Решение №78/8435/24 Решение по делу № 078/05/18.1-2/2024 от 2 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 078/05/18.1-2/2024

 

Резолютивная часть оглашена «12» марта 2024 года

Санкт-Петербург

В полном объеме решение изготовлено «2» апреля 2024 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель:

М.Ф. Н<...>

 – заместитель руководителя,

члены:

П.С. В<...>

 – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы,

О.А. Б<...>

 – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы,

рассмотрев дело № 078/05/18.1-2/2024 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (части 16 статьи 181, пункта 8 части 1 и части 2 статьи 27 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе») по факту размещения рекламы по факту распространения рекламы букмекерской конторы «BetBoom» на канале «Движ Борца 4» видеохостинга «YouTube»,

в заседании приняли участие:

заявитель (лично, по ВКС),

от ООО Фирма «СТОМ» — Дмитрий Сергеевич Ко<...> (по доверенности, очно),

Виталий Викторович К<...> не принял участия, просил рассмотреть дело без своего участия (вх. № 5507-ЭП/24 от 04.03.2024),

УСТАНОВИЛА:

в Санкт-Петербургское УФАС России из ФАС России поступило заявление физи­ческого лица относительно нарушения законодательства о рекламе (вх. № 27641-ЭП/23 от 30.10.2023). Заявитель указал на факт размещения рекламы букмекерской конторы «BetBoom» на канале «Движ Борца 4» видеохостинга «YouTube».

Рассмотрев это заявление, Санкт-Петербургское УФАС России выявило признаки нарушения части 16 статьи 181, пункта 8 части 1 и части 2 статьи 27 Закона о рекламе1 при размещении указанной рекламы.

Санкт-Петербургское УФАС России определением от 22 января 2024 года № 78/1326/24 возбудило производство по делу № 078/05/18.1-2/2024 по признакам нарушения части 16 статьи 181, пункта 8 части 1 и части 2 статьи 27 Закона о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 7 февраля 2024 года.

Комиссия отложила рассмотрение дела определением от 12 февравля 2024 года № 78/3627/24 и запросила дополнительные доказательства по делу. Рассмотрение дела назначено на 12 марта 2024 года.

Комиссия продлила срок рассмотрения дела до 22 апреля 2024 года. По этому вопросу комиссия вынесла определение от 12 февраля 2024 года № 78/3626/24.

Нет оснований для отложения рассмотрения дела. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало. Материалов дела достаточно для того, чтобы принять решение по существу рассматриваемого вопроса.

  1.  Квалификация рассматриваемой информации

Реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статьи 3 Закона о рекламе).

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Таким образом, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования.

В видеоролике2 «Договорные бои и судейский БЕСПРЕДЕЛ в ПОП ММА|Наше дело|Бойцовский клуб Рен ТВ|Хардкор» с 7:04 до 7:50 размещена информация о букмекерской конторе «BetBoom».

Рассматриваемая информация не является персональным предложением кому-либо и направлена на привлечение внимания к товарам (объекту рекламирования) неопределённого круга лиц. Любой совершеннолетний человек, ознакомившись с заявленной в видео информации может воспользоваться ей.

Данная информация также не является исключительно справочной информацией или социальной рекламой (статья 10 Закона о рекламе).

Комиссия учитывает, что информация о букмекерской конторе «BetBoom» в видеоролике «Договорные бои и судейский БЕСПРЕДЕЛ в ПОП ММА|Наше дело|Бойцовский клуб Рен ТВ|Хардкор» не является составной частью сюжета видео и не органично интегрирована в него. Кроме того, В.В. К<...> рассказывает об услугах букмекерской конторы «BetBoom», переодевшись в блиндированную одежду этой конторы.

Таким образом, спорная информация является рекламой. Объект рекламирования: азартные игры букмекерской конторы «BetBoom».

  1.  Выводы о противотечении рекламы требованиям закона

    1.  В видеоролике3 «Договорные бои и судейский БЕСПРЕДЕЛ в ПОП
      ММА|Наше дело|Бойцовский клуб Рен ТВ|Хардкор» с 7:04 до 7:50 размещена реклама букмекерской конторы «BetBoom».

Требования к рекламе основанных на риске игр и пари установлены статьёй 27 Закона4 о рекламе. Специальные требования предъявляются как местам размещения рекламы, так и её содержанию.

Реклама основанных на риске игр, пари не должна использовать образы людей и животных (пункт 8 части 1 статьи 27 Закона о рекламе).

В силу части 2 статьи 27 Закона о рекламе, реклама основанных на риске игр, пари допускается только:

1) в теле- и радиопрограммах с 22 до 7 часов местного времени, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 цитируемой статьи;

2) в зданиях, строениях, сооружениях, в которых проводятся такие игры, пари, за исключением объектов транспортной инфраструктуры (вокзалов, аэропортов, станций метрополитена и других подобных объектов);

3) в периодических печатных изданиях, на обложках и в выходных данных которых содержится информация о специализации указанных изданий на сообщениях и материалах рекламного характера, а также в периодических печатных изданиях, предназначенных для работников организатора азартных игр и (или) участников таких игр, находящихся в границах игорных зон, созданных в соответствии с Законом5 об азартных играх.

Согласно части 2.2 статьи 27 Закона о рекламе, помимо случаев, предусмотренных частью 2 цитируемой статьи, допускаются размещение, распространение рекламы:

1) основанных на риске игр, пари, осуществляемых организаторами азартных игр в букмекерских конторах, и (или) средств индивидуализации организаторов азартных игр в букмекерских конторах:

а) в периодических печатных изданиях, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера;

б) в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети «Интернет»):

на сайтах, зарегистрированных в качестве сетевых изданий, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера;

на официальных сайтах общероссийских спортивных федераций либо профессиональных спортивных лиг;

на сайтах, владельцем которых является учредитель телеканала спортивной направленности, не являющегося телеканалом, доступ к которому осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств;

2) средств индивидуализации организаторов азартных игр в букмекерских конторах:

а) в спортивных сооружениях;

б) а спортивной форме спортсменов и (или) спортивных клубов.

Таким образом, реклама букмекерской конторы «BetBoom» на канале «Движ Борца 4» видеохостинга «YouTube» содержит нарушение пункта 8 части 1, частей 2 и 2.2 Закона о рекламе.

    1.  Реклама, распространяемая в информационно-телекоммуникационной
      сети «Интернет», за исключением рекламы, размещенной в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должна содержать
      пометку «реклама», а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,
      содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы (часть 16 статьи 181 Закона о рекламе).

В рекламе букмекерской конторы «BetBoom» на канале «Движ Борца 4» видеохостинга «YouTube» указанные сведения отсутствуют.

Таким образом, реклама букмекерской конторы «BetBoom» на канале «Движ Борца 4» видеохостинга «YouTube» содержит нарушение части 16 статьи 181 Закона о рекламе.

    1.  Как пояснил В.В. К<...> (вх. № 5507-ЭП/24 от 04.03.2024), он
      разместил спорную рекламы, не дожидаясь согласования с ООО Фирма «СТОМ». Промокод «DVIZH» был недоступен для использования.

В силу пункта 2 части 3 статьи 4 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Таким образом, реклама букмекерской конторы «BetBoom» на канале «Движ Борца 4» видеохостинга «YouTube» содержит нарушение пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

  1.  Выводы о наличии оснований для выдачи предписания
    о прекращении нарушения законодательства о рекламе

На основании пункта 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламо­распространителям, операторам рекламных систем обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. При этом предписание о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей (часть 3 статьи 33 Закона о рекламе).

Согласно пункту 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него дейст­вия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.

У комиссии нет доказательств того, что реклама букмекерской конторы «BetBoom» на канале «Движ Борца 4» снята с размещения.

С учётом изложенного, комиссия считает необходимым выдать В.В. К<...> предписание о прекращении нарушения законодательства Российс­кой Федерации о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел,
возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

КОМИССИЯ РЕШИЛА:

  1.  Признать ненадлежащей рекламу букмекерской конторы «BetBoom»,
    размещённую на канале «Движ Борца 4» видеохостинга «YouTube», поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5, части 16 статьи 181, пункта 8 части 1 и части 2 статьи 27 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

  2.  Выдать В.В. К<...> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

  3.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «2» апреля 2024 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель

 

М.Ф. Н<...>

Члены

 

П.С. В<...>

 

 

О.А. Б<...>

 

1 Здесь и далее по тексту Закон о рекламе — Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

2 Размещён на странице: https://www.youtube.com/watch?v=9rjkMoTqBQI.

3 Размещён на странице: https://www.youtube.com/watch?v=9rjkMoTqBQI.

4 Здесь и далее по тексту Закон о рекламе — Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

5 Здесь и далее по тексту — Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Связанные организации

ООО Фирма «Стом»
ИНН 7705005321, ОГРН 1027739014291