Решение №78/39880/20, 78/39881/20 Т02-964/20 по жалобе ИП Леонтьевой О. В. от 18 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-964/20

15 декабря 2020 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Организатор торгов) и ИП Леонтьевой О. В. (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 04.12.2020 вх. № 44168-ЭП/20) ИП Леонтьевой О. В. на действия Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку бортового оборудования системы видеорегистрации и выполнение работ по его монтажу и пуско-наладке на подвижном составе (извещение №32009728977), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

26 ноября 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32009728977 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку бортового оборудования системы видеорегистрации и выполнение работ по его монтажу и пуско-наладке на подвижном составе (далее – Закупка), включая документацию об аукционе (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Положение о закупках) в редакции от 23.10.2020, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

9 944 134,33 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

26.11.2020

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

04.12.2020 в 11:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

08.12.2020, 11.12.2020 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

СПб, ул. Сызранская, д. 15

 

2. Заявитель обжалует включение Организатором торгов в состав Документации ненадлежащего описания предмета Закупки, не позволяющего потенциальным участникам Закупки объективно сформировать заявку на участие в Закупке.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

СПб ГУП «Горэлектротранс» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ИП Леонтьевой О. В. в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/38359/20 от 09.12.2020, представлен.

Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/38359/20 от 09.12.2020, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Как следует из п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

  • несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

  • закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

  • закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

  • закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Пунктом 2 информационной карты Документации (далее — Информационная карта) установлены наименование, вид и предмет аукциона: «Поставка бортового оборудования системы видеорегистрации и выполнение работ по его монтажу и пуско-наладке на подвижном составе».

В соответствии с п. 9 Информационной карты количество и характеристики поставляемого товара и выполняемых работ, определяется в соответствии с техническим заданием, которое является неотъемлемой частью документации об аукционе в электронной форме.

Разделом 11 Документации регламентировано техническое задание на поставку бортового оборудования системы видеорегистрации и выполнение работ по его монтажу и пуско-наладке на подвижном составе (далее — Техническое задание).

Пунктом 2.2 Технического задания установлены наименование, основные характеристики и объемы требуемых к выполнению работ.

В соответствии с п. 2.2.1.1.13 Технического задания в поставку, монтаж и пуско-наладочные работы систем видеорегистрации на подвижном составе СПб ГУП «Горэлектротранс» входит прикладное ПО. В случае если прикладное ПО является лицензированным, то лицензии прикладного ПО должны быть переданы без ограничения по сроку действия, количеству обрабатываемых видеопотоков, по количеству пользователей.

Согласно п. 2.3.8 Технического задания функциональные характеристики ПО приведены в приложении № 1 к Техническому заданию.

На основании п. 3.9 приложения № 1 к Техническому заданию установленное на ТС БО ВР должно быть сопряжено с системой «GeoRITM» (версии 2.23.0) принятой в эксплуатацию заказчиком. Установленное на ТС БО ВР при работе с системой «GeoRITM» должно обеспечивать выполнение нижеперечисленных функций (задач):

  • Отображение на интерактивной карте ТС с установленным БО ВР;

  • Удаленную настройку установленного на ТС БО ВР;

  • Удаленное обновление программного обеспечения БО ВР;

  • Построение треков в режиме реального времени (далее по тексту может использоваться понятие -on-line);

  • Отображение в режиме on-line состояние работоспособности БО ВР;

  • Передавать сведения о срабатывании кнопки тревожной сигнализации (далее по тексту –КТС) и других событиях с ТС;

  • Передавать в систему GeoRITM информацию от подключенных к БО ВР датчиков подсчета пассажиров эксплуатирующихся на ТС Заказчика;

  • Построение отчетов по одному, нескольким или общий по транспортным средствам с помощью графического интерфейса;

  • Передавать в систему GeoRITM сведения от акселерометра БО ВР для дальнейшего построения отчетов по безопасности движения, превышению скорости и агресивности вождения сотрудников Заказчика.

Функциональные возможности системы «GeoRITM», принятой в эксплуатацию заказчиком, представлены в открытом доступе http://www.ritm.ru.

Заявитель в жалобе указывает на то, что из содержания Документации невозможно сделать вывод о типах оборудования и прикладного программного обеспечения в нем, совместимых с системой «GeoRITM», поскольку отсутствуют сведения о программном обеспечении системы «GeoRITM» и ее характеристиках, что не позволяет сделать вывод о возможности поставки того или иного типа оборудования при исполнении договора. Таким образом, у хозяйствующих субъектов, имеющих намерение участвовать в Закупке, отсутствовали сведения о возможных расходах, связанных с интеграцией прикладного ПО поставляемого оборудования с эксплуатируемой системой заказчика «GeoRITM», необходимых для выполнения работ в соответствии с условиями договора.

Заявитель полагает ненадлежащими условия Документации по следующим основаниям:

  • ввиду отсутствия в Документации сведений о типе оборудования, совместимого с программным обеспечением GEO.RITM, характеристиках указанного программного обеспечения, что необходимо при выполнении договора;

  • не указано наличие у заказчика неисключительных прав на программное обеспечение GEO.RITM, необходимых при интеграции прикладного ПО оборудования с системой GEO.RITM при исполнении договора;

  • отсутствие информации, позволяющей сделать вывод о способе и сроках предоставления компанией «РИТМ» необходимых данных, исключительных/неисключительных прав и их стоимости для осуществления программной интеграции с системой GEO.RITM.

Представители Организатора торгов отметили, что Заявителем не был направлен запрос о разъяснении требований Документации о необходимости предоставления информации по сопряжению с программным обеспечением GeoRitm, принятым в эксплуатацию на предприятии. Вывод Заявителя о том, что у хозяйствующих субъектов, имеющих намерение участвовать в Закупке, отсутствовали сведения о возможных расходах, связанных с интеграцией прикладного ПО поставляемого оборудования с эксплуатируемой системой заказчика «GeoRITM», необходимых для выполнения работ в соответствии с условиями договора, не соответствует действительности, так как:

  • Разработчиком и обладателем авторских прав на программное обеспечение GeoRitm является ООО «НПО «РИТМ».

  • Информация о разработчике ООО «НПО «РИТМ», контактная информация ООО «НПО «РИТМ», а также сведения о программном обеспечении GeoRitm и его функциональные характеристики находятся в свободном доступе.

  • По информации от ООО «НПО «РИТМ» разработанное ими программное обеспечение GeoRitm поддерживает прием данных от различных производителей оборудования.

Вместе с тем из описания предмета Закупки, установленного Документацией, не следует, что программное обеспечение «GeoRitm» поддерживает прием данных от различных производителей оборудования. Также Документацией не предусмотрены сведения о программном обеспечении «GeoRitm», его характеристиках, позволяющие сделать вывод о совместимости того или иного типа оборудования с системой «GeoRitm», вследствие чего с учетом требований п. 3.9 приложения № 1 к Техническому заданию потенциальные участники Закупки лишены возможности объективно сформировать свое предложение в рамках Закупки.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что установленное в Документации описание предмета Закупки содержит ненадлежащие условия выполнения работ, не позволяющие потенциальным участникам Закупки объективно сформировать свое предложение в рамках Закупки.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по включению в Документацию ненадлежащего описания предмета Закупки нарушение п. 1 ч. 1, п. 1 ч. 6.1 ст. 3, п.п. 1, 15 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также установлении в Документации ненадлежащих требований к выполняемым работам, используемых в описании предмета закупки, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу (от 04.12.2020 вх. № 44168-ЭП/20) ИП Леонтьевой О. В. на действия Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН 7830001927, ОГРН 1027809259730) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку бортового оборудования системы видеорегистрации и выполнение работ по его монтажу и пуско-наладке на подвижном составе (извещение №32009728977) обоснованной.

2) Признать в действиях Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН 7830001927, ОГРН 1027809259730) нарушение п. 1 ч. 1, п. 1 ч. 6.1 ст. 3, п.п. 1, 15 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также установлении в Документации ненадлежащих требований к выполняемым работам, используемых в описании предмета закупки, допущенное путем включения в Документацию описания предмета Закупки, не позволяющего потенциальным участникам Закупки объективно сформировать свое предложение в рамках Закупки.

3) Организатору торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН 7830001927, ОГРН 1027809259730) и его закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, допущенных при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку бортового оборудования системы видеорегистрации и выполнение работ по его монтажу и пуско-наладке на подвижном составе (извещение №32009728977), путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.

4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

15 декабря 2020 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

на основании решения Комиссии от 15.12.2020 № Т02-964/20 по жалобе на действия организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку бортового оборудования системы видеорегистрации и выполнение работ по его монтажу и пуско-наладке на подвижном составе (извещение №32009728977, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Организатору торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН 7830001927, ОГРН 1027809259730) и его закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, допущенных при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку бортового оборудования системы видеорегистрации и выполнение работ по его монтажу и пуско-наладке на подвижном составе (извещение №32009728977), путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 18 января 2021 года с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны