закона № 108-ФЗ.

Одним из таких прав является право определять коммерческих партнеров (спонсоров) ФИФА, которым предоставляется эксклюзивное право ассоциировать себя (свои товары, работы, услуги) с ФИФА и Чемпионатом, в том числе и не только посредством использования символики чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года. Действия третьих лиц, не являющихся коммерческими партнерами ФИФА, по реализации (продвижению) товаров, работ или услуг, способные создать представление о принадлежности указанных лиц к ФИФА или мероприятиям, об одобрении ФИФА и (или) Оргкомитетом «Россия-2018» товаров, работ, услуг и (или) о связи указанных лиц и (или) товаров, работ, услуг с ФИФА или мероприятиями -т е. коммерческую ассоциацию с ФИФА или мероприятиями - являются незаконными.

ФИФА не заключала с ООО «Стопэкспресс» договоров, дающих право ассоциировать себя с Чемпионатом мира по футболу ФИФА 2018 года, в том числе путем проведения маркетинговых акций и использования Символики спортивных соревнований.

Согласно статье 20 Закона №108-ФЗ признаются недобросовестной конкуренцией и влекут за собой наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации:

1) продажа, обмен или иное введение в оборот товаров либо выполнение работ, оказание услуг, если при этом незаконно использовались символика спортивных соревнований и обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с символикой спортивных соревнований, либо измененная символика спортивных соревнований;

2) осуществление любых видов маркетинга (в том числе деятельности по реализации и (или) продвижению товаров, работ, услуг), призванных сформировать у потребителя представление о ФИФА и (или) мероприятиях посредством использования символики спортивных соревнований и иным образом, без разрешения ФИФА;

3) введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления о причастности производителя товара и (или) рекламодателя к ФИФА или мероприятиям в качестве спонсора, партнера, помощника, соорганизатора, агента, лицензиата, официального поставщика товаров, работ, услуг либо в любом ином качестве;

4) введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления об одобрении, о рекомендации, сертификации ФИФА и (или) Оргкомитетом "Россия-2018" товаров, работ, услуг, а также о связи таких товаров, работ, услуг с ФИФА или мероприятиями;

5) подготовка и (или) проведение в коммерческих целях массовых мероприятий, создающих ложное представление о них как о мероприятиях, а также финансовое обеспечение, в том числе спонсорская помощь, таких массовых мероприятий без официального письменного разрешения ФИФА;

6) использование без официального письменного разрешения ФИФА мероприятий для организации либо осуществления рекламной или маркетинговой деятельности, получения спонсорской помощи, в том числе если такая деятельность направлена на целевую аудиторию, включая владельцев входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия;

7) использование входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия, в рекламных целях и для проведения розыгрышей, конкурсов, игр, пари, рекламных акций, а также включение стоимости входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия, в перечни услуг по туристическому обслуживанию, гостиничных услуг или других услуг без официального письменного разрешения ФИФА.

Конкурентом ООО «Стопэкспресс», например, является сеть магазинов «АВ Daily». Эти выводы также подтверждаются анализом, который провело Санкт-Петербургское УФАС России.

ООО «Стопэкспресс» воспользовалось ситуацией, что в России проходит чемпионат мира по футболу ФИФА 2018, провело маркетинговую акцию. В соответствии с её условиями потребителям предлагается получить моментальную скидку на один любой кофе или на один любой сувенир с символикой чемпионата мира по футболу 2018 года.

Информация о проведении маркетинговой акции размещена на странице сайта, информационных баннерах и скретч-картах, которые расположены и выдаются в торговых точках сети магазинов «СТОПЭКСПРЕСС» на территории субъектов Российской Федерации. Данные факты свидетельствуют о значительном влиянии ответчика на состояние конкуренции на его товарном рынке.

В названии маркетинговой акции присутствует словесное обозначение «Мундиаль», которое сходно до степени смешения с одним из официальных наименований чемпионата мира по футболу FIFA 2018 обозначением «Mundial» ( пп. б) п. 19 ст. 2  Закона № 108-ФЗ). У ответчика нет разрешения ФИФА использовать данное обозначение.

Вышеуказанные действия ответчика создают у потребителей ложное представление, о том, что у магазинов «СТОПЭКСПРЕСС» есть особая связь с ФИФА, в том что данные магазины являются официальным представительством ФИФА. Потребители, которые в обычных условиях обратились бы к конкурентам ответчика, воспользовались его услугами, поскольку ответчик ввёл их в заблуждение.

В соответствии с подпунктами 2-3, пункта 1 статьи 20 Закона № 108-ФЗ действия ООО «Стопэкспресс» являются недобросовестной конкуренцией и влекут за собой наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Таким образом ООО «Стопэкспресс» получило ничем необоснованное преимущество, которое выразилось в том, что ввело потребителей в заблуждение относительно своего особого статуса и причастности к FIFA.

Ущерб хозяйствующим субъектам-конкурентам, который нанесли действия ООО «Стопэкспресс», следует отнести к упущенной выгоде. Потребители, которые в обычных условиях обратились бы к конкурентам ответчика, воспользовались его услугами, поскольку ответчик ввёл их в заблуждение. У потребителей возникло ложное представление, что у ООО «Стопэкспресс» есть особая связь с ФИФА, в том числе, что магазины «СТОПЭКСПРЕСС» являются официальными магазинами ФИФА.

2. Под недобросовестной конкуренцией согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. При этом под конкуренцией в свою очередь понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»).

В связи с многообразием форм и методов недобросовестной конкуренции законодателем предусмотрен общий запрет на совершение актов недобросовестной конкуренции. Так, не допускаются не только формы недобросовестной конкуренции, предусмотренные статьями 14.1-14.7 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», но и иные формы недобросовестной конкуренции. Запрет на иные формы недобросовестной конкуренции установлен статьёй 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно положениям статьи 10 bis Конвенция по охране промышленной собственности (Париж 20 марта 1883 года) актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету:

1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента;

2) ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента;

3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

Таким образом, действия ООО «СТОПЭКСПРЕСС» (ОГРН 1127847596546, ИНН 7813548100), выразившиеся в создании у потребителей ложного представления, относительно того, что у ООО «Стопэкспресс» есть особая связь с ФИФА, в том числе, что магазины «СТОПЭКСПРЕСС» являются официальными магазинами ФИФА путем проведении маркетинговой акции на странице сайта, в торговых точках сети магазинов «СТОПЭКСПРЕСС» на территории субъектов Российской Федерации, являются недобросовестной конкуренцией.

Согласно статье 37 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствие с частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 данного Кодекса и частью 2 цитируемой статьи, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических
лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1-14.33 цитируемого Кодекса, является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России своим решением от 13 июля 2018 года №78/21693/18 по делу №1-14.6-229/78-01-18 установила в действиях ООО «СТОПЭКСПРЕСС» нарушение статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Время совершения административного правонарушения: акт недобросовестной конкуренции установлен 13 июля 2018 года решением по делу  №1-14.6-229/78-01-18.

Место совершения административного правонарушения: акт недобросовестной конкуренции установлен на товарном рынке, который охватывает Санкт-Петербург.

3. ООО «Стопэкспресс» зарегистрировано в качестве юридического лица 30 октября 2012 года. Лебедев Константин Владимирович являлся генеральным директором (законным представителем) ООО «Стопэкспресс» с момента регистрации данного общества в качестве юридического лица по настоящие время.

При указанных обстоятельствах в действиях должностного лица — генерального директора ООО «Стопэкспресс» Лебедева Константина Владимировича усматривается наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

4.  Определением от 01.02.2019 №78/3303/19 Лебедев Константин Владимирович вызван на 25 февраля 2019 года в 15 часов 30 минут для составления протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

На составление протокола явился от Лебедева Л.В. явился Григорьев Олег Александрович (полномочия подтверждены доверенностью от 22 февраля 2019 года на бланке 78 А Б 6214871).

Рассмотрение дела №4-14.33-93/78-01-19 назначено на 11 марта 2019 года в 11:30. На рассмотрение дела от Лебедева К.В. явился Григорьев Олег Александрович (полномочия подтверждены доверенностью от 22 февраля 2019 года на бланке 78 А Б 6214871).

В ходе рассмотрения дела генеральный директор ООО «Стопэкспресс» Лебедев К.В. представил свои письменные объяснения по делу. Общество просило учесть, что оно исполнило предписание по делу №1-14.6-229/78-01-18. Также он просило назначить ему штраф не выше минимального размера, предусмотренного санкцией части 1 статьи 14.33 КоАП РФ. Осведомлённость ООО «Стопэкспресс» о факте регистрации тех или иные обозначений в качестве товарных знаков не имеет правого значения, поскольку выявленное нарушение не связано с введением в оборот контрафактной продукции.

В ходе рассмотрения дела №4-14.33-93/78-01-19 установлено, в действия ООО «Стопэкспресс» следует квалифицировать по части 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

Согласно частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители несут административную ответственность как должностные лица.

Вина Лебедева К.В. состоит в том, что он, являясь генеральным директором ООО «Стопэкспресс», не обеспечил выполнение руководимым им хозяйствующим субъектом требований статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». Он не предпринял все зависящие от него меры для обеспечения выполнения указанных требований закона.

В рамках производства по делу №4-14.33-94/78-01-19 обстоятельств, отягчающих административную ответственность генерального директора
ООО «Стопэкспресс» Лебедева К.В., не установлено.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность генерального директора ООО «Стопэкспресс» Лебедева К.В., является добровольное выполнение предписания комиссии управления по рассмотрению дела № 1-14.6-229/78-01-18.

Согласно пункту 6 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении необходимо выяснить обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

В рамках производства по делу №4-14.33-94/78-01-19 обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.

Оснований освобождения генерального директора ООО «Стопэкспресс» Лебедева К.В. от наказания за совершение административного правонарушения по части 1 статьи 14.33 КоАП РФ не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 2.1, статьёй 4.1, частью 1 статьи 14.33, статьями 23.48, 29.9 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛА:

1. Назначить генеральному директору ООО «Стопэкспресс» Лебедеву Константину Владимировичу (паспорт гражданина России <…>, <…> г.р., уроженец <…>, проживает по адресу: <…>) административное наказание в виде административного штрафа в размере 12 000 (двенадцати тысяч) рублей 00 копеек за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.

2. Генеральному директору ООО «Стопэкспресс» Лебедеву Константину Владимировичу представить в Санкт-Петербургское УФАС России копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа.

Штраф должен быть перечислен на следующие реквизиты:

ИНН 7825413361, КПП 780101001

Получатель: УФК по г. Санкт-Петербургу (Санкт-Петербургское УФАС России)

Счёт №40101810200000010001

Северо-Западное ГУ Банка России по г. Санкт-Петербургу

БИК 044030001

Код дохода (КБК): 161 1 16 02010 01 6000 140 (Административный штраф, зачисляемый в федеральный бюджет)

ОКТМО 40307000

УИН <…>

Платёжные поручения оформляются плательщиками в соответствии с Правилами указания информации в полях расчётных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утверждённых Приказом Минфина РФ от 24.11.2004 № 106н.

Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии со статьёй 30.3 КоАП РФ может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно частью 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано в надлежащем порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

На основании статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229 «Об исполнительном производстве», постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня вступления в законную силу.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

 

Врио руководителя управления

<…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны