Решение №78/21239/19, 78/21240/19 Т02-387/19 по жалобе ООО «ПроектБалтЭнерго» от 24 июня 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-387/19
19 июня 2019 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей
ПАО «МРСК Северо-Запада» (далее – Организатор торгов) <...>;
ООО «ПроектБалтЭнерго» (далее – Заявитель) <...>;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 10.06.2019 вх. № 17537-ЭП/19) ООО «ПроектБалтЭнерго» на действия ПАО «МРСК Северо-Запада» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по теме «Разработка Комплексных программ развития электрических сетей напряжением 35 кВ и выше на территории субъекта Российской Федерации на пятилетние периоды 2020-2024 гг., 2021-2025 гг. и 2022-2026 гг.» для нужд ПАО «МРСК Северо-Запада» (1216170) (извещение № 31907682658, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
25 марта 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение № 31907682658 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по теме «Разработка Комплексных программ развития электрических сетей напряжением 35 кВ и выше на территории субъекта Российской Федерации на пятилетние периоды 2020-2024 гг., 2021-2025 гг. и 2022-2026 гг.» для нужд ПАО «МРСК Северо-Запада» (1216170), включая документацию на проведение конкурса (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (далее – Положение о закупках), версия 33 от 18.01.2019, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
70 340 772 ,89 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
25.03.2019 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
15.04.2019 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
23.04.2019 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
196247, Россия, г. Санкт-Петербург, площадь Конституции д.3, литера А |
2. В жалобе Заявитель оспаривает установление и предъявление к заявке общества незаконного, по мнению Заявителя, требования, предусмотренного согласно пп. е) п. 9 ч. II Документации, полагая, что оспариваемые действия осуществлены в нарушение требований Закона №223-ФЗ.
Оригиналы документов, истребованные уведомлением о поступлении жалобы 78/19839/19 от 13.06.2019 года, были предъявлены представителем Организатора закупки в ходе заседания Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства .
В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
ПАО «МРСК Северо-Запада» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с
ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
В соответствии с ч. 8 ст. 4 Закона №223-ФЗ извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.
16.04.2019 закупочной комиссией Организатора торгов был составлен протокол № 2 заседания Конкурсной комиссии Заказчика по вскрытию поступивших на конкурс конвертов с заявками на открытый конкурс.
23.04.2019 был составлен протокол № 3 заседания закупочной комиссии Организатора торгов по рассмотрению заявок участников Закупки на отборочной стадии и допуску участников до переторжки, согласно которому конкурсная заявка ООО «ПроектБалтЭнерго» была признана по существу соответствующей условиям Закупки.
24.05.2019 был составлен протокол № 9 заседания закупочной комиссии Организатора торгов по повторному рассмотрению заявок участников Закупки на отборной стадии и допуску участников до переторжки, согласно которому была отклонена конкурсная заявка ООО «ПроектБалтЭнерго» по причине несоответствия требованиям пп. е) п. 9 ч. II Документации.
Предметом конкурса согласно извещению о Закупке является право заключения договора на выполнение работ по теме «Разработка Комплексных программ развития электрических сетей напряжением 35 кВ и выше на территории субъекта Российской Федерации на пятилетние периоды 2020-2024 гг., 2021-2025 гг. и 2022-2026 гг.» для нужд ПАО «МРСК Северо-Запада» (1216170).
В соответствии с пп. е) п. 9 ч. II Документации предусмотрено, что участник Закупки в числе прочего не должен иметь за последние 24 (двадцать четыре) месяца, включая месяц окончания подачи заявок, вступивших в законную силу судебных решений по искам Заказчика (ПАО «МРСК Северо-Запада») и (или) искам взаимозависимых обществ (лиц) ПАО «МРСК Северо-Запада» (согласно перечню взаимозависимых лиц ПАО «МРСК Северо-Запада», установленному в Приложении 6 к Единому стандарту закупок ПАО «Россети») не в пользу Участника закупки вследствие неисполнения и/или ненадлежащего исполнения договорных обязательств перед Заказчиком и (или) искам взаимозависимых обществ (лиц) Заказчика по договорам подряда, по которым Участник конкурса являлся Подрядчиком (При проверке соответствия Участника закупки данному требованию, Организатор закупки (Заказчик), помимо сведений указанных Участником закупки в своей заявке, вправе провести дополнительную проверку достоверности сведений содержащихся в заявке участника путем анализа сведений содержащихся в официальных открытых источниках (например по Картотеке арбитражных дел (kad.arbitr.ru)).
Несоответствие указанному требованию влечет отклонение такой заявки на основании пп. а) п. 5.3.5 ч. I Документации.
Из содержания Документации следует, что установленное Организатором торгов согласно пп. е) п. 9 ч. II Документации пороговое требование к допуску к участию в Закупке об обязательном отсутствии у участника Закупки за последние 24 (двадцать четыре) месяца, включая месяц окончания подачи заявок, вступивших в законную силу судебных решений по искам Заказчика (ПАО «МРСК Северо-Запада») и (или) искам взаимозависимых обществ (лиц) ПАО «МРСК Северо-Запада» (согласно перечню взаимозависимых лиц ПАО «МРСК Северо-Запада», установленному в Приложении 6 к Единому стандарту закупок ПАО «Россети») не в пользу Участника закупки вследствие неисполнения и/или ненадлежащего исполнения договорных обязательств перед Заказчиком и (или) искам взаимозависимых обществ (лиц) Заказчика по договорам подряда, по которым Участник конкурса являлся Подрядчиком, распространяется на любые решения по искам ПАО «МРСК Северо-Запада» и (или) искам взаимозависимых обществ (лиц) вследствие ненадлежащего исполнения договорных обязательств перед Заказчиком и (или) искам взаимозависимых обществ (лиц) Заказчика по договорам подряда, в том числе и не связанные с предметом Закупки.
Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу, что предъявляемое Организатором торгов согласно пп. е) п. 9 раздела II Документации требование не может быть признано допустимым, так как указанное требование не связано с предметом Закупки, кроме того, по своей сути необоснованно ограничивает права потенциальных участников Закупки, способных исполнить работы в рамках Закупки надлежащим образом и в полном объеме, однако имеющие упомянутые в пп. е) п. 9 ч. II Документации судебные решения не в свою пользу.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает, что наличие у участника Закупки вступивших в законную силу судебных решений по искам Заказчика (ПАО «МРСК Северо-Запада») и (или) искам взаимозависимых обществ (лиц) ПАО «МРСК Северо-Запада» (согласно перечню взаимозависимых лиц ПАО «МРСК Северо-Запада», установленному в Приложении 6 к Единому стандарту закупок ПАО «Россети») не в пользу Участника закупки вследствие неисполнения и/или ненадлежащего исполнения договорных обязательств перед Заказчиком и (или) искам взаимозависимых обществ (лиц) Заказчика по договорам подряда, по которым Участник конкурса являлся Подрядчиком, не находится в прямой зависимости и не отражает уровня квалификации участника Закупки или его фактической способности исполнить работы в рамках Закупки надлежащим образом и в полном объеме.
Кроме того, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу, что предъявляемое Организатором торгов согласно пп. е) п. 9 ч. II Документации требование, с учетом предусматриваемого договорными обязательствами права Организатора торгов на претензионную работу, может выступать дополнительным дискриминационным фактором, подменяющим установленный согласно ст. 5 Закона №223-ФЗ реестр недобросовестных поставщиков, куда включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
На основании изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по неправомерному установлению в пп. е) п. 9 ч. II Документации чрезмерного, дискриминационного и не соответствующего предмету Закупки требования к участникам Закупки нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, ч. 8, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное при проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (от 10.06.2019 вх. № 17537-ЭП/19) ООО «ПроектБалтЭнерго» на действия ПАО «МРСК Северо-Запада» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по теме «Разработка Комплексных программ развития электрических сетей напряжением 35 кВ и выше на территории субъекта Российской Федерации на пятилетние периоды 2020-2024 гг., 2021-2025 гг. и 2022-2026 гг.» для нужд ПАО «МРСК Северо-Запада» (1216170) (извещение № 31907682658), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях организатора торгов ПАО «МРСК Северо-Запада» нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, ч. 8, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, допущенное при проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу (от 10.06.2019 вх. № 17537-ЭП/19) ООО «ПроектБалтЭнерго» на действия ПАО «МРСК Северо-Запада» (ИНН 7802312751, ОГРН 1047855175785) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по теме «Разработка Комплексных программ развития электрических сетей напряжением 35 кВ и выше на территории субъекта Российской Федерации на пятилетние периоды 2020-2024 гг., 2021-2025 гг. и 2022-2026 гг.» для нужд ПАО «МРСК Северо-Запада» (1216170) (извещение № 31907682658) обоснованной.
2. Признать в действиях организатора торгов ПАО «МРСК Северо-Запада» (ИНН 7802312751, ОГРН 1047855175785) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по теме «Разработка Комплексных программ развития электрических сетей напряжением 35 кВ и выше на территории субъекта Российской Федерации на пятилетние периоды 2020-2024 гг., 2021-2025 гг. и 2022-2026 гг.» для нужд ПАО «МРСК Северо-Запада» (1216170) (извещение № 31907682658) нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, ч. 8, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное путем неправомерного установления в пп. е) п. 9 ч. II Документации чрезмерного, дискриминационного и не соответствующего предмету Закупки требования к участникам Закупки.
3. Организатору торгов ПАО «МРСК Северо-Запада» (ИНН 7802312751, ОГРН 1047855175785) и его закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по теме «Разработка Комплексных программ развития электрических сетей напряжением 35 кВ и выше на территории субъекта Российской Федерации на пятилетние периоды 2020-2024 гг., 2021-2025 гг. и 2022-2026 гг.» для нужд ПАО «МРСК Северо-Запада» (1216170) (извещение № 31907682658) путем отмены протоколов рассмотрения, оценки, сопоставления заявок и подведения итогов, повторного проведения этапов рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке без учета требования пп. е) п. 9 ч. II документации о Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке за исключением пп. е) п. 9 ч. II, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
19 июня 2019 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> ;
на основании решения Комиссии от 19.06.2019 № Т02-387/19 по жалобе на действия ПАО «МРСК Северо-Запада» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по теме «Разработка Комплексных программ развития электрических сетей напряжением 35 кВ и выше на территории субъекта Российской Федерации на пятилетние периоды 2020-2024 гг., 2021-2025 гг. и 2022-2026 гг.» для нужд ПАО «МРСК Северо-Запада» (1216170) (извещение № 31907682658, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Организатору торгов ПАО «МРСК Северо-Запада» (ИНН 7802312751, ОГРН 1047855175785) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по теме «Разработка Комплексных программ развития электрических сетей напряжением 35 кВ и выше на территории субъекта Российской Федерации на пятилетние периоды 2020-2024 гг., 2021-2025 гг. и 2022-2026 гг.» для нужд ПАО «МРСК Северо-Запада» (1216170) (извещение № 31907682658), путем отмены протоколов рассмотрения, оценки, сопоставления заявок и подведения итогов, повторного проведения этапов рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке без учета требования пп. е) п. 9 ч. II документации о Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке за исключением пп. е) п. 9 ч. II, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 11 июля 2019 года с приложением подтверждающих документов.
<...>
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.