Решение №10/1303 Решение по жалобе ООО «Аверо груп» от 2 января 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалобы (далее – Комиссия) в составе:

 

 

Чащихина С.Г.

-

заместитель руководителя управления, Председатель Комиссии;

Козлова О.А.

-

начальник отдела транспорта и связи, член Комиссии

Крылов И.В.

-

главный специалист-эксперт юридического отдела, член Комиссии;

Грасс Д.В.

-

ведущий специалист-эксперт отдела транспорта и связи, член Комиссии

с участием представителей:

от ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Заказчик, Организатор торгов):

- Борисова Т. С. – начальник сектора по организации закупок для нужд ГУП «Петербургский метрополитен», по доверенности №298 от 16.10.2012;

от ООО «Аверо груп» (далее – Заявитель):

- Гирин И.В. – представитель ООО «Аверо груп», по доверенности №2 от 17.01.2013;

в соответствии с частями 16, 17 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), рассмотрев жалобу ООО «Аверо груп» (вх. №877 от 17.01.2013) на действия (бездействие) Заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку мебели для нужд ГУП «Петербургский метрополитен», заслушав пояснения представителя Заказчика (Организатора торгов) и Заявителя,

УСТАНОВИЛА:

29 декабря 2012 года, на сайте электронной площадки http//etp.roseltorg.ru/ Заказчиком было опубликовано Извещение COM29121200028 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку мебели для нужд ГУП «Петербургский метрополитен», а также соответствующая Аукционная документация. Извещение об указанном аукционе и Аукционная документация размещены на официальном сайте – www.zakupki.gov.ru и на официальном сайте заказчика -  http://www.metro.spb.ru.

 

Заявитель обжалует следующие действия Заказчика (Организатора торгов).

1. Не размещение на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru Положения о закупках ГУП «Петербургский метрополитен», а также документации о закупке (аукционной документации).

2. В аукционной документации нерегламентированна процедура оценки и сопоставления заявок на участие в электронном аукционе, в которой критерии и порядок оценки не установлены, что может привести к субъективному толкованию показателей и параметров предлагаемой в заявках участников продукции со стороны членов рабочей группы.

3. Не размещение образцов форм для заполнения участниками аукциона в соответствии с томом 2 аукционной документации.

4. Включение, согласно аукционной документации, в процедуру оценки заявок выездной проверки для проверки соответствия образцов продукции техническим требованиям, установленным в п.2.3. тома 3 аукционной документации, что не предусмотрено Положением в части проведения электронных аукционов.

 

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в возражениях на жалобу от 23.01.2013 №12603-8/375 (вх. №1244 от 23.01.13) и от 24.01.2013 №12603-9/394 (вх. №1401 от 25.01.13).

1. Заказчик в подтверждение размещения Положения на официальном сайте – www.zakupki.gov.ru представил скриншоты с официального сайта Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными юридическими лицами в Реестре опубликованных положений о закупках, в котором Положение опубликовано под регистрационным номером 1120003437.

2. Заказчик пояснил, что процедура оценки и сопоставления заявок на участие в аукционе, а также основания отклонения аукционной комиссией заявок регламентирована соответствующими положениями томов 1 и 2 Аукционной документации – в п. 9 тома 2 определен порядок оценки заявок участников по критерию «Функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики»; в соответствии с п.4.1. тома 1 аукционная комиссия рассматривает заявки на соответствие требованиям Аукционной документации; в п.4.2. тома 1 перечислены основания отклонения заявок.

 Заказчик также указал, что аукционная комиссия осуществляет оценку заявок путем расчета баллов на основании формул, определенных в п.9 тома 2 Аукционной документации, принимая мнение рабочей группы, которая на основании проверки образцов продукции по каждому из определенного в аукционной документации подкритерию выставляет баллы от 1 до 10.

Заказчик указал, что при разработке п.9 тома 2 Аукционной документации в части порядка оценки заявок была применена аналогия права, а именно постановление Правительства РФ от 10.09.2009 №72, которым установлены правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный заказ в соответствии с Законом №94-ФЗ.

Заказчик также пояснил, что при выставлении баллов рабочая группа руководствуется принципом соответствия представленной продукции требованиям технического задания (т.3 Аукционной документации), ГОСТов (указываются в Спецификации)  по установленным подкритериям.  

3. Заказчик пояснил, что согласно п.5.2. тома №2 Аукционной документации заявка участника должна содержать следующие формы: форма №1 «Анкета участника», форма №2 «Сведения, подтверждающие опыт поставки аналогичной продукции», которые, как и аукционная документация,  согласно представленным Заказчиком  скриншотам, размещены на сайт электронной площадки, на официальном сайте и на сайта Заказчика.

 

Представленные документы, пояснения представителей Заказчика и Заявителя, указывают на следующие обстоятельства.

ГУП «Петербургский метрополитен» (Заказчик) является государственным унитарным предприятием, для которого  в соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о закупках установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

Положение о закупках ГУП «Петербургский метрополитен», утвержденное приказом начальника метрополитена № 151 от 29.02.2012 г. (далее – Положение), в установленные законом сроки размещено на сайте ГУП «Петербургский метрополитен» - www.metro.spb.ru, а также на официальном сайте – www.zakupki.gov.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, в котором Положение (со всеми внесенными в его редакцию изменениями) опубликовано под регистрационным номером 1120003437.

В соответствии с терминами и определениями Положения Заказчик является организатором закупки (в рассматриваемом случае – организатором торгов способом открытого аукциона в электронном виде).

Положение является документом, который в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках регламентирует закупочную деятельность ГУП «Петербургский метрополитен» и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В разделе II.VII.I. Положения определен порядок подготовки электронных аукционов (раздел II.VII.I.II.), а также порядок проведения электронного аукциона (раздел II.VII.I.IV.)  В соответствии с п.2.7.1.2.13. Положения аукционная документация подготавливается в соответствии с примерной формой аукционной документации Приложения №15, 15а, 15б Положения.

В соответствии с п.2.7.4.1. Положения Аукционная комиссия метрополитена рассматривает заявки на соответствии требованиям аукционной документации: проверяет заявки на соответствии требованиям аукционной документации к их оформлению, на соответствие требованиям технического задания (технических требований к поставке), а также проверяет участника, подавшего заявку, на соответствие требованиям, предусмотренным аукционной документацией.

В соответствие с п.2.7.1.4.2. Положения при рассмотрении заявок аукционная комиссия принимает во внимание заключение экспертной (рабочей) группы.

Согласно п.6.1. утвержденного приказом Заказчика №696 от 08.08.2012 (с изм. приказом №696 от 01.08.2012) Регламента работы аукционной комиссии Управления метрополитена, комиссией может быть организована экспертная (рабочая) группа для предварительной экспертной оценки заявок на участие в аукционе о возможности допуска до участия в аукционе.

В соответствии  п.6.5. Регламента, экспертные группы: а) рассматривают заявки на соответствие требованиям аукционной документации; б) знакомятся со всеми документами и материалами, относящимися к заявкам; в) готовят письменные заключения для комиссии по результатам рассмотрения заявок с обоснованием принятого решения о допуске или отклонения заявок.

В соответствии с п.2.7.1.4.3. Аукционная комиссия принимает решение о допуске к участию в аукционе на основании результатов рассмотрения заявок аукционной комиссией.

Согласно п.2.7.1.4.4. к участию в электронном аукционе допускаются участники, по всем критериям и требованиям соответствующие аукционной документации. Аукционные заявки, не соответствующие указанным критериям и требованиям, отклоняются по основаниям, предусмотренным аукционной документацией.

В соответствии с п.2.7.1.4.7. Положения, к участию в открытом аукционе допускаются организации, соответствующие требованиям, установленным п.2.7.1.4.7.2. Положения (требования к участнику аукциона), документация которых соответствует требованиям п.2.7.1.4.7.1. Положения (требования к оформлению документации).

В соответствии с п.2.7.1.4.8. Положения основания отклонения заявок в том числе является несоответствие требованиям, указанным в п.2.7.1.4.7. Положения, а также если заявка участника не соответствует техническому заданию (техническим требованиям).

В соответствии с п.4.1.5 примерной формы аукционной документации Приложений №15, 15а, 15б Положения, участники, аукционные заявки которых не соответствуют требованиям, изложенным в аукционной документации, отклоняются по основаниям, изложенным в п.4.2. Тома 1 примерной формы аукционной документации и не допускаются до участия в аукционе.

Таким образом, в соответствии с Положением в части подготовки и проведения электронных аукционов, основаниями отклонения заявок является несоответствие участников и их документации критериям и требованиям, установленным  аукционной документацией.

В соответствии с п.2.7.1.2.20.14 и с п.2.7.1.2.20.15 в аукционной документации должны содержаться сведения о критериях оценки и сопоставления заявок на участие в электронном аукционе и о порядке оценки и сопоставления заявок на участие в электронном аукционе, что соответствует также требованиям п.12 и 13 ч.10 ст.4 Закона о закупках.

Основания отклонения аукционных заявок на участие в электронном аукционе на поставку мебели определены в п.4.2.1. Аукционной документации, в соответствии с которыми на основании п.4.2.1.9. Аукционной документации аукционная заявка отклоняется, если итоговый рейтинг заявки участника открытого аукциона по критерию «Функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики» тома 2 аукционной документации меньше 40 баллов.

Правила оценки заявок для определения указанного в основаниях отклонения заявок итогового рейтинга определены в п.9 т.2 Аукционной документации.

В соответствии с п.2 ст.3 Закона о закупках, выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупках, на аукционе – лицо, предложившее наиболее низкую цену договора.

В отличие от конкурса, когда при указанном способе закупки  установленные в документации о закупке критерии и порядок оценки и сопоставления заявок  в соответствии с требованиями действующего законодательства необходимы для выявления победителя торгов, предусмотренная Заказчиком в п.9 т.2 Аукционной документация оценка заявок применяется для установления итогового рейтинга заявки участника как одно из оснований для отклонения заявок.

Из содержания п.9 т.2 Аукционной документации установлено, что оценка заявок по критерию «Функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики» осуществляется путем выставления членом рабочей группы для каждого представленного участником аукциона образца продукции по каждому подкритерию баллы от 1 до 10 включительно.

В п.9 т.2 Аукционной документации для оценки заявки используется три подкритерия: «дизайн», «качество исполнения», «функциональность». По указанным подкритериям члены рабочей группы выставляются оценки для подсчета итогового рейтинга по образцам товара по позиции №3, №14, №29, №44 из спецификации тома 5 Аукционной документации, в соответствии с требованиями п.2.9. т.3 «Технические требования». 

Требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) или качественные характеристикам поставляемого товара определены в п.2 тома 3 Аукционной документации, с учетом приложения №1 «Спецификации» к тому 3 и дополнительных технических условий п.2.3. тома 3 Аукционной документации.

Однако из содержания п.9 т.2 неясно по каким из установленных в п.2 тома 3 требований в качеству поставляемого товара члены рабочей группы будут оценивать введенной системой баллов от 1 до 10 предъявленные для проверки образцы продукции по каждому из  подкритериев: «дизайн», «качество исполнения», «функциональность».

Таким образом, в Аукционной документации отсутствуют сведения о том, каким  установленным в документации требованиям качества должен отвечать поставляемый товар по «дизайну», «качеству исполнения», «функциональности».

Для введенной в аукционной документации системе оценок от 1 до 10, которыми членами рабочей группы оценивается поставляемый участниками закупки товар, не определены те параметры (требования, критерии), по которым будет поставляться та или иная оценка. В связи с этим фактически предлагаемый к поставке участником закупки товар по введенным в документации подкритериям будет оцениваться каждым из участников рабочей группы не по определенным в документации о закупке требованиям, а по собственному убеждению.

Таким образом, при организации торгов Заказчик (Организатор торгов)  в нарушение п.12 и п.13 ч.10 ст.4 Закона о закупках не установил в Аукционной документации критерии оценки, а также порядок оценки аукционных заявок, которые используются для подсчета итогового рейтинга, являющегося основанием для допуска  к участию к закупке, в документации о закупке отсутствуют, что является нарушением  пункта 12 и пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

 

В Извещении и Аукционной документации определены дата начала срока подачи заявок – 29 декабря 2012г. и дата и время окончания срока подачи заявок – 18 января 2013г. 10 часов 00 минут.

Заявитель не доказал, что в связи с наличием определенных условий в Аукционной документации, Заявитель был лишен возможности подать заявку на участие в электронном аукционе.

В установленные в Аукционной документации сроки были поданы аукционные заявки от девяти (9) участников.

 

 

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Аверо груп» обоснованной в части наличия нарушения заказчиком порядка организации торгов способом электронного аукциона.

2. Признать в действиях заказчика и организатора открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку мебели для нужд ГУП «Петербургский метрополитен» нарушение порядка организации торгов, выразившегося в нарушении требований пункта 12 и пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в части не установления в Аукционной документации критериев оценки и порядка оценки аукционных заявок, которые используются для подсчета итогового рейтинга, являющегося основанием для допуска  к участию в закупке.

3. Выдать заказчику и организатору торгов предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации торгов.

 

Председатель Комиссии                                                                                    С.Г. Чащихина

 

Члены Комиссии                                                                                               О.А. Козлова

                                                                                                                                                   

                                                                                                                             И.В. Крылов

                                                                                                                                

                                                                                                                                  Д.В.Грасс                                                                                                                                                                               

                                                          

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны