Решение №78/39005/19, 78/39006/19 Т02-719/19 по жалобе ООО «Континент» от 28 ноября 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-719/19
25 ноября 2019 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
с участием представителей от СПб ГБУК «Михайловский театр» (далее – Организатор торгов); от ООО «Континент» (далее — Заявитель);
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 14.11.2019 вх. № 33717-ЭП/19, от 22.11.2019 вх. № 34526-ЭП/19) ООО «Континент» на действия закупочной комиссии Организатора торгов СПб ГБУК «Михайловский театр» (далее — Закупочная комиссия) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку осветительного оборудования (извещение № 31908348975), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
27 сентября 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 31908348975 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку осветительного оборудования (далее – Закупка), включая документацию о конкурсе (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГБУК «Михайловский театр» (далее – Положение о закупках) в редакции от 25.06.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
34 710 617,32 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
27.09.2019 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
01.11.2019 в 09:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
05.11.2019, 06.11.2019 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
191186, Санкт-Петербург, пл. Искусств, д. 3, каб. 377/3 |
2. Заявитель обжалует принятое согласно итоговому протоколу по Закупке № U4437879-7808798-3 от 07.11.2019 решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отказе от заключения договора с участником ООО «Континент» по результатам проведения процедуры Закупки, а также об осуществлении Закупки повторно на основании п. 12.1.40. Положения о закупках в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок только одна заявка признана соответствующей требованиям положения и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику открытого конкурса и указаны в конкурсной документации.
Заявитель полагает, что указанные действия являются дискриминационными по отношению к ООО «Континент», а также нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
СПб ГБУК «Михайловский театр» относится к бюджетным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Континент» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/37770/19 от 19.11.2019, представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/37770/19 от 19.11.2019, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
-
-
-
информационная открытость закупки;
-
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
-
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
-
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
-
-
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с итоговым протоколом по Закупке № U4437879-7808798-3 от 07.11.2019 к участию в процедуре Закупки была допущена 1 заявка (ООО «Континент»), которая признана соответствующей требованиям Положения о закупках и Документации, а участник Закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, изложенным в Документации. Вместе с тем Закупочной комиссией Организатора торгов принято решение о признании Закупки несостоявшейся, а также в соответствии с пунктом 12.1.40. Положения о закупках, в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок только одна заявка признана соответствующей требованиям положения и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику открытого конкурса и указаны в конкурсной документации, заказчиком принято решение об осуществлении закупки повторно.
Как следует из ч. 1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ, конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее также - конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства), осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с ч. 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Частью 16 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ определено, что под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.
В соответствии с ч. 15 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.
Согласно ч. 28 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такой конкурентной закупки, заказчика.
На основании ч. 29 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается на условиях, которые предусмотрены проектом договора, документацией о конкурентной закупке, извещением об осуществлении конкурентной закупки или приглашением принять участие в такой закупке и заявкой участника такой закупки, с которым заключается договор.
Пунктом 13.2 Положения о закупках установлен порядок проведения конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП).
Как следует из п. 13.2.2 Положения о закупках, конкурс для СМСП проводится в порядке, установленном пунктом 12.2, с учетом особенностей пунктов 13.1 и 13.2 настоящего Положения, а также регламента электронной площадки.
На основании п. 12.2.2 Положения о закупках конкурс в электронной форме проводится по правилам пункта 12.1 положения с учетом особенностей функционирования электронной площадки, на которой проводится конкурс в электронной форме и пункта 12.2 настоящего положения.
Согласно п. 12.1.40 Положения о закупках и п. 11.1.38 Документации в случае если открытый конкурс признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям положения и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику открытого конкурса и указаны в конкурсной документации либо в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок только одна заявка признана соответствующей требованиям положения и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику открытого конкурса и указаны в конкурсной документации, заказчик имеет право осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), либо имеет право повторно провести открытый конкурс, либо провести закупку иным способом в соответствии с положением.
Комиссией СПб УФАС России установлено, что согласно итоговому протоколу по Закупке № U4437879-7808798-3 от 07.11.2019 к участию в процедуре Закупки была допущена 1 заявка (ООО «Континент»), которая признана соответствующей требованиям Положения о закупках и Документации, а участник Закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, изложенным в Документации.
В соответствии с п. 8 итогового протокола по Закупке № U4437879-7808798-3 от 07.11.2019 указаны сведения об участниках конкурса в электронной форме, из содержания которых следует, что цена товаров, работ, услуг, предложенная единственным участником ООО «Континент» в рамках процедуры Закупки, составляет 27 977 000, 00 рублей.
Таким образом, Комиссией СПб УФАС России установлено, что цена товаров, работ, услуг, предложенная ООО «Континент» (27 977 000, 00 руб.) в рамках процедуры Закупки, была снижена по отношению к начальной (максимальной) цене договора (34 710 617, 32 руб.) на 19,4%.
Представитель Организатора торгов отметил, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов, отраженное в итоговом протоколе по Закупке № U4437879-7808798-3 от 07.11.2019, по мнению СПб ГБУК «Михайловский театр», не противоречит требованиям Закона № 223-ФЗ, а также принято в соответствии с нормами Положения о закупках и Документации.
Вместе с тем Комиссия СПб УФАС России полагает, что в соответствии с требованиями ч. 15 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заказчик обязан заключить договор по итогам проведения конкурентной Закупки. Таким образом, решение Закупочной комиссии Организатора торгов, отраженное в итоговом протоколе по Закупке № U4437879-7808798-3 от 07.11.2019, об осуществлении процедуры Закупки повторно нарушает требования ч. 15 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ, а также является дискриминационным по отношению к участнику Закупки ООО «Континент», предложившему цену договора, сниженную на 19,4% по отношению к начальной (максимальной) цене договора, заявка которого была признана соответствующей требованиям Положения о закупках и Документации, а участник Закупки, подавший такую заявку, соответствовал требованиям, изложенным в Документации.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов по принятию решения об осуществлении Закупки повторно на основании п. 12.1.40 Положения о закупках нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 15 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в отказе от заключения договора по результатам конкурентной закупки, допущенное при проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (от 14.11.2019 вх. № 33717-ЭП/19, от 22.11.2019 вх. № 34526-ЭП/19) ООО «Континент» на действия Закупочной комиссии Организатора торгов СПб ГБУК «Михайловский театр» (ИНН: 7830001525, ОГРН: 1027809224607) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку осветительного оборудования (извещение № 31908348975) обоснованной.
2) Признать в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов СПб ГБУК «Михайловский театр» (ИНН: 7830001525, ОГРН: 1027809224607) нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 15 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в отказе от заключения договора по результатам конкурентной закупки, допущенное путем принятия решения об осуществлении Закупки повторно на основании п. 12.1.40 Положения о закупках.
3) Выдать Организатору торгов СПб ГБУК «Михайловский театр» (ИНН: 7830001525, ОГРН: 1027809224607) и его Закупочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, допущенных при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку осветительного оборудования (извещение № 31908348975), путем отмены итогового протокола по Закупке № U4437879-7808798-3 от 07.11.2019, повторного подведения итогов Закупки и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
25 ноября 2019 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
на основании решения Комиссии от 25.11.2019 № Т02-719/19 по жалобе на действия закупочной комиссии организатора торгов СПб ГБУК «Михайловский театр» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку осветительного оборудования (извещение № 31908348975, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Организатору торгов СПб ГБУК «Михайловский театр» (ИНН: 7830001525, ОГРН: 1027809224607) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку осветительного оборудования (извещение № 31908348975), путем отмены итогового протокола по Закупке № U4437879-7808798-3 от 07.11.2019, повторного подведения итогов Закупки и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим положением о закупках организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 23 декабря 2019 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.