Решение №78/8841/21 Т02-265/21 по жалобе ООО «Бриз-Кама» от 31 марта 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-265/21
26 марта 2021 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
с участием представителей от АО «Авиакомпания «Россия» (далее – Организатор торгов) путем видеоконференцсвязи; в отсутствие представителей от ООО «Бриз-Кама» (далее — Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и способе рассмотрения жалобы;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 10.03.2021 вх. № 8069-ИП/21, от 18.03.2021 вх. № 9198-ЭП/21) ООО «Бриз-Кама» на действия Организатора торгов АО «Авиакомпания «Россия» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку противогазов гражданских фильтрующих ГП-9 и наборов КИМГЗ (извещение № 32110002195), заслушав пояснения,
УСТАНОВИЛА:
17 февраля 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32110002195 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку противогазов гражданских фильтрующих ГП-9 и наборов КИМГЗ (далее – Закупка), включая извещение о Закупке (далее – Извещение).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг И-ГД-241-21 издание 5 (далее – Положение о закупках) от 04.07.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Извещением о Закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
515 000,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
17.02.2021 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
10.03.2021 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
18.03.2021 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
http://etpgpb.ru/ |
2. Заявитель обжалует включение Организатором торгов в Извещение ненадлежащего описания предмета Закупки, не соответствующего условиям ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.
В заседании Комиссии СПб УФАС России по рассмотрению жалобы ООО «Бриз-Кама» объявлялся перерыв до 26.03.2021 12:00 (МСК).
3. Проанализировав Извещение, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
АО «Авиакомпания «Россия» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Бриз-Кама» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/6879/21 от 15.03.2021, представлен.
Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/6879/21 от 15.03.2021, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).
В соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:
-
несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
-
закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
-
закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
-
закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Пунктом 3 Извещения установлено, что предметом договора является поставка противогазов гражданских фильтрующих ГП-9 и наборов КИМГЗ, количество (объем) – 260 шт.
Описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ указано в Техническом задании (Приложение 4).
Как следует из п. 1 Технического задания, к поставке требуется противогаз гражданский фильтрующий ГП-9 лицевой частью со смотровым экраном (панорамным стеклом), к которому установлены в том числе следующие требования:
В комплект гражданского противогаза должны входить:
-
лицевая часть в сборе – 1 шт.;
-
фильтр комбинированный– 1 или 2 шт.;
-
сумка для хранения и ношения противогаза – 1 шт;
-
руководство по эксплуатации – 1 экз.;
-
паспорт или формуляр – 1 (на партию ли часть партии).
Технические показатели противогаза должны обеспечивать время защитного действия не менее 80 минут по следующим аварийно-химически опасным веществам ингаляционного действия: хлор (объемная доля – не менее 0,1%, массовая концентрация – не менее 3,0 мг/дм3), сероводород (объемная доля – не менее 0,1%, массовая концентрация – не менее 1,4 мг/дм3), аммиак (объемная доля – не менее 0,1%, массовая концентрация – не менее 0,7 мг/дм3).
-
Размерный ряд лицевой маски - один (универсальный) размер.
Конструктивные требования:
-
Фильтрующе-поглощающая коробка (ФПК) должна быть выполнена из композиционного полимерного материала и иметь блочно-композитную конструкцию, обеспечивающую меньшее сопротивление дыханию и меньшую массу, что способствует снижению утомляемости пользователя в условиях проведения длительных эвакуационных мероприятий, что является значимым для различных возрастных категорий эвакуируемых лиц и лиц, имеющих заболевания дыхательной системы.
-
Все лицевые части (маски) должны иметь один (универсальный) размер, универсальный размер подмасочника.
Заявитель в жалобе указывает на то, что в настоящее время на рынке противогазов существуют 5 производителей гражданских противогазов:
-
АО «Сорбент», противогаз ГП-7, УЗС ВК Экран;
-
АО «Тамбовмаш», противогаз ГП-21У;
-
АО «Арти-Завод», противогаз ГП-9 с фильтром из композиционного материала и имеющего блочно-композитную конструкцию;
-
ОАО «ЭХМЗ им. Н.Д. Зелинского», противогаз ГП-9 с металлическим фильтром, ГП-21;
-
ООО «Бриз-Кама», противогазы ГП-7Б, ГП-7ПМ.
Заявитель полагает, что Организатором торгов в Извещении о закупке указаны отсутствующие в технических стандартах требования к товару, которые указывают на конкретного производителя требуемых к поставке противогазов гражданских фильтрующих ГП-9: АО «Арти-Завод», что является нарушением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ и делает невозможным изготовление и подачу заявки с эквивалентом:
-
объект закупки: противогаз гражданский фильтрующий ГП-9;
-
универсальный размер лицевой части и подмасочника;
-
время защитного действия не менее 80 минут по следующим аварийно-химически опасным веществам ингаляционного действия: хлор (объемная доля - не менее 0,1%, массовая концентрация - не менее 3,0 мг/дм3), сероводород (объемная доля - не менее 0,1%, массовая концентрация - не менее 1,4 мг/дм3), аммиак (объемная доля - не менее 0,1%, массовая концентрация - не менее 0,7 мг/дм3);
-
фильтрующее-поглощающая коробка выполнена из композиционного материала и имеет блочно-композитную конструкцию.
Таким образом, по мнению Заявителя, Организатором торгов в описании объекта закупки указаны нестандартные требования, что ограничивает конкуренцию одной моделью противогаза - ГП-9, производства АО «Арти-Завод» и делает невозможным изготовить и поставить заказчику гражданские противогазы.
Представители Организатора торгов пояснили, что, основываясь на потребностях заказчика, вытекающих из учёта всех факторов особенностей возможного развития чрезвычайных ситуаций, характерных для региона заказчика, были определены требования:
-
универсальный размер лицевой части и подмасочника необходим в связи с ограниченным количеством времени на выдачу средств индивидуальной защиты работникам из-за близости расположения объектов заказчика к возможным источникам химического заражения;
-
ко времени защитного действия противогаза по различным опасным химическим веществам. По результатам прогнозирования поражающих факторов, характерных для региона заказчика, и в целях гарантированного исключения риска поражения человека в процессе проведения первоочередных (эвакуационных) мероприятий фильтрующий противогаз должен обеспечивать время защитного действия не менее 80 минут по следующим аварийно-химически опасным веществам ингаляционного действия: хлор (объёмная доля - не менее 0,1%, массовая концентрация - не менее 3,0 мг/дмЗ), сероводород (объёмная доля - не менее 0,1%, массовая концентрация - не менее 1,4 мг/дмЗ), аммиак (объёмная доля - не менее 0,1%, массовая концентрация - не менее 0,7 мг/дмЗ). Данные требования были установлены заказчиком с формулировкой «не менее», что не ограничивает участников закупки предложить к поставке товар с соответствующими или улучшенными характеристиками.
-
фильтрующее-поглощающая коробка, выполненная из композиционного материала, обеспечивает меньшее сопротивление дыханию и меньшую массу, чем насыпные фильтры, что способствует снижению утомляемости пользователя в условиях проведения длительных эвакуационных мероприятий, что является значимым для различных возрастных категорий эвакуируемых лиц и лиц, имеющих заболевания дыхательной системы. Например, фильтр блочно-композитной конструкции ГП-9кБ-Оптим имеет массу 290 граммов и сопротивление дыханию 176,4 Па, тогда как фильтр насыпной ГП-7КБ имеет массу 350 граммов и сопротивление дыханию 200 Па. Данное требование важно, так как согласно нормативно-правовым актам работодатель обязан обеспечить средствами индивидуальной защиты 100% своих работников, среди которых есть лица различных возрастов и, возможно, лица с хроническими заболеваниями дыхательной системы.
Представители Организатора торгов отметили, что противогазы гражданские фильтрующие ГП-9 изготавливают два предприятия в Российской Федерации – АО «АРТИ-Завод» и ОАО «ЭХМЗ им. Н. Д. Зелинского». Данный факт подтверждают сертификаты соответствия № РОСС RU.03 ЭЧ 017. Н 0371 и № ТС RU C-RU.СП28.В.00355 (прилагаются). Кроме того, Извещение о закупке предусматривает возможность поставки эквивалентных противогазов. Каждое из требований, на которые указывает Заявитель также является законным и обоснованным:
-
согласно техническому регламенту Таможенного союза (ТР ТС 019/2011) «О безопасности средств индивидуальной защиты» (см. пп. 2 п. 4.10) маркировка средства индивидуальной защиты может не содержать указание на его размер, что подразумевает возможность разработки и изготовления средств индивидуальной защиты, которые имеют один универсальный размер. Требование к универсальности размера противогаза не противоречит техническому регламенту ТР ТС 019/2011. В соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ заказчик вправе устанавливать в описании предмета закупки требования к размерам товара. Как противогазы ГП-9 производства АО «АРТИ-Завод», так и противогазы ГП-9 производства ОАО «ЭХМЗ им. Н. Д. Зелинского» могут оснащаться масками универсального размера: маски ARTIRUS-У(Р) и МАГ-3 соответственно (см. руководства по эксплуатации указанных противогазов, прилагаются). Таким образом, требование об универсальности размера противогаза является законным и обоснованным;
-
требования об обеспечении защиты от аммиака, хлора и сероводорода, а также значения показателей концентраций данных веществ и значения показателей времени защитного действия по данным веществам согласуются с положениями ГОСТ 12.4.235-2019, устанавливающим общие технические требования к фильтрам противогазов. Указанные вещества, равно как значения показателей их концентраций, представлены в табл. 2 пункта 5.9.1 ГОСТ 12.4.235-2019. Значения показателей времени защитного действия по указанным веществам также не противоречат табл. 2 пункта 5.9.1 ГОСТ 12.4.235-2019. Показатели времени защитного действия в табл. 2 пункта 5.9.1 ГОСТ 12.4.235-2019 указаны в сопровождении слов «не менее», что подразумевает возможность увеличения таких показателей в соответствии с имеющейся у заказчика потребностью. Согласно сертификатам соответствия № РОСС RU.03 ЭЧ 017. Н 0371 и № РОСС RU.03 ЭЧ 17.Н 001550, как противогаз ГП-9 производства АО «АРТИ-Завод», так и противогаз ГП-9 производства ОАО «ЭХМЗ им. Н. Д. Зелинского» обеспечивают защиту не менее 80 мин по указанным веществам при заданных концентрациях. Таким образом, требования к защитным свойствам приобретаемых противогазов являются законными и обоснованными;
-
в описание предмета закупки включено обоснование выбранной заказчиком конструкции фильтра противогаза (блочно-композитный из композиционного полимерного материала), а именно: обеспечивает меньшее сопротивление дыханию и меньшую массу, что способствует снижению утомляемости пользователя в условиях проведения длительных эвакуационных мероприятий, что является значимым для различных возрастных категорий эвакуируемых лиц и лиц, имеющих заболевания дыхательной системы. Противогазы ГП-9 производства АО «АРТИ-Завод» и ОАО «ЭХМЗ им. Н. Д. Зелинского» имеют сопоставимые конструкции фильтров, что выражается в практически идентичных показателях сопротивления дыханию массы противогаза. Показатель сопротивления дыханию противогаза ГП-9 производства АО «АРТИ-Завод» составляет не более 176,6 Па, ГП-9 производства ОАО «ЭХМЗ им. Н. Д. Зелинского» не более 180 Па. Показатель массы противогаза ГП-9 производства АО «АРТИ-Завод» составляет не более 1050 г, ГП-9 производства ОАО «ЭХМЗ им. Н. Д. Зелинского» не более 1000 г. (см. руководства по эксплуатации указанных противогазов, прилагаются). Таким образом, требование в отношении конструкции фильтра приобретаемого противогаза является законным и обоснованным.
В подтверждение данной позиции со стороны Организатора торгов в заседание Комиссии СПб УФАС России были представлены соответствующие документы и сведения, в том числе ответ производителя ОАО «ЭХМЗ им. Н. Д. Зелинского» о том, что производимые им противогазы гражданские ГП-9 производятся в том числе в соответствии с условиями Технического задания.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что описание предмета Закупки, установленное Организатором торгов в Извещении, содержит требования к характеристикам товара, являющегося предметом Закупки, которые позволяют участникам Закупки предложить к поставке эквивалентные товары, что соответствует условиям ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России находит довод жалобы Заявителя неподтвержденным, вследствие чего по данному доводу жалобы не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 10.03.2021 вх. № 8069-ИП/21, от 18.03.2021 вх. № 9198-ЭП/21) ООО «Бриз-Кама» на действия Организатора торгов АО «Авиакомпания «Россия» (ИНН 7810814522, ОГРН 1117847025284) при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку противогазов гражданских фильтрующих ГП-9 и наборов КИМГЗ (извещение № 32110002195) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.